В XVIII и XIX столетиях в Российской империи существовало несколько оружейных заводов, но изготовлением холодного оружия и художественным его оформлением знамениты два из них — Тульский и Златоустовский. |
ТУЛЬСКИЙ ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАВОД.
Металлообработка и изготовление оружия в Туле начались в конце XVI века. В этом столетии да и в последующем Россия подвергалась еще набегам татар и вела тяжелые войны с Польшей и Швецией. Нужно было оружие, много оружия. А неподалеку от Тулы залегали железные руды, вокруг же росли дремучие леса, используемые для топлива, и текли реки, которые могли служить источником энергии. К тому же Тула была неплохо защищена от врагов: в 1514-1520 годах построен Тульский кремль — неприступная каменная крепость, а вокруг нее туляки создали ряд оборонительных рубежей — засечных линий.
Царским указом в 1595 году тридцать самопальных кузнецов были поселены в Кузнецкой слободе и положили начало казенному оружейному делу в Туле. "Кузнец" в то время означал ремесленника, занимающегося обработкой металла, изготавливающего подчас весьма сложную и тонкую продукцию. Тех же, кто производил холодное оружие, именовали кузнецами-бронниками, сабельными мастерами. Отсюда и такие московские названия, как Бронные улицы или Кузнецкий мост, места, где жили оружейники.
В 1632 году голландец Андрей Винкус построил в Туле заводы для выплавки чугуна и железа, и там стали отливать пушки, ядра и ружейные стволы, настолько хорошие, что они шли и в Голландию.
Но особенно быстро оружейное дело в Туле стало развиваться при Петре I. Северная война и войны за выход к южным морям требовали очень много оружия. Обосновавшийся в Туле Никита Демидов получал от царя огромные заказы. В начале XVIII века в год тут изготавливалось по нескольку тысяч ружей и еще больше шпаг и сабель. Но оружия не хватало, и царь Петр пытался наладить оружейное производство на новых уральских заводах — Невьянском и Каменском. Однако это по ряду причин не получилось.
В указе Петра от 15 февраля 1712 года сказано: "На Тульских заводах делать ружья в год: драгунского и солдатского по 15 тысяч фузей с ножами (с багинетами. — А. К.) из сибирского железа… А для лучшего в том оружейном деле способу, при той оружейной слободе, изыскав удобное место, построить заводы, на которых бы можно ружья, фу-зеи, пистолеты сверлить и оттирать, а палаши и ножи точить водой…" Вводилось машинное изготовление оружия, к 1714 году завод пущен в ход.
В течение всего XVIII века Тула была главной базой снабжения оружием русской армии. Московскую Оружейную палату к тому времени закрыли. Ежегодно норма выделки по "Положению" 1782 года, например, предусматривала изготовление 11 067 солдатских тесаков, 233 кирасирских палаша, 1056 драгунских сабель, 45 егерских кортиков и 420 пикинерных копий. Но кроме солдатского оружия, требовалось для двора, знати и подарков иностранцам и дорогое оружие, художественно украшенное. Выпуск такого оружия производился бронниками на дому. Кроме больших тульских заводов, здесь существовало множество ремесленных оружейных мастерских, и в них рождались шедевры художественной отделки оружия, хранящегося теперь в Оружейной палате, в Эрмитаже и в ГИМе. Отсюда же выходило и наградное оружие того столетия.
Дети оружейников учились у отцов, становились мастерами, а звание "мастер" стояло высоко. Каждый мастер отвечал за свои изделия, к этому его обязывало и начальство. В 1761 году вышел наказ главнокомандующего артиллерией П. Шувалова, по которому оружие должно было изготавливаться единообразно, по лекалам, и повышалась ответственность каждого мастера. В первой половине XIX века имена тульских мастеров были хорошо известны. Прекрасные сабли делались в мастерских Тимофея Воробьева и Авраама Афанасьева; мастерская Назара Киселева занималась только оформлением белого оружия; Василий Лялин прославился своим офицерским холодным оружием. Нас интересует в первую очередь наградное и художественно оформленное оружие, поэтому необходимо ознакомиться со способами художественной его отделки. Ведь каждая наградная шпага, каждая сабля, даже самые простые, имели какое-то украшение или хотя бы надпись "За храбрость".
