Подводная охота: Гиганты пресных водоемов

Подводная охота: Гиганты пресных водоемов

Пресноводная подводная охота в нашей огромной стране позволяет добыть вполне приличные трофеи. Но подводная охота на гигантов требует специальной подготовки, причем не только технической, но и психологической. Сколько приходится слышать признания охотников, когда они, встретив под водой такого монстра, предпочитали тихо ретироваться. И зачастую это вполне оправданно.

Однажды выдающегося профессионального подводного охотника, чемпиона мира по подводной охоте Педро Карбонела спросили: «А какую самую большую рыбу вам удалось добыть?» Ответ явно разочаровал всех присутствующих: «На 28 килограммов». Какой вывод напрашивается?

Конечно, в морях и океанах, где ныряет и охотится чемпион, водятся очень большие рыбины. Однако чтобы их добыть, требуется особый подход к процессу, особое снаряжение, и главное, осуществимо это далеко не в каждом море. И в этом отношении пресноводная подводная охота, по крайней мере, в нашей огромной стране, выглядит намного привлекательнее. У нас не найдешь сегодня такого опытного подводного охотника, который бы не мог похвастать, например, добытым сомом килограммов эдак на 40-50, то есть трофеем, почти вдвое превышающим достижение вышеназванного чемпиона. Частенько везет повстречать и добыть трофейный экземпляр рыбы и новичкам. Лично я начинал свою подводную «карьеру» в Черном море, потом переместился на более рыбный Каспий. Но в конце концов «поселился» в пресных водоемах. И одной из главных причин, толкнувших меня на такой выбор, было как раз более богатое разнообразие и значительно большие средние размеры добываемых трофеев.

Подводная охота: Гиганты пресных водоемов

К настоящим гигантам наших пресных водоемов можно отнести сома, сазана (карпа), щуку, толстолобика, белого амура. Это доступные многим охотникам европейской части России виды рыб. Есть еще огромные представители рыбьего народа – таймень и налим. Однако их самые крупные представители для подавляющего числа российских подвохов – цели практически недостижимые. Так, таймени, достигающие двухметрового размера, даже в отдаленных труднодоступных сибирских реках и озерах стали крайне редки. К тому же во многих регионах эта редкая рыба занесена в Красную книгу и запрещена к вылову. Гигантские же налимы обитают на больших глубинах крупных сибирских водоемов, и поэтому самые большие из этих родственников трески, добытых нами, весят не более 6-8 кг. Прошлой осенью в одном из озер севернее Байкала рыболовы извлекли из-подо льда налима длиной… 2,5 метра! И это не сказки: сам видел видеосъемку процесса.

Для подводных охотников крупной щукой считаются рыбины весом 6-8 кг. При этом среди добытых зубастых монстров были особи по 16-18 кг. Это уже настоящий крокодил, у которого одна башка сантиметров 30 длиной! Еще более крупных щук встречали охотники неоднократно, но заканчивались такие встречи либо ступором и последующим продолжительным шоковым состоянием охотника, либо оторванной стрелой. Вот один из таких эпизодов.

Было это на реке Проне в самый разгар лета. Река эта сильно зарастает рдестами и кувшинками, которые служат фильтром для воды и хорошим укрытием для рыбы. Виктор, имевший на тот момент за плечами уже 30-летний опыт охоты, плыл по участку, где глубина не превышала 2,5 метров. Дно было отчетливо видно. Вот хороший подводный куст. Нырок, и из-под него извлечен приличный голавль. Под кустом он был не один, и Виктор еще пару раз нырял, обследуя куст и ближайшие заросли травы. Нет, никого там не осталось – разбежались шустрые рыбки. Поплыл дальше.

Через какое-то время наш охотник возвращался обратно. Вот тот же куст, где он взял голавлика. Но что это за бревно? Его точно здесь не было. Боже мой, это же рыба!! Рядом с кустом на почти голом дне лежала гигантская щука. Многие десятилетия ее долгой жизни создали хищнице исключительно достоверную маскировку: пятнистое, некогда зеленое тело стало бурым, покрылось то ли язвами, то ли ракушками. По всей длине спины кустились водоросли или растения, вроде даже не прилипшие, а растущие на этом живом дредноуте.

