Манок на марала

Своего первого марала на реву я добыл в 1959 году, когда работал в Горном Алтае. В разгар гона, а это вторая половина сентября и начало октября, марал поёт лучше всего на зорях и ночью, но зачастую и весь день. Мой зверь вышел на меня в первой половине дня в пасмурную тихую погоду. Добыча была отменной — громадный, одиночный бык. По-алтайски — сыгын. Рога его наверняка тянули на золото, никак не меньше.

Своего первого марала на реву я добыл в 1959 году, когда работал в Горном Алтае. В разгар гона, а это вторая половина сентября и начало октября, марал поёт лучше всего на зорях и ночью, но зачастую и весь день. Мой зверь вышел на меня в первой половине дня в пасмурную тихую погоду. Добыча была отменной — громадный, одиночный бык. По-алтайски — сыгын. Рога его наверняка тянули на золото, никак не меньше.

Для подманивания «восточных» подвидов благородного оленя, марала и изюбря во время гона, «на реву», используются манки, действующие по особому принципу. Фактически никакой другой его не повторяет. В магазинах таких не найти, поэтому надо делать самому. Не продаются и записи голосов поющего марала на гону. В Горном Алтае и Саянах применяют манки-трубы, сработанные из цельного куска древесины кедра, а в Забайкалье и на Дальнем Востоке их делают также из берёсты. Принцип действия таких манков один — охотник втягивает воздух в себя, а не продувает через трубу.

Алтайская маралья дудка, труба (по-алтайски — абыргы) делается из кедра. Его древесина очень легко поддается обработке и к тому же обладает неплохими резонансными свойствами, что для музыкального инструмента немаловажно, а манная труба собственно таковым и является. Лучше, как говорят алтайцы, брать береговой, мелкослойный кедр. Вероятно, можно сделать трубу из липы или осины. Не знаю, не пробовал.

Для изготовления дудки надо взять болванку из просушенного (можно даже сухостойного) кедра диаметром примерно 10 см, а длиной 80 см и расколоть вдоль пополам. Прямослойная и без сучков заготовка раскалывается очень легко и правильно. Недаром бондари особенно охотно готовят клёпку для изготовления бочонков и кадушек из кедра. Конечно, болванку можно распилить и на дисковой пиле, но место склейки будет очень заметно.

На плоскостях раскола надо нарисовать контуры внутренности будущей трубы (рис. 1) и выбрать её полукруглой стамеской. Если у вас есть клюкарза, стамеска с кольцевым лезвием, то работа пойдёт и быстрее и чище. Чтобы не ошибиться и не захватить лишнее, лучше пользоваться шаблоном (рис.2), состоящим из двух частей (А и Б). Их надо вырезать из нетолстого картона. Понятно, что RH — это наружный диаметр будущей дудки, a RB — внутренний. Для каждого диаметра(1, 2, 3 и т.д.), показанных на рис.1, нужно сделать свой шаблон. Таким образом, их будет восемь. Все размеры даны в миллиметрах.

В узком конце трубы надо прорезать отверстие толщиной в спичку. Затем заготовка с выдолбленным и чисто обработанным нутром (больше мы туда не залезем), склеивается, и начинается обработка с наружной стороны — сначала грубо топориком или большим ножом, а затем рубанком, постоянно проверяя размеры с помощью шаблонов, но уже наружных. Окончательно трубу снаружи выглаживают наждачной бумагой и покрывают бесцветным лаком (лучше матовым) или составом для вощения. Чтобы его приготовить, в расплавленный воск (1 часть) медленно вливают скипидар (2 части) и тщательно размешивают. Остывшую смесь наносят на поверхность тряпочкой, а затем располировывают.

Можно поступить и иначе — начинать обработку болванки снаружи, не раскалывая. Постепенно сострагивайте лишнюю древесину, не доводя толщины болванки до конечной, определяемой шаблонами. Надо оставить «запас» древесины под чистовую обработку примерно в 1 см и только потом расколоть болванку. Раскалывать её надо с узкого конца и, конечно, по средней плоскости. Даже если раскол пойдет немного вкось, потом его будет нетрудно исправить. Напомню, что древесина кедра хорошо раскалывается по всем направлениям, но лучше — по радиальному.

Свою трубу я сделал без всяких шаблонов и начинал обработку именно снаружи, грубо отесав заготовку и только потом расколов её вдоль.

