Мягкое золото — соболь

Мягкое золото - соболь

Из-за красивого, прочного и дорогого меха соболя называют царем дикой пушнины — «мягким золотом». Соболь – гордость российских меховщиков, ведь он всегда был на Руси символом роскоши и богатства. Соболиные шубы, пальто и рединготы, отороченные этим драгоценным мехом, и даже просто воротники и горжетки всегда были в большом почете. Охотничий промысел соболя давал раньше работу большому проценту населения Сибири.

Особым шиком было носить соболя с абсолютным безразличием или, как говорили, «беззаботно носить на себе деньги». И по сей день подобная манера носить дорогой мех является неписаным правилом элегантности. Ввиду своей глубокой провинциальности мне не доводилось видеть вживую женщину в соболиной шубе, а вот в норковых и прочих каракулях, довольно много. Наши тетки в дорогих шубах «выступают словно павы», неся на своих плечах дорогое изделие как пропуск в высший свет. Увы, отсутствуют в наших, богом забытых местах как «аристократы духа», так и «плебеи капитала», зато существуют свои местечковые правила участия в «ярмарке тщеславия». Кстати, слова «плебеи капитала» я произношу отнюдь не с презрением, так как среди кондового купечества существовали свои понятия о чести и правила поведения в обществе. Дворяне посмеивались над ними, однако мирились и соблюдали правила игры, так как в массе своей были не богаты, а против денег не попрешь.

Соболиных шуб за всю историю была не одна тысяча, а сотни, и каждая из них – настоящее сокровище. В начале 20-го столетия цены на соболиные шубы приравнивались к ценам на дома. Недаром соболиный мех по нежности, тону, густоте, цвету и блеску считают лучшим в мире. Как никакой другой он обладает всем набором перечисленных качеств одновременно. Кроме того, соболь не только красивый, но еще и долговечный мех. Истории известны факты, когда соболиные шубы передавались по наследству и носились не одним поколением. Мама рассказывала мне, что соболиные и бобровые шубы, хранящиеся в сундуках, передаваемые из поколения в поколение и носимые по большим праздникам, наравне со скотом являлись признаком богатства отдельных бурятских семей.

Соболь (лат. Martes zibellina) — ценный пушной зверёк семейства куньих, родина которого — леса и горы Восточной Сибири. Длина тела соболя — от 43 до 56 см, хвоста — до 20 см. Вес самцов 1100—1800 г, самок — 900—1500 г. Окраска меха варьирует от темной до светло-коричневой, на горле есть светлое пятно. Чем темнее соболь, тем дороже ценится его шкурка. Баргузинский соболь, обитающий в прибайкальских лесах, самый тёмный из встречающихся в Сибири, при этом он еще и самый мелкий, природу не обманешь, качеством в глаза пыль пустила и тут же обмерила. «Баргузинский» особенно ценится на международных аукционах пушнины. Вариации окраса шкурки имеют особые названия: “головка” — самая темная (почти черная) и наиболее дорогая; “меховой” — окраска очень светлая, песчано-желтая или палевая — самая дешевая. Промежуточные окраски: “воротовой” — коричневого тона с темным ремнем на спине; “подголовка” c более светлыми боками и большим ярким горловым пятном. Изредка в глухой сибирской тайге встречается белый соболь. Его мех – один из редчайших в мире и как все редкое очень дорог, я не представляю себе, что прикольного в белом меховом изделии, хотя конечно на вкус и на цвет…

соболь

Соболь — ловкий и очень сильный для своих размеров хищник. Мне доводилось слышать от профессиональных охотников, что «дай бог соболю роста, так он бы всех в тайге заел». Обитает главным образом в кедровых и елово-пихтовых лесах, а также в сосновых и лиственничных, в верховьях горных рек, близко к земле — в зарослях стланика, среди каменных россыпей, изредка поднимается в кроны деревьев. Ведет очень скрытный образ жизни, открытых пространств избегает. Когда я ходил по соболиному путику с охотниками, то видел, как они ломятся, и сам с ними лазал по самым глухим, заросшим густым подлеском, заваленным буреломом распадкам. Устаешь жутко, а они смеются: «На ровном месте соболя не поймаешь!».

Соболь активен в разное время суток, но наибольшую активность проявляет утром и вечером. Передвигается прыжками. Длина прыжка — 30—70 см. Имеет отлично развитые слух и обоняние, зрение слабее. Голос — урчание, вроде кошачьего.

Всеяден; в питании преобладают мышевидные грызуны, главным образом полевка, большую роль в питании играет пищуха. Часто поедает белок, нападает на зайцев.

Из птиц соболь чаще всего подлавливает рябчика и глухаря, но в целом птицы являются второстепенным кормом. Индивидуальный охотничий участок соболя от 150—200 га до 1500—2000 га, иногда и больше.