Виктор находился не прямо над щукой, а чуть в стороне. Поэтому, нырнув, он оказался от нее сбоку, прямо за головой. Рыба никак не реагировала на близкое присутствие человека, и Виктор имел возможность выцелить убойное место. Стрелял он точно в центр этого толстого «бревна», недалеко за головой.

Подводная охота: Гиганты пресных водоемов

Находясь в метре или чуть дальше от рыбины, он хорошо разглядел ее голову. Голова, как и тело, была в каких-то болячках или устроившихся на ней живых организмах. Желтый большой глаз явно не излучал агрессию. Нижняя челюсть сильнее обычного выдавалась вперед, и казалось, что оттуда должны торчать клыки, наподобие кабаньих. На самом деле, такой патриарх, если верить рыболовной литературе, вполне мог оказаться наполовину беззубым.
Длина головы щуки была не менее полуметра.

Звук выстрела и вонзившаяся стрела, похоже, не очень-то напугали щуку. По крайней мере, обычного мгновенного рывка не последовало: хищница мощно изогнулась и быстро, но в то же время как-то плавно ушла вперед. В следующее мгновение ружье едва не вырвало из рук, и… тишина. Виктор потянул к себе линь, не рассчитывая уже увидеть на нем стрелу. Но стрела была на месте, вот только согнута слегка, да оба шестисантиметровых лепестка-зацепа одинарного наконечника вывернуты в обратную сторону.

Три дня подряд Виктор бороздил Проню, наверное, десяток километров проплыл в поисках своего подранка. В конце он уже желал найти хотя бы мертвую тушу, пусть даже протухшую, но с головой, из которой вышел бы редчайший сувенир. Но, увы, мечтам не суждено было сбыться. И эта гигантская рыбина осталась лишь в памяти охотника.

Однако этот случай не совсем типичный. Обычно самые крупные щуки держатся больших глубин. Объясняется это в первую очередь тем, что там обитает и основная масса белой рыбы нужного им размера. Такие щуки на мелочь уже внимания не обращают, им подавай рыбу 1-2, а то и 3 кг весом. Выходят на мелководье такие «крокодилы» очень редко и, как правило, ночью.

Подводная охота: Гиганты пресных водоемов

Самый крупный хищник в наших реках, озерах и водохранилищах – сом. Наука говорит о трехсоткилограммовых рыбинах, но это было во времена Сабанеева и ранее. Достоверные сведения на сегодня говорят о трехметровых гигантах, которые должны весить где-то 200 кг. Я говорю «где-то», так как давно не поступало точных сведений о поимке такого гиганта. Трофеями же подводных охотников становятся рыбины тоже совсем не маленькие – до 110 кг! Такие монстры живут в больших реках, таких как Волга, Днепр и Дон, на больших глубинах крупных водохранилищ.

Если такой сом попадается на небольших глубинах, то чаще всего он лежит в завалах из бревен, веток, металлической арматуры, которые делают схватку с ним еще более трудной и опасной.

Луч фонаря, направленный внутрь ниши, сразу уперся в пятнистый бок сома. Определить истинные размеры рыбы было невозможно, но, увидев, что это не вся его высота (анальный плавник лежал на грунте, завернувшись в сторону окна), Григорий понял: перед ним выдающийся экземпляр. Григорий хорошо помнил мои наставления: стрелять сома сбоку следует не в центр, а в верхнюю треть туловища. Так и поступил.

– Я тут же метнулся наверх, схватившись для надежности левой рукой за ствол, – рассказывал потом Григорий. – Но еще раньше слева от меня водная стена будто взорвалась – это вылетел из нее раненый сом. В том, что я попал, сомнений не было, ибо промазать было просто невозможно. Об этом же говорило и рвущееся из рук ружье, и стремительно сматывающийся с катушки линь. Всё это я ощущал те несколько секунд, пока  находился на поверхности. Чтобы сом не смотал с катушки весь линь, но главное, чтобы он не ушел в мощные завалы, возле которых всё происходило, я одной рукой схватился за линь, а второй – за торчащий из воды сук. И тут же был распят, словно на дыбе. Если бы сук не обломился, этот зверюга точно повыдергивал бы мне руки из плеч.

Подводная охота: Гиганты пресных водоемов Сом потащил меня по поверхности. Но уже через пару секунд натяжение линя вдруг ослабло… Неужели сорвался?! Однако не успел я от этой ужасной мысли расстроиться, как увидел, что уходящий сначала от меня вниз по течению линь резко поменял направление.

