Владимир Путин провел заседание Совета безопасности РФ

Владимир Путин провел заседание Совета безопасности РФ

Президент отметил, что необходимо повысить эффективность отечественного ОПК, и поручил главе правительства обратить внимание на вопрос единой ценовой политики в отношении продукции военного назначения. Путин отметил, что стоимость контрактов должна быть справедливой и понятной. Однако при этом государство не должно оплачивать неэффективную работу. В ближайшее 10-летие государство направит на госпрограмму вооружений 23 триллиона рублей. По мнению Николая Патрушева, к 2020 году Россия может войти в пятерку самых развитых стран.

Обложка журнала Охотничий Двор — Октябрь 2012. Владимиру Путину исполняется 60.

Андрей Шалыгин: Владимир Путин за последние несколько месяцев официально в своих выступлениях и реально на деле подтвердил курс продолжения существенногоj укрепления обороноспособности России, перевооружения армии и вложений в стратегические рычаги обеспечения безопасности страны. Первое в современной истории заседание Совета по межнациональным отношениям, беспрецедентные расходы на оборону, саммит АТЭС-2012, приглашение частного капитала в оборонку, замена руководителей в сфере ОПК, курс на создание прорывных технологий на общем фоне мероприятий, направленных на межнациональное сплочение народов России при трактовке, что истинный патриотизм заключается в единстве наций. Все это происходит во время спуска на воду очередного РПКСН и анонсировании полной замены ракет шахтного базирования — это, и многое другое позиционирует Путина как безоговорочного Национального Лидера и полноценного Верховного Главнокомандующего страны, собирающейся занимать на карте не только большую территориальную площадь.

Путин под Бородино, Путин впервые официально на Дне Москвы, Путин создал совет по межнациональным отношениям, и вот сейчас Владимир Путин с кардинальными инициативами на заседании Совета Безопасности… Все это позволяет нам с уверенностью говорить о том, что к своему 60-летию Президент подходит вовсе не с подведением итогов, а как полноценный, инициативный, действующий и безусловный Национальный Лидер, что и констатирует обложка нового номера журнала Охотничий Двор.

***

За срыв госпрограммы вооружений введут персональную ответственность

Средства на гособоронзаказ (23 трлн руб. до 2020 года) огромны, но не бесконечны, признали в Кремле. Владимир Путин распорядился ввести персональную ответственность за эффективность трат — как для заказчиков оружия, так и для исполнителей. Чтобы первые не выставляли «дурные неисполнимые заказы», а вторые не срывали сроки и не раздували счета.

Последние три года гособоронзаказ постоянно на грани срыва, не стал отрицать президент на заседании Совбеза в Ново-Огареве. Заказчик (государство в лице Минобороны) выставлял подчас непонятные требования, финансировал работы с перебоями, а калькуляция от исполнителей вообще за гранью понимания Кремля. По цене и срокам исполнители и заказчики зачастую могли договориться только после прямого вмешательства самого Путина. «В ручном режиме контракты заключались, — глянул на премьера Дмитрия Медведева президент. — Это не системная работа!»

Но главное, наша оборонная промышленность осталась в прошлом веке. «За три десятилетия мы пропустили несколько циклов развития, надо наверстывать!» — отметил Путин. Вице-премьер Дмитрий Рогозин в разговоре с журналистами был еще откровеннее: «Сейчас оборонка выгребает остатки советского научно-технического задела».

Владимир Путин провел заседание Совета безопасности РФ

Кремль явно опасается, что 23 трлн руб. («беспрецедентная цифра, рожденная в муках», назвал ее Владимир Путин) растворятся в бумажных отчетах без ощутимого выхлопа. Президент же ждет за эти деньги не просто модернизацию ОПК, но «прорыв, как в 1930-е».