Охотно питается растительной пищей. Любимая пища — кедровые орехи, рябина, голубика. Охотно поедает ягоды брусники, черники, черёмухи, шиповника, смородины.

Спаривается в июне — июле, беременность в среднем 270 суток с латентной фазой (в морозное время детеныши перестают развиваться). Щенение на севере в первой половине мая, на юге в апреле. Маленькие соболята появляются на свет в апреле – мае трогательными меховыми комочками весом всего в 30 грамм, в возрасте 4 мес достигают размеров взрослых, а половозрелости — на 2-м году жизни и размножаются до 13—15 лет. В выводке чаще 3—4, реже 5 детёнышей. Рождаются детеныши слепыми и прозревают на 34-35 день. Линьки 2 — весенняя и осенняя, заканчивающаяся в середине октября. Значит с «покрова» мех уже выходной.

Почти везде соболя промышляют ружьем, с лайкою. Отыскивать его лучше всего ранним утром, когда еще свежи следы зверька, бродившего ночью в поисках пищи. Собака, пущенная по следу, загоняет соболя на дерево и облаивает. Для успешности этой охоты необходимы частые пороши, при которых легче найти свежий след, большая выносливость самого охотника, вынужденного много ходить по снегу, и опытная собака с хорошим чутьем. Соболь часто скрывается от преследования собаки в буреломе или забивается под камни и расщелины скал, откуда его выгнать нелегко.

В этих случаях обычно прибегают к обмету — невысокой, но длинной сети, которой окружают место, где затаился соболь, плотно утаптывая под обметом снег, чтобы выскочивший зверек не смог подкопаться снизу, а попал бы прямо в сети. Иногда этого момента приходится ждать очень долго — сутками. Чтобы соболь не ускользнул ночью из обмета незамеченным, к верхней тетиве обмета прикрепляют небольшие бубенчики, звенящие при малейшем прикосновении. Иногда соболей приходится обметывать по нескольку раз, прежде чем они попадут в руки охотника. Иногда затаившегося соболя выгоняют в сетной рукавчик вроде верши, с концом, прикрепленным к воткнутому в снег колу. Продолжительность охоты с собаками определяется состоянием снежного покрова, так как по глубокому и рыхлому снегу лайка преследовать соболя не может. Обычно эта охота заканчивается уже в декабре.

Значительно больше соболей добывается различными ловушками, которыми можно пользоваться и при глубоких снегах. Самым распространенным самоловом надо считать кулему, которая устраивается на месте при помощи ножа и топора, без гвоздей, как и все подобного рода снасти. Кулема представляет собой тяжелую плаху, укрепленную на подпорках наклонно к земле. Под плаху кладут для приманки куски рябчика, тушку белки, зайчатину и т. п. Соболь, тронувший или даже только попытавшийся понюхать приманку, задевает протянутую бечевку, плаха падает и придавливает зверя. Но кулемы, как и многие другие самоловные снасти, неудобны тем, что их спускают мелкие зверьки (белка, горностай) и даже птицы (сойки, кедровки). Попавшийся соболь может быть поврежден мышами и птицами. В зимы, когда в тайге мало корма для соболей, они идут в кулемы хорошо, но в годы, обильные кормом, мало обращают на них внимания.

Кроме кулемы, соболи добываются различными петлями. Пользуются тем, что соболь избегает воды и старается переходить через ручьи по упавшим деревьям. Промысловики делают на таких деревьях поперечную загородку из колышков, оставляя посредине только узкий проход, в котором натягивается петля. Соболь, попавший в нее, при попытках освободиться падает в воду или повисает над ней. Зверушку жалко…

В аналогичных местах ставятся железные капканы, которые вообще получили широкое распространение при добывании соболя. Особенно удобен капкан в том случае, когда соболь прячется среди камней или колод. Охотникам нет нужды выпугивать соболя. Капкан можно тихо поставить и уйти, а соболь, не тревожимый шумом и людскими голосами, очень скоро появляется из своего убежища.

Несмотря на бурное развитие промышленности в России в конце XIX — начале XX веков, экспорт пушнины был существенной статьёй дохода государства. Кроме этого, охотничий промысел давал работу большому проценту населения Сибири. Поэтому понятно, что катастрофическое снижение численности соболя, основного промыслового вида, в этот период обеспокоило и учёных, и чиновников, и правительство, и, конечно, людей, так или иначе связанных с соболиным промыслом.

