Национальные традиции: Праздники на Руси

Национальные традиции: Праздники на Руси

Календарь праздников в России неоднократно претерпевал изменения. Наиболее заметными были три вехи: после крещения Руси, в период допетровских преобразований и после крушения самодержавия. Истоки многих праздников, появившихся и утвердившихся в Росси в XVIII-XIX вв., берут начало в петровском времени, как, например, традиция празднования Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января.

праздники на РусиПраздники, возникшие ещё в глубокой древности, были связаны с земледельческим календарём предков восточных славян. Праздники представляли собой целостный календарный цикл, отсюда пошло название – календарные, или праздники народного календаря. Начинались они в декабре, когда солнце «поворачивается на лето», предвещая скорое пробуждение всей природы от зимнего сна, и заканчивались осенью, с завершением уборки урожая. Основное отличие этих праздников от появившихся в более позднее время – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай, богатый приплод домашней живности, т.е. праздники носили преимущественно магический характер.  В конце Х века вместе с принятием христианства на Руси появились церковные праздники, которые были посвящены наиболее значимым событиям священной истории и почитаемым христианским святым. Праздники эти были очень торжественны, сопровождались красочными богослужениями, что должно было упрочить православие в народе и усилить эмоционально-психологическое воздействие церкви на прихожан. Многие совпадали с древнерусскими календарными празднествами. Например, Пасха пришлась на те же дни, когда древние славяне с помощью магических обрядов и жертвоприношения призывали обильный урожай, благополучие в семьях. Праздник Рождества Христова соединился в то время с древнеславянским праздником, посвящённым зимнему солнцевороту.

Справка. Солнцеворот (солноворот) – древнерусское название солнцестояния. Соответствовал моменту «поворота» Солнца на прибыль или на убыль дня. На Руси и во многих европейских странах день зимнего солнцеворота отмечался как праздник рождения солнца.

праздники на РусиКоляда – солнце-младенец. 25 декабря – поворот солнца на лето. Празднуется до 6 января – Велесова дня. Коляда – прекрасный младенец, захваченный в плен Зимой, которая превращает его в лютого волчонка. Время от Корочуна до Велесова дня называется зимними святками. Сопровождается сильными морозами (Мара, Мороз), вьюгами (Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых духов и злых ведьм, которые скрадывают месяцу и звёзды. Юноши и девушки наряжались в хари, лярвы и скураты,  страшила, ряженые ходили по дворам, пели колядки – песни, прославляющие Коляду, дающего всем блага. Прославляли благополучие  дома и семьи, желали всего, что хозяину надобно, требовали гостинцев и подарков, шутливо предрекая разорение скупым. Сами подарки – обрядовое печенье: баранки, коровки, козульки, пироги и караваи – символы плодородия. Каравай символизировал тучность коровы (кравы). В ночи зимних святок проходили гадания на будущий урожай, на приплод, на брачные союзы. Днями проходили ладины – сговоры невест, а затем и свадьбы.

И форма, и содержание, и эмоциональная составляющая церковных праздников совершенно отличались от древнерусских календарных. В праздничные дни, включая и воскресные, верующим запрещалась любая работа, предписывалось служить одному Богу, для чего они должны были приходить в церковь для общественной молитвы. В то время как древнерусские праздники сопровождались всевозможными увеселениями: играми, хороводами, песнями, плясками, ряжением, зажиганием костров. Понадобилось не одно столетие, чтобы православные праздники, сформировавшиеся в иных социальных условиях и на чуждой русским этнокультурной почве, вобрав в себя различные элементы древнерусских дохристианских празднеств, переосмысленных православной церковью, приобрели новую этническую окраску и стали доминирующими в праздничной культуре русского народа. Однако полностью избавиться от древних обычаев, обрядов и верований церковь так и не смогла. Отдельные реликты древнерусских празднеств сохранились и до наших дней.

Исторический момент

Истоки многих праздников, появившихся и утвердившихся в Росси в XVIII-XIX вв., берут начало в петровском времени. Именно тогда была заложена традиция встречи гражданского Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января, как это было принято в Европе. Ранее, до 1492 г., гражданский Новый год в России начинался 1 марта. Потом в течение более 200 лет он совпадал с церковным и приходился на 1 сентября – день Симеона Столпника (Семёна-Летопроводца).

