4 ноября — Праздник Казанской иконы Божией Матери

4 ноября - Праздник Казанской иконы Божией Матери

Православная церковь отмечает 4 ноября праздник Казанской иконы Божьей Матери — одной из самых чтимых в Русской православной церкви. На Руси праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой. Он считался своего рода рубежом между осенью и настоящей зимой.

Праздник Казанской иконы Божией Матери

Чудо русской истории… Этим понятием полвека назад обогатил православную публицистику архимандрит Константин (Зайцев). Так он обозначил уникальность во всемирной истории исторического пути России — пути, все протяжение которого ознаменовано действием Божия Промысла.

От Крещения в водах Днепра до катастрофы 1917 года наше Отечество шло прямым христианским путем. Напоминания свыше о близости к России Царства Небесного давали нашим предкам духовную опору и в повседневных заботах и в делах государевой службы. Несмотря ни на что, это тысячелетнее наследие неотделимо от сегодняшнего дня. И история России неотделима от истории Церкви, неотделима, как архитектура храма от купола с крестом. Но сегодня купола восстанавливаются, а в школах, как и прежде, нашим детям история Отечества преподается в "обезглавленном" виде.

Между тем событийная канва истории России пронизана светом Божия Промысла. Свет этот явлен ослепительно ярко в главных, узловых ее моментах и исходит он от чудотворных икон Царицы Небесной.

Важнейший исторический рубеж в жизни нашего Отечества был ознаменован освобождением Москвы от поляков в 1612 году. Православная рать шла тогда спасать Москву с молитвой Пресвятой Богородице, уповая на помощь от иконы Ее Казанской. С этим событием связано празднование иконы Богоматери Казанской 22 октября (4 ноября).

Грозному царю Ивану Васильевичу, помазаннику Божию, венчанному на царство в Московском Кремле в 1547 году как императору Третьего Рима, были ниспосланы свыше великие дары ради его священного царского служения. Но на высоте этого служения государь забывал о несовместимости его с низкими земными страстями. Ужасы и неправды правления Ивана IV — вплоть до злодейских убийств святого мученика Митрополита Филиппа, и в прямой связи с этим — падение нравственности в православном народе навлекли Божию кару — пресекся царский род, а затем вся страна была ввергнута в пучину бедствий. В годы Смутного времени в стране перестали существовать административные, сословные, хозяйственные связи. Русская земля погрузилась в хаос.
 
Бесовщина набросилась на Святую Русь как на извечно вожделенную ею добычу. Повсюду бесчинствовали казачьи, польские и просто разбойничьи банды. Вооруженные мерзавцы, шатаясь по градам и весям, безнаказанно издевались над русскими людьми, грабили, убивали, глумились над святынями. На севере России хозяйничали шведы, Смоленск осаждала регулярная польская армия, в Москве стоял польский гарнизон. Бояре-изменники, сидевшие в Московском Кремле, готовили России "возрождение" под властью царя-католика, окруженного иностранными войсками. Утрата православной государственности обрекала Россию на участь Западной Украины. Рим готовился пожинать плоды своей "исторической победы"…

Обессиленная Россия стояла на краю гибели. Но сила Божия в немощи совершается. Не зря Россию называют Домом Пресвятой Богородицы. Знамением милости Царицы Небесной к Российской Державе и православному народу русскому стала Чудотворная Ее икона Казанская.

Казанская икона Божией Матери

По взятии Казани в 1552 году царь Иван Васильевич заложил собор преславному Благовещению Царицы Небесной. Первые десятилетия утверждения Православия в Казанском крае стали для России временем включения в состав ее Поволжья и выхода на Урал и в Сибирь.

Новая эпоха исторического бытия России связана со святым образом Царицы Небесной, явленным в Казани в 1579 году. Для Казани это был год страшного бедствия: половина города была уничтожена пожаром. Девятилетней дочери стрельца Матроне явилась во сне икона Божией Матери. В других снах отроковице являлась Сама Царица Небесная, повелевая передать архиепископу и городским властям Свою волю, — извлечь из земли Ее образ и указала место его обретения. Это было место сгоревшего дома родителей Матроны. На этом месте 8 (21) июля была обретена прекрасная икона Божией Матери. Немедленно весть о явлении святого образа облетела город. На поклонение ему пришли архиепископ и воеводы. Икона была торжественно перенесена в находившуюся поблизости церковь св. Николая Тульского. Промыслительно было настоятельство в этом храме священника отца Гермогена, впоследствии Патриарха всея Руси.

Святитель Гермоген был составителем сказания "О явлении и чудесах Казанской иконы Божией Матери". Икона была с великим торжеством перенесена в Благовещенский собор. Впоследствии она была перенесена в новосозданный по повелению царя монастырь. В 1595 году в монастыре, основанном на месте явления иконы Гермогеном (в то время уже митрополитом) был освящен обширный собор.

Чудотворения от новоявленного образа начались немедленно по его обретении. С того времени и поныне от образа Своего, явленного в городе Казани, Царица Небесная щедро раздает Свою благодатную помощь всем православным с верою и надеждой к Ее защите прибегающим.

Рассказывая о почитании в русском народе иконы Пресвятой Богородицы, выдающийся русский пастырь протопресвитер Александр Киселев писал: "Смею думать, что Россию можно было бы назвать Богородичной страной. Любовь русского человека к иконе Той, Которая честнейшая херувим и славнейшая серафим, и милость Самой Царицы Небесной к земле нашей сделали то, что в России явлено более 468 наименований Ее Святых Икон".
 