Чаще всего на клинках холодного оружия встречается ТРАВЛЕНИЕ. Оно производится с помощью растворов кислот (серная, соляная и др.). На сталь клинка наносится особое "тесто" из смолы, асфальта, воска. По нему тонкой иглой вычерчивается рисунок. После этого клинок протравливается кислотой, которая, разъедая металл, оставляет на нем углубление по рисунку.
Способ травления не нов, в музеях встречается оружие с травленым орнаментом, сделанным в XVII веке.
Излюбленными мотивами травленого орнамента на тульских заводах были переплетенные лентами розы, знамена, геральдические эмблемы. Травленым орнаментом украшались в XVIII веке палаши, надписи и орнаменты наносились на клинок и на гарду. В Тульском музее оружия хранится палаш с датой: "1764". На клинке вытравлена надпись: "Лейб-гвардии конного полка". В подарок Екатерине II в 1775 году была изготовлена шпага "высшего чина". На клинке ее вытравлено: "Виват Екатерина Великая". На многих тульских саблях и в последующие столетия путем травления делались надписи: "За храбрость", "С нами Бог!", "Армия свободной России" и др.
ОБРОННАЯ РАБОТА заключается в том, что мастер путем гравирования (вырезывания) выбирает фон рисунка, и он становится выпуклым. Выбирается металл специальным инструментом — штихелями. Фон изображения почти всегда покрывался позолотой, а рисунок, орнамент полировался до блеска.
Обронное искусство известно в Туле давно. Тульские мастера в подметном письме на имя Петра I писали: "Григорий Волконский тульских мастеров разорил вконец — повелено на Государя делать 15 тысяч ружей в год на срок, а между тем сроком, исполняя свои прихоти, заставляет их делать свое ружье обронным…" Оружие тульской обронной работы было настолько хорошо, что Екатерина II дарила его турецким послам. А на Востоке знали толк в художественной отделке оружия.
ЧЕРНЕНИЕ — это гравировка с воронением. Если при обронной работе удалялся фон и выпуклым оставался рисунок, то при чернении выбирается металл по рисунку или надписи. Затем они заливаются расплавленным сургучом и различными лаками, Изделие прогревается, и операция повторяется несколько раз, пока на металле не получается прочное матово-черное покрытие. Такой способ украшения сабельных и кинжальных ножен и рукоятей очень распространен на Востоке и на Кавказе, скажем в знаменитых Кубачах.
ТАУШИРОВКА, или НАСЕЧКА. При этом способе украшения оружия по линиям рисунка вырезаются траншейки на глубину до миллиметра. Чеканом они в основании расширяются, и по их краям делаются заусенцы. Затем в углубленный рисунок вколачивается золотая или серебряная проволока. Ковкие золото и серебро прочно обосновываются в расширяющихся книзу вырезах и еще закрепляются заусенцами.
НАВОДКА ЗОЛОТОМ, или ПОЗОЛОТА, выполнялась путем накладывания ртутной амальгамы, состоящей из смеси золота и ртути. Прогревание в горнах испаряло ртуть, и золото прочно приставало к стали клинка. Это также проделывалось несколько раз, после чего позолоченное изображение полировалось. Теперь процесс золочения значительно упрощен гальваникой.
ЧЕКАНКА производилась с помощью молотка и различной формы чеканов. Мастер как бы лепил рельефное изображение на металле. Рисунок орнамента получается заметно выпуклым. Такая работа требует большого мастерства, тем не менее русская чеканка известна с XV века.
