Операция Марлин продолжается

Операция Марлин продолжается

Кто-то скажет, что рыбалка – она везде рыбалка. И будет прав. Можно оставаться равнодушным к мирным рассветам на речном плесе, а беря в руки троллинговое удилище, ощущать азартную дрожь. Трофейная морская рыбалка – такая штука, что, попробовав один раз, вряд ли останешься к ней равнодушным. Рыбалка в Африке требует подготовки. Вариант «внезапно решил и поймал» тут не подходит.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

В отличие от охоты вероятность успешной ловли трофейных видов в огромной степени зависит от времени года и места. Дело даже не в численности рыбы – в море есть места, где её много, но она не ловится, а есть площади, где она просто обрывает наживку. Бывает, что на одной отмели поймаешь за день с десяток небольших трофеев, а на другой – всего одну рыбину за три дня, но рекордную.

Кения – одно из лучших мест в мире для рыбалки гейм-фиш (тунец, марлин, парусник и т.п.). А вот акул лучше ловить в ЮАР, да и то не потому, что их там больше, а просто местными специалистами прекрасно отработана технология этого специфического промысла. Но в целом наравне с островом Маврикий Кения лидирует в рыбацком рейтинге. Кроме того, в этой стране отличную рыбалку можно «разбавить» фотоохотой в национальных парках (Масаи-Мара, например, относится к лучшим в мире местам для фотосафари), да и просто отдохнуть на великолепном пляже.

На африканскую рыбалку можно отправляться налегке. Все снасти предоставляют организаторы, так что человеку с опытом африканских охот непривычно садиться в самолёт «с пустыми руками». Всё кажется, что что-то забыл. Из рыбацких принадлежностей в багаже только знания, ну и азарт, естественно. Понятное дело, экипаж яхты поможет, подскажет и покажет, но, пока не попробуешь сам, руки не начнут «чувствовать» борьбу с рыбой. Плата за такую науку – досадные срывы добычи, которую ты полчаса подводил к борту.

Рыбалка в Африке. Марлин

ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ

Итак, 11 января 2004 года мы прилетели в Найроби из Вены (прямых рейсов в Кению из Украины пока нет). Мы – это пять семей с жёнами, детьми… в общем, небольшой «цыганский табор». Скажу сразу, скучно никому не было. Пока мужчины рыбачили, остальная часть компании наслаждалась океаном, увековечивала красоты Кении на снимках и даже на пару дней съездила в парк Масаи-Мара. Так что впечатлений у них было не меньше, чем у рыбаков.

Наша третья африканская рыбалка, третья попытка поймать заветного марлина. И на этот раз мы, к сожалению, не попали в сезон. Пик ловли марлина – начало февраля, но выкроить время в этот период никак не удалось. Оставалось надеяться на случайное везение, а не на закономерную добычу. Хорошо хоть надежда была, большую часть года в этих водах марлина вообще не выловить.

Самолёт местных авиалиний доставил нас в городок Ваттау (километрах в 150 севернее Момбасы). Ещё час на микроавтобусе, который нас встречал, – и вот мы на базе. Организатором нашей поездки была уже проверенная компания «Сафари-Украина», кстати, отдельное им спасибо – всё было оговорено, поэтому никаких досадных заминок или нестыковок за всё время путешествия не произошло.

Отель расположен в стороне от часто посещаемых туристами мест, и сюда забираются в основном фанаты морской рыбалки со всего мира. Соответственно, и в отеле всё на них рассчитано – от интерьера ресторана до собственного флота яхт с опытными шкиперами, которые на гейм-фиш собаку съели (пожалуй, правильнее будет рыбу-собаку). Даже кухня начинает работать в пять утра, чтобы рыбаки голодными в море не вышли. Плюс уровень обслуживания на полновесные «пять звёзд». При этом в ресторане свои требования к одежде посетителей (дресс-код) – в шортах и майке не зайдёшь. Это даже забавно – рыбачишь до вечера, а потом вспоминаешь, что ты «белый господин», переодеваешься и отправляешься ужинать в аристократической обстановке. Ещё плюс – ежегодные статистические бюллетени, в которых приводится информация о том, в какой акватории сколько ловилось, какая лодка сколько поймала, в какой сезон что ловится… В общем, масса бесценной для рыбака информации.

ПОКЛЁВКА №1

Первый рассвет и первый выход в море. Наверное, просто невозможно привыкнуть к великолепному зрелищу тропического побережья на рассвете. Огромное солнце подсвечивает пальмы, экзотические птицы оглашают округу непривычными уху европейца звуками… И к тому же осознание того, что дома зима, а здесь +30 воздух и +26 вода. Африка, одним словом!

