Главная / Статьи / Военная тайна: “Либерти”-“Картеш”

Военная тайна: “Либерти”-“Картеш”

В пятницу 18 декабря в 22-00 в документальной программе «Военная тайна» на телеканале РЕН ТВ смотрите сюжет об итогах первого этапа Международной поисково-исторической подводной экспедиции группы RuDIVE на судне «Картеш», который проходил в начале августа 2009 года на Баренцевом море и был посвящен поиску затонувшего американского транспортного судна времен Второй мировой войны. В ходе экспедиции обнаружено и обследовано затонувшее транспортное судно типа «Либерти», лежащее примерно в полумиле западнее острова Кильдин на глубине 60 метров. (Повтор программы будет в субботу 19 декабря в 13-00 ).

Вокруг Европы по местам знаменитых кораблекрушений на судне «Картеш». Международная подводная поисково-историческая экспедиция группы RuDIVE

http://www.dive.ru/_data/reports/0023258/file.jpg

Европа — колыбель современной цивилизации — всегда была колыбелью судостроения и мореплавания. Империи, страны и целые цивилизации возникали, расцветали, погибали, на их месте возникали новые государства, но в любые времена одним из главных атрибутов их мощи и силы был флот. Старинные центры торгового мореплавания, история великих открытий, корни пиратства и борьбы с ним, великие морские сражения, ставшие частью учебников — все сходилось в Европе, и было отправной точкой освоения Океана.

История мореплавания всегда следовала за историей народов и стран, будто в зеркале отражая на воде вехи сухопутного пути человечества. Как история мореплавания неразрывно связана с историей стран и народов, так история кораблекрушений связана с историей мореплавания. Каждое затонувшее судно — это яркая страница истории, написанная, но не всегда прочитанная людьми. На дне европейских морей покоятся и торговые суда-труженики, потопленные жестокими штормами, и пассажирские лайнеры-красавцы, затонувшие из-за человеческой халатности, и огромные плавучие госпитали, ставшие живыми мишенями в годы войны, и затопившие их, а после настигнутые эсминцами подводные лодки, и сами эсминцы, не сумевшие уйти от вражеской авиации, и попавшие под перекрестный зенитный огонь пикирующие бомбардировщики, и летающие торпедоносцы.

Каждое кораблекрушение — это большая беда и, очень часто — трагедия. Каждое кораблекрушение — это невероятная концентрация человеческих эмоций, сплетение судеб и страстей, чувств и мыслей, чаяний и надежд. Каждое затонувшее судно — это памятник тем, кто его построил, и тем, кто им жил, тем, кто его погубил и тем, кто пытался сохранить, тем, кто спасал людей и тем, кто был спасен. А также тем, кто остался с судном и морем навсегда. Погружения на затонувшие суда с аквалангом — рэк-дайвинг — это один из методов исследования истории кораблекрушений. Каждое погружение на затонувший корабль — это прикосновение к памятнику величию человеческого духа, это повод задуматься над созидательной силой человеческого разума и разрушительной силой человеческих амбиций, это возможность ощутить к сопричастность истории цивилизации и импульс к размышлениям о нашем будущем, это путь к людям и способ познать себя.

Погружения даже на неглубокие рэки требуют высокого профессионализма, отличной подготовки, специального снаряжения и грамотной организации. Погружения на глубоководные затонувшие корабли являются одним из самых сложных, увлекательны и, экстремальных видов дайвинга. Благодаря низкой температуре и высокому давлению, объекты, находящиеся на больших глубинах, хорошо сохраняются. Но добираться до них сложно и опасно: большая глубина и течения делает их труднодоступными даже для опытных профессионалов. Именно поэтому глубоководные рэки остаются неизученными, неисследованными, а находят их случайно или в результате долгой кропотливой работы.

Группа компаний RuDIVE имеет большой опыт организации сложных и глубоководных погружений в разных уголках земного шара — от Северного Полюса до Антарктиды. В составе группы есть экспедиционное судно «Картеш», оснащенное всех необходимым для глубоководных погружений и морских экспедиций. В группе компаний работают опытные инструкторы-тренеры и инструкторы международных технический федераций с опытом погружений на глубины до 160 м в самых сложных условиях. Именно комплекс этих возможностей и стал основой успешного осуществления нового международного экспедиционного проекта — экспедиции RuDIVE на судне «Картеш» вокруг Европы по местам знаменитых кораблекрушений.

