На протяжении веков вятские мастера занимались обработкой дерева, и неудивительно, что именно они положили начало единственному в своем роде капокорешковому промыслу. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. |
Кап или нарост на дереве – удивительный материал. Его называют лесным порфиром или деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Такую посуду на Руси в XVI – XVII веках называли «репчатой». Она красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной.
Значение слова «кап» достоверно неизвестно. По одной из версий оно восходит к праиндоевропейскому словут «капут» (голова). В пользу этой версии говорит то, что форма капового нароста, встречающегося на ветвях (ветвевой кап) и стволе старых деревьев (стволовый кап) может напоминать форму человеческой головы. По другой версии слово «кап» происходит от глагола «капать», так как каповый нарост часто представляет собой наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев, возникающий в местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих почек.
Впрочем, параллельно со словом «кап» на Вятке употреблялось еще одно название – «валун».
Обычно кап встречается на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще на березе. Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит. Толщина капового слоя может быть различной. Известно, что в первой половине XIX века стоимость капа весом в двадцать фунтов (чуть более 8 кг) приравнивалась к стоимости породистого быка. В дореволюционной России кап ценился на вес золота – 70 рублей за килограмм в сухом виде. О капе ходили легенды, как о женьшене. Найти его в лесу считалось счастьем. В Вятской губернии был наиболее распространен березовый кап, самый красивый по рисунку и цвету. Благодаря этому материалу и возникло интересное столярно-токарное ремесло.
Первое упоминание в литературе о каповом производстве на Вятке относится к началу XVIII века. Известный русский историк Василий Татищев в книге «Предложение о сочинении истории и георафии России» пишет, что «в Вятке вырабатывается каповая посуда».
Родоначальником каповых дел на Вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготовливал шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций, соответствующих господствующему в те годы стилю классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, которые он перенял из «занятной вещицы» – шотландской табакерки, случайно попавшей ему в руки. Разгаданный секрет выделки «шалнеров» Макарову удалось осуществить, освоив сложнейшие операции. Точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой – надолго вошли в арсенал следующих поколений мастеров-каповщиков.
Свой след в истории капового промысла оставил и вятский мастер Семён Иванович Бронников, автор уникального изделия – деревянных карманных часов, футляр и корпус которых изготовлены из капа. В работе Семёну Бронникову со временем стали помогать сыновья – Николай и Михаил. Они принимали заказы на изготовление часов из разных концов России. Пик славы часовщиков Бронниковых – Всемирная выставка в Вене (1837). С успехом участвовали члены династии каповщиков Бронниковых и в последующих известных выставках, таких, как Нижегородская торгово-промышленная и художественная выставка (1896) и Всероссийская выставка в Санкт-Петербурге (1902).
В конце XIX века в каповом промысле, центром которого стал город Вятка, работало около сорока человек. Помимо Вятки, мастерские также находились в двух волостях: Щербинской и Троицкой, где в основном изготовляли дешевые корешковые изделия.
В целом, достаток каповщиков был значительно выше достатка других кустарей, и спрос на их изделия постоянно рос. В XIX веке вятские мастера кап берегут, редко делают вещи из цельного капа, всё чаще лишь оклеивают тонкие деревянные изделия тонкими каповыми пластинками. Но и такая работа достаточно сложна, поэтому стоимость таких изделий держалась на уровне стоиости каповых. Наряду с табакерками и шкатулками разных форм и размеров, мастера делают для богатых модниц баульчики, а также посуду, но уже не ковши, не чаши, а вазочки и сахарницы в господские дома.
В начале ХХ века в промысле работало 163 мастера, их изделия продавались через земский склад или через скупщиков, в том числе и за границу – в Англию, Францию, Германию.
К 1920-м годам число вятских каповщиков значительно возросло и состояло уже 200 человек. Однако это были разрозненные кустари, перед которыми остро стоял вопрос расширения и механизации производства. Стали появляться первые артели каповщиков. В 1924 году в Вятке появилась первая артель «Экспорт», в которую вошли 11 мастеров. Приблизительно в то же время в городе Халтурине была создана артель «МЮД» («Международный юношеский день»), в которую объединились 100 мастеров. Немало оставалось и каповщиков-одиночек – около 300 человек. Работали они в деревнях Лянгасы, Кушовы, Першинцы, Пестовы, Пушкари и ряде других.
Более половины всех предметов из капа шло на экспорт, преимущественно в Великобританию. Тем не менее к концу 1920-х годов количество производимых в Вятке каповых изделий стало преобладать над их качеством. Назрела необходимость принятия комплекса мер, направленных на решение данной проблемы. В результате ассортимент производимой продукции из капа обогатился настольными бюро, дорожными дамскими туалетами, футлярами для очков и печатей, целыми наборами настольных письменных приборов.
В 1930-х годах появилось новое направление в каповом производстве – резьба и художественная инкрустация на корешковых изделиях.
Каповые произведения с успехом экспонировались на таких престижных выставках 1930-х, как выставка в Париже (1936) и в Нью-Йорке (1937).
В 1943 году в селе Лопатовском была создана новая артель каповщиков «Идеал» с учебной мастерской при ней. Именно из этой мастерской вышли такие выдающиеся мастера капа, как Вениамин Мамаев, Герман Першин, Василий Злобин.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе артель «Идеал» за свои изделия была удостоена гран-при.
В 1980-х бывшая артель «Идеал» стала фабрикой, которая успешно работает и в наши дни как ООО «Идеал Плюс», являясь самым крупным производителем изделий из капа в Кировской области.
В 2011 году было образовано еще одно предприятие, специализирующееся на производстве каповых изделий – ООО «Каповая шкатулка». Ассортимент его продукции достаточно широк – это различные шкатулки, сундучки, чаши, подсвечники, портсигары, пепельницы, рамки для фотографий, футляры для ювелирных изделий, коллекционных монет и часов. Шкатулки большого размера, создаваемые мастерами «Каповой шкатулки» как правило, имеют секретные отделения (ящички), открыть которые можно только нажав на определенное место.
Художественные изделия, выпускаемые ООО «Каповая шкатулка» пользуются спросом, как в Кировской области, так и за ее пределами (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и другие города).
Продолжают вносить свой вклад в развитие промысла и отдельные мастера-каповщики. Наиболее известный из них Борис Павлович Воробьёв, получивший в 2009 году статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.
Другие статьи на тему Народные промыслы:
- Как создавали славу вятским изделиям из капокорня
- С чего начинается Хохлома
- Кузбассовцы и куклы-обереги
- Народные промыслы: Красна изба рушниками
- Нина Мишинцева: «Деревня — это возможность для творчества»
- Как сделать чучело Масленицы
- Уральские народные промыслы и праздник глиняной игрушки
- Дело мастеров боится
- Выставка-ярмарка «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2013» пройдет в Москве
- Что ждет богородскую игрушку?
- В Уфа-Шигири занялись камусами
- Центр народных промыслов будет создан во Владимире
- История и тайны Гжельского фарфора
- Народные промыслы: Лозоплетение