Отходим от пирса, и любоваться красотами становится некогда – начинаем готовить снасти и добывать наживку. По прошлым рыбалкам знаю, что это целый ритуал. Найти мелких тунцов-бонито можно по ряду примет – от стаи чаек над поверхностью океана до показаний эхолота. «Мелких» тунцов – это по морским меркам. Каждый живец весит от полукилограмма до двух и отчаянно сопротивляется, попавшись на крючок. Пока наловишь необходимое количество, войдёшь в настоящий рыбацкий раж – бонито буквально атакуют снасть. Впрочем, много наживки ни к чему – на живого тунца, вероятнее всего, клюнет только марлин или, как исключение, крупный парусник. Так что это не только добыча наживки, но и тренировка. Ведь принцип ловли такой же, как и на гейм-фиш: спиннинг, катушка и приманка на крючке. Плюс пару «взрослых» удочек закидываем – в стаю бонито вполне может ворваться пара-тройка марлинов или крупных парусников.

Заодно присматриваемся к экипажу, а они к нам. Завтра-послезавтра мы наверняка будем болтать как старые знакомые, но сегодня лишь оценивающие взгляды. Забегая наперёд, скажу, что мы остались довольны компанией, а они, надеюсь, не разочаровались в нас.

Минут через сорок подходим к банке. На двух удочках бонито на марлина, поэтому продвигаемся небыстро. Закидываем и другие наживки, цвет, размер и тип в зависимости от погоды, времени суток и ожидаемого трофея. Периодически снимаем живца и «добавляем газу» – парусники, дорадо, барракуды и крупные тунцы ловятся на скорости 7-8 узлов. Точно так же и королевская макрель. А с живцом на марлина больше 5 узлов никак не дашь. Тралим час, другой, по рации переговариваемся с другими нашими лодками… «Взяла!!!» – слышим голос друзей в эфире. Переживаем вместе с ними и едва не пропускаем поклёвку у себя. Двадцатиминутная борьба вызывает уважение к бойцовскому характеру рыбы. Парусник с полсотни килограммов достойно открыл наш кенийский список. И это рыба средних размеров! Позже 80-килограммовый парусник упирался минут сорок, а рыба в 200-300 кг может сражаться 5-7 часов. Описывать ход сражения не берусь, лучше, чем у Хемингуэя, всё равно не получится.

Тунцы ведут себя совсем по-иному – пытаются уйти в глубину и бьются на крючке намного слабее. В этот день мы неоднократно убеждались в правильности такого утверждения – на «синехвостов» нам явно везло, жаль с собой всего не увезти. На базу в Кении трофейные рыбаки привозят лишь рекордную рыбу, чтобы как следует её обмерить и выставить на всеобщее обозрение. Ну и пару-тройку тунцов, чтобы приготовили на ужин. Для всех остальных действует принцип «поймал – взвесил – сфотографировал – выпустил». Перед тем как отпустить, на плавник рыбы крепится специальная метка, где указывается страна, вес и дата. Назначение – как и у колец для птиц, нам довелось выловить пару парусников с метками, один из которых был помечен в Индонезии, а другой на Маврикии.

Часа в три дня поворачиваем на базу, вполне довольные удачным началом. Расслабленные, сидим на палубе, обсуждаем первый день рыбалки и вдруг от мощнейшего удара падаем со своих мест. Первая мысль – на мель сели. Хотя какая мель? До берега миль пять, а до дна метров сто. Вторая мысль ещё невероятнее – с подводной лодкой столкнулись. Додумать её мы не успели, в нескольких метрах за лодкой поднялся пятиметровый хвост, яростно ахнул по воде и скрылся в пучине. «Китовая акула!!!» – закричал шкипер и, как нам показалось, посмотрел в сторону спасательного плота. К чести нашего судна, ко дну оно не пошло, но винты и двигатель были повреждены. К берегу мы подходили на малом ходу с душераздирающим воем и скрипом. Экипаж яхты потом говорил, что нам крупно повезло – с акулой мы столкнулись кормой, поэтому легко отделались (к утру судно было готово опять выйти в океан). А вот если бы врезались «в лоб», то 15-тонная рыба вполне могла отправить нас на дно. Экстрим!

Подводим итог первого дня: три парусника, дюжина трофейных тунцов весом 10-25 кг и пара 20-килограммовых дорадо. У других результат не хуже, да и экипажи наших яхт – молодцы. После возвращения всех лодок подвели итоги, так вот – мы заняли первое, третье и четвёртое места. В Hemingway Resort, как и во многих других рыбацких отелях, есть традиция на яхтах по возвращении поднимать флажки, каждый из которых обозначает определённую рыбу. Так что встреча рыбаков и подсчёт флажков – занятие весьма увлекательное.

День закончился ужином из нашего улова. Жареный тунец пошёл на ура, а суши из рыбы, которая лишь пару часов назад поймана своими руками, вкуснее приготовленного в любом украинском ресторане.