Но воистину беспримерным было почитание иконы Божией Матери Казанской. До 1917 года в Российской империи всех Ее икон насчитывалось до десяти миллионов. Почитание это было знаменательно не только благодетельным участием Царицы Небесной от Ее иконы Казанской в личных судьбах православных, но и могущественным покровительством Ее Российской державе.
 
Это было явлено впервые Богоматерью Казанской в 1612 году и отмечено церковным празднованием 22 октября (4 ноября).
 
В годы Смуты над погруженной во тьму Россией воссиял ангел Русской Церкви — Патриарх Гермоген. Царица Небесная поставила его Своим избранником от православного народа и благодаря Патриарху русский народ пробудился. В Патриархе он обрел своего духовного вождя. Разрозненные очаги народного сопротивления слились в мощный поток.

Когда первое народное ополчение поднялось на освобождение Москвы, Патриарх, находившийся в Московском Кремле под стражей в окружении поляков и изменников-бояр, передал православному воинству распоряжение о принесении к столице образа Божией Матери из Казани.

Первому ополчению освободить Москву не удалось, но год спустя, в 1612 году, Москву осадило новое ополчение. К тому времени Россия лишилась многих героев-защитников Православия. Не было в живых ни князя Скопина-Шуйского, ни Прокопия Ляпунова. Угас в заточении и святитель Гермоген. Но со вторым ополчением, которое возглавили Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, пребывало благословение на ратный подвиг Мученика-Патриарха — чудотворная икона Божией Матери Казанская.

Перед решающей битвой православное воинство выдержало трехдневный пост и слезно молилось о даровании победы Царице Небесной перед иконой Ее Казанской. Битва за Москву, то затихая, то разгораясь вновь, продолжалась несколько суток. Жестокие бои шли и на окраинах города и в центральных районах. На помощь осажденным полякам к Москве подошло сильное войско гетмана Ходкевича, но прорваться в Москву ему не дали и с большими потерями отогнали от города. 22 октября русские приступом взяли Китай-город. Поляки, осажденные в Кремле, измученные голодом и потерявшие надежду на помощь извне, были вынуждены сдаться.

Воскресный день 25 октября 1612 года стал днем всенародного торжества. На Красной площади возносилось благодарственное моление к Заступнице православных христиан. Духовенство, из освобожденного Кремля вынесло навстречу Казанской икону Владимирскую.

Во встрече этой было явлено вновь чудо русской истории. За Владимирской иконой стояли века, когда Русское государство было державой Рюриковичей. Выходом навстречу Ей иконы Казанской было ознаменовано наступление нового времени — эпохи православной империи под скипетром Романовых. Покидая свое земное отечество, святитель Гермоген оставлял празднование победы своим духовным чадам. С ними он оставил чудотворную икону, с которой была связана вся его жизнь и все его пастырское служение — от приходского до первосвятительского. Икона эта стала знамением возрождения России. За ней стояло будущее, в котором наше отечество станет осуществлять свою миссию Третьего Рима во всей полноте могущества и славы.

Казанская икона Божией Матери

До 1917 года икона Казанской Божией Матери находилась в каждом русском доме — от крестьянской избы до царских палат. Но были три чудотворные иконы, особо чтимые. Это образ в Богородичном монастыре в Казани, икона царя Ивана Грозного, перенесенная в царствование Петра Великого в С.-Петербург и икона в Московском Казанском соборе, дарованная князем Дмитрием Пожарским.

Первый Романов на российском престоле — молодой государь Михаил Феодорович — установил второе празднование иконы Божией Матери Казанской в день 22 октября (4 ноября ) в память освобождения Москвы и спасения России. И в 1636 году на свои средства князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Ей посвященный собор. В новосозданный собор он перенес икону, находившуюся прежде в его приходском храме на Лубянке. В годы коммунистической реконструкции Москвы Казанский собор, как и сотни других московских храмов, был разрушен. Святой образ Божией Матери был перенесен в Богоявленский патриарший собор. Ныне собор на Красной площади восстановлен. Возвращение его на Красную площадь в Москве — свидетельство того, что Покров Царицы Небесной не отнят от России, что Она, Заступница усердная рода христианского, смотрит на нас со вниманием, желая узнать в нас народ, некогда столь возлюбленный Ею.

Владимир Сергеевич Жилкин

***

Казанская: Народные приметы и традиции

С праздника Казанской иконы Божией Матери ждали наступления морозов. О том, каковы они будут, судили по приметам. Если осенью снимали хороший урожай, то готовились к суровой зиме. Если же на Казанскую пойдет дождь, то ожидали скорого наступления зимы. «С Казанской мороз не велик, да стоять не велит», — говорили наши предки. В это же время можно было обновить санный путь: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади».

К празднику Казанской иконы приурочивали свадьбы. «Кто на Казанской женится, тот счастлив будет», — верили люди. Об удачном браке складывали поговорки и приметы: «Выбирай корову по рогам, а девку по родам (по родителям)»; «Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи»; «Жениться скорее — в дому прибыльнее».

Если же девушку замуж никто не звал, она совершала специальный обряд. На Казанскую она вставала рано утром и отправлялась в березовую рощу, чтобы найти лист, обернутый в иней. В такой лист нужно было глянуть, словно в зеркало, чтобы стать привлекательной для женихов.

Застолья устраивали не только в честь молодоженов, но и по другому поводу — встречали мужчин, вернувшихся с работ из города. Для них накрывали столы и созывали гостей на пивные праздники. Интересно, что в рецептуру крестьянского пива нередко кроме можжевеловых ягод и хмеля входили свекла и морковь.

Calend.ru

Другие статьи на тему Православные праздники:

Оцените статью