Православный женский журнал «Славянка». Июль 2012

Православный женский журнал «Славянка». Июль 2012

Вышел в свет новый, июльский номер православного женского журнала «Славянка». В этом выпуске — беседа протоиереем Николаем Важновым о духовном росте женщины, о сохранении и укреплении семьи, о воспитании детей. Здесь же — ответы на вопросы о том, как надо молиться и относиться к еретикам, о символах христианства и посте.

На страницах нового номера православного женского журнала «Славянка» за июль 2012 года читателей, как всегда, ждут интересные материалы о высоком предназначении женщины, о женских судьбах, любви, чудесах веры, здоровье, нравственных основах брака, семейных взаимоотношениях, воспитании детей, русских традициях.

На страницах июльского журнала вас ждут интересные интервью с протоиереем Николаем Важновым и журналистом Аркадием Мамонтовым.

О чем надо молиться? На этот и другие вопросы отвечают известные священники в рубрике «Азы Православия». Здесь же вы найдете ответы на вопросы: почему постятся в понедельник, какие существуют символы христианства, как относиться к еретикам?

Рубрика «Женщины в истории России» представлена на этот раз уникальным историческим материалом о Прасковье Сибирячке, которая ради спасения отца совершила настоящий подвиг дочерней любви.

Для тех, кто хочет провести лето во славу Божию, с пользой для души и тела, будет полезна рубрика «Жизнь на приходе» — в ней статья о международном молодежном образовательном лагере, участники которого помогают восстанавливать Введенский Тихвинский женский монастырь. В этой же рубрике интервью с игуменией монастыря матушкой Тавифой.

В рубрике «Здоровье» актуальная тема — врачи дают советы по лечению и профилактике аллергии.

Как воспитать волю? Ответ на этот вопросы вы найдете в материалах рубрики «Воспитание». А советы по выбору школы для будущего первоклассника – в рубрике «Я — мама».

Православный женский журнал «Славянка». Июль 2012

Гость июльского номера протоиерей Николай Важнов: «Будьте ласковыми и добрыми!»

В первом послании апостола Павла к коринфянам (гл. 13, ст. 1) сказано: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий». Как эти слова актуальны сегодня! Каждому из нас не хватает любви и внимания. Да, трудно найти источники любви, но они еще есть в наше время. Встреча с протоиереем Николаем Важновым, настоятелем Храма Святителя Николая Чудотворца в Клённиках, дала это почувствовать. при первом же знакомстве, по-отечески ласково обнял за плечи, и во время благословения крепко пожал руки. После такого приема проповедь слова Божия благодатно ложится на почву души человеческой.

Отец Николай, расскажите, пожалуйста, о своем детстве, о своих родителях. Какое место в Вашей судьбе занимала Ваша мама?

Я бесконечно благодарен Богу за то, что родился в православной семье. С молоком матери я впитывал Православие, меня на руках носили в храм, и это дорогого стоит. Конечно, мне много дано и много спросится. У меня замечательные родители: папа Анатолий, он работал столяром, мама Ольга была портнихой. Родился я в деревне в Тверской области, в моем детстве это был тихий живописный уголок, потом там появилась атомная станция, и разросся город Удомля. В школу ходил в поселок, который находился в пяти километрах от нашей деревни. Осенью и весной ездил в школу на велосипеде, а зимой ходил пешком по железной дороге. Натопаешься так, что о хорошей учебе говорить уже не приходилось, слава Богу, «выехал» на тройках.

У меня был очень хороший духовник, игумен Никон (Степанов), он был духоносным старцем. Его убили в 1994 году. К нему меня тоже приносили с младенчества. Батюшка меня воспитал в духовном плане. Он служил на сельском приходе, и добраться до него было непросто: от нашей деревни на пригородном поезде нужно было ехать тридцать километров, потом двенадцать километров идти пешком. Но опять-таки, одно дело идти летом, совсем другое – зимой, а зимой мы ходили часто, и моя бедная мамочка носила меня на руках. Сколько раз мы сбивались с дороги! Однажды, когда я уже учился в школе, мы вместо того чтобы придти в девять часов вечера, пришли в два часа ночи. А батюшка Никон всегда говорил: «Старайтесь в храм ходить пешочком, потому что Ангел-хранитель каждый шаг к храму записывает». Вообще нашей семье многое пришлось пережить, но это хорошо для воспитания и духовного роста ребенка, в этом есть духовная польза. В советское время установка такая была: не допустить, чтобы молодой человек поступил в семинарию. И в школе боялись, что я «на попа пойду учиться». Но, благодаря батюшке, его мудрости, мы их перехитрили. (Смеется.) Это было удивительно! Когда я уже поступил в Московскую Духовную семинарию, пришел выписываться, тут такое началось! Посыпались выговоры классному руководителю, директору школы, тем, кто выдал мне паспорт. И папу, и маму вызывали в органы. Ой, они у меня такие мученики! Какое сложное было время!

