Более 20 сибирских авиаторов обратились к руководству России с просьбой назначить независимое расследование крушения вертолета Ми-171 в январе 2009 г. на Алтае. Свое обращение к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину летчики, бортмеханики и инженеры-испытатели объясняют стремлением защитить честь погибших товарищей в связи с результатами расследования причин катастрофы. |
9 января 2009 года в Кош-Агачском районе Республики Алтай потерпел катастрофу вертолет Ми-171, с борта которого высокопоставленные чиновники-браконьеры охотились на редчайших горных баранов (архаров, аргали), занесенных в Красную Книгу Российской Федерации и находящихся под реальной угрозой вымирания. В результате катастрофы погибли семь человек из одиннадцати, находившихся на вертолете. Среди погибших оказались полпред президента России в Госдуме Александр Косопкин, заместитель начальника департамента управления президента РФ по внутренней политике Сергей Ливишин, вице-премьер Республики Алтай, полномочный представитель республики в Москве Анатолий Банных, председатель республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктор Каймин.
По данным Межгосударственного авиационного комитета, катастрофа произошла в результате столкновения вертолета со склоном горы из-за маневрирования на недопустимо низкой высоте. Летчики не согласны с выводами МАК. Ниже приводится их открытое письмо Президенту РФ.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Просим Вас как гаранта Конституции назначить компетентную независимую комиссию по расследованию авиационного происшествия с участием пилотов, имеющих опыт работы в горах и на вертолетах данного типа, для восстановления справедливости, а также чести и достоинства пилотов, погибших в горах Республики Алтай 9 января 2009 года.
Авиакатстрофа произошла 9 января 2009 года в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Из 11 человек, находившихся на борту Ми-171, погибли семеро. В том числе, полномочный представитель президента РФ в Государственной Думе.
Следствием было установлено, что катастрофа вертолета произошла во время охоты с борта вертолета на краснокнижных животных — архаров.
Мы, нижеподписавшиеся (21 человек), летный состав, имеющий опыт работы на вертолетах Ми-8 в горной местности, зная как опытнейших пилотов Баяндина Алексея Дмитриевича и Пидопригору Владимира Петровича, категорически не согласны с выводами комиссии Межгосударственного авиационного комитета о причинах авиационного происшествия, произошедшего 09.01.2009 г.
Располагая фотоматериалами с места АП, окончательным отчетом МАК и Постановлением о прекращении уголовного дела, считаем, что следствие носило заказной характер и имело цель оправдать высокопоставленных чиновников: организатора Косопкина А.С., Белинского Б.И., Капранова Н.В. и организатора на месте Банных А.Н.
Исходя из анализа имеющихся у нас данных, мы считаем, что причиной катастрофы стали выстрелы внутри салона вертолета из неустановленного оружия большой мощности, в результате этого была отстрелена лопасть несущего винта.
Работа Межгосударственной авиационной комиссии носит преступный характер и проведена для того, чтобы скрыть истинную причину падения вертолета и вывести из-под обвинения высокопоставленных чиновников, участвовавших в охоте и авиационном происшествии. И нам, как людям, всю жизнь посветившим авиации, обидно, что в который раз за российскую историю авиационных катастроф погибшие высококлассные пилоты объявляются виновниками случившегося.
Подписи:
Цыбасов Игорь Вячеславович, заслуженный пилот СССР, пилот 1 класса, Командир вертолета Ми-8. Имеет удостоверение о прохождении курсов по расследованию АП.
Подкорытов Геннадий Прокопьевич, пилот 1 класса. Командир вертолета Ми-8
Трусеев Валерий Михайлович, пилот 1 класса, Командир вертолета Ми-8. Чемпион СССР по вертолетному спорту.
Сафронов Валерий Николаевич, пилот 1 класса, Командир вертолета Ми-8.
Пименов Алексей Петрович, пилот 1 класса, Командир вертолета Ми-8. Чемпион мира по самолетному спорту.
Мосиенков Юрий Дмитриевич, инженер-испытатель вертолетного завода №401 НАРЗ г.Новосибирска.