В следующую секунду я уже понимаю, что нахожусь под водой, и несокрушимая сила тянет меня за пояс еще глубже и против течения! Как я потом понял, сом, совершив первый бросок по течению, развернулся и пошел вверх. Линь при этом захлестнулся за мой груз на поясе, его там заклинило, и катушка перестала работать. Сом тащил меня спиной вперед, и воспрепятствовать этому я не мог ни ластами, ни руками. Чем бы эта буксировка закончилась, не знаю… На мое счастье сом снова развернулся на 180 градусов и сам же выдернул линь из-под грузового пояса. Очутившись на поверхности, я стал орать и звать егеря на помощь.

Когда лодка была уже рядом, сом угомонился. Поднять его к лодке на поверхность, даже измученного борьбой, было непросто, и даже вдвоем нам это удалось лишь с третьего захода. Еще сложнее оказалось затащить его в лодку. Мне пришлось подлезть под него и, подтягиваясь обеими руками за борт, помочь егерю втянуть тушу в лодку.

Всё! Есть рекорд! Я, счастливый и обессиленный, распластался на поверхности у борта лодки. Но расслабиться не удалось: «Гриша, скорей в лодку. Мы его еще не взяли…» – услышал я голос егеря. Рыбина, глотнув воздуха, решила дать последний бой и готова была разнести наше плавсредство и всё, что в нем находилось, в щепки. Из последних сил я влез в лодку и упал на мечущегося сома. Мои 100 кг легко подпрыгивали под ударами речного великана. Егерь закричал: «Убери голову в сторону!» – и, только я успел выполнить его команду, начал лупить металлическим крюком рыбине по голове. Только так и успокоили сома. Этот сом весил «всего» 70 кг. А представляете, что может сделать сом на 100 кг и более?!

В те же дни двое моих друзей видели и стреляли таких сазанов, что в награду и чешуек не получали: стрела билась в бронированный бок, словно в бетонную стену, и отскакивала! Похожие ситуации переживали мои друзья из Краснодара на азовских лиманах, на Волге, да и в Подмосковье случались подобные встречи с аналогичным результатом.

Сазан – еще более распространенная в наших водоемах рыба, чем сом. Он чаще нам встречается и чаще становится нашей добычей. Я их тоже много пострелял, но это были экземпляры до 12 кг весом. И вот минувшей весной на одной из охот мимо меня проплыл сазан явно большего веса, и моя стрела, выпущенная из любимого ружья, сбила с него лишь три чешуйки.

Подводная охота: Гиганты пресных водоемов У карпов, зеркального, рамчатого и особенно голого, такой серьезной броневой защиты нет, поэтому взять их охотнику легче. Так, прошедшей зимой на Шатурских озерах был добыт карп на 33 кг. Так как охотник был в одном ласте (напарник забыл ласты дома, и ему пришлось делиться – не сидеть же на берегу), то были мгновения, когда он, будучи не в силах выгрести на поверхность, готов был бросить ружье. И всё же человек победил в схватке с этим подводным танком.

Амуры и толстолобики являются вселенцами в большинстве водоемов южной и центральной России. Растут они быстро и достигают огромных размеров: амуры до 30 и более кг, а толстолобики чуть ли не до 100 кг! Амур, как и сазан, имеет крупную и прочную чешую. По силе и стремительности он превосходит сазана, но искать его следует примерно в тех же местах: под завалами или в густой траве. Ходового амура тоже встречают чаще, чем ходового сазана.

Толстолобики образом жизни принципиально отличаются от сазанов и амуров, хотя также относятся к семейству карповых. Они пелагики, то есть почти постоянно находятся в толще воды в движении. Там они находят свой корм – зоо- и фитопланктон. Это делает охоту на них совершенно особенной. Стрельба почти всегда ведется по движущейся рыбе. Иногда это удается сделать прямо с поверхности. Но чаще охотник ныряет, ложится на дно и ждет появления толстолобиков сверху или с боков. На больших глубинах более эффективно погружение на 3-5 метров и зависание в толще воды. Тут рыбы могут появиться и сверху, и с боков, и под охотником у дна. Редко, но встречают эту рыбу и на мелководье.