Над единой ценовой политикой в оборонке поручено подумать Дмитрию Медведеву. Персональную ответственность за эффективность гособоронзаказа руководителей ОПК определит специальная межведомственная комиссия, созданная в пятницу. «Судить об эффективности будут не по объему освоенных средств, а по качеству продукции, — предупредил верховный главнокомандующий. — Нам нужны штуки — самолеты, корабли, танки, а не цифры освоенных средств. Важно, какие технологии получит страна». По словам Рогозина, «Россия больше не может себе позволить, чтобы спутники падали, а за это никто не отвечал». «За полтора года семь космических аварий, но ни одно предприятие и рублем не наказано», — посетовал журналистам вице-премьер. Ответственность будет предусмотрена как для заказчиков, «чтобы не выставляли дурные неисполнимые заказы», так и для исполнителей, чтобы делали оружие в срок и по изначально оговоренным ценам.

В надежде на эффективность власть готова включить зеленый свет частному капиталу. Процедура создания частных предприятий в ОПК будет упрощена. А для того, чтобы инвестор понимал рынок, создадут единый банк данных с информацией о потребностях отрасли. Иностранных партнеров привлекать можно, но отверточные производства России не нужны, отметил президент. План по привлечению частных инвестиций и мотивации капитала напишет совет по ГЧП, который создадут при военно-промышленной комиссии. «В США до 60% оборонки — частный капитал», — делился с журналистами данными г-н Рогозин.

Новая военная техника должна быть по понятным ценам и на уровне мировых образцов, «а может быть, и несколько выше», поделился планами секретарь Совбеза Николай Патрушев. «Пока, несмотря на многочисленные совещания, нам это не удается», — добавил он. В отдельных случаях образцы оружия будут закупаться за рубежом, чтобы «наработаный опыт использовать для создания своих», но в целом ставка на отечественных конструкторов.

По завершении Совбеза Путин наглядно показал: он готов и к кадровой революции в ОПК. Пригласив в кабинет профильного вице-премьера Дмитрия Рогозина и главу Роскосмоса Владимира Поповкина, президент заявил: если назрели какие-то отставки, можно называть имена.

rbcdaily.ru

 

***

Стенограмма выступления Президента России Владимира Путина на расширенном заседании Совета безопасности России

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы в последние три месяца провели целую серию совещаний по вопросам реализации госпрограммы вооружения до 2020 года: по каждому виду и роду войск уточнили приоритеты создания перспективных образцов военной техники, а также сроки и объёмы поставок новой техники в войска.

Сегодня в рамках заседания Совета Безопасности обобщим итоги состоявшихся обсуждений. При этом в качестве основной темы повестки рассмотрим проблемы развития и повышения эффективности отечественного оборонно-промышленного комплекса. Вопрос, как мы все с вами понимаем, носит системный, безусловно, базовый характер.

Планы по обновлению Вооружённых Сил масштабные, и наша промышленность, научные и конструкторские центры, ОПК в целом должны быть готовы в полной мере реализовать все эти планы. Прежде всего речь идёт о способности разрабатывать и серийно производить военную продукцию нового поколения, причём с расчётом на долгосрочную перспективу.

Фактически задача сегодняшнего заседания – согласовать и расставить все основные акценты в стратегии планирования развития оборонно-промышленного комплекса. При этом мы, прежде всего, должны ориентироваться на рост всех качественных характеристик нашей оборонной промышленности.

Хотел бы вновь повторить: мы направляем на госпрограмму вооружения и программу модернизации оборонно-промышленного комплекса беспрецедентные средства – в предстоящее десятилетие почти 23 триллиона рублей. Мы долго по этому вопросу говорили, спорили, и, по сути, эти все цифры в муках рождались. Естественно, что (и я об этом уже много раз говорил) других денег у нас не будет и времени больше не будет на реализацию этих масштабных программ. Поэтому мы должны сработать максимально эффективно.

Владимир Путин провел заседание Совета безопасности РФ

Все эти ресурсы должны принести адекватную отдачу и для укрепления обороноспособности страны, и для развития нашей технологической, научной и экономической базы.

Обращаю внимание: результативность работы каждого предприятия и всего ОПК будет оцениваться, разумеется, не по объёмам освоенных и вложенных средств, а по количеству и качеству выпускаемой продукции. Нам нужны, как специалисты в этой области говорят, «штуки», а не цифры на бумаге, которые освоили предприятия.