СВЕТЯЩАЯСЯ БЛЕСНА

На следующее утро мы собирались особо тщательно – вернуться предстояло лишь через сутки. Ночная рыбалка – явление, с которым я столкнулся только в Кении. Поймать рыбу-меч днём в этом районе Индийского океана практически невозможно. Парусниками и тунцами мы пресытились вчера, поэтому снасти забросили на марлина. «Патрулирование» вдоль банки на малом ходу скрашивала периодическая ловля бонито – и нам развлечение, и живец будет не такой сонный. Живая наживка содержится в специальной ёмкости с проточной водой, через несколько часов её лучше выпустить, благо выловить новую не проблема.

Ближе к закату направляемся к дальней банке, миль за 30-40 от берега – там самое лучшее место для охотников за рыбой-меч. Принцип ловли тот же, только наживки светящиеся. Плюс ощущение ночного океана. А когда уходящая в кромешную тьму леска натянулась до звона, стало понятно, что борьба будет нешуточной. Наивные – это была не борьба, а настоящее сражение! Рыба металась из стороны в сторону, уходила в глубину, пыталась заплыть под лодку. Выложиться «на 200 процентов» пришлось не только мне, но и экипажу яхты. Отчаянные манёвры судна не позволяли леске уйти под винт, а вытаскивать рыбищу пришлось вдвоём в специальных перчатках, бесцеремонно схватив её за длинный нос.

Фотографируясь в обнимку с 80-килограммовой рыбой-меч, чувствуешь себя победителем ночи. Вытащить из темноты такое чудо – это не шутки! До рассвета мы выловили ещё пару «живых клинков», спалив при этом столько топлива, что пришлось вернуться уже к обеду. Жаль, нельзя было трофей с собой привезти – двенадцатичасовое хранение явно не добавило бы ему привлекательности.

ТЯЖЁЛАЯ «ЗАКИДУШКА»

В последний наш выход рыбалка была более спокойной – как на поплавочную удочку. На этот раз целью была рифовая рыба, держащаяся у дна. Очень похоже на подлёдный лов, только снасти побольше – на несколько крючков навешиваются куски мяса, грузило в несколько килограммов уходит на 50-метровую глубину, сидишь, удочкой подёргиваешь и ждёшь поклёвки. Главное – вовремя подсечь. Вот только вытаскивание грузила примитивной катушкой без всяких мультипликаторов выматывает почище любого тренажёра. А если на крючке упирающийся групер в сорок кило – вообще тяжелоатлетом себя ощущаешь. Таких груперов, к слову, мы за день выловили десятка два… Последнее, по идее самое торжественное, возвращение в отель помню с трудом, поскольку вымотался, как строитель пирамид. А что же марлин? Он и в третий раз не дался нам в руки! На всех трёх лодках случилось лишь несколько поклёвок, но не более того. Можно было попытаться уйти дня на два-три подальше в океан, но мы решили пожертвовать лишними шансами на удачу в пользу семейного отдыха. И не жалеем об этом – остаётся цель, а значит, мы снова вернёмся на это побережье и попробуем перехитрить неуловимую рыбу.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

Пока мужчины рыбачили, остальная часть компании провела сутки в национальном парке Масаи-Мара на фотосафари. Восторг от бегемотов и носорогов, до которых можно дотянуться рукой. И страх – когда один из джипов заглох перед носом у льва, который явно не собирался уходить. Даже жизнерадостный проводник, который всё время восклицал: «Акуна матата!» – на этот раз не утверждал, что всё отлично. Хорошо, что вернулся второй автомобиль и водители умудрились завести капризный транспорт, толкая одну машину другой, чтобы из кабины не выходить. Фотографии получились хорошие, но страху все натерпелись.

После этого происшествия обитатели джунглей перестали казаться миролюбивыми и ночь прошла тревожно – тонкая ткань палатки явно не смогла бы защитить от крокодилов с бегемотами (лагерь был разбит на берегу реки). А когда какая-то чокнутая обезьяна заверещала и ей ответил целый хор зверей, наши нервы не выдержали – мы перетащили все кровати в две палатки и ночевали в тесноте, зато большим коллективом. Впрочем, эти переживания не испортили прекрасных впечатлений от общения с природой.

Да и в Hemingway Resort скучать не приходилось – прекрасный бассейн и пляж просто не могли надоесть. А обнажающееся при отливе океанское дно – настоящая неизведанная земля! Под каждым камнем затаилось какое-то существо, а ракушки просто фантастических форм и цветов. Жалко, вывозить их запрещено.

Когда уезжали, обсуждали, как бы ещё раз посетить эту замечательную страну. А такое нарушение наших традиций (два раза в одно и то же место мы не ездим) говорит о многом…

Со слов Валерия Демы записал Денис Гнатюк
Фото из архива В. Демы
 

Оцените статью