Главная / Статьи / Работяги и туристы

Работяги и туристы

Из всех проданных в России снегоходов зарубежного производства 43% приходится на долю утилитарных моделей. Тренд последних двух-трех лет – утилитарные машины из неуклюжих телег уверенно трансформируются в комфортабельные машины, а некоторые явно туристические модели по своим техническим свойствам вполне могут быть задействованы в качестве «рабочих лошадок».

Из всех проданных в России снегоходов зарубежного производства 43% приходится на долю утилитарных моделей. Тренд последних двух-трех лет – утилитарные машины из неуклюжих телег уверенно трансформируются в комфортабельные машины, а некоторые явно туристические модели по своим техническим свойствам вполне могут быть задействованы в качестве «рабочих лошадок».

Появилась даже отдельная порода универсальных аппаратов так называемого «двойного назначения». В рамках одной заметки физически невозможно рассказать обо всех снегоходах, представленных на рынке. Мы выбрали, на наш взгляд, наиболее интересные и самые популярные среди покупателей модели, которые к зимнему сезону 2009-2010 существенно обновились или модернизировались.

Arctic Cat

Модельная линейка утилитарных снегоходов Arctic Cat сегодня включает в себя кардинально обновленные модели: Bearcat 570, Bearcat 570XT и Bearcat Z1 XT. Их главная отличительная черта заключается в том, что это не просто мощные, надежные машины, обладающие высокой степенью проходимости, они еще в немалой степени комфортабельные снегоходы. За что надо сказать отдельное спасибо новой платформе Twin Spar, на которой построены Bearcat. Платформа Twin Spar позволила установить новые двигатели, сформировать высокую эргономичную посадку водителю и обеспечить вразумительную управляемость.
Вместе с платформой Twin Spar появилась и сверхпрогрессивная трансмиссия ACT Diamond Direct Drive (отлично проявившая себя на горных и спортивных «снежиках» Arctic Cat). У трансмиссии ACT Diamond Drive отсутствует промежуточный вал с цепным редуктором. Меньше деталей – выше надежность, существенно сокращаются потери при передаче крутящего момента от двигателя на гусеницу.
Передняя подвеска – седьмое поколение AWS II. Собрана на А-образных рычагах. Задняя подвеска Slide-Rail. У моделей Bearcat с приставкой «ХТ» задняя подвеска еще оборудуется «подламывающейся пяткой» Articulating. Она не дает снегоходу при движении задним ходом зарываться в глубоком снегу.
Обычный BС 570 за свой привлекательный ценник расплатился не самой широкой гусеницей (38 см), небольшим топливным баком (41 л) и коротким списком дополнительных опций. По уровню проходимости BС 570, естественно, уступит модели BС 570XT с гусеницей шириной в 51 см, но не сильно. В 2009 году трак у BС 570 удлинился с 365 см до 383 см, что, несомненно, повышает шансы на «выживание» в глубоком снегу.
На BС 570XT установлен точно такой же двигатель, как на BС 570: 2-тактный, воздушного охлаждения, с рабочим объемом 565 см3. Однако по техническим параметрам подвесок, опциям и внешнему виду BС 570XT максимально приближен к флагману семейства «утилитов» Arctic Cat BС Z1 XT с 1056–кубовым двигателем, который смело можно причислить к клану туристическо-утилитарных агрегатов. При желании клиенат BС Z1 XT оборудуется подогревом сидений и пассажирских рукояток, дополнительным радиатором, дистанционной системой запуска двигателя и даже радиокоммуникатором.

BRP Ski-Doo

Снегоход Ski-Doo Skandic WT550F, ставший уже легендой, остается в строю. Оно, может, и правильно, ведь для некоторой категории покупателей лучшее – враг хорошего, всегда и в любых ситуациях. Проверенная временем платформа Yeti-II, легкий и сверхнадежный двухтактный мотор воздушного охлаждения плюс широченная гусеница в 60 см. В стандартную комплектацию еще входят: легкосъемное пассажирское сиденье со спинкой, электростартер, фаркоп, высокое ветровое стекло, подогрев ручек руля для водителя и пассажира. Кстати, руль оборудован центральной стропой, ее не на каждом более продвинутом снегоходе встретишь.
Передняя подвеска LTS собрана на гидравлических амортизаторах с ходом 15 см. Немного. Зато в лесу «телескопы» с меньшей вероятностью зацепятся за припорошенный сук или дерево, чем современная многорычажная подвеска. На корме у Skandic WT550F стоит подвеска Easy Ride XWLS с гидравлическим амортизатором и «подламывающейся пяткой». Сухой вес аппарата составляет 298 кг, что вкупе с широким траком и тяговитым движком мощностью 57 л.с. делает его в прямом смысле непотопляемой машиной на глубоком снегу и в дальних путешествиях. Хотя для путешествий у канадской компании BRP припасено кое-что получше. А именно модель Ski-Doo Expedition, самим производителем отнесенная в класс туристическо-утилитарных снегоходов.
В прошлом году Expedition перевели на передовую платформу REV-XU. К наступающему сезону снегоход оснастили новым двигателем – Rotax 1200 4-TEC. Рама REV-XU это, если можно так выразиться, эволюционное развитие платформы REV-X в утилитарном направлении. В 2007 г. платформа REV-X наделала немало шума в снегоходном мире. После ее появления многие наконец-то поняли, что снегоходы могут быть не только надежными и мощными, но еще и легкими. В частности, алюминиевая платформа REV-XU облегчила Expedition на 34 кг, добавив ей не только маневренности и управляемости, но и прочности. Проходимость у снегохода тоже достойная. Это гарантирует гусеница шириной в 500 мм, длиной 3968 мм и с грунтозацепами высотой 31,8 мм.
Что касается нового двигателя, то Rotax 1200 4-TEC в среднем расходует 12 л на 100 км пробега, обладает мощностью под 130 л.с., а максимальный крутящий момент в 119 Нм выдает на 7500 об/мин. С таким двигателем не только в путешествия отправляться или дрова возить можно, с ним на участие в соревнованиях не стыдно будет заявку подать.
Задний ящик для багажа имеет много места для инструментов, экипировки, еды и всего остального, что нужно в поездке. Продается как аксессуар.

