Браконьеры натравливают тигров на людей

Браконьеры натравливают тигров на людей

Из Москвы отношения между амурским тигром и человеком выглядят очень понятными: полосатые красавцы страдают от рук и ружей коварных двуногих. Однако не все так просто. Даже экологи признают, что жители дальневосточных деревень вовсе не умиляются своим хищным соседям. Тигры все чаще выходят к человеческому жилью, задирают скот. Кто же в этом виноват и что делать?

В феврале этого года в устье реки Чичимара Ванинского района Хабаровского края молодая тигрица неожиданно появилась на опушке леса и набросилась на людей. Крестьяне застрелили ее – кто их за это осудит?

— Сами попробуйте представить себя на месте человека, которому в лесу каждый день в затылок дышит настоящий живой дикий тигр, — говорят эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF) России. — Совершенно естественно, что значительная часть негородского населения Приморья относится к тигру совсем по-другому. Испытывает страх. Не любит. Мечтает от него избавиться. Считает, что тигров развелось слишком много.

Согласно последней «тигриной переписи» (2010 г.), на Дальнем Востоке осталось всего около 500 особей. Это и не много, и не мало. Это ровно столько, сколько вмещают в себя еще не вырубленные участки уссурийской тайги.

В опасности не только обитатели глухих таежных деревушек, лесорубы и охотники, но и дачники. По данным того же WWF, следы когтистых лап неподалеку от своих домов с ужасом замечали жители дачных пригородов Владивостока, Уссурийска и Хабаровска. Тигры все ближе подбираются к человеческому жилью, задирают скот.

– К сожалению, охраняемые территории занимают только 20% ареала тигра, — объясняют во Всемирном фонде дикой природы. — Остальные восемьдесят процентов – это территории, на которых разрешена охота и валка леса. Одним словом, тигр сегодня заселил всю территорию, на которой остался хоть какой-нибудь лес.

тигры

Ответственность за разрешение всех конфликтных ситуаций между человеком и тигром возложена на государственный орган – Специнспекцию «Тигр». Первоначально зверя отпугивают. Если это не подействовало – отлавливают и перевозят в отдаленные от людей угодья. Только в случае непосредственной смертельной опасности для жизни человека допускается отстрел.

Чтобы не доводить до случаев, когда тигров отстреливают «по делу», нужно бороться с теми, кто стреляет по ним попусту. Браконьеры подвергают смертельной опасности не только животных, но и собственных соседей по деревне. Раненому тигру тяжело гоняться за изюбрями и косулями, и он может переключиться на более доступную добычу – людей. История ванинской тигрицы это подтверждает. Под ее шкурой нашли старые пули. Когда-то давно ее ранили, и ей стало трудно добывать себе пищу.

Тем более, что и добывать ее стало негде – ее «дом» разорили.

– Существующий поблизости Тумнинский федеральный заказник, обладающий уникальным географическим положением, который мог бы потенциально стать домом для северных тигров, сейчас практически бесхозный и не охраняемый, – считает директор Амурского филиала WWF России Юрий Дарман. – В нем ведутся полномасштабные рубки. Практическое отсутствие типичных кормовых ресурсов и браконьерство – вот основной ограничивающий фактор для расселения тигров.

Кстати, браконьеры на Дальнем Востоке угрожают людям не только косвенно, но и напрямую:

– Сотрудники лесной и видовой программ Амурского филиала WWF неоднократно получали угрозы, – говорят в фонде. – Имели место пробитые шины и открученные гайки на колесах. К счастью, обходилось без жертв.

По данным WWF России, в 2002 году в охране тигра, мест его обитания и кормовых ресурсов было задействовано более 1400 человек. В 2009 году общее число инспекторов сократилось вдвое – до 760 человек, и более чем в два раза сократилось их финансирование. Ответственность за охрану тигра передана в субъекты Федерации. На территории заповедников и национальных парков тигра охраняют их службы охраны, на не заповедных территориях – Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского и Хабаровского краев.

В планах WWF на ближайшие десять-двенадцать лет – довести количество амурских тигров до 750. Но для этого надо прежде всего расширить кормовую базу хищников, сделать так, чтобы в лесах бегало как можно больше копытных животных. Чтобы тигры спокойно разгуливали в тайге и гонялись только за кабанами и оленями, нужно бороться с бесконтрольной вырубкой леса и нелицензионной охотой. Но главное – с браконьерами, которые иногда от скуки просто стреляют из машины по рыже-полосатому пятну в кустах или ставят капканы в тайге, чтобы поймать тигра и продать его контрабандистам…

WWF России считает, что для сохранения амурского тигра, необходимо:

1. Усилить экологический контроль. Браконьерство было и остается одной из главных угроз тигру. А нелегальные рубки в местах обитания тигра достигли угрожающих размеров. Необходимо многократно увеличить субвенции на охрану редких видов для охотнадзора Приморского и Хабаровского краев, а служба охраны леса требует полной реорганизации для обеспечении реального государственного контроля.

2. Ужесточить меры наказания за незаконную торговлю, хранение и перевозку шкур тигра, частей его тела и изделий из них. Необходимо ввести сертификацию шкур тигров, находящихся в частной собственности с целью установления их легального происхождения и установить более жесткое наказание для лиц, участвующих в организации сбыта нелегальных дериватов тигра.

3. Ввести запрет на рубку кедра. Кедровые орехи –  главный источник питания жителей дальневосточной тайги, его называют здесь «хлебным деревом». Исчезнет кедр – исчезнет кабан – тигр останется без пищи. Новый Лесной кодекс оставил кедр без охраны, и искатели быстрой наживы под видом рубок ухода беспощадно его вырубают. Необходимо немедленно объявить мораторий на заготовку кедра и внести его в список пород, запрещенных к рубке.

4. Обеспечить рост числа диких копытных. Опыт работы WWF в модельных охотничьих хозяйствах показал, что за 3-4 года можно удвоить поголовье копытных животных, и тогда дичи хватает как тигру, так и охотникам. Необходимо повсеместное внедрение в практику охотничьего хозяйства биотехнических мероприятий, разработанных WWF.

5. Снизить остроту конфликта между человеком и тигром.  Тигры гибнут под колесами автотранспорта, выходят к поселкам, охотятся на домашних животных, особенно опасны тигры, раненные браконьерами.  Чтобы решать конфликтные ситуации, требуется обеспечить работу оперативных групп Специнспекции «Тигр», создать реабилитационный центр, внедрить систему государственного страхования скота, развернуть образовательную работу с местным населением.

6. Завершить формирование связанной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).  Площадь ООПТ должна быть увеличена до 25% ареала амурского тигра, включая создание охранных зон Уссурийского и Лазовского заповедников, нацпарков «Зов тигра», «Удэгейская легенда» и «Анюйский», а также организацию 3 заказников, 3 природных парков и 4 экоологических коридоров. Во всех заказниках должны быть запрещены рубки леса. Бассейн реки Бикин достоин включения во Всемирное природное наследие, здесь необходимо создание федеральной Территории традиционного природопользования, учитывающей интересы и тигра и коренного народа удэге.

7. Реализовать Российско-Китайскую программу трансграничного сотрудничества. Россия может помочь Китаю восстановить популяцию амурского тигра в горах Чанбайшаня. Для этого требуется учреждение Российско-Китайского заповедника и совместной программы реинтродукции тигров.

Мария Раевская

Другие статьи на эту тему:

Оцените статью