К 1 сентября, в помощь учителю, мы продолжаем серию "Детям о лошадях". Как известно, мало дать ребенку какие-то знания, нужно еще и научить его учиться, и самому эти знания находить. Педагог дополнительного образования Гостяева Татьяна Викторовна предлагает провести библиотечный урок для 5–6-х классов по теме «Лошадиные истории». |
Предлагаю вам и вашим ученикам на некоторое время отойти от серьёзных дел и немного поиграть. Наша игра посвящается лошади поиску информации о ней. Это животное так часто изображалось в литературе и других искусствах, что материала для игры хватит с лихвой. Основные участники игры — ученики средних классов, организованные в команды. Исходя из данного сценария игры, можно группировать задания по своему усмотрению, придумывайте новые, творите! Такая работа доставит удовольствие и вам, и вашим ученикам, а значит, поможет сделать процесс проведения библиотечных уроков и общения с литературой радостным и волнующим.
Предварительно было дано задание: выбрать капитана команды, ее название, просмотреть литературу по теме. Все задания оценивались баллами.
Страничка Представительная.
Приветствие команд.
Страничка Справочная.
Найти по толковому словарю определение слов “конь”, “лошадь” и их значение.
Найти ответы на следующие вопросы, используя БРЭ, ДЭ (том “Биология”) энциклопедии для детей издательства “Аванта+” (том “Древние цивилизации”, “Биология”, “Домашние питомцы”, “Толковый словарь русского языка” и другие справочные издания:
- Как называется напиток из молока кобылицы?
- Какой конь символизирует творчество, поскольку копытом своим выбил из-под земли Гиппокрену – источник муз, обладающий свойством вдохновлять поэтов.
- Какой народ исчез с лица земли из-за того, что никогда в жизни не видел живой лошади?
- Какое отношение к лошади имеет город Орел?
- Символом какого культурного учреждения России является квадрига из коней?
- Сколько лошадиных сил в тракторе “Беларусь” – МТЗ-82?
Ответы: кумыс, Пегас, индейские народы – ацтеки, майя в сражениях с конкистадорами приняли всадника на лошади за одно существо и в панике разбегались, родина породы орловских рысаков, большой театр, восемьдесят две.
Страничка Биологическая
Используя толковый словарь, объясните, какого цвета была лошадь в следующих случаях:
1. “Этот чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везёт…”
Ответ: чубарый — с тёмными пятнами по светлой шерсти, хвост и грива чёрные.
2. “Пристяжной каурой масти, называвшийся Заседателем… трудился от всего сердца…”
Ответ: каурый — светло-каштановый, рыжеватый.
3. “Сыпал снег буланому под ноги…”
Ответ: буланый — светло-жёлтый, хвост и грива чёрные.
4. “Мальбрук на войну едет, // Конь его был игрень”
Ответ: игреневый — рыжий, хвост и грива светлые.
Страничка Литературная.
Из какого произведения этот отрывок?
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
(А.С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге”)
Мы объехали весь свет
Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами…
(А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане…”)
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко…
(А.Барто)
По лесу, лесу частому
Полозьями скрипит,
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
(Р.Кудашева “В лесу родилась ёлочка…”)
Измучив доброго коня,
На брачный пир к закату дня
Спешил жених нетерпеливый.
(М.Лермонтов “Демон”)
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(Н.Некрасов “Крестьянские дети”)
Используя справочный материал, найдите ответы на вопросы:
- Как звали лошадь Дон Кихота?
- Какой литературный герой мог при езде обходиться половиной лошади?
- Как называется поэма-сказка русского писателя восемнадцатого века, где лошадь является одним из главных героев.
- Какая все-таки была фамилия таинственного доктора из рассказа А.П. Чехова “Лошадиная фамилия”?
- На известном историческом примере докажите, что останки лошади могут быть смертельно опасны.
Ответы: Росинант, барон Мюнхаузен, П.П. Ершов “Конек– горбунок”, Овсов, судьба князя Олега “Песнь о вещем Олеге” А.С. Пушкин
Страничка Историческая.
Знаменитые лошади.