Насколько она, эта программа и эта продукция в конечном итоге, конкурентоспособна и отвечает текущим и перспективным потребностям армии и флота, в этом самый главный вопрос. Какие приоритетные технологии специального и двойного назначения получит страна – вот что важно. Как будет организована подготовка специалистов и рабочих кадров.

Кстати, здесь хочу сразу сказать два слова о кадрах: чрезвычайно важный вопрос, причём на всех уровнях – начиная от рядовых рабочих и инженерных кадров до руководителей предприятий. У нас, к сожалению, очень многие предприятия ещё технологически в прошлом веке находятся.

Мы многое сделали по обновлению руководящих кадров в последние годы, но, если этого будет недостаточно, будем эту работу продолжать, потому что только современные люди, мыслящие по-современному, могут организовать современное производство.

За последние годы мы уже провели серьёзную внутреннюю реструктуризацию ОПК. В оборонной промышленности сформировано 55 интегрированных структур. Сейчас они обеспечивают выпуск более 60 процентов всей продукции ОПК.

    «Модернизация и эффективная работа оборонных предприятий – это серьёзный резерв роста всей национальной экономики. Именно в ОПК сосредоточена основная часть передовых технологий, а более 30 процентов от общего объёма производства составляет продукция гражданского назначения».

Кроме того, мы исходим из того, что модернизация и эффективная работа оборонных предприятий – это серьёзный резерв роста всей национальной экономики. Именно в ОПК сосредоточена основная часть передовых технологий, а более 30 процентов от общего объёма производства составляет продукция гражданского назначения: продукция, которая пользуется устойчивым спросом в энергетике, металлургической промышленности, машиностроении, связи и других отраслях. Это не какое-то открытие у нас в стране – это во всём мире так происходит. Оборонка всегда служила локомотивом, который тащит за собой другие отрасли производства.

И конечно, стабильность и эффективность предприятий ОПК – это вопрос благополучия и жизненной перспективы тысяч квалифицированных кадров, квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов. В ОПК входят, напомню, 1353 организации и предприятия, расположенные в 64 субъектах Российской Федерации, и на них работает более двух миллионов человек. Посчитайте, сколько это со смежниками, с членами семей и так далее.

Очевидно, что сегодня надо максимально задействовать все имеющиеся механизмы: и организационные, и финансовые, и правовые – для укрепления конкурентоспособности и научно-производственного потенциала нашего ОПК. В этой связи считаю важным активизировать работу по нескольким ключевым направлениям.

Первое. В сжатые сроки необходимо обновить производственные фонды и провести технологическую модернизацию предприятий отрасли. Мы уже отмечали, что за последние 30 лет по ряду причин – и прежде всего из-за хронического недофинансирования – отечественный ОПК пропустил несколько циклов модернизации. Нужно навёрстывать упущенное. Согласен с тем, что это крайне сложная задача, но она решаема и должна быть решена. Этого требуют интересы страны.

По сути, нам предстоит совершенствовать весь механизм ОПК, нужно совершить такой же мощный, комплексный прорыв в модернизации оборонных отраслей, как это было ещё в 30-е годы прошлого века. Нужно будет освоить наукоёмкие, базовые и критические технологии для выпуска современной конкурентоспособной продукции. И на этой основе обеспечить опережающий научно-технический задел для серийного производства перспективных систем вооружения и военной техники, производства в необходимом количестве и с высоким качеством.

Владимир Путин провел заседание Совета безопасности РФ
Председатель Правительства Дмитрий Медведев и руководитель Администрации Президента Сергей Иванов.

«Мы направляем на госпрограмму вооружения и программу модернизации оборонно-промышленного комплекса беспрецедентные средства – в предстоящее десятилетие почти 23 триллиона рублей. Все эти ресурсы должны принести адекватную отдачу и для укрепления обороноспособности страны, и для развития нашей технологической, научной и экономической базы».

