Туристические бренды Южного Урала: Оружие, тайга и фолк-фесты

Туристические бренды Южного Урала: Оружие, тайга и фолк-фесты

Над созданием своего бренда с недавних пор бьются все российские регионы. Из тех субъектов, где всерьез занялись разработкой имиджа, эксперты называют Пермь, Салехард, Петрозаводск, Нижний Новгород, Великий Устюг и, конечно, Москву и Санкт-Петербург. В это список стремится попасть и Челябинск.

Что американцу хорошо, китайцу — обидно

— У потенциальных экономических партнеров должно складываться целостное представление об области, поэтому мы говорим о конкурентных преимуществах региона: начиная от географического положения, климата и заканчивая действующими у нас льготами для инвесторов, — замначальника управления внешнеэкономических связей регионального минэкономразвития Татьяна Машарова рассказывает, как обычно проходит презентация Челябинской области за рубежом. — Большой плюс для нас, когда к презентации подключаются и наши иностранные партнеры. Например, американская компания Emerson принимала участие в презентации инвестиционного потенциала Челябинской области в городе Чикаго (США) в октябре 2011 года. Тогда генеральный директор компании господин Дуйт Бом поделился со своими американскими коллегами успешным опытом развития бизнеса на территории Челябинской области, рассказал о поддержке губернатора и правительства области в решении административных вопросов.

Практика работы министерства показывает, что бренд региона должен обладать, если так можно выразиться, пластичностью. Быть таким, чтобы узнаваемость соседствовала в нем с возможностью встраиваться в диалог как с азиатской, так и с европейской культурой, учитывая менталитет разных народов. В подтверждение этих слов в ведомстве нам привели такой пример. В состав делегации на ежегодном заседании Американо-Российского Делового Совета в Чикаго включили Гильдию златоустовских мастеров-оружейников. Уральская коллекция оружия в Штатах произвела настоящий фурор. А, допустим, в Китае продукция мастеров-оружейников была бы некстати. Поскольку в Поднебесной все, что связано с оружием, на уровне мировосприятия понимается как угроза национальной безопасности.

златоустовские ножи
Златоустовское оружие

Логично предположить, что символ, о котором говорят в минэкономразвития, и будет визуализацией единого бренда Южного Урала, разработать который еще только предстоит. Эксперты признают, что эта задача не из легких. Оперируя математическими понятиями, сейчас «дано» слишком далеко от заветного «решения». Во многом — из-за «условий» или уже сложившихся представлений о Челябинской области как о крае тяжелой металлургии и машиностроения. Как многие считают, небезопасном для здоровья по экологическим соображениям.

Как спрятать Карабаш?

Эколог и энтомолог, старший сотрудник Ильменского государственного заповедника Александр Лагунов с удовольствием расскажет вам, «где в Челябинской области жить хорошо». Именно так называется один из его многочисленных докладов на тему экологии. Но признаться, по статистике загрязнений, которую приводит ученый, выходит, что жить плохо везде (на каждого жителя области приходится по 380 кг атмосферной грязи в год и так далее). Несмотря на неутешительные выводы Александр Васильевич уверен, что никакие экологические «страшилки» не испортят впечатления от естественно-научных и рекреационных ресурсов, которыми богат наш край. Тем более, что территориальные бренды, по мнению ученого, не всегда живут в умах обывателей. Они могут быть научными и только потом — туристическими. Взять хотя бы Ильменский заповедник — бренд старый. Известен за рубежом с начала 19 века.

— Европейские естествоиспытатели, в основном, немцы, ездили на Ильменские горы за знаниями о минералах, — рассказывает эксперт. — Сегодня в любом геологическом музее мира есть минеральные образцы из Челябинской области.

аркаим
Аркаим

Аркаим — эпохальное открытие 20 века, — перечисляет бренды эколог. — За эти сведения о протогородской цивилизации Здановичу вообще нужно памятник ставить!

Островки тундры на вершинах Уральских гор. Карликовые ивы, реликтовые организмы, насекомые — все эти богатства сейчас прикрывают национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль».

А вот о том, как «затирать» грязные точки на карте области, эколог Лагунов объясняет на примере Карабаша.

— Долина реки Сак-Елга, которая известна своими химическими оранжевыми водами, вообще-то до начала прошлого века была излюбленным туристическим местом, куда местные жители выезжали на пикники. Во что сейчас превратилось это место — знают все.

«Печка», от которой предлагает плясать эксперт, это мысль, что загрязнение уже состоялось. Пробы речной воды в Карабаше показывают высокий уровень кислотности:— РН равный 2,5. Такой водичкой можно запросто обжечь руки. Территорию не раз пытались рекультивировать. Но среда оказалась слишком враждебной всему живому, и деревья погибли.

— Выход на мой взгляд только один, — продолжает ученый. — Законсервировать это место. Окружить территорию широкой полосой древесных насаждений, а жителей отселить. Но в одиночку региону таких затрат не потянуть.

Возможно, решению экологических проблем мешает одно обстоятельство: представители власти не знают, что должны бы. Например, ежегодный комплексный доклад по экологии, с колонками цифр и прочими специализированными данными, понятны больше специалистам. Нужна информация, адаптированная для чиновников.