POLARIS 

Утилитарник WideTrak LX – «рабочая лошадка», прославившаяся непостижимой надежностью. Снегоход Widetrak LX оснащается практичным и неприхотливым двухцилиндровым 2-тактным двигателем с рабочим объемом 488 см³ и жидкостным охлаждением. Превосходная подвеска EDGE и небольшой вес этой машины – основополагающие успеха Widetrak LX. К этим составляющим успеха в новом сезоне прибавился еще один пункт – цена. Официальный дистрибьютор техники Polaris в России компания «Брандт» выставила удивительно привлекательный ценник за WideTrak LX – 313 000 руб. Согласитесь, очень соблазнительное предложение. 

Между тем, если объективно рассуждать, то платформа EDGE, на которой стоит WideTrak LX, успела уже морально устареть. Так что нет ничего удивительного, что в 2009 году WideTrak поставили на базу самой продвинутой и современной платформы компании IQ, соответственно, название «снежик» получил WideTrak IQ. 

Внешне WideTrak IQ сразу похорошел и осовременился. Тотально обновились и органы управления. Передняя часть снегохода полностью защищена металлическим бампером. Спереди у WideTrak IQ стоит независимая подвеска IQ на амортизаторах Nitrex. Задняя подвеска собрана также с применением амортизаторов Nitrex, обладающих возможностью быстрой настройки в полевых условиях. 

WideTrak IQ оснащен 4-тактным двигателем жидкостного охлаждения объемом 750 см³. 80-сильный 4-тактный двигатель FS на WideTrak IQ оснащен электронной системой впрыска топлива ЕFI. Снегоход обладает хорошей тягой на низах и разгоняется до 100 км/ч легко и непринужденно. При весе аппарата 331,1 кг это более чем достойный показатель. Гусеница шириной в 51 см обеспечивает машине уверенный ход как по глубокому снегу, так и по твердым снежным торосам-застругам и по пересеченной местности. Сидя за рулем WideTrak IQ чувствуешь себя пенсионером, развалившимся перед телевизором в любимом кресле. Сиденье широкое, комфортное, но ровно настолько, чтобы этот комфорт не мешал пилоту при активном драйве. Да, да! WideTrak IQ предполагает активно разумный драйв. На нем и дрова возить можно, и детей катать, ну и туризм ему не противопоказан.

Yamaha

По данным, предоставленным компанией Yamaha, абсолютным лидером продаж среди новых зарубежных снегоходов (не только утилитарных, а вообще) на территории России является аппарат VK 540 III. В 2008 году (это, на минуточку, когда уже кризис вовсю бушевал по миру) в России было продано более 4 000 единиц VK 540 III. Естественно, в 2009 цифры продаж VK 540III будут гораздо менее впечатляющими, но факт остается фактом – японцы медленно и уверенно теснят своих американских и канадских коллег по цеху в сегменте снегоходных иномарок. Доля рынка Yamaha в 2008 г. составила 42%, BRP – 40%, Polaris и Arctic Cat – по 9%. Подчеркну, информация официально предоставлена компанией Yamaha. И, конечно, справедливо будет заметить, мол, коли все данные предоставлены самой компанией Yamaha, то… После этих слов сделать многозначительную паузу, ну, а дальше – сами понимаете. Справедливости ради тут есть над чем подумать. Но, позвольте, а кто мешает ближайшим конкурентам японцев честно озвучить свои цифры по итогам годовой торговли? А в ответ – тишина. Нет этих цифр! Наверное, скромность мешает их разглашать. Ну да бог с этим. 