Второе. Благодаря системе долгосрочных контрактов оборонные предприятия должны выйти на экономически обоснованный уровень рентабельности, и мы об этом очень много говорили в последнее время. Это значит, что предприятия должны зарабатывать столько, чтобы хватало и на развитие, и на достойный уровень заработной платы, и на привлечение молодых специалистов, высококвалифицированных кадров.

Кстати говоря, мы тоже на предыдущих совещаниях об этом упоминали: в определённых случаях считаю возможным выработать систему особых грантов и поощрений для работников, которые работают на ключевых направлениях оборонно-промышленного комплекса. Там очень много современных, талантливых молодых людей, их нужно поощрять, в том числе и материально. Я прошу над этим подумать.

Здесь хотел бы обратить внимание на другое: экономическое благополучие предприятий, высокие доходы не могут строиться на ничем не обоснованном задирании цены, на выбивании денег из заказчика. Напомню, что в данном случае заказчиком является само государство в лице Министерства обороны.

Стоимость контрактов должна быть справедливой и понятной. При этом госбюджет не должен оплачивать неэффективную работу. Поэтому сквозная задача для всего ОПК – это современная организация производства и повышение производительности труда, снижение издержек и накладных расходов, внедрение энергосберегающих технологий.

Фактически нужна не только технологическая модернизация ОПК, но и отладка всех экономических механизмов его работы, включая управленческие модели. Для этого нужно прежде всего закончить всесторонний аудит и проверку эффективности каждого оборонного предприятия и организации.

Очевидно, что назрел вопрос о единой ценовой политике в отношении продукции военного назначения. Об этом тоже в последние месяцы, даже в последние года два, наверное, мы очень часто говорим, постоянно возвращаемся к этому вопросу. Правила и принципы формирования видов и моделей цен, планирования и калькуляции себестоимости, расчёта фактических индексов цен и рентабельности должны утверждаться постановлениями Правительства Российской Федерации, а многочисленные и нередко противоречащие друг другу ведомственные методики и инструкции должны отменяться.

Я прошу Председателя Правительства обратить на это самое пристальное внимание, причём лично проконтролировать эту работу. Нам до сих пор не удаётся выйти на единое понимание того, как строится цена в ОПК. Всё, что сделано в этой части, и все контракты, которые подписаны, подписывались в ручном режиме, мы об этом хорошо знаем. Но это же не работа, во всяком случае не системная работа.

    «Следует упростить процедуру создания новых предприятий и оборонных производств с участием частного бизнеса. Кроме того, нужно найти дополнительные стимулы для привлечения к выполнению гособоронзаказа гражданских предприятий, высших учебных заведений и университетов, научных центров».

Третье, на что хотел бы обратить внимание. Предстоит усовершенствовать механизмы частно-государственного партнёрства в отрасли. Здесь надо ломать многие привычные стереотипы, вроде того, что по обороной тематике могут работать только специальные государственные учреждения или структуры. У нас уже есть успешный опыт, когда частные компании разрабатывают и выпускают самую сложную и самую востребованную, самую чувствительную для обороноспособности страны продукцию. Недавно, как вы знаете, руководители нескольких таких предприятий получили в Кремле Государственную премию России за разработку и создание современных радиолокационных станций.

Считаю, что следует упростить процедуру создания новых предприятий и оборонных производств с участием частного бизнеса. Кроме того, нужно найти дополнительные стимулы для привлечения к выполнению гособоронзаказа гражданских предприятий, высших учебных заведений и университетов, научных центров. Я, встречаясь с работниками этих учреждений, многократно слышал от них о готовности и желании работать по этой тематике. Мы знаем, что такие возможности у них есть, они растут.

Часто приходится слышать, что частный инвестор не знает, что будет востребовано в оборонных секторах экономики, не может рассчитать, окупятся ли вложенные средства. Это действительно так, но одним из возможных путей решения данной задачи является создание единого банка данных с информацией о потребностях оборонно-промышленного комплекса, и на этой базе можно будет облегчить привлечение частных инвестиций.