Шестого августа завершился первый этап Международной поисково-исторической подводной экспедиции группы RuDIVE на судне «Картеш». Этап прошел на Баренцевом море и был посвящен поиску затонувшего американского транспортного судна времен Второй мировой войны. В рамках проведенной программы выполнены следующие задачи: 

  1. Обнаружено и обследовано затонувшее транспортное судно типа «Либерти», лежащее примерно в полумиле западнее острова Кильдин на глубине 60 метров. Проведена видеосъемка данного судна.
  2. Выполнены тренировочные погружения на тримиксе в Долгой губе.
  3. Испытано использование мокрых неопреновых костюмов «охотничьего» типа в качестве утеплителей под сухие гидроксотюмы.

Подробнее о выполненных задачах:

 «Либерти». Первого августа в 5 утра судно «Картеш» вышло из Териберки (около 100 км к востоку от Мурманска). Первый день экспедиции прошел в подготовке оборудования и в  тренировочных погружениях в Долгой губе. Ночью был совершен переход из Долгой губы к острову Кильдин. Команда экспедиции приступила к поиску затонувшего судна в месте его наиболее вероятного нахождения согласно архивным данным и морским картам. Около 6:30 утра на экране эхолота появился сигнал, весьма похожий на контур затонувшего судна. Спокойная погода благоприятствовала экспедиционерам и примерно за полчаса времени была сделана серия проходов «Картеша» над предполагаемым затонувшем судном.

На глубине около 60 метров на экране эхолота отчетливо отображался объект длиной около 120 метров и шириной около 20, поднимающийся над грунтом на 10-20 метров. В нашем предыдущем опыте был случай, когда мы обнаружили подводную скалу, которая по своей форме и размерам абсолютно соответствовала искомому затонувшему судну и располагалась именно там, где по архивным данным должно было располагаться затонувшее судно. Поэтому, несмотря на высокое сходство картинки на эхолте с формой и размерами большого транспортного судна, некоторые сомнения, что в этот раз мы нашли именно то, что искали – американский пароход времен Второй мировой войны, у нас оставались. Пометив обнаруженный объект двумя буями, мы отошли к острову Кильдин, встали на якорь и начали готовиться к погружению.

Задача первого погружения описывалась очень просто: опуститься на объект, убедиться, что это судно (или же в обратном), надежно закрепить спусковой линь за прочную конструкцию судна, провести первое обследование судна, чтобы сориентироваться на нем для планирования следующих погружений, зафиксировать увиденное на видеопленку, выполнить безопасное всплытие с соблюдением необходимого декомпрессионного режима. Для погружения было выбрано время наименьшего течения в соответствии с таблицами приливов-отливов.

Первое погружение совершали: Михаил Щеголевский, Вадим Шестаченко и Михаил Сафонов. Видимость по горизонтали достигала 20 метров. Температура воды была равномерной – 6-7 градусов по всей толще. С глубины 20 м мы отчетливо увидели вершину мачты, которая по достижению оказалась на глубине 36 метров. В этот момент все сомнения отпали окончательно – это огромный транспортный пароход! На вершине мачты сидел огромный камчатский краб. С вершины мачты отчетливо просматривался огромный корпус стального гиганта и зевы двух грузовых трюмов.