Не могу не сказать об учебе в семинарии. Время, когда мы жили под покровом преподобного Сергия Радонежского, буду помнить всегда. Это счастливые годы! С утра перед занятиями идешь к преподобному Сергию, после них опять к преподобному. И все это благодаря папе, маме и батюшке.

У родителей я был один, расскажу почему. Батюшка Никон благословил моих родителей сделать выбор между тем, чтобы жить в полноте супружеских отношений и рожать столько детей, сколько им пошлет Господь, или жить в братосестринских отношениях. И родители выбрали второе. Тогда они были молоды и, в общем-то, совершали подвиг. Вот так я у них один и оказался.

Кто еще является для Вас примером в духовной жизни?

Про родителей и батюшку Никона я уже сказал, расскажу еще вот о ком. Когда моя крестная Тася привезла меня сдавать экзамены, в семинарии был большой конкурс: на одно место пять человек, а я из глухой деревни, надежда на поступление маленькая. И вот мы идем по Лавре, навстречу попадается старенький иеромонах Зосима, крестная подходит к нему и говорит: «Батюшка, я так переживаю, тут вон все какие умные ходят, а мой-то такой бестолковый! Ему-то как экзамены сдать?!» А отец Зосима сказал такие слова, которыми нас утешил и вселил надежду: «О-о! Дорогая моя! Вон апостолы рыбаками были, а весь мир просветили!» И впоследствии, когда я уже поступил, мы общались с иеромонахом Зосимой. Он был мне послан Богом, и многое мне дал. Общение с ним было светлой страничкой в моей жизни.

Отец Николай, расскажите, пожалуйста, о начале своего служения.

Сначала я учился в Московской Духовной семинарии, потом в академии. Свое служение я начал с иподиаконства у патриарха Пимена. Вместе со мной служил иподиаконом мой однокурсник по семинарии Серафим Соколов, будущий епископ Сергий. В конце академии в Богоявленском соборе патриарх Пимен рукоположил меня в диакона и поставил служить в храм Илии Пророка в Обыденном переулке. В этом храме в сане диакона я прослужил двенадцать лет, там же год прослужил в сане священника. Приход в храме Илии Пророка был очень непростой, туда приходила старая интеллигенция, верующие из рода бояр, князей. В храме был очень слаженный причт. Настоятелем тогда был почтенный священник протоиерей Николай Тихомиров. И вновь хочется сказать: я глубоко благодарен Богу за то, что Он посылал мне таких пастырей. У отца Николая было такое удивительное смирение! Помню, начинаем составлять расписание, кому по каким числам служить. Отец Николай расчертит листок бумаги и говорит: «Ну, братия, кто когда служить будет, кому когда удобнее?» И вот мы выбираем: мне бы в этот день, а мне бы в тот. Батюшка смиренно все записывает, а что останется, то он берет себе. Думается: настоятель! – а стяжал такую кротость! Надо сказать, что когда я служил в храме Илии Пророка, связь с храмом святителя Николая в Клённиках, где мы с вами находимся, была прочная. Ведь после того, как храм в Клённиках закрылся, община батюшек Алексия и Сергия Мечевых перешла в Обыденный переулок к протоиерею Александру Егорову. Вот такая интересная деталь.

У этого священника, отца Александра, была духовная дочь Маша, вместе с ней еще целая команда таких же девчушек-единомышленниц. Они разведали, что неподалеку Зачатьевский монастырь, порушенная святыня, где кроме надвратного храма ничего уже не осталось. Эти стены выдержали все, начиная с коммунальных квартир, заканчивая каким-то отделом КГБ. Кого там только не было! И вот патриарх благословил в стенах этого монастыря создать сестричество, старшей в котором стала та самая Машенька. И вот, когда мы добились того, чтобы нам отдали монастырь и освободили надвратный храм, я был поставлен туда в качестве настоятеля. Потом, когда эта община переросла в женский монастырь, я стал старшим священником и прослужил там двадцать лет. А здесь, в храме святителя Николая в Клённиках, по воле Божией служу уже полгода.

Здесь покоятся мощи праведного Алексия Мечева. Вы чувствуете его помощь и покровительство?

