Главная / Статьи / Древние храмы Москвы

Древние храмы Москвы

До 17 года в Москве было 846 храмов, к 1980 годам их осталось 353 из которых действовали только 67, а прочие занимали разные учреждения. В 1930 году был запрещен колокольный звон и колокола отправляли на переплавку. Храмы целенаправленно взрывали в годы Великой Отечественной, опасаясь что они могут служить ориентирами для врага.  Взрывы и сносы церквей продолжались до 1984 года.

До 17 года в Москве было 846 храмов, к 1980 годам их осталось 353 из которых действовали только 67, а прочие занимали разные учреждения. В 1930 году был запрещен колокольный звон и колокола отправляли на переплавку. Храмы целенаправленно взрывали в годы Великой Отечественной, опасаясь что они могут служить ориентирами для врага.  Взрывы и сносы церквей продолжались до 1984 года.

Церковь  Троицы Живоначальной в селе Хорошево

Церковь Троицы Живоначальной в селе Хорошево построена в 1596-98 гг. Как и послуживший образцом для ее постройки «старый» собор Донского монастыря, она приписывается зодчему Федору Коню. В это время Хорошево было вотчиной Бориса Годунова, которому его подарил царь Федор Иоаннович, получивший его от отца – Ивана Грозного.
Храм Троицы поставлен на высоком берегу над излучиной Москвы-реки. Он построен из кирпича, с небольшим добавлением белого камня. Два придела – северный в честь Св. Николая и южный в честь Илии Пророка – были построены одновременно с храмом. Бесстолпный четверик храма венчает одна глава, поставленная на высокую, в пять рядов пирамиду кокошников – «огненное» завершение. Два нижних ряда их украшают разноцветные круглые вставки – узорные «изникские» блюда (по месту изготовления, селению Изник в Малой Азии). Апсиды разделены пилястрами, а карнизы сделаны ступенчатыми, в несколько ярусов.
В XVII веке к церкви пристроили крытую галерею, в середине XVIII века (1764-1768 гг.) выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней, в 1845 году разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней.
В советское время, в 1930-х гг. церковь была закрыта и отдана под колхозный клуб. В 1963- 1964 гг. под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера ее исследовали и отреставрировали, в основном вернув первоначальный облик.
В 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.

Церковь  Трифона Мученика в Напрудной слободе

Церковь Трифона Мученика в Напрудной слободе построена в первой половине XVI в. или даже в конце XV в. Система перекрытия – крещатый свод – роднит ее с церковью Зачатия Анны «что в углу», построенной в эти же годы в Китай-городе. Сама церковь полубутовая: снаружи и внутри стены сложены из белого камня, промежуток заполнен битым камнем, залитым известковым раствором. Своды и подкупольный барабан построены из маломерного кирпича. Возможно, церковь Трифона – первый образец бесстолпного храма с трифолийным завершением и крещатым сводом. Иногда ее строительство приписывают Аристотелю Фиораванти, строителю Успенского собора Московского Кремля.
В XVIII-XIX вв. церковь перестраивалась и «обстраивалась». Позакомарное перекрытие было заменено четырехскатным, появились новые приделы, трапезная, трехъярусная колокольня псевдорусского стиля, сильно исказившие внешний облик храма.
В советское время церковь отдали для строительства «ушной больницы». В 1930-х гг. были снесены все позднейшие пристройки. В конце 1940-х гг. она была отреставрирована под руководством П.Д. Барановского и Л.А. Давида. Восстановили прежнюю крышу, перспективный портал, в юго-западном углу поставили маленькую звонницу на двух колоннах – аналогичную изначальной.
Теперь храм открыт, хотя службы в нем проводятся не часто.