праздники на РусиПразднование новолетия открывалось  вечерней службой 31 августа, после которой совершалось «молебное пение по новолетию, а иногда и Симеону Столпнику». В полночь церковный колокол возвещал о наступлении Нового года. Кульминацией новогоднего праздничного богослужения и новогоднего праздника в целом, по крайней мере в XVII в., было так называемое «действо нового лета или многолетнего здравия» (другое название – «чин препровождения лету»). Отправлялось оно на площади перед храмом между утреней и обедней (по одним источникам – на рассвете, по другим – в полдень) при огромном стечении народа.

Особенно торжественно «действие многолетнего здравия», начинавшееся крестным ходом, проходило в Москве на Ивановской площади Кремля. Главными действующими лицами в нём были патриарх и царь. Завершалось действо провозглашением царём здравицы народу и ответной здравицей ему на многие лета. За обменом благопожеланиями между царем и народом следовали раздача царских пирогов приближённым и царской милостыни народу, а также приём принесённых царю челобитных.

Заслышав благовест к обедне, собравшиеся расходились по своим приходским церквям. А после обедни навещали старших родственников, поздравляя их с наступлением нового года.

праздники на РусиСентябрьское новолетие, начинавшее «круг церковный», приравнивалось в допетровской Руси к великим праздникам. И потому благочестивые люди считали своим долгом в первый день сентября не только побывать на всех богослужениях, но и помочь бедным, больным и убогим. С этой целью посещали странноприимные дома и остроги, посылали туда милостыню и всякого рода кушанья, в том числе и разные хлеба (калачи, пироги, пряники и т.д.), раздавали милостыню нищим, одаривали деньгами, одеждой и пищей бедняков.

В последний раз обряд летопровождения совершался 1 сентября 1699 г. А в декабре того же года указом Петра I были изменены и дата начала нового года, и порядок летоисчисления, которое стали вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова (как в европейских странах), и церемониал праздника, в значительной степени заимствованный у голландцев и немцев. Первый январский Новый год праздновался целую неделю с широким размахом, присущим петровской эпохе. По указу царя встречу Нового года следовало всюду начинать в полночь не только торжественным молебном с колокольным звоном, но и пушечной и ружейной пальбою. Велено было также по наступлении новолетия, т.е. 1 января, всем поздравлять друг друга с Новым годом и «столетним веком» (Пётр I ошибочно посчитал 1700 год началом  XVIII в.)

В Москве празднование новолетия проходило по более сложному сценарию. Наряду с богослужениями, провозглашением традиционного многолетия царю (под аккомпанемент колокольного звона, пушечной пальбы по всей Москве и троекратного беглого ружейного огня войска, расставленного царем на Ивановской площади) и традиционных взаимных поздравлений с началом новолетия царя и народа, в него вошли и необычные для русского новогоднего празднества действия светского характера. Среди них – званый обед в царском дворце для высшего духовенства, знатных русских и иностранных особ, угощения для народа (различные кушанья, пиво и вино), выставленные перед дворцом и Триумфальными воротами, вечерний бал и ужин во дворце.

Новшеством было и распоряжение украсить к празднику большие проезжие улицы и дома именитых людей деревьями и ветвями сосны, ели или можжевельника, «а людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить», и требование ежедневно с 1 по 7 января «по ночам огни зажигать из дров или хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы – собравшись по пяти или шести дворов тако ж огонь класть, или кто похочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом зажигать».  Нововведением было и обязательное устройство в течение недели в разных частях города красочной иллюминации, «прозрачных» картин, «потешных» огней и фейерверков, сопровождавшихся пушечными выстрелами.

праздники на РусиЗа годы советской власти одним из наиболее популярных государственных праздников стал и Новый год, к которому перешли некоторые обычаи, присущие ранее Рождеству. Среди них украшение новогодней ёлки (ранее рождественской), постепенно превратившейся в непременный атрибут и семейного, и общественного новогоднего торжества, обмен новогодними подарками и сувенирами с родными, друзьями, сослуживцами, проведение новогодних ёлок, отправка поздравительных писем, открыток и телеграмм, обмен телефонными звонками.

В связи с переносом в 1931 г. начала нового бюджетного и хозяйственного года с 1 октября на 1 января родилась традиция отмечать Новый год трудовыми подарками – сдачей в эксплуатацию новых промышленных предприятий, объектов коммунального хозяйства, учреждений культуры и особенножилых зданий, поэтому на Новый год справлялось особенно много новоселий.

Начиная с середины 30-х годов символом новогоднего праздника наряду с Дедом Морозом и Снегурочкой становится нарядно украшенная новогодняя ёлка, запрещённая в середине 20-х годов и восстановленная в правах с 1936 г. Она – центр новогодних праздничных действий и в городе, и в селе, и в семье, и в местах коллективных встреч Нового года. В послевоенные годы во многих городах ёлки ставились даже во дворах многоквартирных домов, собирая вокруг себя много людей в новогоднюю ночь. Сложилась традиция за две-три недели до Нового года во всех промтоварных магазинах открывать ёлочные базары с широким ассортиментом ёлочных украшений.

В послевоенные годы вошло в традицию поздравление советского народа по радио, а затем и телевидению с Новым годом от имени руководства государства. Передавалось оно в последние минуты старого года и завершалось боем кремлёвских курантов.

Вместе с тем судьба новогоднего праздника в советский период складывалась непросто. Виной тому была календарная реформа – переход с 1 февраля 1918 г. на григорианский (новый) стиль, в результате которой Новый год, выпав из Святок, пришёлся на Рождественский (Филиппов) пост. А это, учитывая высокий уровень религиозности населения в то время, не могло не сказаться на отношении к «советскому» Новому году. Многие верующие и в настоящее время отмечают Новый год по старому стилю, т.е. с опозданием на 13 дней, а ёлку украшают не к «советскому» Новому году, а к Рождеству Христову. Характерно, например, что в 1960 г. в старообрядческих (семейских) сёлах Забайкалья Новый год, праздновавшийся в ночь с 31 декабря на 1 января, считался молодёжным праздником. Организовывали его комсомольцы. Неудивительно, что постепенно во многих семьях, а также в дружеских компаниях сложилась традиция встречать Новый год дважды – первый раз как государственный праздник, второй – как традиционный. Впрочем, и детские ёлки проводят обычно до середины января.

Праздник круглый год

праздники на РусиУже с октября на Руси начинало чувствоваться веяние зимы. К этой поре спешили убрать весь сжатый хлеб. Первое зазимье совпадает с широко отмечаемым у русских православным праздником Покрова Богородицы (1/14 октября). Покров был той вехой, ориентируясь на которую крестьянин начинал подготовку к зиме. Заботясь о тепле на зиму, хозяйки рано утром творили приговор: «Батюшка Покров! Натопи нашу хату без дров!». Затопив печь, шли за дожиночным снопом – тем, что был сжат в последнюю очередь, принесён с поля и до Покрова стоял в переднем углу. На Покров этим снопом «закармливали» на зиму домашнюю скотину. Обычай связан с древним поверьем о том, что последний сноп хранит всю силу сжатого поля.

К Покрову каждый хозяин утеплял и конопатил свою избу. В некоторых селениях по Оке Спасского района Рязанской области на Покров непременно пекут блины, а когда едят, говорят, что этим «углы затыкают, чтобы в доме тепло было». Обычай печь на Покров блины довольно старый и связан с культом предков, с почитанием всех усопших прародителей.

На Покров детей обливали водой для закаливания сквозь решето.  В старом быту с Покрова начинались свадьбы. По народным приметам, снег на Покров предвещает счастье молодым.

Переходное время от осени к зиме отмечено поминальным днём – Родительской Димитриевской субботой. Она предшествует празднику в честь великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября). В Дмитриев день бывали братчины – сообща варили пиво, им же угощались.