Обследование судна показало, что это транспорт типа «Либерти» – подобные пароходы были основными перевозчиками грузов союзников, доставляемых полярными конвоями в Советский Союз в годы Великой Отечественной войны – а наше первое погружение мы совершили в район мачты, расположенной между вторым и третьим (считая с носа) грузовыми трюмами. В первом погружении мы не уходили из области данных грузовых трюмов, обнаружили на палубе станины на железнодорожных колесах – это оказались станины паровозов – надежно закрепили спусковой линь к вершине мачты, и начали подъем. Максимальная глубина была 50 метров – по глубине главной палубы, время на дне составило 20 минут, время подъема – около 40 минут. Донной смесью был воздух, декомпрессинонной – нитрокс 60.

http://www.dive.ru/_data/reports/0023254/file.jpg

После данного погружения мы перешли обратно в Долгую губу, где два дня посвятили тренировочным тримиксным погружениям, после чего вернулись на судно и продолжили его обследование, совершив еще два погружения в течение двух дней. В этих погружениях к дайверам, погружающимся на «Либерти», присоединились Борис Шестопалов и Павел Руденко. За эти погружения мы обошли судно полностью и кратко осмотрели содержание трюмов.

Корпус парохода имеет очень сильные повреждения в двух местах, т.е., фактически разделен на три части. Эти разломы проходят по третьему и четвертому трюмам, таким образом разделяя корпус на три фрагмента: носовой, центральный (с ходовой рубкой) и кормовой. Нос «Либерти» стоит на ровном киле, средний и кормовой фрагменты – с сильным креном на правый борт. Три носовых орудия и кормовое находятся на своих основаниях, остальные мы не идентифицировали. Возможно – из-за временных ограничений. Судно сильно погружено в грунт.

http://www.dive.ru/_data/reports/0023247/file.jpg

 

Быстрый и поверхностный осмотр трюмов позволили опознать следующие грузы: два паровоза в сборе, паровозные станины с колесами, трактора, металлические балки, гильзы для снарядов. Название парохода обнаружить не удалось. Тип судна, без сомнения – «Либерти» (“Liberty”), американского производства. Все замеченные нами детали конструкций полностью соответствуют тому, что мы видим на прижизненных фотографиях однотипных судов «Либерти». После размещения в интернете первой информации о наших погружениях, на форуме, посвященному острову Кильдин, нам подсказали, что, скорее всего, имя обследованного нами транспорта – «Томас Дональдсон». Это судно было торпедировано  20 марта 1945 года немецкой подлодкой и затонуло в координатах очень близких тем, где располагается обследованный нами рэк. 

К сожалению, быстрый поиск в Интернете не позволил нам найти прижизненные фотографии «Томаса Дональдсона», но мы надеемся получить более подробную информацию о перевозимом грузе на данном судне, чтобы можно было подтвердить имеющуюся на сегодня версию об имени судна. Каких-либо признаков того, что на пароходе уже были водолазы, мы не обнаружили, так же как пока не нашли об этом каких-либо упоминаний. Все участники экспедиции будут признательны за любую информацию, касающуюся истории данного судна, включая информацию о возможных погружениях на него, если таковые проводились, информацию о членах экипажа, возможных свидетелях потопления обнаруженного нами парохода, об их воспоминаниях.

В следующем году, ориентировочно – в июле – мы планируем продолжить обследование «Либерти», которое предварительно определили как «Томас Дональдсон», чтобы сделать более подробное обследование судна, качественную фото- и видеосъемку, возможно, найти название, которое на однотипных пароходах обычно нанесено на медной табличке на внешней стенке рубки рядом с входом в каюту капитана. Будем рады присоединению к экспедиции новых участников!

Тримиксные погружения. Тримиксные погружения проводились в Долгой губе в тренировочных целях: участники экспедиции работали над деталями методики проведения глубоких декомпрессионных погружений на тримиксе в условиях холодной воды. Основная цель – повысить безопасность и эффективность. Это весьма актуально, т.к. в ходе запланированнй экспедиции на судне «Картеш» вокруг Европы нам предстоит погружаться на глубокие объекты в холодной воде.