Рождественский собор

Рождественский собор был построен в 1501-1505 гг. на месте сгоревшего при пожаре 1500 года старого каменного собора.
Четырехстолпный трехапсидный храм имеет одну главу. Он имеет много общего и со Спасским собором Спасо-Андроникова монастыря и с церковью Зачатия Анны что в углу. Интересна система кладки купола: благодаря изогнутым рядам кирпичей, поставленных «на угол», образуется хорошо видимый снизу концентрический узор («паук»). Этот способ кладки применяли итальянцы, много работавшие в Москве в эти годы.
В 1547 г. собор горел. Возможно тогда в южной апсиде был сделан Никольский придел, увенчанный шлемовидной главкой. В 1676-87 гг. разобрали звонницу Рождественского собора и взамен ее пристроили к собору с юго-запада шатровую колокольню. В 1835 г. она пострадала от удара молнии и была разобрана.
Монастырь был закрыт в 1921 г. В конце 20-х годов Рождественский собор подвергся значительным перестройками. В 1960-64 гг. собор был частично отреставрирован, при реставрации ему возвращен первоначальный вид. Внутри собора сохранились остатки древней кирпичной кладки и живопись конца XVIII в. В трапезной сохранились три белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII- XVIII в.
В 1991 г. здания монастыря были возвращены церкви. В 1993 г. он возродился как ставропигиальный женский монастырь.

Церковь  Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (старом т.к. сам Симонов монастырь позднее был перенесен несколько севернее) стоит на месте еще более древней церкви, построенной, по преданию, с благословения Сергия Радонежского. Каменная Церковь Рождества построена в 1509-1510 гг. Алевизом Новым. В монастыре были погребены герои Куликовской битвы иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Долгое время их имена почитались без официальной канонизации, пока в ХХ веке они не были причислены к лику святых.
От древнего храма, построенного Алевизом Новым, сохранилась нижняя половина основного объема, до резного фриза, делящего фасад по горизонтали пополам. Сохранились и красивые перспективные порталы с юга и севера четверика, украшенные «дыньками».
Как и повсеместно, в XVIII в. позакомарное покрытие храма, характерное для древнерусской архитектуры, было заменено четырехскатным, более практичным. В середине XIX века поставили каменные трапезную и колокольню на месте деревянных, построенных в XVIII в.
В советское время храм оказался на закрытой территории нового завода «Динамо». Надгробие могил Пересвета и Осляби продали как железный лом. Главу церкви и колокольню сломали, а в церкви установили мощный мотор. К счастью, несмотря на чудовищную вибрацию, древние стены выстояли.
В 1989 году церковь была открыта, началась ее реставрация. Сейчас по территории завода проложен специальный проход к храму.

Собор   Петра Митрополита посреди монастырского двора в Высокопетровском   монастыре

Собор Петра Митрополита посреди монастырского двора в Высокопетровском монастыре был построен зодчим Алевизом Новым в 1514-1517 гг. Восьмилепестковый нижний ярус несет световой восьмерик, перекрытый сводом и завершенный граненым шлемовидным покрытием. Большие «лепестки» расположены по странам света, а между ними по диагоналям – меньшие. Окна были узкими с арочной перемычкой и крутыми откосами (два таких оконных проема раскрыты в алтарном выступе). Проемы были обработаны филенками из белого камня. Крыша собора была черепичной.
В конце XVII века по заказу царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, желавшей ознаменовать таким образом победу Петра I над его сестрой Софьей, храм был обновлен в стиле московского барокко, его окружили низким гульбищем. Изначально храм был посвящен св. Петру, а после реста- врации, законченной в 1690 г., его переосвятили в честь Петра Митрополита. В 1920-е гг. монастырь закрыли и передали его здания гражданским учреждениям. Уникальный резной иконостас 1690 г. сохранялся в храме вплоть до 1940г., после чего был бесследно утрачен.
Перестройки так изменили вид храма, что долгое время считалось, что в 1690 г. он был построен заново, а не обновлен. Архитектор Б.П. Дедушенко, проведя исследования, установил, что здание, построенное Алевизом, уцелело. Гульбище вокруг собора Петра Митрополита тоже считалось утраченным. Ныне выяснено, что оно скрыто культурным слоем, но в основном сохранилось и подлежит восстановлению с включением сохранившихся фрагментов крыльца.
С 1998 года в церкви Петра Митрополита возобновлены богослужения.

Собор   Донской Иконы Божией Матери посреди южной части монастырского двора

Собор Донской Иконы Божией Матери посреди южной части монастырского двора, ныне именуемый Малым или старым собором, был построен в 1591-1593 гг. при царе Федоре Иоанновиче. Его строителем возможно был знаменитый зодчий Федор Конь, строивший также в Московском Кремле. Главный престол церкви был устроен в честь Похвалы Богородицы, и изначально сам храм звался Похвалынским.
В 1591г. во время нашествия на Москву крымского хана Казы-Гирея на месте собора находилась походная церковь преподобного Сергия Радонежского в главном стане русских. Поэтому монастырь назвали монастырем Пресвятой Богородицы Донской «что в Обозе». По особо чтимой иконе Донской Божией Матери стал называться и собор.
Храм был бесстолпным, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением.
В 1679г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная. В это же время собор и приделы были заново расписаны мастерами Оружейной палаты Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым, а также поставлен иконостас, отчасти сохранившийся до наших дней. В 1748г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную.
В 1920-е гг. храм был превращен в музейный зал, а в 1946г., снова открылся как храм. В нем проводились регулярные службы и даже была установлена мироварная печь. И поныне Донской монастырь снабжает миром все русские приходы.

Собор   Смоленской иконы Божией Матери

Собор Смоленской иконы Божией Матери – старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525 гг. и по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля. Смоленский собор приписывается работе либо Алевиза Нового, либо зодчего Нестора.
Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и сложен из большемерного кирпича. Его своды опираются на крещатые столпы. Пять глав собора поставлены асимметрично – они смещены к восточной части, так, что одно отделение длинной стороны здания оказывается не под куполами, а как бы вынесено вперед. Высокие барабаны под куполами – световые, с узкими щелевидными окнами. Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526-1530 гг. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны. Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683-1686 годах мастерами Оружейной палаты Климом Михайловым «со товарищи». В XVII веке на галереях были устроены небольшие приделы. В 1759 году при ремонте собора под руководством архитектора Мичурина окна были растесаны до больших прямоугольников.
После закрытия монастыря собор был занят музеем, в ведении которого и остается до сих пор.

Церковь-колокольня Святого Георгия

Церковь-колокольня Святого Георгия – редкий образец русского зодчества – церкви «иже под колоколы». Первоначально (во второй четверти XVI столетия) она была возведена как звонница при основном храме Вознесения Господня, на месте деревянной церкви, построенной Дмитрием Донским в 1380 г.
Круглая в плане, она состоит из 2-х ярусов, причем нижний объем более массивен, в то время как верхний, пронизанный сквозными арками, выше и легче. Сам колокольный столп членён на 5 осей. В летописи 1640 г. она упоминается все еще лишь как звонница, но в конце XVII столетия, после приспособления нижнего яруса под алтарь церкви и пристройки деревянной трапезной, ансамбль стал называться Храмом Георгия Великомученика. Архитектурный облик колокольни изменился: были выложены круглые окна с декором, появились новые дверные проемы. В XIX веке на месте деревянной трапезной была выстроена каменная.
В начале XX века (30-е годы) начинаются реставрационные работы. В 1970-е годы реставрация продолжена архитектором Н.Н. Свешниковым. В 2005 году была заново построена каменная трапезная. Звоннице возвращена основная функция – воссоздан колокольный звон – подвешены 10 колоколов, обеспечивающих полифонию звучания. Благодаря этому, сейчас в Коломенском можно послушать проходящие регулярно концерты колокольного звона.

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола. Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались. Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. Наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.
В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника.

