Храму Василия Блаженного в Москве — 451 год

Храму Василия Блаженного в Москве - 451 год

12 апреля 1561 года  в Москве закончилось строительство и произошло освящение Храма Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву). Храм был возведен на южной стороне Красной площади около Спасских ворот Кремля как храм-памятник в ознаменование победы над Казанским ханством. Ранее считалось, что Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник. По легенде, после строительства этого храма Иван Горозный ослепил зодчих. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства — части бывшей Золотой Орды – в знак благодарения за одержанную победу.

Храм Василия Блаженного в Москве

Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации. Перед собором с 1931 года размещается бронзовый Памятник Минину и Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году).

Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля. 

Храм Василия Блаженного в Москве

Храм Василия Блаженного на гравюре XVI века.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.

В конце XVI века. появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара.

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.

Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём проводились ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории памятника подобные работы неизбежно изменяли его облик в соответствии с эстетическими идеалами каждого века. В документах собора за 1737 г. впервые упоминается имя архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора после так называемого «Троицкого» пожара 1737 года. Следующие комплексные ремонтные работы были осуществлены в соборе по повелению Екатерины II в 1784 — 1786 гг. Руководил ими архитектор Иван Яковлев. В 1900-е — 1912 годах реставрацию Храма осуществил архитектор С. У. Соловьёв.

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку поддерживал порядок в соборе.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для посетителей. Началось активное комплектование фондов.

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на постоянные реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти столетие, музей всегда открыт для посетителей. Он закрывался только один раз — во время Великой отечественной войны. В 1929 году в храме были запрещены богослужения, и были сняты колокола. В середине 1930-х гг. храму угрожал снос, однако он избежал разрушения[4], [5]. Cразу же после войны приступили к систематическим работам по восстановлению собора, и 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся. Собор приобрел широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.

С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения.

В Храме Василия Блаженного 11 куполов. Десять куполов над храмом (по числу престолов): Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа Господня в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) Василия Блаженного и один купол над колокольней.

Храм Василия Блаженного в Москве

Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань:

  • Троицы,
  • в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки),
  • Входа во Иерусалим,
  • в честь муч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября),
  • свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября),
  • Александра Свирского (17 апреля и 30 августа),
  • Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста),
  • Григория Армянского (30 сентября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.

Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа во Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время Александровского собора.

Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1919 года. Впоследствии храм был передан в распоряжение обновленческой общины.

«Богоматерь Знамение» в подклете Храма Василия Блаженного в Москве

«Богоматерь Знамение» в подклете

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них — икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора. Также экспонируются две иконы XVII в. — «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII—XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда свое имущество

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича.

Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане — праотцы, в перекрестиях свода — Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода — Евангелисты.

На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Федора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.

На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.

Иконостас был выполнен в 1895 г. по проекту архитектора А.М. Павлинова. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле».

В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в. и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII в.

Сень над могилой Василия Блаженного Храма Василия Блаженного в Москве

Сень над могилой Василия Блаженного

Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь. На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904 г.) Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья.

Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено ее декоративное убранство. 15 августа 1997 г., в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения.

На втором этаже по периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX в. застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проемы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.

Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Ее своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор . Портал сохранён в своем первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий декор выполнен резьбой на месте.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.

Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку». Здесь сохранились кирпичи XVI в. — более темные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи.

Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI в. инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов (квадратов), рёбра которых выполнены из фигурного кирпича. На этом участке пол выложен особым узором в «розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.

На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа Господня в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.

В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Другие статьи на эту тему:

 

Оцените статью