28 октября в день Параскевы и Ненилы льняниц первые промятые волокна льна несли в церковь, освящали и часть оставляли у икон. Устраивались также льняные смотрины – вытрепанный лён выносили на улицу напоказ. В г. Чухломе и уезде (Костромская губерния) в этот день варили кашу из пшена нового урожая, которую заправляли свежесбитым льняным маслом. Это была обрядовая трапеза, во время которой благодарили Бога за первинки – новое пшено и свежее льняное масло.

праздники на РусиС приходом ноября начинается (а в южных районах заканчивается) стрижка овец. По этому поводу с окончанием пастбищного сезона справлялся праздник овчаров (овчарный праздник). Он связан с именем св. мученицы Анастасии Римляныни (29 октября/11 ноября), которую в крестьянских святцах называли Настасьей-стригальницей. В овчарный праздник овечьих пастухов угощали брагой, молоком, пирогами с капустой и морковью.

Как только заканчивалась осенняя стрижка, начинались новые заботы. По времени они приурочены ко дню святых Космы и Дамиана (1/14 ноября). В народе их почитали как рукомесленников – за покровительство ремёслам, как искусных кузнецов и врачей-«бессребреников», помогавших в недуге людям и животным и не бравших плату за свой труд.

К 1 ноября во многих местах заканчивалась молотьба зернового хлеба. Поэтому день Кузьмы и Демьяна был своего рода крестьянским праздником завершения молотьбы. Он начинался с принесения кочета в жертву овиннику – хранителю овина, который, по поверью, сушил зерновой хлеб. Возможно, именно благодаря этому обычаю 1 ноября именовали кочетятником, а словом кочеты называли даже молодёжные посидели, устраивавшиеся в Шиловском районе Рязанской области. 1 ноября готовилась каша из зёрен нового урожая, благодаря чему святые Кузьма и Демьян прозывались также кашниками.

В селениях по р. Оке, Среднем и Нижнем Поволжье день Кузьмы и Демьяна был девичьим праздником и назывался кузьминками, кузьмушками, ссыпками. Снималась  изба, и девушки «ссыпались», т.е. каждая приносила муку и другие продукты для приготовления вечернего пиршества. Особенностью сбора продуктов для кузьмушек было то, что хотя бы часть из них должна была быть похищенной у кого-либо. На юге Нижегородской области девушки на второй день ссыпок наряжались во всё красное – цвет брака, солнца, жизни. Красный цвет кузьминок символизировал осенний свадебный сезон.

Приход зимы в крестьянских святцах связан с праздником Введения Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря). На Ангаре молодёжь в этот день устраивала вечеринки с игрищами. Девушкам на выданье накануне праздника, перед сном, советовали молиться о замужестве. Повсюду в этот день пеклись оладьи. В один оладушек непременно запекалась монета, кому достанется – на счастье.

праздники на РусиОдним из широко отмечаемых праздников декабря был день Николы зимнего (6/19 декабря). Никола-угодник – один из самых почитаемых на Руси святых. В каждой семье в этот день готовился праздничный стол. В деревнях справлялась никольская братчина с ячменным пивом и пирогами. В тех же селениях, где праздновался престольный день, разворачивались шумные Никольские ярмарки, на которых непременно торговали хлебным зерном.

Приметная веха декабря – день, называемый Спиридоном-Поворотом, или просто поворотником (12/25 декабря). Указанные называния говорят об астрономическом состоянии зимнего Солнца по отношению к Северному полушарию. Знания о переходном состоянии природы отразили некоторые ритуалы и обряды. Все они принадлежат единому типологическому ряду символов солярного культа (поклонение Солнцу). Это прежде всего зажжение костров. Другой символ солнца – колесо. Его катали с горы, а затем сжигали у проруби.

Покров, Казанская, Кузьминки, Михайлов день, заговенье на Рождественский пост и другие праздники первозимья и начала зимы знаменовали те или иные последовательно сменявшиеся работы для подготовки собранного урожая к хранению, а домашних животных и птиц – к зимовке. По сути, это праздники сбора урожая. Характерная черта праздников первозимья: пока закрома полны – игрались свадьбы. В Рождественский пост праздновались, но скромно только престольные праздники и день Николы зимнего, свадьбы не игрались. Когда наступали святки, обрядность принимала иной характер.

