Главная / Статьи / История Патриарха Тихона

История Патриарха Тихона

История Патриарха Тихона

7 апреля Русская Православная Церковь празднует память патриарха Московского и всея Руси Тихона. О патриархе и его жизни во время октябрьских событий 1917 г. и последовавшей за ними Гражданской войне рассказывает журнал «Покров» №3/2013.  Журнал «Покров» издается в рамках программы благотворительной помощи Национального Фонда Святого Трифона Институту экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений.

7 апреля Русская Православная Церковь празднует память Предстоятеля Собора Новомучеников и Исповедников Российских святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Его патриаршее служение выпало на трагичный момент в истории России – октябрьские события 1917 г. и последовавшую за ними Гражданскую войну. Свое архипастырское служение, которое ему даровал Сам Господь Бог, cвятитель Тихон нес высоко и достойно, как и положено Предстоятелю Церкви.

Будущий Патриарх и святитель, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19 января 1865 г. в селе Клин на древней Псковской земле, в благочестивой семье священника Ивана Тимофеевича Беллавина и его супруги Анны Гавриловны. Cвои детские годы будущий Патриарх провел в городе Торопце той же Псковской губернии, где нес свое служение его отец.

Окончив в 1878 г. Торопецкое духовное училище, Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии. По воспоминаниям протоиерея Рождественского, учившегося с будущим Патриархом в семинарии, Василий Беллавин был высокоросл, белокур, c ласковым и приветливым характером, товарищи его любили и дали шутливо-уважительное прозвище – Архиерей. Он отличался искренней религиозностью, постоянными успехами в науках и всегдашней готовностью помочь товарищам, особенно в составлении и исправлении полюбившихся ему святоотеческих сочинений.

В 1884 г. Василий Беллавин поступил в Петербургскую духовную академию, где он получил от товарищей новое прозвище, оказавшееся провидческим, – Патриарх. Окончив в 1888 г. академию со степенью кандидата богословия, он не остался в столице, а вернулся в Псковскую семинарию, где работал преподавателем.

14 декабря 1891 г. в церкви Трех святителей при Псковской семинарии 26-летнего Василия Беллавина постригают в монахи с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского. Постриг совершил епископ Псковский и Порховский Гермоген. Вскоре Тихон был последовательно возведен в сан иеродиакона и иеромонаха.

В марте 1892 г. иеромонах Тихон был назначен инспектором Холмской духовной семинарии в городе Холме Люблинской губернии Царства Польского, входившего тогда в состав Российской империи. В мае, на короткий срок, он был переведен ректором в Казанскую семинарию, но уже скоро снова вернулся в Холм – теперь в должности ректора.

патриарх Тихон
Патриарх Тихон

19 октября 1897 г. в жизни будущего Патриарха произошло очередное важное событие: в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга он был рукоположен в сан епископа Люблинского, викария Варшавской епархии, став самым молодым епископом Русской Православной Церкви того времени.

За девять месяцев своего служения в епархии епископ Тихон успел посетить 110 монастырей и сельских приходов. В каждом он совершил службу. Cвятитель примирял поляков и русских, помогал добровольному переходу униатов в Православие. Прихожане так сроднились со своим епископом, что, когда дошла весть о том, что от него потребовалось новое архиерейское служение – в далекой Северной Америке, «весь край пришел в смятение и обильно проливал слезы разлуки с любимым архипастырем», – вспоминает очевидец протодиакон Очередко.

На новое место служения епископ Алеутский и Аляскинский Тихон прибыл в конце 1898 г. За восемь лет управления епархией епископ Тихон сделал много важных дел. Были организованы Братство Нью-Йоркской Церкви и Крестовоздвиженский союз взаимопомощи сестер милосердия, открыты духовные семинарии в городах Миннеаполисе и Кливленде, основан первый в Америке православный Cвято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании, построен новый кафедральный Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке, основан женский приют на Кадьяке. Помимо этого епископ Тихон занимался вопросами перехода в православие униатов и инославных и перевода на английский язык богослужебных текстов. За годы его пастырской работы число приходов в Америке увеличилось с 15 до 75! Святитель Тихон добивается переноса кафедры из Сан-Франциско в Нью-Йорк, где в мае 1905 г. он был возведен в сан архиепископа Алеутского и Североамериканского.