Остается только заметить, что успех VK 540III заключается не только в его демократическом ценнике (сейчас он продается по 283.000 руб.). И не в супер-пупер продвинутости конструкции, тем более что это не так. Конструктив VK 540III архаичен, как кости мамонта. 2-тактный «воздушник» объемом 535 см3 и мощностью в 40 л.с., впереди телескопические стойки, гусеница хотя и шириной в 508 мм, да длиной 3125, но вот дюймовые грунтозацепы (2,5 см) могли быть повыше. Сухой вес порядка 291 кг. Объем бака 31 л. В общем, VK 540III – крепкий середняк, ничего выдающегося, но свою работу знает. При этом Yamaha, скажем, в отличие от своих японских коллег (Honda, Suzuki, Kawasaki) проводит в России агрессивную маркетинговую политику и организовывает широкую сеть сервисного обслуживания. Теперь все складываем – получаем лидера продаж. Однако, невзирая на хэдлайнерство VK 540III, этот аппарат трудно причислить к туристическим машинам. 

Специально для России будут поставлять VK 540 III в белой раскраске. На цене это не отразится, зато потенциальным клиентам из числа заядлых охотников и рыбаков такая расцветочка точно приглянется.

Ближайшая к утилитарно-туристической идеологии модель у Yamaha – это RSViking Professional. Очень достойный аппарат и по достойной цене – 485 000 рублей. Между тем хотелось бы обратить внимание еще на один аппарат – Venture Multi Purpose. Он единственный в своем роде «снежик», сочетающий в себе не только утилитарные и туристические свойства. В нем присутствуют в достаточном количестве спортивные характеристики. Venture Multi Purpose построен на базе спортивной модели Phazer с 4-тактным мотором Genesis 80 FI объемом 499 см3. Крайне интересный «снежик».
Цена модели Venture Multi Purpose 389 000 рублей.

«Русская механика»

«Буран» – наше все. За 37 лет этих аппаратов наштамповали порядка 300 000 штук. И до сих пор штампуют. Может быть, в компании «Русская механика» и рады бы прекратить производство этих двухгусеничных телег, но спрос, как говорится, рождает предложения… А уровню спроса на «Бураны» и сейчас любая зарубежная компания может завидовать. На протяжении всего своего существования «Буран» (различные модификации не в счет) выпускается без каких-либо серьезных конструктивных изменений. Между тем ветер перемен все-таки докатился и до этого мастодонта отечественной снежной отрасли. В этом году впервые взамен родного 34-сильного мотора РМЗ-640 решили поставить четырехтактную силовую установку американской компании «Briggs&Stratton» модели Vanguard мощностью в 22 «лошадки». Какие плюсы: меньше шума при работе, вместо 25 л на сотню пробега ему нужно 15 л топлива, ресурс низкооборотистого четырехтактника в разы превышает «живучесть» двухтактного агрегата. С новым движком «Буран» теряет в общей массе порядка 10 кг. Правда, максимальная скорость падает с 60 до 50 км/ч. Но те, кто на «Буранах» ездят, быстрые поездки не признают, оставляя это развлечение молодым, да ранним. 

По планам «Буран» с мотором «Briggs&Stratton» должен был выйти на рынок в 2009 г. по цене 150 000. Но, видно, из-за кризиса или других причин в этом сезоне придется довольствоваться «Буранами» известных модификаций по цене от 145 000 до 162 000 рублей. Впрочем, к чести руководства «Русская механика», их предприятие не стоит на месте, а прилагает немало усилий для вывода на рынок принципиально новых моделей. Одна из таких – «Тайга Атака», построенная на модернизированной платформе с рычажной передней подвеской. На снегоходе установлен двигатель РМЗ-551 мощностью 65 «лошадок», в котором применена жидкостная система охлаждения с термостатом и снеговыми радиаторами, поршни и коленчатый вал защищены антифрикционным покрытием, безгильзовые цилиндры с никасиловым покрытием производства Австрии. Система впуска с пятиканальной продувкой имеет лепестковые клапаны и ресивер. Двигатель снабжен программируемой системой зажигания Ducati CDI (не путайте с одноименной мотоциклетной фирмой). 

Капот и сиденье имеют довольно современный дизайн по меркам утилитарных машин. Для удобства посадки пассажира на подножке могут быть установлены упоры для ног (опция). Но не будем строить иллюзий – концепция посадки водителя за рулем в сравнении с обычной «Тайгой» особо не поменялась. Сидим низко, при длительном движении ноги слегка затекают. Чтобы резко встать перед возникшей на пути кочкой, надо приложить усилие. Стоя же ездить на «Тайге Атака» не очень-то удобно из-за низко расположенного руля. Но это все на вкус избалованного зарубежными технологиями журналиста. Если не придираться, то «Тайга Атака» – отличный утилитарно-туристический аппарат за вменяемую цену в 240 000 рублей. И все-таки меня лично пугает один интернет-форум, на котором обсуждаются проблемы отечественных снегоходов, уж больно в нем много тем, касающихся ремонта и устранения технических неполадок. Складывается впечатление, что владельцы «Буранов», «Тайги» и прочих только и делают, что гайки крутят у своих машин.

Макар ВАЛЬТЕР

Журнал "Охотничий двор" №11(13)  декабрь 2009г. 

Adblock
detector