Найдя наиболее широкую, свободную от камыша часть протоки, Андрей задним ходом вдвинулся в густые заросли. Теперь его видно не было, зато сам он хорошо обозревал подходы к себе справа и слева. Прозрачность воды в тростнике была отличная – метра четыре, глубина – метр. Андрей замер, чуть выставил перед собой ружье и стал ждать.

Так как время было полуденное, то рыба могла появиться и со стороны берега, и со стороны открытой воды. Поэтому Андрей глазами всё время бегал вправо-влево. Первое движение он увидел со стороны водохранилища. По просеке спокойно плыла какая-то очень большая рыбина. Когда осталось два или три метра, стало отчетливо видно, что это толстолобик. Андрей не дышал с самого момента появления рыбы и только глазами сопровождал движущуюся цель. Когда та поравнялась с охотником и ружье оказалось направленным точно в середину этой живой мишени, Андрей нажал на спуск.

Нет, никакой схватки, борьбы, содранной травы и клубов мути не было. После выстрела толстолобик остановился, будто натолкнулся на невидимую стену, потом мелко задрожал всем телом и опустился на дно. Такой эффект достигается только в одном случае: стрела перебила позвоночник. Андрею не было необходимости выскакивать из своей засады и хватать добычу, поэтому он немного задержался. Буквально на несколько секунд. И как раз в эти секунды появился он.

Рыбину таких размеров Андрей видел впервые в жизни. Это тоже был толстолобик, но втрое больше только что подстреленного! Брюхо монстра почти достигало дна, а спина едва не касалась поверхности. Он поравнялся со своим собратом и стал медленно его оплывать. Рыба явно была в недоумении и словно принюхивалась к пострадавшему. Обоняние у них развито хорошо, и наверняка гигант чуял кровь, однако не мог понять, откуда исходит опасность. Рыбина обошла вокруг своего убитого товарища (при этом с трудом развернувшись в полутораметровой камышовой протоке) и спокойно пошла дальше в сторону берега.

Андрей сидел в своей засаде ни жив ни мертв. Увиденное буквально обездвижило все его конечности и даже мысли. В какой-то момент он засомневался, уж не привиделось ли ему это. Но какое там привиделось: гигантский толстолобик не где-то в далекой дымке мелькнул, а совсем рядом, меньше чем в метре от маски продемонстрировал ему и оба бока, и здоровенную башку с несоразмерно маленькими глазками, и хвост размером с две совковых лопаты.

Наконец оцепенение прошло, и Андрей начал судорожно пересаживать подстреленную рыбу на кукан и перезаряжать ружье. Через минуту он уже плыл по протоке к берегу, зыркая глазами во все стороны и сжимая рукоятку ружья так сильно, словно его собирались отобрать. Достигнув берега и ничего не обнаружив, Андрей полез в сплошной камыш сначала в одну сторону от просеки, потом в другую, потом снова пробороздил просеку от берега до открытой воды. Сделал еще одну засаду, ждал-ждал, но увы – гигант исчез.

Подводная охота: Гиганты пресных водоемов

Прошлой весной мой знакомый охотник из Подмосковья взял толстолобика на 71 кг! Каково?!

Охота на таких гигантов, конечно же, требует специальной подготовки, причем не только технической, но и психологической. Сколько приходится слышать признания охотников, когда они, встретив под водой такого монстра, предпочитали тихо ретироваться. И зачастую это вполне оправданно. Для того чтобы вступить в схватку (а именно так и следует оценивать такую охоту) с огромной и сильной рыбой, в руках нужно держать очень мощное ружье, стрела должна иметь мощные и большие зацепы, на катушке должен быть прочный линь с хорошим запасом. Это, так сказать, необходимое, но не достаточное. Надо знать убойные места данной рыбы, предвидеть свои действия и действия рыбы после выстрела и еще много чего… Но и при выполнении всех этих условий гигант может повести себя непредсказуемо, например ударить и послать вас в нокаут, захлестнуть линем и потащить вглубь, воткнуть в вас торчащую из него стрелу… Словом, прежде чем давить на спусковой крючок, хорошенько подумайте: может, дать ему еще чуток подрасти, отпустить с миром?

Виталий Виноградов, фото автора «Охотничий двор» №11/2011

Другие статьи на тему Подводная охота:

Оцените статью