праздники на РусиСвятками называют время от Рождества Христова (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Древнее праздничное двенадцатидневье  святок посвящалось зимнему солнцевороту.  В сочельник, до первой вечерней звезды, как символ того, что звезда возвестила волхвам о рождении Христа, никто ничего не ел и не садился за стол. Сочельничать, т.е. разговляться всей семьей постной пищей с появлением первой вечерней звезды, начинали с молитвы. Затем старший в семье прикреплял зажженную свечку к хлебу и выходил с ней во двор. Возвратившись с охапкой сена или соломы, он застилал ими избу, под образа и по углам ставили необмолоченные снопы ржи, а около икон – кутью. Снова помолившись, садились за стол. В сочельник пекли блины (когда их не пекли?), оладьи медовые и пироги постные с грибами, картошкой, кашей. Сочельничать полагалось в строгом молчании. Этой трапезой не просто завершался Рождественский пост, а как бы перекидывался мост к святкам. «Сочельник – к святкам, с Филипповок мост», начинавшимся колядованием. Для колядования собирались подростки, молодёжь, среди которых одного наряжали в вывороченную шубу, давали в руку палку и сумку, куда складывались продукты. Колядующие выкрикивали под окнами изб величание хозяевам. Как правило, оно начиналось со слов: «Пришла Коляда, накануне Рождества, мы ходили, мы искали, мы нашли Коляду». Во многих местностях в вывороченную шубу рядилась женщина. Она разыгрывала роль бабки Коляды, которая проверяла, кто сколько напрял с Филипповки.

День Рождества Христова в земледельческих районах начинался с того, что перед утреней или после неё пастухи «обсеивали», или «посевали», избы. Обходя деревню, они поздравляли хозяев с праздником и с порога бросали горсть зерён в передник хозяйке или по углам, вдоль избы. Этот обряд должен был обеспечить в новом году урожай зерновых, плодовитость скота, здоровье людей. К Рождеству повсюду пекли из теста коровок, бычков, овец, птиц, петухов. Эти печения-козульки дарили родным, друзьям и знакомым, выставляли их в качестве украшения между оконных рам, угощали колядовщиков.

праздники на РусиРождественское разговенье принято начинать со вкусной и обильной еды. Некогда на Руси непременным рождественским угощеньем был поросёнок, начинённый кашей, или кабанья голова с хреном. Обычно ещё подавали к столу окорок запечённый, копчёный или горячий отварной, жаркое или заливное из поросёнка, студень из свиных ножек или головы, жареную свиную грудинку с картошкой. Специально приготовленного поросёнка подавали к столу и в канун Нового года, в Васильев вечер. Считалось полезным после трапезы зарыть кости васильевского поросёнка где-нибудь в огороде для изобилия в доме. Там, где такого обычая не было, перед Новым годом пеклось обрядовое печение – свинки. Собирая под окнами пироги и варёные свиные ножки, колядовщики выкрикивали: «Свинку да боровичка выдай для Васильева вечерка!»

В течение всей рождественской недели было принято славить Христа. В западных и северо-западных областях России особый колорит празднику придавали группы христославов-мальчиков с вертепом или звездой.

Вертеп – это простенький макет церкви, по форме напоминающий обычный ящик без передней стенки, обклеенный внутри и снаружи разноцветной бумагой, с искусно сделанным шпилем или маковкой. Внутри вертепа была сцена кукольного театра, в котором разыгрывались картины из священной истории, рассказывающие о рождении Христа.

Звезда делалась двусторонней, из разноцветной бумаги, с изображением, например, поклонения волхвов. Иногда внутрь прилаживали зажжённую свечку. Христославы, пропев рождественское песнопение (тропарь или кондак), в конце добавляли собственную присказку. Например, мальчики-славильщики младшего возраста пели песенку, которая в разных вариациях известна по всей России:

Славите, славите,
Сами люди знаете,
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Нам на прянички,
На орешки,
Детям на потешки!

В Западной Сибири к похожей песенке добавляли просьбу: «Сырник в рукавичку, шанежку за пазушку!»

праздники на РусиВторой день Рождества – праздник повивальных бабок и рожениц – бабины, бабьи каши. В этот день праздновали иконе Божией Матери «Блаженное чрево».