Этнический продукт

Если у территории нет легенды, значит, нужно ее выдумать, считает Михаил Достовалов, советник министра культуры Челябинской области и эксперт региональной Общественной палаты.

— В то время, когда открыли Аркаим, неоткуда было взять денег на его разработку, — рассказывает эксперт. — Тогда я предложил профессору Здановичу — мол, давай придумаем на Аркаиме свое лохнесское чудовище! Вслед за мифом сюда придут и деньги. «Ты что, я же серьезный ученый», — ответил он мне.

Да, наверное, он прав, и формировать новые мифологемы или интерпретировать существующие легенды должны не ученые, а пиарщики. Но гора Любви или Шаманка на Аркаиме вполне могли бы претендовать на места силы. Уже сейчас оттуда привозят камни и с придыханием дарят их друзьям. Верят, что камни священные.

По словам советника, именно «чудесные» места могут быть платформами для выращивания культурных и туристических брендов области. Возможно, именно легенда привлекла гостей фестиваля православной культуры, который прошел в этом году в Свято-Казанском Чимеевском мужском монастыре. Построен он на границе Курганской и Тюменской областей, в месте, где по преданию дети выловили из реки икону Казанской Божией Матери, плывущую против течения.

всероссийский сабантуй
Всероссийский Сабантуй

Проведение форумов, фестивалей, выставок, конкурсов, соревнований, по мысли нашего собеседника — и многие эксперты с ним согласятся — влияет на привлекательность территории. В качестве примера такого рода брендирования он приводит «Славянский Базар в Витебске», песенные фестивали в Эстонии, Литве и самый большой в мире — Грушинский в Самарской области. В Челябинской области есть свои идейные «продукты» — Бажовский, Ильменский и Аркаимский фестивали, спортивные чемпионаты, недавно прошедший Всероссийский Сабантуй.

— Южный Урал — этакий многонациональный котел, и это уникальное обстоятельство, как ничто другое, помогает демонстрировать этнические фестивали, — замечает он. — Это хорошо, но на мой взгляд в них нам не хватает славянской тематики. Есть идея организовать областной праздник, подобный Сабантую, но посвященный обычаям и традициям славянских народов. Можно приурочить его ко Дню славянской письменности и культуры — 24 мая.

Можно долго рассуждать о том, что области нужен яркий бренд, но ничего для этого не делать. В Челябинской области пока только «нащупали» направления, в которых следует двигаться в поисках имиджа.

— На моей памяти было три программы брендинга Челябинска. Но все они тихо умерли, — добавляет Михаил Достовалов. — Не было механизма их реализации и финансирования. Отсутствовала обратная связь.

Сегодня, по словам эксперта, к раскрутке «заготовок» для будущих брендов готовы подключаться муниципалитеты. Но не все районные главы понимают, что от них требуется. Многие думают, что вот той толстой книжки про комбайнеров, которая пылится у них в офисном шкафу, достаточно. Это не так. Коротко говоря, муниципальные руководители должны проявлять инициативу и выделять под проекты финансы. Тогда деньги для них найдет и область, а за ней — раскошелятся федералы.

бренды челябинской области

МНЕНИЯ

Виталий Ашмарин, директор международной бизнес-школы ЧелГУ:

— Когда мы спрашиваем иностранцев — что для вас российский бизнес, они отвечают: черная дыра. Потенциальные инвесторы и партнеры Челябинской области, что называется, проходят мимо во многом из-за недостатка информации о регионе, переведенной на английский язык и выложенной в открытом доступе. Конечно, если не считать сообщений о Карабаше и прочих экологических катастрофах. Этого, поверьте мне, в избытке.

Европейцы помешаны на экологии, это для них очень важно. Мы плотно работаем с университетами Австрии, Голландии, Германии, и я точно знаю, что говорю. Минэкологии утверждает, что в регионе не все так плохо. На это хочется ответить: дайте больше позитивной экономической и экологической информации о регионе на английском и немецком языках. Профессора и студенты зарубежных вузов постоянно просят нас показать где-нибудь в центре Челябинска счетчик Гейгера, чтобы своими глазами увидеть, как на самом деле обстоят дела с радиационной обстановкой, и рассказать об этом своим соотечественникам!

Я убежден, что прежде чем продвигать за границей бренды спортивные, культурные, производственные и разные другие, нужно развеять страхи относительно экологии в регионе и методов ведения бизнеса в России. Больше информации!

Йорик Скиберген, студент из Голландии, проходил управленческую практику на металлургическом заводе в Челябинске по программе обмена.

— Наш преподаватель в Голландии рассказывал нам о Челябинске. Но только то, что здесь развита металлургия. Больше мы ничего не знали. Я очень удивился, когда увидел уральскую природу и как сильно она отличается от самого Челябинска. Мы были на озере Зюраткуль, каждые выходные старались выезжать на велосипедах — на Изумрудный карьер, в парк Гагарина. Еще нам обещают экскурсии на озеро Тургояк и Таганай.

Скажу еще вот о чем: люди, которые работают с нами, очень приветливы и добры к нам. А люди на улице какие-то загруженные, с хмурыми лицами. Странным для меня стало то, что в Челябинске мало кто говорит по-английски. Для Европы это ненормально.

Елена Подольская

Другие статьи на тему Туристические бренды:

Оцените статью