Правильный подход

Собака – существо высокоразвитое. Вследствие этого хорошо поддающееся дрессировке и легко приспосабливающееся почти к любой обстановке.

Однако воспитать и грамотно поставить послушание собаки можно лишь с помощью правильной дрессировки. В этой статье мне хотелось бы осветить некоторые способы и виды дрессировки.

Над разъяснением термина «обучение» долгие годы бьются биологи и специалисты в области психологии, но окончательный ответ не найден и поныне. Тем не менее из всех существующих объяснений можно с достаточной долей уверенности вывести одно заключение: обучение есть изменение поведения, основывающееся на приобретенном опыте. Однако для различения собственно обучения и схожих с ним естественных образовательных процессов следует обозначить некоторые определения. Таким образом, под обучением мы будем подразумевать получение информации посредством повторения, подкрепляемого позитивными и негативными реакциями, в результате которого достигается изменение поведения. Этот процесс в принципе продолжается на протяжении всей жизни, но привычные стереотипы могут со временем и исчезать при отсутствии закрепительного повторения.

Все прочие процессы, в ходе которых животное приобретает некоторый опыт мы обозначим как «сходные с обучением». Таковыми являются взросление, становление и привыкание.

Становление включает в себя получение и сохранение информации в четко определенный период жизни собаки, так называемой «восприимчивой фазе» (приблизительно 4–16 недели жизни). Опыт, приобретенный в это время, даже в результате единственного происшествия остается в памяти собаки на протяжении всей жизни и является необратимым.

Изменения поведенческих особенностей в ходе взросления не являются приобретенными и являются лишь естественным следствием развития психики животного.

А привыкание происходит вследствие различий ожидаемого и реально происходящего, что и отпечатывается в сознании собаки. Поэтому такие изменения и не могут считаться «истинным» обучением в контексте его вышеприведенного определения.

Степень обучаемости собаки во многом зависит от ее способностей. Различают генетические, приобретенные и развитые способности. Их сочетание и обуславливает границы возможного обучения.

Гентически заложенные способности, которые необходимы собаке для выполнения определенных упражнений, называют врожденной обучаемостью. Они и определяют предел в обучении конкретной особи данной породы. Наряду с двигательным аппаратом, нервная система также является важным фактором для обучения собаки. Так, например, отдельные породы собак имеют врожденную предрасположенность к работе с использованием чутья. Вообще направление обучения во многом определяется происхождением породы, то есть тем, для чего она выводилась.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Различают много форм обучения. В первую очередь – это обучение обязательное и факультативное. Все образовательные процессы могут быть разделены на эти две категории. На подкатегории можно разбить такие формы обучения, при которых получение опыта происходит путем намеренного воздействия человека на те формы контакта с окружающей средой, в результате которых опыт приобретается естественным путем. Все эти виды обучающих процессов хотя и четко разделены между собой, могут в отдельных ситуациях пересекаться. Часто именно сочетание нескольких форм обучения и дает нам желанный и долгожданный результат.

Обязательное обучениие

Такое обучение необходимо для выживания отдельной особи. Большинство врожденных стереотипов шлифуются в ходе правильного обучения, что и является залогом приспособления собаки к внешним обстоятельствам. У молодой собаки это обучение происходит в соновном в рамках игрового поведения. В общении с соплеменниками щенок обучается взаимодействию с себе подобными, добыче пропитания, отстаиванию собственного положения и еще многому другому.

Факультативное обучение

В отличие от обучения обязательного, факультативное не является жизненно необходимым. К факультативным можно отнести специфические нюансы и тонкости в дрессировке.

Латентное обучение

Латентное обучение – обучение, происходящее у собаки неосознанно и без особой мотивации. Такое обучение ничем не подкрепляется и поэтому его результаты не проявляются столь отчетливо. В случае же осознанного подкрепления приобретенных подобным образом навыков, прогресс в дрессировке становится очевидным. Из этих перемен и становится ясным, что основы этих знаний были приобретены уже давно.

Кинэстетическое обучение

Кинэстетическим называется обучение, в ходе которого в процесс дрессировки включаются физические подсказки. Так, например, обучая собаку команде «сидеть!», натасчик, отдавая команду, слегка надавливает на крестец собаки. Впоследствии отдача подобной команды станет ассоциироваться с необходимостью приседания, что и приведет к желанному результату.

Оперантное обучение

Этот вид дрессировки основывается на изменении определенных поведенческих особенностей. Происходят эти изменения в результате поощрения или наказания собаки за определенное действие. Иначе этот метод можно назвать методом кнута и пряника. В ходе подобного обучения собака четко усваивает, какое поведение в конкретной ситуации будет правильным и удовлетворит ожидания хозяина.

СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ И ИНТЕЛЛЕКТ

Собаки редко бывают сметливыми, когда речь идет о преодолении искуственных преград на пути к желанной цели. Поясним: выставив заграждение перед вожделенным для собаки куском пищи, в большинстве случаев мы увидим, как собака пытается прогрызть загородку, либо сделать подкоп, не сразу догадываясь, что можно просто ее обойти. Способности к обучению во многом определяются еще и расовыми особенностями, то есть тем, для чего была выведена конкретная порода. Так, например, служебные собаки в большинстве своем более способные ученики, нежели собаки охотничьи, в которых от веку воспитывалась самостоятельность в работе. Также и другие собаки, основной упор в селекции которых делался на выделении конкретных способностей и умений (например, борзые), будут сложнее в постановке и отработке послушания. В интуитивном же разрешении сложных ситуаций все происходит с точностью до наоборот. В ходе все тех же опытов с загородкой быстрее всех к правильному решению пришли именно охотничьи породы собак и, в частности, терьеры, в то время как служебные собаки в растерянности смотрели в сторону человека, ожидая распоряжений. Отсюда выводим следующее заключение: между врожденным интеллектом и обучаемостью нет никакой связи.

ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ЖИЗНИ

До сих пор царит убеждение, что первое, что следует выучить собаке, это команды «сидеть!», «место!» и «к ноге!». Собаки, знающие эти команды, считаются предварительно обученными и готовыми к «взрослой» жизни. Увы, но необходимость выработки адекватного поведения в социуме в ходе начального обучения чаще всего недооценивается.

Это является зачастую фатальным, так как собака в первую очередь должна научиться взаимодействию с человеком в целом и с хозяином (ведущим) в частности. Очень важным является то, что собака должна твердо усвоить превосходство человека в любой ситуации. И в обязанности человека входит не только бережное обращение со своим подопечным, но и разумное ограничение его в каких-то ситуациях.

На фоне сравнительной легкости обучения человек порой не осознает, что взаимодействие собаки с человеком выработать намного сложнее. Во многом взаимопонимание основывается на поощрении едой и вербальном подкреплении правильных действий вашего питомца. Простейшие команды не только можно, но и нужно поощрять едой. Впоследствии же, в ходе взросления, собака все меньше нуждается во вкусовых подкреплениях, и словесное одобрение выступает на первый план. Этот переходный момент и должен почувствовать дрессировщик.

Чем взрослее становится собака, тем больше она начинает задумываться о правильности тех или иных своих действий. Вот тут-то и нужно переходить от вкусовых к вербальным поощрениям. Сложные навыки не следует закреплять едой, лишь словом. Это и послужит ориентиром для вашего подопечного.

Тенденция собаки оринтироваться в своем поведении не только на сродичей, но и на человека и обуславливает необходимость реагирования со стороны ведущего – либо негативного, либо позитивного. Таким образом, затверженные однообразные реакции человека все более обесцениваются собакой и превращаются для нее в формальность. Разнообразие поощрений со стороны человека гораздо в большей степени обусловит уважение собаки к дрессировщику.

Собаки вследствие своих генетических особенностей обладают значительными способностями к приспособлению. Это и является основой для выработки взаимопонимания в тандеме «собака–человек». Правильная дрессировка даст вам возможность получать истинное удовольствие от общения и совместной работы с четвероногим другом.

Юрий Захматов
Фото Владимира Киселева

Опубликовано в: "Российская Охотничья Газета" №39(791) от 22.09.2009

Оцените статью