Михаил Задорнов: Русскую историю подменили немцы

Михаил Задорнов: Русскую историю подменили немцы

Михаил Задорнов  снял провокационный документальный фильм о Древней Руси «Рюрик. Потерянная быль». В основу легло мнение  Михаила Ломоносова, который считал Рюрика славянином. «Внушили нам, что бестолковые славяне призвали княжить толкового иноземца Рюрика и сразу стало все хорошо. А мы с радостью поверили этой «клюкве» — говорит писатель-сатирик.

На проект «Рюрик. Потерянная быль», который явно никогда не окупится, Задорнов потратил два года. Съемки в России, Прибалтике, Германии, Швеции и США. Жизнь в в лагерях археологов. Насмешки со стороны «классических» историков.

— Михаил Николаевич, а зачем все это?

— Это была моя мечта. Фильм снят на народные деньги. Бросил клич через Интернет — и люди собрали три миллиона рублей. Представляете, скольким эта тема интересна?! Фильм рассчитан на тех, кто интересуется исторической правдой. Одни говорят, что славяне — это арии, прилетевшие с Полярной звезды. Другие рассуждают о потомках атлантов. Я же предлагаю действовать строго по науке.

— Тем не менее часть историков считает вас, мягко говоря, фантазером.

— Спорить ни с кем не собираюсь. В своем историческом расследовании я опирался на результаты раскопок, этимологию, топонимику слов, на летописи, мифы, легенды. В фильме приведены результаты генетических экспертиз. Мне не верите? А Ломоносову, который писал, что история России и славянства гораздо глубже, чем та, которая уже в его время была официально принята и которая сейчас остается в учебниках?

В фильме я попытался рассказать правду о князе Рюрике — человеке, который стоял у истоков государства Российского. Но меня больше интересует тот пласт славянской истории, о котором сейчас мы забыли. Внушили нам, что бестолковые славяне призвали княжить толкового иноземца Рюрика и сразу стало все хорошо. А мы с радостью поверили этой «клюкве».


Писатель-сатирик снял провокационный документальный фильм о Древней Руси

Благородный пират — славянин

— Одни считают Рюрика вымышленным персонажем…

 — Вот Евгений Онегин — герой литературный, Геракл — тоже выдуманный. Вы знаете людей, чей род пошел от Евгения Онегина, Шерлока Холмса или Геракла? Нет таких. А от Рюрика вели свой род русские цари. Неужели они были такими придурками, что думали, будто произошли от выдуманного человека? В древности Рюрик (Ререк) — очень распространенное мужское имя. У западнославянских князей была традиция так нарекать старшего сына. Рюрик — значит «сокол». Было целое племя, которое величало себя рериками. Мы их знаем как ободритов — бодричей. И на их гербе был сокол. И этот сокол пикирующий превратился в трезубец, который сегодня на гербе Украины. Кстати, он был и на гербе города Ладога — сейчас это Старая Ладога в Ленинградской области, — где стал княжить Рюрик.

— …другие называют его варягом…

— А варяги и были славянами. Слово «варяг» встречается только в русском языке. Его не употребляли другие европейцы. Древнеримский историк Тацит во II веке до н. э. писал, что на берегу Балтийского моря существует страна Варангия, откуда ­привозят соль. Она уже обозначена как Вагрия на средневековых картах — южный берег Балтики на стыке сегодняшних Германии и Дании. А кто такие варяги? Те, кто трудится, — трудяги, кто работает — работяги, а варяги — варили соль. Соль — это нефть того времени. Славяне — варяги — торговали ею даже с Римом. Это и были предки нашего Рюрика.

Раньше славянские племена жили и на Ютландском полуострове (ныне Дания. — Ред.) и на территории нынешней Германии до Рейна. Ободриты — бодричи — обитали на Одере. И столицей у них был город — порт Рарог, или Стареград. Он существует и сейчас под названием… Рерик. Посмотрите на карту — вокруг ныне немецкого Рарога — Рерика — стоят поселки Пепелов, Рогов, Матчев, Буков, Нью-Буков. Остров, который расположен в бухте Рерика, носит имя Вустров. Всюду следы славян! Кстати, провинция эта называется Варен. Вот вам и Варангия.

— Немцы тоже так считают?

— Германские археологи раскопали в Варене около пятисот деревень древних славян. Большинство из них на 200 — 300 лет старше Новгорода. Как заявил мне один из ученых: «тут до магмы все славянское».

— Итак, ваша теория…

— Последний князь славян — бодричей Годслав был женат на Умиле — дочери Гостомысла, одного из правителей славянских племен с Ладожского озера. У них было три сына, старшего звали Рюрик. А Гостомысл, судя по летописи Нестора, входил в группу старейшин, которые призвали «варягов из-за моря». Когда германцы захватили Рарог и казнили Годслава, Рюрик с братьями Трувором и Синеусом и остатками дружины подались в пираты на балтийский остров Рюген. Вскоре имя Рюрика прогремело на всю Европу, его корабли ходили к берегам Испании, Британии, Франции.

Гостомысл в это время остается без наследников. Его четверо сыновей погибли в схватках с хазарами и норманнами. И он вспоминает о непутевом, но грозном внуке. Рюрик в то время готовил экспедицию на Сицилию, однако снизошел к просьбе деда и отправился на Ладогу. С собой он привел обученное ­войско, в котором были как его бывшие земляки, так и викинги, и прочие наемники. Превосходный стратег, Рюрик остался в Ладоге, братьев посадил в Изборске и Белоозере — для защиты от норманнов и хазар. А в центре этого треугольника основал Новгород. Так произошло великое объединение западных и восточных славян. Было создано мощное государство, которое потом остановило нашествие тевтонцев.

Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Фото: кадр из фильма.

Ломоносов за это морды бил

— Почему же сейчас общепринятой теорией считается, что Рюрик был норманном?

— Эту теорию выдвинул при Екатерине Великой один из первых членов Петербургской академии наук — немец Готлиб Зигфрид Байер. Он, кстати, за 13 лет жизни в России так и не удосужился ­выучить русский. По его работам выходило, что прибывшая на Русь кучка норманнов за несколько лет превратила «темную страну» в могучую державу. Дремучих славян пришлые гости тянули «за волосья» из болота невежества. Напомню, сама Екатерина — немка, как и все последующие Романовы. К сожалению, в правящей элите Российской империи была популярна идея, что славяне — народ хороший и умный, но организовать их могут только немцы. В крайнем случае норманны, у которых тоже  германские корни. Конечно, это была политика. Но в итоге мы остались без своей истории. Живем не своей жизнью. Одежда, музыка, фильмы — все не свое.

С немцами пытался бороться Михаил Ломоносов — он считал Рюрика славянином. Известно, что на ученом совете в академии Ломоносов  даже подрался с одним из последователей Байера — официальным историографом государства Российского Миллером. Но и это не спасло отечественную историю.

Ни в одной летописи не сказано, что Рюрику и его потомкам нужны были толмачи-переводчики. Они говорили с народом на одном языке, поклонялись одним богам. А при Иване Грозном Рюриковичи набрали такую силу, что Европа испугалась. И при помощи вечных врагов России — поляков — стали запускать Лжедмитриев, будоражить народ в Смутное время. Как только Россия принимала норманнскую точку зрения, она ослабевала. Перед нашествием Наполеона. Перед Второй мировой. Гитлер в листовках писал нам, славянам: «Мы идем к вам править. Вы всегда звали наших людей».

— Сегодня мы декларируем возврат к корням. Празднуем дни российской государственности, воинской славы, славянской письменности. Почему не признать Рюрика «своим»?

— Любят у нас утверждать, что до прихода христианства славяне были дикарями. Честно говоря, этому и посвящен фильм. Не Рюрику, он лишь привлечение внимания. Культура у нас была величайшая. А сегодня мы обрубаем тысячу лет существования славян как минимум. Я бы хотел от сегодняшних церковников, чтобы они не боялись язычества. Греки ведь тоже христиане. Но помнят древних богов. И гордятся ими. А мы, славяне, сегодня больше знаем про Зевса, чем про своего Перуна.


Михаил Задорнов о происхождении славян. Часть 2

— Рассчитываете дожить до времен, когда ваш фильм станет школьным пособием?

— Думаю, еще лет двадцать для этого понадобится. Должно народиться поколение, воспитанное в другой среде. Не те, кто озабочен проблемой перехода от социализма к дикому капитализму. А те, кто понимает: быстро хапнуть еще не означает стать счастливым. Тогда и появится почва для новых идей, для переосмысления истории. 

Андрей Моисеенко

Другие статьи на тему История:

Оцените статью