На металлической пластинке, накладываемой на ножны или рукоять оружия, рельеф сделать легче. Он выбивается чеканами, как бы вдавливается с ее обратной стороны. Для массового использования готовится матрица с зеркальным изображением, которая вдавливается в разогретую пластину. Таким образом делались щитки на палаши в виде двуглавого орла с Георгием Победоносцем на груди.
ФИЛИГРАНЬ, или СКАНЬ, изготавливается из тонкой крученой проволоки, золотой, серебряной или медной. Приготовленные детали укладываются в орнамент и припаиваются. В результате получается металлическое плетеное кружево. По краям ножен или рукояти часто рядом с филигранью укрепляются маленькие шарики, называемые зернью. Филигрань иногда сочетается с чернью, на одной стороне ножен кинжала может быть филигрань, а на другой — чернь.
ВОРОНЕНИЕ осуществляется термической и химической обработкой металла. Смазав конопляным маслом клинки или стволы, их погружали в кучу горячей золы. Позже это стали делать в специальных печах — муфелях, а покрывать металл не только конопляным или льняным маслом, но и кислотами. В результате металл приобретал различные цвета — черный, темно-синий, фиолетовый, коричневый и даже красный, На вороненой стали клинков особенно красиво смотрится золотая насечка и наводка.
АЛМАЗНАЯ ГРАНЬ. Этот способ украшения оружия чрезвычайно кропотлив, сложен и требует от исполнителя виртуозного мастерства. Суть его в том, что рукоять, дужка, чашка шпаги, скажем, украшается стальными шариками из полированной стали и с многочисленными гранями. Каждый такой шарик приобретал вид алмаза и был посажен на тончайший стерженек. Получался эффект сверкания бриллиантов.
В Историческом музее хранится уникальная по своему художественному значению шпага XVIII века. Рукоять ее, чашка и дужка да еще темляк украшены более чем 11 тысячами "бриллиантов", составляющих причудливое кружево. "Алмазы" имеют от 16 до 86 граней. При движении они покачиваются на своих ножках, и весь эфес сверкает и переливается. Для реставрации этой шпаги замечательному мастеру Е. В. Буторову потребовалось десять лет.
И наконец, самый распространенный способ украшения и нанесения надписей — ГРАВИРОВАНИЕ. На поверхность клинка или эфеса наносится рисунок, и по нему штихелями выбирается линиями металл. Теперь в мастерских металлоремонта это делается механическим способом, машинкой, напоминающей зубоврачебное сверло, а на производстве — с помощью пантографических станков. Но ручная гравировка — наиболее тонкая и чистая, ценные штучные изделия до сих пор гравируются вручную.
Гравировка всегда сочеталась с другими видами украшения оружия, ведь без нее не могли обойтись ни насечка, ни обронная работа, она нужна была при чеканке, позолоте, травлении и т. д.
Пример высокого искусства гравировки мы видим на одной из тульских сабель, хранящейся в ГИМе. На обухе ее вытравлено: "Тула 1769", у пятки с одной стороны — изображение двуглавого орла под короной, с другой — вензель Екатерины II. Обойми-ца и наконечник с чеканным орнаментом.
Рассматривая красивое холодное оружие, наградное или подарочное, всегда хочется узнать, где оно изготовлено. В этом в какой-то мере нам помогают клейма.
Оружейному приказу XVIII века клеймом служило изображение двуглавого орла и короны, позже, с созданием Тульского оружейного завода, Сестрорецкого, Златоустов-ского, Ижевского — для каждого из них учреждалось свое клеймо. Оно не было неизменным, временами заменялось другим.