Испытание комплекта «охотничий костюм + сухой». В течение первого этапа экспедиции проводилось тестирование нового в нашей практике варианта утепления при погружениях в холодной воде: мы использовали мокрые костюмы с открытой порой – «охотничьего» типа – в качестве утеплителей под сухие гидрокостюмы. Если уже кто-то ранее имел подобный опыт – пожалуйста, поделитесь результатом, нам это будет очень интересно и полезно.

http://www.dive.ru/_data/reports/0024381/kabl__003.jpg

 

Основная идея – снизить риски переохлаждения дайвера во время проведения длительной декомпрессии в случае разгерметизации и затопления сухого костюма. Если под сухим костюмом надет обычный утеплитель из тинсулейта, полартека или верблюжей шерсти, то эффективность теплоизоляции этого слоя одежды падает в разы при заливании сухого костюма водой. При совершении бездекомпрессионного погружения в этом нет ничего страшного: главное вовремя компенсировать потерю плавучести поддувом жилет-компенсатора, или, в крайнем случае, путем аварийного сброса грузов, и выходить на поверхность. В этом случае дайвер замерзает, но это не несет в себе серьезной угрозы для жизни и здровья, если есть возможность оперативно переодеться и согреться.

 

При совершении декомпрессионного погружения ситуация меняется кардинально: если сухой костюм залился холодной водой, поддевка практически перестает греть, а вам надо оставаться под водой длительное время – возможно, полчаса, возможно, два – уровень переохлаждения может нанести серьезный ущерб здоровью, а может оказаться и несовместимым с жизнью. Вред здоровью в этом случае наносится как напрямую через гипотермию, т.к. и через увеличение вероятности декомпрессионной болезни. Если под сухим костюмом у вас одет неопреновый мокрый костюм, то его теплоизолирующие свойства сохраняются и в случае полного затопления сухого костюма. Конечно, эффективность теплоизоляции падает и в этом случае, т.к. воздух в подкостюмном пространстве замещается водой, но не столь сильно, как в случае заливания водой обычной поддевки сухого гидрокостюма. Первый раз мы пробовали мокрые костюмы в качестве поддевки под сухие в 2000 году, когда делали первые шаги на тримиксе в Баренцевом море, опыт был положительный, но не получил серьезного развития. Сейчас мы решили использовать в качестве мокрых костюмов костюмы с «голой порой», т.е. те, которые производятся специально для подводной охоты и фридайверов. Их сложнее одевать, но греют они эффективнее за счет более плотного прилегания к коже.

Эти нехитрые теоретические выкладки мы проверили на практике. Два участника экспедиции: Михаил Щеголевский и Михаил Сафонов 6 дней отныряли в комплекте «охотничий+сухой» в воде 5-7 градусов, совершая каждый день декомпрессионные погружения продолжительностью до полутора часов, как на воздухе, так и на тримиксе, а в качестве кульминации эксперимента – совершили погружение продолжительностью 40 минут в полностью затопленных сухих костюмах. Результаты превзошли все ожидания.

Эксперимент был произведен в следующих условиях. Михаил Щеголевский был одет в раздельный охотничий костюм Beachaut толщиной 5 мм, носки неопреновые толщиной 5 мм, сухой гидрокостюм Blizard производства Aqua Lung и трехпалые неопреновые варежки (Aqua Lung). Михаил Сафонов был одет в такие же охотничий костюм и носки, обычную флисовую жилетку и флисовые носки поверх неопрена, трехпалые неопреновые варежки (DTC). Температура воды составляла 6-7 градусов по Цельсию, глубина погружения – 10 метров. Сразу после входа в воду молнии сухих костюмов были открыты более, чем на 10 см. Затопление костюмов водой произошло практически полное. В первые 5 минут ощущения вообще не изменились, холодная вода телом не ощущалась. Далее стала чувствоваться разница по сравнению с обычным «сухим» погружением. Ощущения можно охарактеризовать как «прохладно», т.е. они были принципиально иными, нежели в случае затопления сухого костюма при наличии обычной поддевки. Мы проплавали 40 минут, холод стал чувствоваться, но было понимание, что, если не висеть неподвижно,  можно провести еще как минимум полчаса без вреда здоровью. Мы сделали вывод, что в описанных условиях и в данном снаряжении, мы можем рассчитывать на получение минимального вреда здоровью в случае полной разгерметизации сухого костюма в первую минуту часовой декомпрессии. Иными словами – декомпрессию «отвисим» без сильных проблем и серьезных неудобств.

Результаты эксперимента вселили в нас дополнительную уверенность во время совершения последующих декомпрессионных погружений на затонувшее транспортное судно типа «Либерти» около острова Кильдин. Мы планируем продолжать работу в данном направлении – в направлении повышения безопасности во время длительных декомпрессионных погружений в холодной воде.