Церковь Никиты на Швивой горке

Церковь Никиты на Швивой горке, построена в 1595 г. Построил её Савва Емельянович Вагин по челобитью Дмитрия Годунова на основе более раннего здания, от которого сохранились одностолпный подклет, апсида с кладкой из белого камня и маломерного кирпича, столбы первоначальной галереи и нижняя часть храма. Бсстолпный куб основного храма перекрыт крещатым сводом.
В 1684-85 гг. вплотную к стене храма с южной стороны был возведен Благовещенский придел с трапезной. Шатровая колокольня поставлена с северо-запада от храма. Она замкнула старую галерею-гульбище, с которой попадали на верхние ярусы колокольни.
Сразу после 1917 г. храм был закрыт. Его занимали различные «заведения»; в 1930 г. были снесены ограда и ворота. В 1935 г. директор Литинститута им. Горького И. Луппол просил президиум ВЦИК храм снести для строительства нового здания. Разрешение было получено, однако снос почему-то не состоялся. В 1958-60 храм отреставрировали и отдали под склад студии «Диафильм», которая занимала его до 1990 г.
В 1970-х гг. был отреставрирован южный придел. При реставрации были устранены барочные детали, восстановлены завершение храма и шатер колокольни.
В 1992 г. в храме были возобновлены богослужения. В нем возрождено подворье Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря.

Спасо-Андроников мужской монастырь на левом берегу р. Яузы

Спасо-Андроников мужской монастырь на левом берегу р. Яузы был основан в 1357 г. митрополитом Алексием. Он назван по имени первого игумена – ученика Сергия Радонежского Андроника. Во второй половине XIV в. в монастыре построен деревянный Спасский собор, а в 1420-27 собор был перестроен из белого камня. В нем сохранились фрагменты фресок, выполненных под руководством Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. В соборе находилась особо почитаемая святыня – икона Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV в.)
Не раз за свою 6-вековую историю монастырь превращался в узилище. В августе 1653 г. в монастыре содержался под стражей мятежный протопоп Аввакум. После Октябрьской революции монастырь был закрыт, а на его территории был организован один из первых лагерей ВЧК. В 1929-32 гг. была уничтожена колокольня монастыря, построенная в 1795-1803 гг. архитектором Р.Р. Казаковым, в 1928 г. уничтожен некрополь Андроникова монастыря, где был похоронен Андрей Рублёв.
В 1959-60 гг. в процессе реставрации коллективом под руководством архитектора Л.А. Давида собору был предан первоначальный вид. С 1985 г. в монастыре находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
В 1989 г. собор был заново освящён, в нем возобновились богослужения. С 1993 ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружен древний престол собора.

Каменная посадская церковь Зачатия Анны

Каменная посадская церковь Зачатия Анны была поставлена в конце XV века. В XVI в., когда была построена Китайгородская стена-крепость, церковь оказался в углу, образованном ее восточной и южной стенами – отсюда название храма «Зачатия Анны, что в углу». Большой московский пожар 1547 года сильно повредил храм. Начавшиеся вскоре восстановительные работы привели к заметным изменениям его облика. Одноглавый, бесстолпный с крестчатым, сомкнутым сводом, выложенным из кирпича, перерезанным 4-мя крестообразно расположенными распалубками. Такой свод позволил зодчим обойтись без внутренних опор разбивающих внутреннее пространство храма. Он же определил и завершение каждого фасада трехлопастной аркой.
В XVII веке к церкви были пристроены северный и южный приделы и паперть-гульбище с двухъярусной аркадой.
В 1920-х годах храм закрыли, внутреннее убранство было утрачено. При реставрации 1955-58 гг. были восстановлены архитектурные формы XV века (архитектор Л.А. Давид). Реставрация не только вернула храму первоначальный облик, но и позволила показать оригинальную часть здания – подклет скрытый землей позднейших наслоений. Церковь уцелела при строительстве гостиницы Россия и долгое время соседствовала с ней.
В 1994 году храм передан РПЦ. После сноса гостиницы доступ в церковь оказался затруднен.

 Источник: nnm.ru/blogs/meta3/drevnie_hramy_moskvy_3

Скачать ДРЕВНИЕ ХРАМЫ МОСКВЫ виде календаря на 2010год  Формат: PDF,  2.72 МБ

Adblock
detector