Кителев Юрий Иванович, пилот 1 класса, Командир вертолета Ми-8
Красавин Петр Николаевич, бортмеханик 1 класса вертолета Ми-8
Басаргин Николай Савельевич, пилот 1 класса, командир вертолета Ми-8
Давыденко Олег Эдуардович, пилот 1 класса, командир вертолёта Ми-8.
Югов Олег Юрьевич, бортмеханик 1 класса вертолета Ми-8
Нерезов Валерий Александрович, пилот 1 класса, командир вертолёта Ми-8
Зазулин Юрий Алексеевич, бортмеханик 1 класса вертолета Ми-8
Бузмаков Александр Васильевич, пилот 1 класса, командир вертолёта Ми-8
Авдеев Евгений Михайлович, пилот 1 класса, командир вертолёта Ми-8
Колесник Николай Алексеевич, пилот 1 класса, командир вертолёта Ми-8
Чирков Валерий Борисович, пилот 1 класса, командир вертолёта Ми-8
Лебедев Геннадий Георгиевич, пилот 1 класса, командир вертолёта Ми-8
Махеров Александр Витальевич, пилот 1 класса, командир вертолёта Ми-8
Кильдышев Геннадий Васильевич, пилот 1 класса, командир вертолёта Ми-8
Черников Сергей Александрович, бортмеханик 1 класса вертолета Ми-8.
Более 20 сибирских авиаторов обратились к руководству России с просьбой назначить независимое расследование крушения вертолета Ми-171 в январе 2009г. на Алтае.
Свое обращение к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину летчики, бортмеханики и инженеры-испытатели объясняют стремлением защитить честь погибших товарищей в связи с результатами расследования причин катастрофы. Проводившая его комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установила, что к аварии привела ошибка пилотирования.
В отчете МАК говорится, что пилот "допустил снижение при выполнении форсированного правого разворота с внешним скольжением в горном ущелье, ширина которого была менее допустимой (500 м)", после чего экипаж потерял контроль за высотой, впоследствии неправильно оценив положение вертолета относительно препятствий.
В своем обращении авиаторы утверждают, что работа комиссии носит преступный характер и проведена для того, чтобы скрыть истинную причину падения вертолета и вывести из-под обвинения высокопоставленных чиновников.
Летчики приводят результаты собственного расследования, сделанного на основе заключения МАК и фотоматериалов с места аварии. Они обращают внимание на выходные отверстия в фюзеляже вертолета и на капоте двигателя, отмечают, что на фотографиях четыре искореженные лопасти Ми-171 лежат на земле рядом с вертолетом, а практически целая пятая находится довольно далеко. Именно ее, по версии экспертов, оторвало пулей.
Авиаторы считают, что причиной катастрофы стали выстрелы внутри салона вертолета из неустановленного оружия большой мощности, в результате чего была отстрелена лопасть несущего винта. Авторы обращения добавляют, что им "как людям, всю жизнь посвятившим авиации, обидно, что в который раз за российскую историю авиационных катастроф погибшие высококлассные пилоты объявляются виновниками авиакатастрофы".
Напомним, резонансный инцидент произошел 9 января 2009г. Вертолет Ми-171 авиакомпании "Газпромавиа" (Томск), следовавший по маршруту Бийск — Чемал — Кош-Агач, упал в Кош-Агачском районе Республики Алтай. В результате погибли семь человек, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин и глава комитета по охране объектов животного мира правительства Республики Алтай Виктор Каймин. На борту воздушного судна были найдены туши трех убитых архаров.
В момент аварии в вертолете также находились бывший заместитель председателя правительства Алтая Анатолий Банных, генеральный директор компании "Инеко" Борис Белинский и заместитель директора Института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов. Суд предъявил выжившим пассажирам Ми-171 обвинение в браконьерстве.
По данному факту было возбуждено уголовное дело по статье "Незаконная охота". Подсудимые отрицали факт личного участия в охоте, заявляя, что баранов убили те, кто погиб в вертолете. После продолжительного судебного разбирательства 23 мая 2011г. районный суд Республики Алтай признал подсудимых невиновными.
***
Поддержать письмо летчиков и поставить под ним свою подпись (в электронном виде) можно здесь: