Народные промыслы: Капокорешковый промысел

Народные промыслы: Капокорешковый промысел

На протяжении веков вятские мастера занимались обработкой дерева, и неудивительно, что именно они положили начало единственному в своем роде капокорешковому промыслу. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды.

Кап или нарост на дереве – удивительный материал. Его называют лесным порфиром или деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Такую посуду на Руси в XVI – XVII веках называли «репчатой». Она красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной.

Значение слова «кап» достоверно неизвестно. По одной из версий оно восходит к праиндоевропейскому словут «капут» (голова). В пользу этой версии говорит то, что форма капового нароста, встречающегося на ветвях (ветвевой кап) и стволе старых деревьев (стволовый кап) может напоминать форму человеческой головы. По другой версии слово «кап» происходит от глагола «капать», так как каповый нарост часто представляет собой наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев, возникающий в местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих почек.

Впрочем, параллельно со словом «кап» на Вятке употреблялось еще одно название – «валун».

изделия из капа

Обычно кап встречается на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще на березе. Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит. Толщина капового слоя может быть различной. Известно, что в первой половине XIX века стоимость капа весом в двадцать фунтов (чуть более 8 кг) приравнивалась к стоимости породистого быка. В дореволюционной России кап ценился на вес золота – 70 рублей за килограмм в сухом виде. О капе ходили легенды, как о женьшене. Найти его в лесу считалось счастьем. В Вятской губернии был наиболее распространен березовый кап, самый красивый по рисунку и цвету. Благодаря этому материалу и возникло интересное столярно-токарное ремесло.

Первое упоминание в литературе о каповом производстве на Вятке относится к началу XVIII века. Известный русский историк Василий Татищев в книге «Предложение о сочинении истории и георафии России» пишет, что «в Вятке вырабатывается каповая посуда».

Родоначальником каповых дел на Вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготовливал шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций, соответствующих господствующему в те годы стилю классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, которые он перенял из «занятной вещицы» – шотландской табакерки, случайно попавшей ему в руки. Разгаданный секрет выделки «шалнеров» Макарову удалось осуществить, освоив сложнейшие операции. Точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой – надолго вошли в арсенал следующих поколений мастеров-каповщиков.

Свой след в истории капового промысла оставил и вятский мастер Семён Иванович Бронников, автор уникального изделия – деревянных карманных часов, футляр и корпус которых изготовлены из капа. В работе Семёну Бронникову со временем стали помогать сыновья – Николай и Михаил. Они принимали заказы на изготовление часов из разных концов России. Пик славы часовщиков Бронниковых – Всемирная выставка в Вене (1837). С успехом участвовали члены династии каповщиков Бронниковых и в последующих известных выставках, таких, как Нижегородская торгово-промышленная и художественная выставка (1896) и Всероссийская выставка в Санкт-Петербурге (1902).

изделия из капа

В конце XIX века в каповом промысле, центром которого стал город Вятка, работало около сорока человек. Помимо Вятки, мастерские также находились в двух волостях: Щербинской и Троицкой, где в основном изготовляли дешевые корешковые изделия.

В целом, достаток каповщиков был значительно выше достатка других кустарей, и спрос на их изделия постоянно рос. В XIX веке вятские мастера кап берегут, редко делают вещи из цельного капа, всё чаще лишь оклеивают тонкие деревянные изделия тонкими каповыми пластинками. Но и такая работа достаточно сложна, поэтому стоимость таких изделий держалась на уровне стоиости каповых. Наряду с табакерками и шкатулками разных форм и размеров, мастера делают для богатых модниц баульчики, а также посуду, но уже не ковши, не чаши, а вазочки и сахарницы в господские дома.

В начале ХХ века в промысле работало 163 мастера, их изделия продавались через земский склад или через скупщиков, в том числе и за границу – в Англию, Францию, Германию.

К 1920-м годам число вятских каповщиков значительно возросло и состояло уже 200 человек. Однако это были разрозненные кустари, перед которыми остро стоял вопрос расширения и механизации производства. Стали появляться первые артели каповщиков. В 1924 году в Вятке появилась первая артель «Экспорт», в которую вошли 11 мастеров. Приблизительно в то же время в городе Халтурине была создана артель «МЮД» («Международный юношеский день»), в которую объединились 100 мастеров. Немало оставалось и каповщиков-одиночек – около 300 человек. Работали они в деревнях Лянгасы, Кушовы, Першинцы, Пестовы, Пушкари и ряде других.

Более половины всех предметов из капа шло на экспорт, преимущественно в Великобританию. Тем не менее к концу 1920-х годов количество производимых в Вятке каповых изделий стало преобладать над их качеством. Назрела необходимость принятия комплекса мер, направленных на решение данной проблемы. В результате ассортимент производимой продукции из капа обогатился настольными бюро, дорожными дамскими туалетами, футлярами для очков и печатей, целыми наборами настольных письменных приборов.

В 1930-х годах появилось новое направление в каповом производстве – резьба и художественная инкрустация на корешковых изделиях.

изделия из капа

Каповые произведения с успехом экспонировались на таких престижных выставках 1930-х, как выставка в Париже (1936) и в Нью-Йорке (1937).

В 1943 году в селе Лопатовском была создана новая артель каповщиков «Идеал» с учебной мастерской при ней. Именно из этой мастерской вышли такие выдающиеся мастера капа, как Вениамин Мамаев, Герман Першин, Василий Злобин.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе артель «Идеал» за свои изделия была удостоена гран-при.

В 1980-х бывшая артель «Идеал» стала фабрикой, которая успешно работает и в наши дни как ООО «Идеал Плюс», являясь самым крупным производителем изделий из капа в Кировской области.

В 2011 году было образовано еще одно предприятие, специализирующееся на производстве каповых изделий – ООО «Каповая шкатулка». Ассортимент его продукции достаточно широк – это различные шкатулки, сундучки, чаши, подсвечники, портсигары, пепельницы, рамки для фотографий, футляры для ювелирных изделий, коллекционных монет и часов. Шкатулки большого размера, создаваемые мастерами «Каповой шкатулки» как правило, имеют секретные отделения (ящички), открыть которые можно только нажав на определенное место.

Художественные изделия, выпускаемые ООО «Каповая шкатулка» пользуются спросом, как в Кировской области, так и за ее пределами (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и другие города).

Продолжают вносить свой вклад в развитие промысла и отдельные мастера-каповщики. Наиболее известный из них Борис Павлович Воробьёв, получивший в 2009 году статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

nhpko.ru

Другие статьи на тему Народные промыслы:

Оцените статью