С рождественским колядованием перекликается обычай «кликать Авсень». Приуроченный к кануну Нового года, он широко известен в исконно русских землях средней полосы России. С переселенцами Авсень попал сначала в Симбирскую губернию, затем в Сибирь – Омскую и Новосибирскую области. Овсе?нь, Авсе?нь (овесень) — народный праздник у восточных славян. Вероятно, первый день весны, 1 марта, которым прежде начинался год. Название перенесено на Новый год и на Васильев вечер, канун Нового года. В песнях также встречается тусень, титусень, туасень, таусель. Традиции — щедрованье или обсев хозяина зерном, с пожеланиями. Также есть блюдо, названное в честь праздника, которое состояло из целиком запечёной в тесте свиной головы с гарниром.

Обойдя дворы и получив за свои труды козульки, авсеньки, свиные ножки, шанежки и т.п., колядовщики устраивали гулянье, игры, пляски, ряжение и гадания.

Суженый-ряженый

Гадание под Новый год было широко распространенным обычаем. Об урожае гадали по зерну, колосу, снопу или караваю хлеба. Если хотели узнать, что лучше уродится, то в ночь на 1 января выставляли на мороз снопы разного хлеба или втыкали в снег стебли с колосьями, а утром смотрели: на котором из них больше инея, тот даст больший урожай. Под Новый год и в крещенский сочельник после ужина искали зерно под столом. Если найдут – к урожаю. В канун Нового года пекли каравай, взвешивали его и клали на ночь к иконам. Если утром вес оказывался больше, то год должен быть урожайным, меньше – к бескормице.

Широко было распространено гадание по колоску, выдернутому из «кладушки» на гумне: колос с зерном предвещал урожай, пустой – недород. Похожим гаданием пользовались девушки, чтобы узнать, богатый ли будет жених.

праздники на РусиГадания о суженых-ряженых отличались необыкновенным разнообразием. Существовало до нескольких сотен способов гаданий: по звёздам, месяцу, воде, снегу, с кольцами, зерном, квашнёй, блинами, ложками, курицей, петухом, овцами, зеркалом и свечами, повойником, угольками и т.д. Слушали лай собак, фырканье лошадей, разговоры под окнами (по обрывкам фраз надеясь определить судьбу), спрашивали имя у первого встречного (таково будет имя жениха)… Гадали у овина и внутри него, в бане, на улице, на перекрестках. Наиболее действенным считались гадания за околицей на перекрестках дорог, где всегда стояли часовни и обетные кресты.

Святки – время уличных забав, вечерок, ряжений. Ряженых называли окрутчиками, кудесниками, на Русском Севере – святошниками (от слова «святки»). Рядились в вывороченную шубу, в медведя, козу, быка, а также в журавля и курицу. Из персонажей повседневной жизни наиболее популярными были маски солдата, гадающей цыганки, купца, барина.

Святки были известны и своими свозками или свозами: всех окрестных невест родители свозили в одно большое село к родным и знакомым специально для участия в новогодних посиделках. Когда наступал последний день святок (Крещение Господне, 6/19 января), говорили: «Крещенье – всем делам вершенье!» По числу сосватанных пар подводился своего рода итог святочным гуляньям.

По традиции на Крещение участники игрищ, особенно те, кто рядился, чтобы очиститься от греха, купались в иордани – крещенской проруби, около которой проходило водосвятие с торжественным молебном. Накануне и в день Крещения совершались ритуальные действия, имевшие охранно-магические цели: дома ограждались от нечистой силы с помощью креста, рисовавшегося на всех дверях и воротах дома, внутренние помещения окроплялись крещенской водой. 

Праздники русских, как и любого другого народа, – неотъемлемая часть общественного быта, изменяющегося под влиянием политических, социально-экономических и культурных преобразований. Их состав, общественные функции, содержание, структура, художественное оформление определяются потребностями общества. На разных этапах его истории появляются новые праздники, отвечающие запросам времени. Большинство из них оказываются однодневками. И лишь некоторые входят в праздничный календарь народа если не навсегда, то на многие десятилетия и даже столетия.

Наталья Соколова

Другие статьи на тему Праздники:

Оцените статью