Иеросхимонах Валентин (Гуревич): Яко с нами Бог

Иеросхимонах Валентин (Гуревич): Яко с нами Бог

О Пасхе как переходе от тьмы к свету для нашей страны и о духоводителях, светочах России XX в., новомучениках и исповедниках Российских рассуждает в журнале "Покров" Иеросхимонах Валентин (Гуревич). Православного журнала "Покров", издаваемого в рамках программы благотворительной помощи Национального Фонда Святого Трифона Институту экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений.

Огонь

Не так давно руководитель лаборатории Института атомной энергии им. И.В. Курчатова Андрей Александрович Волков, сотрудничающий с Комиссией по изучению чудесных явлений при Московском Патриархате, присутствовал в Иерусалимском храме Воскресения в Великую Субботу. И его приборы в момент схождения Благодатного Огня зафиксировали мощный всплеск электромагнитного излучения, как это обычно происходит во время плазменного разряда. Ни зажигалка, ни спички, о которых иногда подозревают сомневающиеся, такого эффекта вызвать бы не могли… От людей могла исходить только… молитва.    

Свойство этого огня в течение некоторого времени после своего возникновения, благодаря низкой температуре пламени, не опалять – это свойство того огня, который наблюдал еще в седой ветхозаветной древности Боговидец Моисей. Тогда этот огонь не опалял Неопалимую Купину. Теперь он не опаляет бороду православного Патриарха, по молитве которого он «сходит с небесе», равно как и, в первые мгновения, верующих христиан, сподобившихся быть свидетелями этого преславного знамения. Тогда из среды этого огня Пророк услышал Голос: «Я – Бог отцов твоих – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова».

Теперь этот огонь красноречиво свидетельствует подлинность следующих истин:

1) Воскресение Христово – ибо на протяжении многих сотен лет Благодатный Огонь ежегодно является в момент Воскресения на месте Воскресения;

2) Божественная природа Спасителя как Сына Божия – ибо из среды точно такого же огня Моисею было сказано: «Я – Бог Авраама, Исаака и Иакова», то есть Воскресший – тот же Бог, что и во времена Моисея. Потом в Евангелии Спаситель, ссылаясь на эти слова, произнесенные из среды огня Неопалимой Купины, скажет: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых»;

3) Православная вера – единственная законная наследница древней Богооткровенной религии, данной людям Богом Истинным. Ибо именно по молитве православного Предстоятеля в день православной Пасхи совершается это чудо.

Когда-то «род прелюбодейный и грешный» требовал «знамения с небесе». Вот вам оно – «знамение с небесе». «Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!» (Ис. 8:9).

Снисхождение благодатного огня в Иерусалиме
Снисхождение благодатного огня в Иерусалиме

Переход

Не случайна параллель: огонь Неопалимой Купины – огонь Гроба Господня. Дело здесь не только в одинаковости того и другого огня, который не опаляет. Явление того и другого огня связано с понятием «Пасха», то есть «Переход». Голос из среды пламени, охватившего Неопалимую Купину, повелел Моисею вывести народ Божий из дома рабства в Землю обетованную. Этот «переход» из рабства в свободу – прообраз новозаветной Пасхи.

Моисей сказал во Второзаконии: «Пророка воздвигнет вам Господь из братьев ваших, как Меня, Его слушайте». Моисей среди всех прочих пророков имел особенность – он был облечен еще миссией вождя, ведущего народ из плена домой. И этот Пророк, которого прообразовал Моисей, новый Вождь – Сам Спаситель, новая «Пасха» – «Переход» («Аз есмь Путь») из рабства греху, страстям и сатане в Страну Свободы, в которой вместо молока и меда – неизреченные блага. О чем апостол свидетельствует: «…око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, что уготовал Бог любящим Его».

Новозаветная Пасха в отличие от ветхозаветной представляет собою не пространственное перемещение («переход»). Это движение внутреннее, цель его – Царство Небесное, которое «внутрь нас есть» (Лк. 17:20). Новая Пасха, пасхальный Агнец Нового Завета – это Сам Господь Иисус, распятый на Кресте за грехи мира и давший Себя в снедь верным. Очистивший душу крещением, покаянием и с молитвой снедающий Его, под видом хлеба и вина, претерпевает Божественное преображение своего естества, представляющее собою то внутреннее движение, о котором идет речь.