Конечно! Да без него невозможно! Каждый раз прихожу в храм и ставлю праведному Алексию свечу со словами: «Батюшка, благослови меня в твоем храмике служить мирно и спокойно! Вразуми меня, бестолкового! Умудри!» Только на него вся и надежда! Я очень явно чувствую его помощь и еще покровительство своего духовника, батюшки Никона. Его убил какой-то пьяный, он так бил батюшку по голове, что в области виска откололась косточка и впилась в головной мозг. Отцу Никону сделали трепанацию черепа, после которой он находился без сознания. Мне сообщили о случившемся, и я примчался к батюшке. Вскоре он умер у меня на руках. А ту косточку извлекли и отдали мне. Я положил ее в ковчежец со святой землей из Иерусалима, и теперь батюшка всегда со мной. Теперь я каждый день молюсь этим двум старцам, и они вразумляют меня. Только их молитвами и живу!

Расскажите, пожалуйста, как Вы познакомились со своей матушкой?

Мой семинарский приятель Серафим, будущий владыка Сергий (Соколов), однажды мне говорит: «Чего ты все время учишь-учишь, пыхтишь-пыхтишь? Как не зайду, ты все время какие-то книги переписываешь. Поехали ко мне в Москву хоть на вечер, там ты немного отдохнешь». Только потом я узнал, что у него были свои планы. (Улыбается.) Я согласился и приехал. Там Серафим познакомил меня со своей сестрой, которую предварительно уже «накрутил», сказав, что сегодня приедет жених. А я ничего не подозревал. Но уже после этой встречи я начал о ней думать, и понял, что она запала мне в душу. Да и как раз подходило время, когда нужно было определяться с выбором пути. Монах из меня никакой, поэтому надо было решаться на женитьбу. Пошел к преподобному Сергию, попросил о помощи и написал своей будущей жене вполне конкретное письмо с предложением стать матушкой. Отправил его, а сам боюсь, что откажет. Но через некоторое время мне пришел положительный ответ. Так я познакомился со своей будущей матушкой.

Я все больше замечаю, что сейчас такие парни, рядом с которыми инициативу приходится брать в свои руки девушке. Может быть, мне это только кажется, но, по-моему, молодые люди стали, извините меня, какими-то тряпками. Инициатива должна исходить исключительно от мужчины, не девушка же должна на себе женить!

Как Вы смотрите на появляющиеся предложения модернизации богослужения: введение русского языка, упрощение Таинства Исповеди, сокращение богослужений и постов?

Я воспитан на старых устоях. Церковно-славянский язык для меня тот, на котором я вырос, и по-другому не мыслю. Это те церковные традиции, которые не нами установлены, и не нам их менять.

Отец Николай, как в современном мире проповедовать Бога?

Любовью. Терпением. Потому что мало только говорить о Боге. Если будут звучать правильные красивые слова, а люди не увидят в тебе примера благочестивой жизни, то все слова окажутся пустыми. Не говорю, что не нужно просвещать словами, но главное, чтобы слова не расходились с делом. Сейчас так не хватает любви! И в храм-то все чаще приходят не для того, чтобы благодарить, а для того, чтобы поплакаться, пожаловаться. И, если мы в храме отнесемся к человеку грубо, то грош цена нашей проповеди. Нельзя допустить, чтобы человек вышел из храма Божиего со слезами. Каждому нужно отдать частичку своего сердца.

Батюшка, какова роль женщины в современном мире?

О-о! Женщина – это мать, жена. На ней весь мир и держится. Мужчины по большей части заняты добыванием денег, они кормильцы. Женщина в семье – основное, а семья – главное в жизни. И женщине нужно помогать. Главное, чтобы не было такого: женщина ухаживает за ребенком, муж на работе, а вечером он возвращается домой и жена говорит: «Ну, вот, еще один ребенок пришел». Это совершенно неправильно! Раньше, когда у нас были маленькие дети, придешь домой, рукава засучишь и начинаешь пеленки стирать. А как иначе?! Ведь быть матерью и хозяйкой очень тяжело! Нельзя оставлять женщину в этом одну! Нужно помогать! Как же без этого? На этом и семья держится! Ведь ты проявил заботу о жене, и она отдаст тебе больше любви и заботы.

Как православные люди должны проявлять свою гражданскую позицию? Как относиться к митингам и другим подобным мероприятиям политического характера?

Молиться за Россию надо. Мы граждане этого общества и не должны отгораживать себя от него. Самая сильная молитва не за себя, а за свою страну, за Россию. И эта молитва не должна заключаться в двух прохладных словах, а должна быть болью. Кто-то скажет: «Да что там ваша молитва? Какой от нее толк?!» А Бог-то живой! Он слышит! И у молитвы есть уникальное свойство: кроме того, что молящийся призывает милость Божию, он, сам того не замечая, начинает меняться, успокаиваться, и это состояние передается тому, кто с ним общается. А если я приду с митинга, весь взъерошенный, то какие чувства передадутся домашним моим? Мы, христиане, должны нести спокойствие в свою семью, в коллектив, где мы работаем, глядишь, мало-помалу и они начнут молиться, и в их сердца тоже постучится Господь. И, конечно, ко всем подобным митингам мы должны относиться отрицательно, потому что все мы братья и сестры, и не можем приветствовать вражды между собою. Сердце кровью обливается, когда видишь эти нестроения!