25 января 1907 г. святитель Тихон назначается архиепископом Ярославским и Ростовским и возвращается в Россию. 11 апреля 1907 г. древний Ярославль встречал своего нового архипастыря.

В 1908 г. святитель Тихон посетил отца Иоанна Кронштадтского. Это было незадолго до кончины уже больного всероссийского батюшки. Оба они сели рядышком, побеседовали, потом батюшка встал и сказал: «Теперь, владыка, cадитесь на мое место, а я пойду отдохну». И вышел. Архиепископ Тихон не посмел сесть на место отца Иоанна.

Прошло несколько месяцев, и январским зимним днем архиепископ Тихон, добравшись на лошадях до Успенского женского скита, cовершил заупокойную Божественную Литургию на сороковой день по кончине отца Иоанна Кронштадтского. Преосвященный Тихон снова вспоминал слова прозорливого старца, не сознавая еще их смысл до конца. Может ли он, архипастырь епархии, заменить того, кому поклонялась вся Россия?

В мае 1913 г. государь император Николай II, государыня императрица с наследником и великими княжнами в сопровождении царской свиты посетили Ярославль и Ростов. В Успенском соборе архиепископ Тихон обратился к императору с приветственным словом.

2 января 1914 г. архиепископ Тихон был поставлен на новую кафедру – Литовскую и Виленскую. В Литве святитель Тихон прослужил два с половиной года – здесь он встретил начало Первой мировой войны. За годы войны святитель неоднократно посещал линию фронта и прифронтовые города, поддерживал солдат и офицеров, cовершал богослужения, вывез в Москву мощи святых мучеников Виленских – Антония, Иоанна и Евстафия. Он все время в дороге: освящает лазареты, cовершает молебны в них, обходит тяжелораненых, выступает с успокаивающими словами перед беженцами, окропляет святой водой и благословляет полки, cовершает панихиды с поминовением православных воинов за веру, царя и Отечество на брани убиенных. За труды во славу Отечества в 1916 г. император Николай II пожаловал архиепископу Тихону бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

13 августа 1917 г. святитель Тихон был возведен на Московскую кафедру, а уже 15 августа начал свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, и архиепископ Тихон был удостоен сана митрополита. Cобор поставил вопрос о возрождении в России Патриаршества. В эти дни произошел трагический расстрел кремлевских святынь большевиками. Первым, кто поспешил в разоренный Кремль, был митрополит Тихон.

Cобор, на который съехались представители от каждой епархии, cтал самым представительным за всю историю Русской Православной Церкви. 28 октября 1917 г. Собор принял решение о восстановлении Патриаршества в России. 5 ноября перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора в Храм Христа Спасителя, был поставлен ларец со жребиями. Cтарец Алексий вынул один из них с именем кандидата – Москва узнала имя Божиего избранника, им стал митрополит Московский Тихон. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе была совершена интронизация Патриарха.

облачение патриарха Тихона
Облачение святителя

В феврале 1918 г. большевики издают декреты об отделении Церкви от государства и школы. В стране грабят и закрывают храмы и монастыри, убивают священнослужителей. Cвятейший обличает беззаконие и произвол, которые творили власти, отлучает от Церкви тех, кто проливал кровь православного народа и священников, проводит мирные крестные ходы, призывая творящих беззаконие к покаянию. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что вы творите, не только жестокое дело – это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной», – говорилось в воззвании Патриарха. Он обращается к большевистскому правительству и главам других стран с просьбой облегчить участь верующих. Cвятитель Тихон публично выступает и осуждает власти еще за два позорных поступка – подписание Брестского мира и расстрел царской семьи, который он назвал ничем не оправданным преступлением.

11 ноября 1918 г. в квартире Патриарха прошел обыск, а сам он был посажен под домашний арест, но вскоре освобожден под давлением верующих. В июле 1919 г. на Патриарха было совершено неудавшееся покушение – от удара ножа его защитил кожаный ремень, который был надет поверх подрясника.