Это также поможет оперативно обеспечивать обмен научно-технической информацией и трансферт инноваций между оборонными и гражданскими секторами экономики. А там, где это происходит, эффект очень хороший. Мы знаем такие примеры и в авиации, и в космосе, и в некоторых других отраслях.

Считаю принципиально важным, чтобы предприятия ОПК независимо от форм собственности имели чёткие ориентиры, позволяющие планировать развитие научно-производственной базы и кадрового, ещё раз хочу это подчеркнуть – кадрового потенциала на целый инновационный цикл вперёд.

Владимир Путин провел заседание Совета безопасности РФ

Теперь два слова о возможности сотрудничества с инопартнёрами в этой сфере, оно тоже возможно и тоже востребовано. И там, где партнёры согласны идти с нами вместе по этому направлению, нужно, конечно, это использовать. Использовать их наработки, использовать их знания, опыт – здесь нет ничего зазорного.

    «Нужно постоянно отслеживать, как соблюдаются сроки разработки и поставок вооружений в войска. Особое внимание следует уделить вопросам качества продукции и соблюдения технологических стандартов».

Вместе с тем создавать «отвёрточные» производства, собирающие зарубежные аналоги вооружений и техники на основе импортных узлов, агрегатов и комплектующих, – недопустимо. Это тупиковый путь для этой отрасли. Весь цикл: от разработки до серийного производства и поставок комплектующих – должен разрабатываться на российской территории. Это гарантия нашей национальной, технологической и оборонной безопасности.

В завершение ещё раз обращаю внимание на необходимость тщательного контроля за исполнением гособоронзаказа, в том числе по линии Военно-промышленной комиссии. На одном из совещаний в конце прошлого года (потом это повторилось уже в начале этого года) я просил наши соответствующие структуры подумать над созданием эффективного механизма контроля. Так и не получил до сих пор ваших предложений. До сих пор нет. Всё это в таком вялотекущем режиме. Если так будет продолжаться, у нас постоянно будут срываться сроки исполнения гособоронзаказа.

Нужно постоянно отслеживать, как соблюдаются сроки разработки и поставок вооружений в войска. Особое внимание следует уделить вопросам качества продукции и соблюдения технологических стандартов.

Вынужден вновь напоминать, что три последних года гособоронзаказ выполнялся с серьёзными проблемами. В результате срывов, затягивания сроков заключения контрактов ряд предприятий фактически работали вполсилы, а иногда просто простаивали, а потом начинались авралы.

Сейчас обеспечено заключение большинства контрактов. Это даёт возможность предприятиям ОПК строить ритмичную работу. Но ослаблять внимания к этой теме нельзя, так же как нельзя ослаблять внимание к одному из основных направлений – чёткому, ритмичному финансированию.

Знаю, что между ведомствами здесь достигнут определённый консенсус, договорились о технологии работы. Главное, чтобы ничего не срывалось между Минфином, Минобороны и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

Давайте приступим к работе.

kremlin.ru, Фото пресс-службы Президента России

 ***

Николай Патрушев: К 2020 году Россия может войти в пятерку самых развитых стран

— Николай Платонович, перед российским ОПК стоит довольно амбициозная задача — к 2020 году на 70 процентов переоснастить армию современным вооружением. Справимся?

— За последние 30 лет по ряду причин наш ОПК пропустил сразу несколько циклов своей модернизации. В ближайшие 10 лет нам необходимо совершить прорыв, если мы хотим вернуть себе лидерство по всему спектру основных военных технологий. Поэтому, с учетом анализа возможных вызовов и угроз государству, Президентом России Владимиром Путиным выделены три приоритетных направления для ОПК.

Перевооружение — одно из них, оно должно коснуться в первую очередь систем ядерного сдерживания, воздушно-космической обороны, связи, разведки, управления и радиоэлектронной борьбы, авиации, высокоточного оружия и индивидуальной экипировки.

Второе — это формирование научно-технического задела, который обеспечил бы разработку конкурентоспособной продукции военного назначения.

Третье — создание новой производственной базы, на которой можно было бы воплощать продвинутые технические решения, не уступающие мировым аналогам. На эти цели выделены беспрецедентные средства — более 22 триллионов рублей.