Какая форма государственного строя, на Ваш взгляд, приемлема для России?

Дорогая моя, главное – жить по совести! Работать по совести! Все, что с нами происходит, мы заслужили сами, и теперь это расхлебываем. Всем управляет Господь, и если Он сейчас благословил нам такой государственный строй, нам нужно его принимать и нести свое послушание, свой крест. Если человек не будет жить по совести, то при любом государственном строе не будет ничего хорошего.

Нужно ли русским людям молиться о послании нашей стране православного царя?

Понимаете, мы сами должны дорасти до царя. Молиться нужно о ниспослании милости Божией к нашей стране, нужно любить Бога, тогда Вседержитель нас не оставит и устроит все так, как будет полезно для нашего спасения. Если кто-то молится за царя, пусть молится, это очень хорошо. Главное – нужно быть патриотом! А до царя-батюшки мы еще не доросли, мне так думается.

Что такое чин всенародного покаяния? Как к нему относится Церковь? Нужно ли в наше время каяться за цареубийство?

В нашей истории произошло страшное событие. И мы не должны отгораживать себя от общества, нехорошо считать одного себя правым. Но, тем не менее, нет нашей личной вины в том, что царь был убит, и перед Богом молиться нужно не о том, чтобы Он простил лично меня, а весь мой народ. Я вот так понимаю это. Вообще нужно любить друг друга и делать добро. А добро заключается ведь не в том, чтобы бросить копейку нищему, а в том, чтобы вознести хотя бы краткую молитву за нуждающегося и неспокойного человека. «Господи, помилуй, вразуми этого несчастного и приведи к покаянию! Положи ему на сердце, чтобы он понял, что нельзя жить так, как он живет». И, может быть, больше никто, кроме вас, никогда не помолится за этого человека.

Отец Николай, что должно быть главным в воспитании детей?

Нет ничего более полезного и живого, чем молитва! Если родители будут молиться, чтобы Господь вразумил их как родителей и воспитателей, чтобы Он сохранил ребеночка, послал всей семье благоразумия, Господь обязательно все управит. Если будешь рассчитывать только на свои силы, ничего доброго из этого не выйдет. А помолишься, и Бог положит тебе на сердце тот единственный выход, который будет оптимальным в той или иной ситуации. Еще ребенок, безусловно, должен чувствовать, что родители его любят. А сейчас часто бывает так: со временем ребенок полностью оказывается на попечении воспитателей, учителей, нянечек, и начинает чувствовать свою ненужность и незащищенность, ему кажется, что родители живут своей жизнью, а он своей. Ему включат телевизор или компьютер – сиди, играйся и нас не отвлекай. Это страшно!

Вы бы не советовали отдавать детей в ясли или детский сад?

Понимаете, разные ситуации бывают в жизни. Но я не сторонник того, чтобы ребенка побыстрее отдать на воспитание чужим людям. От матери ребенок получит благополезного гораздо больше и будет более счастлив, но нельзя в этом вопросе занимать категоричную позицию.        

Что бы Вы посоветовали современным молодым семьям?

Терпеть друг друга! Все мы настолько разные! Нужно молиться друг за друга, терпеть друг друга, любить друг друга. Нужно каждый день задавать себе вопрос: «А как сегодня со мной было жить моей семье?» Ведь обычно мы эгоистично спрашиваем: каково мне было сегодня с ним или с ней? А это совершенно неправильно и даже разрушительно. Мой совет: быть потребовательней к себе.

Батюшка, с каким пастырским напутствием Вы бы обратились к читательницам журнала «Славянка»?

Будьте солнышками, ласковыми и добрыми! (Улыбается.) Чтобы вы приходили куда-нибудь, открывали дверь и вас встречали улыбкой со словами: «Ой, как хорошо, что она пришла! Как с ней легко!» Будьте такими, чтобы с вами было легко и светло! А если вам говорят: «О-ой, опять появилась, да поскорей бы она отсюда ушла! Сил терпеть ее нет!», то есть над чем задуматься. (Смеется.) Такими быть не надо. Божие вам всем благословение!

Беседовала Елена Волкова

Также на страницах номера всегда интересные и яркие рубрики: «Кулинария», «Детская», «Рукоделие», «Иван да Марья» и другие.

Другие статьи на эту тему:

Оцените статью