В Туле XVIII столетия клеймом служила буква "Р" (латинская "П"), первая в имени Петра I. Ведь завод назывался впоследствии Тульским императора Петра Великого заводом. Кроме этого, давалась надпись с указанием города и года изготовления: "Тула 1748", например. На офицерском оружии гравировался вензель государя или корона. К 60-м годам XVIII века слово "Тула" стали писать прописью, дата же ставилась так: "Л.796", т. е. лета 1796-го. Позже, когда Тула с 1777 года стала губернским городом и получила свой герб в виде двух скрещенных мечей, ствола и молотков, этот герб стал использоваться и как клеймо Тульского оружейного завода. С 30-х годов XIX века между словом "Тула" и годом изготовления появился крест, а в 50-х учреждено новое клеймо, вместо слова "Тула" с датой стали выбивать три буквы: "ТОЗ". На винтовках, поперек ствола и позади прицела, писалось: "Императорский Тульский оружейный завод 1892 ? 217".
ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ОРУЖЕЙНАЯ ФАБРИКА.
20 февраля 1807 года император Александр I своим указом повелел Сенату "немедленно приступить к постройке завода и вместе с тем пригласить частных заводчиков готовить и сдавать оружие в казну". Место для завода было подобрано на Урале, вблизи руд и достаточно развитой металлургической промышленности. Однако строить фабрику холодного оружия начали только в 1814 году, после окончания Отечественной войны и заграничного похода. Фабрика должна была изготавливать все виды холодного оружия — и шпаги, и сабли, и палаши, и тесаки, и кортики… С 1817 года высочайшим повелением холодное оружие изготавливается только здесь.
Дело большое и во многом новое, поэтому приглашаются мастера из Золлингена и Клингенталя, специалисты всех профессий — по литью, по ковке, по полировке клинков, по выделке ножен, литью эфесов и, что очень важно для этой фабрики, — по художественной отделке оружия. Их набралось более сотни, но и заказ на оружие не мал — ежегодно требовалось выпускать 30 тысяч клинков. После большой войны, в 20-х годах для наград и юбилеев побед требовалось большое количество украшенного оружия. Таких шпаг и сабель делалось здесь до двух с половиной тысяч в год. К этому времени относятся клинки с надписями, датами и названиями мест основных сражений 1812-1814 годов, с листьями лавра, лавровыми венками и батальными сценами — оружие для офицеров, участников войны.
Делалось оно не только для наград, но и для подарков. Такую саблю получил, например, в подарок командир Киевского гусарского полка Иван Халецкий. В войне 1812 года он не участвовал, ибо произведен в офицеры только в 1824 году. Именно в эти годы сабля и создана, раньше она принадлежала какому-то другому лицу. Но вот закон 1807 года о награждении оружием вызвал и моду на подарочное оружие, уже не от имени императора. Надпись на клинке гласит: "Ивану Альбертовичу Халецкому от общества офицеров гусарского полка 6 генваря 1855 года". Замечательная художественная отделка этой сабли сделала ее одним из ценнейших экспонатов ГИМа. С высоким мастерством на ней изображены сцены: "Бородинское сражение", "Ахиллес и Гектор при Трое", Лейпцигская "битва народов", Полоцкое сражение и другие батальные сцены.
Как и головка рукояти в виде головы Геракла, все это выполнено в серебре с литым орнаментом. Клинок у сабли булатный.
В 20-е годы произошел расцвет искусства украшения оружия на Златоустовской фабрике, к 40-м годам спрос на него заметно сократился. В это время начальником и директором всех златоустовских заводов был как раз Павел Петрович Аносов, так много сделавший для развития стального производства в России. Он собирает заказы на украшенное оружие, жалуемое в награду, направляет мастеров на обучение в Петербург, Тифлис и за границу, расширяет ассортимент фабричной продукции. В 1854 году П. П. Аносова сменил также прекрасный специалист П. М. Обухов, создавший пять сортов литой стали, которая окончательно вытеснила на Златоустовской оружейной фабрике дорогую английскую сталь.