Необходимо найти в энциклопедиях подробную информацию о конях, оставивших свой след в истории:
- Буцефал;
- Копенгаген;
- Инцитатус (Быстроногий);
- Арвайхээр;
- Квадрат;
- Анилин.
Страничка Фразеологическая.
Объяснить фразеологическое выражение, используя фразеологический словарь.
- суженого конём не объедешь;
- конь о четырёх ногах, да спотыкается;
- лететь во весь опор;
- врёт как сивый мерин;
- троянский конь;
- ломовая лошадь.
Страничка Фольклорная.
Соединить две половинки пословицы (вторая половинка находится у ведущего)
- От работы кони дохнут;
- врать как сивый мерин;
- резвиться как жеребец;
- баба с возу – кобыле легче;
- старый конь борозды не портит;
- пить как лошадь;
- там ещё конь не валялся;
- и я не я, и лошадь не моя;
Страничка Театральная.
Подготовить чтение стихотворения, сценку из произведения или песню о лошади.
Можно инсценировать стихи:
Просто грустный стишок
Четыре копыта, облезлая шкура…
По грязной дороге плетётся понуро
Забывшая думать о чём-то хорошем,
Давно ко всему безразличная лошадь.
Она родилась жеребёнком беспечным,
Но скоро хомут опустился на плечи,
И кнут над спиной заметался со свистом…
Забылась лужайка в ромашках душистых,
Забылось дыхание матери рыжей…
Лишь месят копыта дорожную жижу,
И только сгибается всё тяжелее
Когда-то красивая, гордая шея.
Четыре копыта, торчащие рёбра…
Скупится на ласку хозяин недобрый.
А жизнь повернуться могла по-другому –
Ведь где-то сверкают огни ипподрома,
Там тоже есть место обидам и бедам,
Но мчатся по гулкой дорожке к победам
Могучие кони, крылатые кони…
И кутают их золотые попоны.
Им, лучшим, награды и слава – но кто-то
Всегда занимается чёрной работой.
Чтоб им предаваться волшебному бегу,
Тебя спозаранку впрягают в телегу,
И если до срока работа состарит –
Другого коня подберут на базаре.
Четыре копыта, клокастая грива…
А время обманчиво-неторопливо,
И сбросишь, достигнув однажды предела,
Как старую шерсть, отболевшее тело.
Ругаясь, хомут рассупонит возница…
Но ты не услышишь. Ты будешь резвиться
В лугах, вознесённых над морем и сушей,
Где ждут воплощения вечные души.
Опять жеребёнком промчишься по полю,
Неся не людьми возвращённую волю –
Большие глаза и пушистая чёлка,
Четыре копытца и хвостик-метёлка.
Подкова держится на гвозде,
Лошадь держится на подкове,
На лошади держится всадник,
На всаднике держится крепость,
На крепости держится государство.
(Народная мудрость)
Пони
Мориц Юнна
Пони мальчиков катает,
Пони девочек катает,
Пони бегает по кругу
И в уме круги считает.
А на площадь вышли кони,
Вышли кони на парад.
Вышел в огненной попоне
Конь по имени Пират.
И заржал печально пони:
– Pазве, разве я не лошадь,
Pазве мне нельзя на площадь,
Pазве я вожу детей
Хуже взрослых лошадей?
Я лететь могу, как птица,
Я с врагом могу сразиться
Hа болоте, на снегу –
Я могу, могу, могу.
Приходите, генералы,
В воскресенье в зоопарк.
Я сьедаю очень мало,
Меньше кошек и собак.
Я выносливее многих –
И верблюда, и коня.
Подогните ваши ноги
И садитесь на меня,
Hа меня.
Подведение итогов.
Поздравление победивших.
***
Другие статьи на тему Детям о лошадях:
- К 1 сентября: Методика урока-конференции «Башкирская лошадь»
- К 1 сентября: Как рассказать детям о лошадях — Методика урока
- К 1 сентября: Детям о лошадях — Якутская лошадь
- К 1 сентября: Методика интегрированного урока русского языка и трудового обучения в начальных классах
- Филологическая игра в 7-м классе «От скакуна до клячи»