Мы знаем, что огненный столп шел впереди народа Божия во время «перехода» в Землю обетованную. И сегодня этот же путеводный огонь во тьме светит и не дает путникам сбиться с пути в страну Вечного Блаженства.

Державная

Иногда Господь попускает падение и наказание, уничижение избранного народа для смирения его гордыни. В Книге пророка Даниила мы находим пример, как лучшие представители наказываемого народа в лице трех отроков проявляют это смирение; брошенные в печь не ропщут, не возмущаются, но в смиренной молитве признают справедливость Божьего определения.

Эту явленную тремя отроками неопалимость смирения в Православной Церкви принято, как и Неопалимую Купину, считать одним из прообразований Богородицы, смирение которой также соделало неопалимой Ее девственную утробу, принявшую Огнь Божества: «Яко призре на смирение рабы Своея – се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:48). Поэтому ирмосы 7-й и 8-й песен канона, в которых повествуется о трех отроках, предшествуют «Честнейшей» и ирмосу 9-й песни, посвященному Богоматери.

Архимандрит Тихон (Шевкунов), когда он еще служил в Донской обители, раскрывая смысл Евангельского зачала: «…одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:27–28), – отметил, что христианин в определенном смысле уподобляется здесь Богородице. Услышав Слово Божие, он хранит Его в сердце своем, дает Ему возможность, подобно семени, созреть в себе и принести плод. И происходит то, о чем сказал апостол: «…уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

Это то смирение, которое возносит своего обладателя на высоту царского достоинства: «…побеждающему дам сесть на Престоле Моем» (Откр. 3:21), то есть на престоле Небесного Царя, – именно стать, по апостолу Павлу, наследником Небесного Отца, сонаследником же Христу. Так и Матерь Божию мы не без основания называем Царицей Небесной.

И Она приняла под Свой державный омофор Россию в тот момент, когда царь Николай II выбрал Царство Небесное, предпочтя его царству земному.

Когда-то чудо вавилонской печи обратило к Богу сердца мучителей и самого царя, который узрел в печи кроме трех отроков четвертого, подобного Сыну Божию. И точно так же рядом с нашими новомучениками и исповедниками Российскими в годину испытаний видели Матерь Божию…

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Светочи

Светочи России XX в. – наши новомученики и исповедники Российские – это те, кто уже совершил заповеданный нам всем переход из тьмы к свету и может стать нашим проводником.

18/31 декабря 1937 г., в последний день самого лютого года гонений, мученическую кончину принял священномученик Фаддей, архиепископ Тверской. Однажды, когда палачи, желая сокрушить его благое упорство, поместили владыку в камеру уголовников, рассчитывая, что зверские издевательства и унижения со стороны его сокамерников сломают в нем волю и совесть, то результат был для них неожиданный. Уголовники повели себя по отношению к нему согласно своему обыкновению… Но вскоре Сама Матерь Божия явилась главе уголовников и заявила ему: «Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибнете». Он сообщил об этом явлении своим сотоварищам, и они решили посмотреть, жив ли еще святой старец. Заглянув под нары, они увидели ослепительный свет и в ужасе отпрянули, прося у святителя прощения.

Мы должны уразуметь, что наиболее подходящее для перехода от тьмы к свету время – для каждого из нас буквально: сегодня, пока еще длится эта наша земная жизнь, которая и дана нам для достижения ее главной цели – воссоединения с Богом, оставившего человека во времена грехопадения прародителей. Господь Иисус сделал все необходимое для того, чтобы это стало возможным. От нас требуется встречное движение – исполнение заповеди всецелого посвящения всех сил нашего естества любви к Богу для стяжания такой степени благодати Духа Святаго, чтобы Царствие Божие было внутрь нас. И как на Фаворе у Господа, как на лесной зимней полянке у преподобного Серафима Саровского в его беседе с Николаем Мотовиловым и как под нарами в зловонном бараке у священномученика Фаддея Тверского – являло себя сквозь нас другим…

«Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи…»

