Итоги архитектурного конкурса

Подведены итоги архитектурного конкурса на лучший архитектурный проект часовни в честь Святого Трифона, покровителя охотников и рыболовов.

«Национальный Фонд Святого Трифона» осуществляя программу по строительству часовни в честь Святого Трифона — покровителя охотников и рыболовов и благоустройства прилегающего участка в Веневском районе Тульской области, провел открытый конкурс на лучший архитектурный проект.

Первый этап открытого конкурса проходил с 20 июня до 1 октября 2008 года, в результате которого были определены три лучших работы четырех архитекторов, среди которых: Максим Ошкин из Москвы, Михаил Васильев из Москвы, и команда Сергея Лосева и Фоминых Т. П. из Новосибирска. Именно эти участники были допущены ко второму этапу, который был продлен до 15 января 2009 года.

За победу в данном конкурсе Национальным Фондом Святого Трифона были учреждены денежные премии: для архитектора, занявшего первое место – 150 тысяч рублей, второе – 100 тысяч рублей и третье – 75 тысяч рублей. 

6-го февраля 2009 года для вынесения дальнейших предложений на суд правящего архиерея Тульской епархии был собран Художественный совет по определению рекомендуемых победителей открытого конкурса в составе: исполнительного директора Фонда Евгении Ткач, заместителя председателя правления Фонда Андрея Шалыгина, архитекторов Александра Агафонова, Вячеслава Семилетова, Юрия Сулеймоняна, дизайнера Анны Жирковой. В дальнейшем предложения Художественного совета были согласованы с представителями РПЦ, — одним из учредителей Фонда протоиереем отцом Киприаном, и настоятелем храма Святого Мученика Трифона в Напрудной слободе г. Москвы, протоиереем отцом Федором.

Решением совета места среди архитекторов единогласно были распределены следующим образом: 1 место — Ошкин М., г. Москва; 2 место — Лосев С. и Фоминых Т., г. Новосибирск; 3 место — Васильев М., г. Москва. Однако, по решению Совета и по согласованию с представителями РПЦ было принято решение первую премию не присуждать.

Основными доводами членов совета и духовенства по выявлению приоритетов, в том числе, являлись следующие:

Занявший первое место проект Максима Ошкина имеет выраженную индивидуальность как произведение исполненное в стиле древнерусского зодчества, и может служить не только по назначению как культовое сооружение, но и быть интересным как туристический архитектурный объект. Пропорции часовни 2х3 очень точно отражают дихотомию земной природы Христа и в тоже время Триединую Сущность Бога. Особое внимание совет хотел бы обратить на то, что автором очень тонко выражен характер и стиль строения того времени, к которому относится легендарное предание о сокольничьем Великого Князя Московского Трифоне Патрикееве. Однако, автор не сумел передать этот стиль только в деталях часовни, разработав общее деление часовни по прообразу княжеского терема с широким «гульбищем», что не свойственно Православному канону. Кроме того, проект имеет существенные архитектурные излишества, оставляя непропорционально мало места для использования по прямому назначению. По критерию стоимость-эффективность было бы возможным заданную по условиям конкурса внутреннюю площадь вписать в более компактное строение.

часовня, архитектурный конкурс
 
 

Занявший второе место проект Лосева С. и Фоминых Т. более близок к Православному канону строительства часовен, однако, внутренние пропорциональные коэффициенты часовни слабо коррелируют с принципами Золотого Сечения. С точки зрения практики эксплуатации культовых сооружений исполнение стеклянного кругового подкупольного плафона повлечет за собой необходимость его постоянной чистки от копоти свечей, а с учетом привязки к местности расположения, — и к интенсивному наружному загрязнению стеклянных поверхностей, в том числе от насекомых, летящих на свет. Кроме того, при выполнении такой конструкции на основе деревянных несущих опор, неизбежны неплотности герметизации стекол, просачивание воды между стеклами и основной конструкцией. Что в скором времени без постоянного контроля может привести к снижению прочности опор купола часовни, а также к увлажнению внутренней росписи купола. Постоянный контроль за данными участками затруднен в связи с их высоким расположением.

часовня, архитектурный конкурс

Занявший третье место проект Михаила Васильева по мнению совета является интересным как нетрадиционное современное дизайнерское решение. Однако, в проекте нарушен главный принцип канона строительства Православных культовых сооружений, а именно идея по сошествию Святого Духа, которая воплощается в часовнях особыми способами направления света. В данном проекте свет идет в часовню со всех сторон, а внутренние пространства свободно доступны к обозрению снаружи, что нарушает Церковное Таинство при отправлении служб. В эксплуатации комбинированные деревянно-стеклянные конструкции рекомендуют себя плохо. Технический зазор между бревенчатой и стеклянной частями строения будет препятствовать наружной чистке стекол, в тоже время создавая все условия для накопления загрязнений. Кроме того, наружная ограда часовни исполненная в стиле «заколов» создает интуитивное отторжение всего строения от окружающего мира, и неудобна в эксплуатации.

часовня, архитектурный конкурс

Основываясь на доводах Художественного совета и мнении духовенства, решением Попечительского Совета по итогам конкурса на лучший архитектурный проект часовни в честь Святого Трифона, покровителя охотников и рыболовов: Проектам Ошкина М., г. Москва; Лосева С. и Фоминых Т., г. Новосибирск, — присуждена вторая премия, а проекту Васильева М., г. Москва, — третья премия.

В связи с тем, что среди представленных проектов нет такого, который бы полностью удовлетворял требованиям объявленного конкурса, Попечительским Советом Национального Фонда Святого Трифона принято решение продлить сроки проведения конкурса на год — до 15 января 2010 года.

Оцените статью