Русско-турецкая война 1877-1878 годов потребовала много холодного оружия, в том числе офицерского, украшенного для награждений. Это оружие целиком изготавливали уже русские мастера; знаменитый Уильям Шаф с тремя сыновьями и другие иностранцы давно покинули Россию, оставив таких замечательных учеников, как Иван и Ефим Бушуевы, Петр, Максим и Федор Тележниковы, Иван Барышников, Федор Стриженов и др. Шафы обучали их травлению и гравировке по стали, таушировке и золочению.
Способы украшения оружия уже описаны нами, они были теми же, что и на Тульском заводе. Приведем только рассказ о процессе золочения, сделанный П. Свиньи-ным в "Отечественных записках" 1826 года: "Ежели нужно золотить… то рисуют опять по ним лазурью, высушив краску, покрывают их амальгамой, состоящей из 1/10 золота и 9/10 ртути, смочив перед тем клинок составом, содержимым в тайне, без которого золото не пристает к стали. Тогда кладут клинок на уголья: ртуть улетит, а золото остается на стали, кроме мест, покрытых краскою". Этот способ золочения, называемый "через огонь", был очень вреден для здоровья мастеров. Недаром Ефим Бушуев в 1927 году умер от туберкулеза.
В первой трети XIX века в украшении оружия на Златоустовской оружейной фабрике использовалась военная тематика, изображались композиции из доспехов, оружия, знамен. В ходу были и аллегорические сюжеты с греческими богами и мифологическими героями. Наиболее сложными становились сюжеты с батальными сценам. Иван Бушуев впервые стал украшать оружие многофигурными баталиями. На одной из сабель он изобразил однажды крылатого коня, и он стал новым гербом города Златоуста.
После расцвета травления и гравюры по стали 20 — 30-х годов ампир уходит из композиций златоустовских мастеров. На смену ему в 40 — 50-х годах приходят растительные орнаменты, пышные плетения из роз и лавра, раковины и затейливые арабески. Если на клинках и появляется теперь изображение оружия, то древнерусское -секиры, булавы, алебарды и т. д. Эфесы наградных шпаг и сабель выполнялись из латуни с позолотой, и очень редко золотое оружие делалось из чистого золота. На дужке эфеса гравировалась надпись "За храбрость", без длинных текстов, как это бывало раньше. Постепенно исчезают именники (подписи мастеров) на украшенном оружии, остается только год и название фабрики: "ЗОФ". И наконец, к 80 — 90-м годам (время расцвета русского реалистического искусства) в Златоустовской гравюре по стали появляются реалистические изображения цветов, плодов и трав — колокольчики и ромашки, пятилепестковые цветы и зубчатые листья. Используется также и кавказский орнамент, например, кубачинская "тутта" (ветка) и "мархарай"(заросли).
Если бы на златоустовских клинках не стояла дата их изготовления, то тематика, сюжеты, орнаменты на клинках помогали бы нам с точностью до нескольких лет датировать их. Но в этом нет необходимости.
Каждый клинок, сделанный на Златоустовской оружейной фабрике, в том числе и неукрашенные, на обухе имели не только дату изготовления, но и надпись на клинке "Златоуст". Это и есть клеймо фабрики. Помимо него, на холодном оружии ставились именники мастеров и клеймо браковщика. Шафы подписывали свои работы так:
"М. SchaafSohn" (Шаф-сын) или ставили свои инициалы: "WNLS", "WSLO", "WLSohn", "WLS". На оружии первой четверти века можно видеть клейма полировщика Готфрида Гра — "GG" или "GGRAH", личное клеймо мастера Данилы Вольерца — "FERZ", Карла Гра — "KWC" и др. Позднее проставлялись имена и русских мастеров, но всегда рядом с этими клеймами обязательно стояло: "Златоуст", "Злат. ор. фабр.", "Златоуст, ор. фабрика" или просто "ЗОФ". И так было до конца XIX века. Поэтому отличить оружие Златоустовской оружейной фабрики не представляет особого труда.