Тьма

Накануне нашего богоборческого 70-летнего, подобно ветхозаветно-вавилонскому, пленения святой праведный Иоанн Кронштадтский, как и пророк Исайя, обличавший израильтян в пьянстве перед нашествием Навуходоносора, пророчески обличал и предупреждал русский народ, говоря: каждый двунадесятый праздник мы платим дань сатане – именно в эти дни у нас особенное пьянство и разгул. На Пасху мы причащаемся, после чего упиваемся, потом вместе с блевотиной извергаем из себя Тело и Кровь Христову и в этом валяемся… Господь долго терпеть не будет – придут революционеры, разрушат храмы, осквернят святыню, закроют монастыри и множество мирского и духовного чина верующих будет предано мученической смерти. Если не покаетесь…

Не покаялись. Соблазнились на ложные посулы лжеучителей и лжепророков об устроении на земле всеобщего благоденствия без Бога. Отреклись от своей веры. Начался богоборческий плен.

И если мы видели смирение и покаянные молитвы трех отроков в пещи вавилонстей, то теперь молитва смиренного Тихона, Патриарха Всероссийского, звучит теми же библейскими покаянными интонациями, он буквально повторяет некоторые слова и фразы, звучавшие некогда в вавилонской пещи: «…отступихом от Тебе, Владыко, заповедей Твоих не соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам. Сего ради разгневался еси яростию Твоею на нас и посетил еси жезлом железным беззакония наша и ранами неправды наша… дал еси нас на попрание врагом нашим…»    
  
Отец Сергий Мечев в письмах своим духовным чадам из заточения пишет о том, что бедствия, постигшие Церковь и страну, – заслуженные. Он приводит слова святителя Игнатия Брянчанинова, который еще при своей жизни писал, что «мы живем в предбедственное время; строятся великолепные золоченые храмы, но дух христианства уходит из Церкви». Молитва, умное делание давно пресеклось на Руси. Возобновленное Паисием Величковским, оно привилось только в немногих обителях – в Оптиной пустыни, в Сарове, и это не спасло положения; остальные монастыри являли жалкое зрелище. Надо сказать, что кроме оскудения умного делания другой причиной духовно-нравственного упадка в России стал повсеместно укоренившийся обычай редкого причащения. Чаще всего – причащались раз в год. И столь же редко исповедовались. Страна катилась по наклонной плоскости.

Апостол любви

Святейшего Тихона, Патриарха Всероссийского, прославили в день памяти святого апостола Иоанна Богослова. Отец Иоанн Крестьянкин говорил, что это не случайность, потому что святитель Тихон был того же духа, что и апостол любви. В посвященном ему акафисте о нем сказано: «…обилием любве мир удививый».

Богоборцы требовали от него невозможных для христианина и главы Церкви антицерковных и антихристианских поступков и компромиссов, угрожая в противном случае расправой со священниками и архиереями. И для того чтобы его поведение, когда на нем была такая сверхчеловеческая ответственность и огромная тяжесть патриаршего креста, находилось в согласии с Волей Божией, он, по свидетельству красноармейцев, приставленных к нему во время домашнего ареста в стенах Донского монастыря, ночи напролет простаивал на коленях с молитвой.

Святитель Тихон обличал новую богоборческую власть. Но, жалея народ Божий и молясь за него, он молился и о спасении душ гонителей. Он молился за всех: и за младенцев, которые лишены крещения, и за старцев, лишенных христианского напутствия и погребения, и за юношей и дев, совращаемых в блуд, поскольку нет таинства брака, за весь народ Божий, лишенный спасительных церковных таинств, и самое главное – Причастия. И в конце этой молитвы за народ он присовокупляет и прошение за гонителей, которые все это натворили, чтобы Господь не погубил их окончательно, но, если возможно, обратил их к Себе, чтобы остаток жизни они провели в истинном покаянии.

Есть вероятность того, что так и случилось с самым неистовым гонителем самого святителя Тихона – Тучковым; умирая от рака, он попросил приехать к нему Святейшего Патриарха Алексия.

Путь крестный

В конце недавно созданного продюсерским центром «Покров» фильма о первомученике советского времени митрополите Владимире Киевском звучат слова апостола Павла: если «…я тело свое отдам на сожжение, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы».

И действительно, Господь говорит: «В чем застану [в момент перехода в вечность], в том и сужу». Если в сердце радость о Господе, мир и Божественная любовь, то такую блаженную вечность он и наследует, и наоборот. Поэтому новомученики по примеру Подвигоположника молились перед смертью о прощении своих палачей. Ибо это один из способов исполнения заповеди о любви к врагам.

Мы каждый день взываем в вечерних молитвах: «Господи, просвети душу мою любовию Креста Твоего». В этом смысле были сказаны и слова святителя Тихона, которые мы читаем на хартии, изображенной на его иконе, находящейся над его святыми мощами: «Чадца, не сходите с пути крестнаго, низпосланнаго нам Богом».

Отечество

Стремление поставить царство земное впереди Царства Небесного – порок, который с особенной наглядностью проявился именно в Евангельской истории отвержения избранным народом своего Мессии. Ибо Спаситель сказал: Царство Мое – не от мира сего… Это ложное понимание религии, Бога – как слуг общественного благоустройства – все время воспроизводится на протяжении всей истории Церкви. В Боге видят как бы золотую рыбку, находящуюся в услужении и на посылках у общественного благополучия. В то время как благополучие, как и телесное здравие, иногда бывают для души не столь полезны, как скорби и болезни: «…и разжирел Иаков, и очерствело сердце Израиля…»

«Сравнивая одухотворенную любовь, источником которой является Бог, с обычным религиозно-слепым воззрением, которое убеждено, что последнее слово всегда принадлежит гуманности, что здоровье лучше болезни, что власть лучше подчинения, что богатство лучше бедности и что жизнь всегда лучше смерти, – сказал архиепископ Верейский Евгений, ректор МДАиС и ВБК МПДА, на конференции, посвященной 125-летию выдающегося правоведа и философа И.А. Ильина, – Ильин дает замечательное описание истинной любви: «Она не измеряет усовершенствование человеческой жизни довольством отдельных людей или счастьем человеческой массы, ей ведомы все духовные опасности, связанные с наличностью земного наслаждения, и все духовное значение его утраты. Ее видение давно открыло ей, почему болезнь может быть лучше здоровья, подчинение лучше власти, бедность лучше богатства. Именно сила этого видения укрепила ее в убеждении, что доблестная смерть всегда лучше позорной жизни и что каждый человек определяет себя перед лицом Божиим именно тем моментом, который заставляет его предпочесть смерть». Эти мысли Ильина имеют прямое отношение к словам Господа Иисуса: «…кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35), а «сберегший душу свою потеряет ее» (Мф. 10:39).

Мученическая кончина и есть осуществление этого желания подлинного христианина, выраженного словами апостола: «…разрешитися и со Христом быти». А для того чтобы «быти со Христом», в Царствии Небесном, необходимо в час кончины пребывать в молитвенном Богообщении, подобно Игнатию Богоносцу; перед самой его кончиной находившиеся близко от него слышали, как он непрестанно повторял святейшее Имя Господа Иисуса. Нам сегодня известно, что так поступают делатели Иисусовой молитвы – исихасты.

Преподобный Варсонофий в одном из своих стихотворений изложил целое учение об Иисусовой молитве. Это стихотворение недавно легло в основу новой песни, которую можно послушать, в частности, в исполнении хора клиросных сестер Алексеевского Акатова монастыря (Живоносный Источник) в Воронеже (см. www.kursmda.ru). Припев этой песни призывает каждого христианина:

Не оставляй Божественной молитвы,
Не оставляй, не оставляй –
Она – оружье нашей дольней битвы
За горний край, за светлый рай.
Она – оружье нашей битвы
За Отчий край  – за светлый рай.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Журнал «Покров» издается в рамках программы благотворительной помощи Национального Фонда Святого Трифона Институту экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. Приобрести православный журнал «Покров» можно в редакции журнала «Покров». Адрес редакции: 109028, г. Москва, ул. Солянка, д. 9-А, стр. 1. Тел./факс: (495)625-9320, 625-7226.

Другие статьи на тему Православие:

Оцените статью