Черноморский этап экспедиции судна «Картеш» (24.09.2009-30.09.2009)

Картеш в Черном море

 

Успешно завершился и черноморский этап путешествия экспедиционного судна «Картеш» вокруг Европы. В рамках этого этапа объединенная команда аквалангистов «Картеша» и севастопольского технического дайв-клуба Black Sea Wreck Club работала в составе научной экспедиции департамента подводных исследований Института археологии Академии наук Украины. Команда украинских и российских исследователей выполнила научно-поисковую программу по обследованию затонувших судов ХIX-XX веков у берегов Крыма, Одесского залива и острова Змеиный. Научный руководитель исследовательских работ – научный сотрудник департамента подводных исследований Роман Николаевич Рейда.

В связи с обширностью районов погружений и их удаленностью друг от друга было принято решение параллельно проводить работу двумя отрядами. Один из них выполнял программу в Крыму, пользуясь обеспечением и наработками севастопольского технического дайв-клуба Black Sea Wreck Club. Здесь команда глубоководников под руководством Андрея Быкова совершила сложные погружения к обнаруженным совсем недавно останкам немецкой подводной лодки времен Первой Мировой войны – UB-7. Удалось произвести дополнительные замеры и исследования, выполнить фото- и видеосъемку этого интереснейшего, уникального по конструкции и истории объекта.
Другой отряд под руководством Михаила Сафонова работал в прибрежной акватории Одессы и сделал разведочный выход к приграничному (с Румынией) острову Змеиный. В районе Одессы дайверами были изучены корабли, погибшие в годы Великой Отечественной войны – румынcкое военно-транспортное судно «Sulinа», торпедированное советской подводной лодкой в 1942 г., советский военный транспорт «Брянск», погибший в результате двух атак с воздуха немецкой авиации в 1941 г. Также были совершены погружения на пока не идентифицированный парусный деревянный корабль, предположительно ХIX века, с которого подняли для изучения часть груза – элементы деревянных рам, похожих на багет, тщательно обработанные небольшие доски и… двухпудовую гирю. В сложных условиях крайне низкой видимости, обусловленной низкой прозрачностью воды, удалось провести ряд исследовательских работ и документальную фото- и видеосъемку.

http://www.dive.ru/_data/reports/0024410/kabl__032.jpg

У острова Змеиный, напротив устья Дуная, дайверы-экспедиционеры провели погружения к корпусу советской подводной лодки (предположительно Щ-212), подорвавшейся на морской мине и погибшей вместе с экипажем в годы Второй Мировой войны. Несмотря на кратковременность нашего нахождения в этом районе, команде удалось зафиксировать затонувший объект приборами, провести визуальный осмотр, сфотографировать и снять его на видео.
В целом, в ходе этого этапа экспедиции «Картеша» подтвердилась чрезвычайно высокая перспективность местной акватории на предмет наличия артефактов самого разного временного диапазона. На черноморском дне покоятся рэки и затонувшие города всех времен и народов, начиная с периода античной колонизации здешних берегов греками и кончая современными морскими трагедиями. И работы здесь подводным исследователям – непочатый край. Надеемся, что «Картеш» вернется в здешние воды еще не раз.

Участники экспедиции благодарят за неоценимую помощь при организации черноморского этапа плавания Государственную администрацию морского и речного транспорта Украины и лично заместителя председателя госадминистрации Виктора Алексеевича Сударева, администрацию Одесского морского торгового порта, одесский дайв-клуб «Посейдон» и лично Олега Домаскина, одесскую компанию «Лаборатория подводных технологий» и лично Влада Тобака. Большое спасибо всем, кто помогал нам на Черном море и по пути к нему!

Интервью "Комсомолке" можно посмотреть по данной ссылке:

Пресс-центр "Комсомольской правды":
На вопросы отвечает руководитель Международной подводной поисково-исторической экспедиции Группы RuDIVE по местам знаменитых кораблекрушений Михаил Сафонов. http://www.kp.ru/daily/press/detail/3199/

Adblock
detector