Мы публиковали уже довольно много материалов о технике подводной фотосьемки. Сегодня мы познакомим Вас с советами ведущих мировых экспертов по созданию шести наиболее сложных типов приемов подводной фотосьемки. Конечно, они аналогичны приемам профессионалов в обычной фотосьемке, но мало кто знает как правильно использовать технику для создания таких же изображений под водой, ведь условия подводной фотосъемки гораздо сложнее наземной, а техника сложнее на порядок. Вашему вниманию предлагаются советы авторов мировых фотошедевров. |
Мы публиковали уже довольно много материалов о технике подводной фотосьемки. Сегодня мы познакомим Вас с советами ведущих мировых экспертов по созданию шести наиболее сложных типов приемов подводной фотосьемки. Конечно, они аналогичны приемам профессионалов в обычной фотосьемке, но мало кто знает как правильно использовать технику для создания таких же изображений под водой, ведь условия подводной фотосъемки гораздо сложнее наземной, а техника сложнее на порядок. Вашему вниманию предлагаются советы авторов мировых фотошедевров.
Эффект размытого изображения
Автор текста и фотографии – Стюард Вестморлэнд (Stuart Westmorland)
Смысл фотографии с эффектом размытости (motion-blur) заключается в том, чтобы объект в центре находился в фокусе, а фон получался размытым. Чтобы получить такое изображение, надо устанавливать большую выдержку с задержкой вспышки. В момент съемки следует двигать камеру с той же скоростью, с какой перемещается объект съемки.
Съемка с «проводкой» – не самое сложное в этом процессе, особенно с таким изящным объектом, как зелёная морская черепаха, обитающая в районе острова Сипадан в Малайзии, но вам придется поэкспериментировать с длительными выдержками. Я считаю, что 1/15 секунды подходит лучше всего. Наиболее сложный этап – это регулирование вспышки. Стандартная вспышка всегда срабатывает в момент открывания шторки, но для такого типа изображений вам нужно использовать вспышку ближе к моменту, когда шторка закроется. Этот прием называется «синхронизация вспышки по задней шторке затвора». Фотоаппараты Nikon имеют преимущество, так как все профессиональные камеры серии Nikon, начиная с фотоаппарата N90, легко сработают в таком режиме с любой вспышкой. Пользователям Canon может понадобиться адаптер Heinrichs Weikamp для синхронизации с внешними TTL-вспышками. Для данного снимка я использовал Canon EOS 5D в подводном боксе Subal и две спаренные вспышки Ikelite 200 на полной мощности. Выдержка 1/6 сек. при f/10 и ISO 100. Еще фотографии вы можете увидеть на сайте stuartwestmorland.com. |
Изображения рифов
Автор текста и фотографии – Род Кляйн (Rod Klein)
Занимаясь дайвингом в водах Индонезии возле архипелага Раджа-Ампат, я обнаружил место под названием Нуса Индах (Nusa Indah). Подплывая к мелководью, я увидел эту огромную актинию с двумя красочными рыбками-клоунами, но что больше всего привлекло моё внимание – это луч света прямо передо мной, который просачивался сквозь отверстие в каменной стене. Этот свет касался верхушки актинии и освещал рыбок-клоунов. Запечатлеть на камеру именно то, что я видел, было непросто. Ключом к решению стало использование трех вспышек Inon. Это позволило мне получить хорошую цветонасыщенность на переднем плане, пока я подбирал правильную коррекцию экспозиции для фона путем сочетания соответствующей диафрагмы и выдержки. Я расположил вспышки таким образом, чтобы средняя освещала центральную часть фотографии. Чтобы снизить уровень обратного рассеивания, я направил внешние вспышки так, что они осветили остальную часть фотографии только краем луча. Все вспышки были включены на полную мощность, так что я мог использовать относительно малое значение диафрагмы (f/4), чтобы отобразить передний план с хорошей глубиной резкости. Так как фон был достаточно темным, мне пришлось использовать большую выдержку (1/25 сек.) и постараться держать камеру неподвижно, чтобы не получить размытое изображение. Больше фотографий вы можете увидеть на сайте rhkuw.com. |