Даже в условиях недавнего финансово-экономического кризиса из федерального бюджета для поддержки организаций ОПК за период 2007 — 2011 гг. было выделено свыше 270 млрд. рублей. Активно применялись меры господдержки инвестиционного характера, в основном через механизм реализации 11 федеральных целевых программ. В результате в полном объеме осуществлены работы по реконструкции и созданию 181 объекта производственной и испытательной базы. Около 75% инвестиций направлялись на приобретение нового оборудования для замены устаревшего и изношенного, модернизацию и совершенствование экспериментально-стендового и испытательного  оборудования.

В результате в 2009 году объем производства увеличился на 4,3% к уровню 2008 года, а в 2010 году возрос на 14% к аналогичному периоду прошлого года. В 2011 году рост общих объемов продукции ОПК составил около 10%.

 

Модернизация оружейной промышленности даст мощный толчок развитию гражданской экономики.

Модернизация оружейной промышленности даст мощный толчок развитию гражданской экономики. Фото: Анатолий Жданов

— На Западе уже поговаривают о милитаризации нашей промышленности…

— Можно отметить, что эффективная деятельность обновленного ОПК оздоравливающе подействует как раз на гражданские сектора. Она обеспечит развитие таких важнейших отраслей, как металлургия, машиностроение, химическая и радиоэлектронная промышленность, информационно-телекоммуникационные и нанотехнологии, здравоохранение…

Более 33% продукции ОПК — гражданского назначения, которая создается в том числе с использованием технологий двойного назначения и востребована в таких важных отраслях, как транспорт, связь и телекоммуникации, энергетика. Это очень важный фактор для инновационного развития всех сфер нашей экономики. К 2020 году Россия имеет все шансы войти в первую пятерку экономически развитых стран.

— Но возможно ли обеспечить решение всех задач только за счет средств федерального бюджета?

— Желательно, чтобы это было не так, особенно с учетом необходимости решения широкого круга социальных и экономических задач. Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы эффективной реализации механизмов частно-государственного партнерства. Вместе с тем частные компании, готовые вложить свои средства и технологии в разработку и серийное производство вооружения, не обладают информацией о потребностях ОПК в привлечении частного бизнеса и инвестиций. Не секрет, что оборонная тематика — сфера довольно закрытая, из-за чего затруднен обмен инновационными технологиями между оборонными и гражданскими секторами экономики. Нужно формировать новые принципы обмена научно-технической информацией и пересмотра устаревших подходов к ее защите. Конечно, режимы, обеспечивающие требования секретности, никто отменять не собирается. Но они должны быть во благо, а не во вред предприятиям, которые хотят участвовать в реализации оборонзаказа. Необходимо создать условия, при которых финансовый и инновационный потенциал частных компаний станет дополнительным источником технологических прорывов, способных радикально изменить нашу оборонную отрасль.

— Изменять ее мы собираемся и за счет зарубежных образцов вооружений?

— Мы не планировали и не планируем массово оснащать наши Вооруженные силы западными образцами военной техники. Вместе с тем даже самые развитые в научно-технологическом плане страны импортируют отдельные образцы вооружения, а также материалы и технологии, используемые при их производстве. Такой подход оптимален. С одной стороны, оперативно решаются неотложные задачи, с другой — это стимулирует национального производителя. Единичные закупки импортного вооружения и военной техники осуществляются для проведения их тестовых испытаний. Мы хотим получать новые технологии и знания, необходимые для разработки серийного производства продукции военного назначения не только не уступающей, но и превосходящей по своим возможностям зарубежные аналоги.

 

Николай Патрушев

Николай Патрушев. Фото: пресс-служба Совета безопасности

Справка. В состав сводного реестра организаций ОПК включены 1353 организации и предприятия, расположенные в 64 субъектах Российской Федерации, в которых работает около 2 млн. человек.

В общем объеме продукции ОПК 45% составляет продукция военного назначения, 22% продукции выпускается на экспорт по линии военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Другие статьи на эту тему:

 

Оцените статью