Для воплощения в жизнь “Проекта обследования соболиных районов России в 1913-1915 годах” были организованы “соболиные” экспедиции в Сибирь и на Камчатку. В их задачи входило обследование районов обитания соболя, поиски оптимальных мест для организации заповедников и создание их проектов. Опыт работ этих экспедиций — замечательный образец исследований по организации заповедников. При организации “соболиных заповедников” были заложены фундаментальные принципы, которые и сейчас лежат в основе понятия “заповедник”: Заповедники должны быть постоянными, то есть создаваться навечно, заповедники должны заниматься изучением объектов охраны, то есть быть научно-исследовательскими учреждениями, заповедники должны иметь общегосударственное значение.

Учитывая исключительную ценность меха тёмного соболя-баргузинца, обитающего на западных склонах Баргузинского хребта, экспедиция под руководством Георгия Георгиевича Доппельмаира получила задание обследовать эту Подлеморскую территорию (от полуострова Святой Нос до озера Фролиха). В её состав, кроме Г.Г. Доппельмаира, входили К А.Забелин, З.Ф.Сватош, А. Д. Батурин, Д.Н.Александров. Почти два года в 1914-1916г.г. в сложнейших условиях учёные вели серьёзную изыскательскую работу — изучали баргузинского соболя, состояние соболиного промысла, обследовали территорию. Уже в 1915 году был создан соболиный питомник в п. Сосновка.

На основании материалов экспедиции 17 мая 1916 г. иркутский Генерал-губернатор издал постановление об организации Баргузинского соболиного заповедника, а 29 декабря 1916 г. этот документ был утверждён правительством России. Баргузинский заповедник стал не только первым государственным заповедником в России, но и единственным заповедником, получившим статус государственного в царской России.

К 1934 году соболь заселил уже все пригодные для обитания места, не достигнув ещё оптимальной плотности своего населения. В ту пору Баргузинский хребет был единственным районом Восточной Сибири, где поголовье соболя нарастало, во всех остальных очагах обитания наблюдалось катастрофическое сокращение его численности, вплоть до уничтожения целого ряда соболиных “гнёзд”.

Наша местная, Хамар-Дабанская, популяция соболя сохранялась в период общесибирской депрессии численности этого вида, продолжавшейся с конца XIX столетия по тридцатые годы уходящего века. Но численность была настолько низкой, что для ее восстановления до промысловых размеров потребовалось искусственное расселение животных. В 1939-1959 гг. в десяти пунктах Хамар-Дабана было выпущено более 200 соболей, естественно, Баргузинских. Мне нигде не встретилось упоминание о Хамар-Дабанском подвиде соболей. Есть Баргузинский и есть Саянский. На иркутском охотничьем портале я нашел упоминание о редком расселении Саянского соболя в окрестностях Култука. Естественно иркутяне о территории Бурятии принципиально не пишут. Поэтому думаю, что наш местный соболек был Саянский, потом его разбавили Баргузинским и имеющийся сейчас — гибрид между этими подвидами. В настоящее время средняя плотность обитания в 3-4 особи на 1000 га. Сегодня, по мнению охотоведов, соболь на Хамар-Дабане вне Байкальского заповедника, где он многочисленен, обычен и является объектом промысла.

Несколько встреч с соболем в тайге лоб в лоб были всегда неожиданны, будь то кедрач в окрестностях станции Мысовая или верховья реки Чивыркуй. Последний раз я встречал его два года назад в окрестностях п. Каменск. Пошел в лес погулять по пороше. Уже возвращаясь домой, спускался по довольно крутому склону и увидел соболька, перебегающего тропинку. Хлопнул в ладоши. Соболек пулей взлетел на ближайшую лесину. Поднимался он не как белка вертикально вверх, а по спирали, плавно и быстро огибая дерево. Поднявшись на высоту пяти метров, он замер, разглядывая меня. Фотоаппарата по закону подлости с собой не было. Я стал рассказывать соболю, какой он замечательный зверек, красивый, ловкий, сообразительный. Он застыл на месте, как бы слушая меня. Помахал ему рукой, он поднялся выше. Смеркалось, в воздухе стоял аромат хвои и особый запах свежести первого снега. Я стал осторожно спускаться вниз по склону. Беги себе, соболек, будь осторожен, подумалось мне, очень хочется, чтобы ты был не «мягким золотом», а живым.

kabansk-info.ru

***

охота на лису

Приглашаем на зимнюю охоту на лису в Тверскую область. Охотничья база Дворянское гнездо расположена в 340 км от МКАД в Тверской области: Краснохолмский район, д. Путилово, д. 62.  До места охоты пройти нужно совсем немного, хотя при желании можно уйти в поля намного дальше. Первозданная природа, кристальный воздух, комфортные условия проживания делают базу великолепным местом для отдыха, рыбалки и охоты в Тверской области. 

Подробнее об охотничьей базе Дворянское гнездо >>

Другие статьи на тему Пушные звери:

Оцените статью