Портреты рыб
Автор текста и фотографии – Алекс Мастерд (Alex Mustard)
Конечно же, рыбы – самый популярный объект подводной фотосъемки, но сфотографировать рыбу в океане не так легко, как кажется. Рыбы всегда в движении, мечутся из стороны в сторону, то и дело уплывая из кадра и показывая свой хвост именно в тот момент, когда мы нажимаем на кнопку затвора. Ключ к хорошему портрету рыбы – это найти ту самую рыбку, которая сама хочет, чтобы её сфотографировали. Найдите ту, которая не уплывет и не спрячется, а затем потратьте еще немного времени: не делайте 100 снимков сразу, а дождитесь, пока рыбка займет подходящее положение. Время задержки после нажатия на кнопку затвора можно свести к минимуму, если заранее нажать на нее до половины, а полностью нажать в тот момент, когда рыбка повернется к вам. Что касается композиции, то я больше всего люблю снимать рыб спереди – так их «лица» похожи на человеческие: с двумя глазами, носом и ртом. Это позволяет наблюдателю увидеть в рыбе человеческие черты характера. Рыба может выглядеть сердитой, печальной, любопытной или удивленной. Когда люди, глядя на ваш снимок, начинают говорить об эмоциях, вы понимаете, что вам удалось ухватить что-то запоминающееся. На данной фотографии изображена рыба солнечник – хищник-одиночка, встречающийся в умеренных водах от Европы до Новой Зеландии. Полоски в глазу рыбы – это отражение моих вспышек. Данный снимок я сделал с помощью Nikon D2x, используя объектив для макросъемки Sigma 150 мм, диоптрийную линзу Canon 500D в боксе Subal и две подводные вспышки Inon Z240. Настройки: 1/250 сек. при f/14. Еще фотографии вы можете увидеть на сайте amustard.com. |
Большие животные
Текст и фотография – Амос Накоум (Amos Nachoum)
Так как большие животные являются движущимися объектами, часто до них можно добраться во время кормления или же брачных игр, когда они находятся ближе к поверхности. Поэтому вам необходимо понимать их поведение и заранее представить себе снимки, которые вы хотите получить. Для этого у вас будет время на судне, так как вам может понадобиться немало часов, чтобы найти горбатого кита и с детенышем, отдыхающих у поверхности, как эта пара у островов Тонга (на врезке), или рыб-парусников, загоняющих стаю мелкой рыбешки возле Исла-Мухерес в Мексике. Однако очень сложно подобраться достаточно близко и сделать фотографию, которая отобразит истинный размер животного – в такие моменты вам пригодятся навыки хорошего пловца и фридайвера. Чтобы сделать подобный снимок, нет необходимости погружаться на большую глубину – надо нырнуть всего лишь на 1,5 – 3 метра, чтобы оказаться на одном уровне с животными. Но вам придется поторопиться. Советы по композиции: поместите что-нибудь в кадре для того, чтобы показать размер животного – в данных примерах, детеныш горбатого кита и стая рыб помогают выделить основной объект. Найти подходящие настройки экспозиции для съемки при рассеянном освещении на небольших глубинах может оказаться непростой задачей. Обычно я фотографирую с приоритетом диафрагмы, потому что, когда я открываю диафрагму, уменьшается выдержка, что позволяет мне уловить движение. И наоборот, я могу уменьшить диафрагму, если объект в кадре движется медленно, когда мне нужен эффект горизонтального размытия или когда я хочу увеличить глубину резкости. Чтобы выровнять светлые и темные пятна, я полагаюсь на матричный экспозамер и намеренно недодерживаю 2/3 от максимального значения. И еще я использую брекетинг для каждого снимка. Мой основной фотоаппарат – Canon EOS 1Ds Mark III в боксе Seacam. В зависимости от ситуации, я использую фиксированный 14 мм широкоугольный объектив или 16-35 мм объектив с трансфокатором (zoom). Трансфокатор особенно полезен, когда я не могу подобраться к объекту съемки так близко, как хотелось бы. И последний совет по фотографированию больших животных: фотографируйте! Этот жанр подводной съемки требует больше физической подготовки, чем другие, но ваши усилия будут оправданы. Чтобы увидеть больше фотографий, посетите biganimals.com. |