После того, как заготовка была расколота, я начертил на расколе контуры той части, которая должна была быть выбрана изнутри, и постепенно это сделал. Так как я работал без шаблонов, проверяя толщину стенок на ощупь, и боялся их слишком истончить, получились они у меня толстоваты. Ещё не склеивая половинки трубы, я сострогал всё лишнее рубанком (он должен быть хорошо заточен). Наконец, обе лёгкие половинки, прямо-таки благоухающие свежим кедром, я аккуратно по расколу склеил клеем БФ-2. Шва не было видно совершенно, потому что по расколотому месту древесина всегда склеивается значительно лучше, чем по распилу. Эту дудку я храню уже полвека!

Алтайские охотники, мастера своего дела, доводят толщину стенок дудки почти до прозрачности без всяких лекал, на ощупь, а потом обтягивают её сырой кишкой марала, которая, высыхая, придаёт дудке особую прочность и предохраняет от размокания.

Песня марала состоит из нескольких звучных частей. Начинается она с низкой ноты, а затем постепенно повышается, причем не плавно, а как бы коленами. Заканчивается она иногда взвизгиванием, почти свистом.
Чтобы извлечь из дудки голос марала надо вставить её тонким концом в угол рта и втягивать в себя воздух, постепенно, как бы толчками усиливая напор. Звук возникает оттого, что поверхности губ, к которым прикасается мундштук дудки, начинают вибрировать, а сама она резонирует и усиливает этот звук, который должен быть чистым и мелодичным. Чем сильнее напор проходящего воздуха, тем выше тон. Поначалу получается всё с трудом, но со временем можно достичь и хороших результатов. Я тренировался почти беспрерывно две недели, и мне это стоило распухших губ.

Конечно, не слыша ни разу голоса поющего марала, научиться ему подражать невозможно. Мне помогал мой наставник, Андрей Туймешев, который мог изобразить песню любого зверя, от молоденького двухлетка-торбока до могучего быка-сыгына. Это было на учёте численности марала в прителецкой тайге Алтайского заповедника, за год до того, как я добыл своего первого. Кстати, Андрей никогда не говорил, что марал ревёт, но только — поёт. «Сыгын для жена песни поёт!» — говаривал он.

Манная труба на изюбря делается из берёсты. Это хорошо описано у Ю.А. Герасимова в его книге «Тропой таёжного охотника» (Чита, 1960).

В первой половине июня, когда берёста легко отделяется от ствола, как говорят, сама падает, надо выбрать берёзу средней толщины с чистым, без сучков и повреждений стволом, затем сделать на нём винтовой надрез с шириной полосы примерно 15 см и снять полосу берёсты длиной около 2 метров (рис. 3-А). Высыхая, она скручивается внутренней стороной наружу в плотную спираль. Этому процессу надо помочь, чтобы спираль была плотной. Если потом растянуть этот «свиток», получится конусообразная трубка длиной 70—80 см, а может быть и длиннее, смотря потому, сколько срезать берёсты (рис. 3-Б). Берёсту перед изготовлением трубы с наружной, белой стороны надо тщательно очистить от мелких дефектов, наростов лишайников и т.д. Чтобы широкий конец не раскручивался, его закрепляют специальным кольцом с замком, каким обычно усиливается нижняя часть туесков (рис. 3-В). В тонкий конец трубы плотно вставляется деревянный мундштук, чтобы берёста не лохматилась от влажных губ охотника. Такую берестяную трубу можно — сложить для переноски, сдавив с торцов, а когда понадобится, снова расправить.

Звук извлекается точно также, как из алтайской дудки — втягиванием воздуха. Голос изюбря похож на голос марала, но немного выше тоном. Можно манить и по-другому. Этот способ описан у А.А. Черкасова в его «Записках охотника Восточной Сибири»: «Трубы бывают двух родов: одни называются просто трубами, а другие — горлянками. Вся разница их состоит в том, что в трубу охотник, приставив сжатые губы к малому отверстию, втягивает воздух в себя, а в горлянку сквозь то же отверстие вдувает в неё из себя. Хотя на горлянке и легче научиться трубить, чем на трубе, но зато звуки её не так сходны с голосом изюбра, как звуки последней. Кроме того, труба требует здоровой и сильной груди, а в горлянку может реветь и слабогрудый».

Д. Житенев

Источник: Охота и охотничье хозяйство

 

Оцените статью