Сплит
Текст и фотография – Дэвид Дубиле (David Doubilet)
Ключевым элементом впечатляющего сплита является композиция. Та часть фотографии, на которой изображена поверхность, должна быть такой же интересной, как и подводная ее часть. Я считаю, что самые хорошие сплиты – те, что сделаны на мелководье, где виден волнистый песок на дне или коралловый риф, тянущийся вплоть до водного горизонта. Вам понадобится сверх-широкоугольный объектив, например 14, 15 или 16 мм (для полной матрицы), или же 10,5 мм или 12-24 мм (для кропнутой матрицы). Объектив должен быть настроен на f/16 или f/22 для максимальной глубины резкости, а подводный бокс должен иметь 8- или 9-дюймовый полусферический стеклянный порт, чтобы удлинить линию поверхности. Обе части – подводная и надводная – должны быть в фокусе, но если одна немного расплывается, пусть это будет верхняя часть фотографии. Можете использовать нейтральный фильтр плотности на поверхности или используйте вспышку чтобы выровнять освещение на поверхности и под водой. Для данной фотографии я использовал две вспышки Sea & Sea YS-200 на половину мощности и наклонил кронштейны немного вниз, чтобы подсветить голову черепахи. Я использовал фотоаппарат Nikon F4 в боксе Nexus с 8-дюймовым полусферическим портом и 30 мм удлинительным кольцом. Ключевым элементом именно этой фотографии, сделанной на островах архипелага Туамоту (Французская Полинезия), был 14 мм f/2.8 объектив Tamron, сфокусированный на 6 дюймов, что позволило мне подобраться к черепахе очень близко и сделать маленький объект доминирующим на фотографии. Еще фотографии вы можете увидеть на сайте www.daviddoubilet.com. |
Акулы
Текст и фотография – Брэндон Коул (Brandon Cole)
Фотосъемка акул требует правильной аппаратуры, техники съемки, подготовки, наличия возможности и – самый ненадежный ингредиент – удачи. Для большинства случаев подводной фотосъемки акул я рекомендую использовать более длиннофокусную оптику. Чтобы акулу можно было сфотографировать, используя полусферическую линзу «рыбий глаз», это должна быть очень доброжелательная акула. Лучше выбирайте фиксированные объективы или объективы с трансфокатором в диапазоне фокусного расстояния 24-50 мм. Вслучае с фотографией рыбы-молота, я использовал Canon 1D Mark II с 17-40 мм f/4 объективом, что позволило мне вести акулу по мере ее приближения, выбирая нужную мне композицию кадра. Быстро перезаряжающаяся подводная вспышка Ikelite DS125 помогла мне добавить фотографии немного света. Настройки для данного снимка: 1/250 сек. при f/9, ISO 200. Я сделал экспозамер по точке в воде и подобрал 2/3-stop коррекции экспозиции. Встречи с акулами во многом зависят от сезона или их модели поведения. Никто не заменит опытного гида, который позаботится, чтобы вы оказались в нужном месте в нужное время, а также обеспечит вашу безопасность. В случае с летающими большими белыми акулами (верхний снимок), обитающими в Южной Африке, операторы внимательно наблюдали за естественным прыжком акулы для атаки, прежде чем разработали приманку в форме тюленя. Я использовал 70-200 мм f/2.8 объектив c камерой Canon V1, пленку Kodak E200 с ISO 800 для выдержки 1/2000 сек. при f/4. Слабый рассеянный свет требовал высоких значений ISO (диапазон чувствительности) и экспонометрический замер был установлен на приоритет выдержки. Я предварительно сфокусировался на приманке и повернул кольцо фокусировки на место. После чего я ждал. Ждал того момента, когда акула наконец-то выпрыгнет. Все закончилось прежде, чем я успел что-либо понять. Честно говоря, я пропустил момент первого прыжка, но остался ждать и все-таки сделал снимок, когда акула выпрыгнула снова через 30 секунд. Чтобы увидеть больше фотографий, посетите brandoncole.com. |
“Scuba Diving”