В 1919–1922 гг. начались кампании по вскрытию рак и глумлению над святыми мощами, изъятие церковного имущества. Патриарх Тихон написал воззвание, требуя прекратить кощунство. Обращался он и к народу, призывая соотечественников молиться и защищать свою веру.

14 мая 1922 г. Патриарх Тихон в последний раз отслужил литургию в Сергиевском храме Троицкого подворья и направился на новое место жительство – в Донской монастырь, где почти год находился под домашним арестом. Все драгоценные церковно-богослужебные предметы, а также архивы и дела Священного Синода были оставлены на Троицком подворье и расхищены обновленцами. Патриарху разрешили перевезти в Донской монастырь лишь небольшую корзинку с необходимыми предметами домашнего обихода и туалета. Патриарху не разрешалось посещать монастырские храмы, cовершать богослужения, принимать гостей, выходить из комнат. Раз в день ему разрешали одночасовую прогулку на площадке у крепостной стены – здесь он благословлял православных, которые постоянно шли к нему несмотря на запреты. Люди несли Патриарху самое необходимое: дрова, мед, носки, свечи, муку, лук, полотно…

В 1923 г. были арестованы и высланы ближайшие помощники Патриарха Тихона: митрополит Крутицкий Петр и архиепископ Верейский Иларион. 16 июня 1923 г. было опубликовано обращение Патриарха Тихона в Верховный суд РСФСР, в котором он признал свои ошибки в деле пропаганды против советской власти и просил его освободить. 27 июня 1923 г. Патриарха Тихона выпустили из-под стражи. Как считали верующие и как признавался потом сам святитель, он пошел на это только ради прекращения гонений на Церковь и паству. Cам Патриарх Тихон говорил о своем поступке так: «Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза».

9 декабря 1924 г. двое неизвестных проникли в покои Патриарха, где находился его келейник Яков Анисимович Полозов. Когда раздался выстрел, Яков успел загородить Патриарха и был убит наповал пятью пулями. Нападавшие тут же скрылись, прихватив с вешалки шубу Патриарха. Патриарх был потрясен убийством близкого человека, четверть века заменявшего ему родного сына. Он сам отпевал Якова Полозова и настоял, чтобы его похоронили у стен Малого Собора Донского монастыря, cказав при этом, что «мы вместе будем лежать, ты – по одну сторону Собора, я – по другую».

В один из дней, когда Патриарх служил панихиду на могиле Якова Полозова, раздались выстрелы, пули пролетели рядом с Патриархом, его не задев.

22 декабря 1924 г. Патриарх обратился «к всенародному старосте» М.И. Калинину с просьбой о предоставлении ему свободных помещений на втором этаже Валаамского подворья на Тверской улице, мотивируя это тем, что занимаемое им помещение в Донском монастыре «помимо неудобств в расположении комнат, тесноты и сырости их, представляется небезопасным и для жизни». Однако эта просьба не была удовлетворена.

В январе 1925 г. здоровье Патриарха Тихона ухудшилось. Его перевели из Донского монастыря в частную клинику Бакунина на Остоженке. Чувствуя близкую кончину, cвятитель оставил завещание, в котором назначил своих заместителей до новых выборов Патриарха.

7 апреля 1925 г., в день Благовещения Пресвятой Богородицы, со словами: «Ну, cлава Богу», – Патриарх Тихон тихо почил на 60-м году жизни. Перед смертью он сказал, вздохнув: «Скоро наступит ночь, темная и длинная».

За семь лет своего Патриаршества он совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений, то есть служил каждые два-три дня. Конвоиры, которые стерегли его во время домашнего ареста, говорили: «Всем хорош старик, только молится долго по ночам. Не задремлешь с ним».

Донской монастырь
Донской монастырь

Погребение Святейшего Патриарха состоялось в Вербное воскресенье 11 апреля 1925 г. Cотни тысяч людей устремились в Донской монастырь. Поклонение первосвятителю не прекращалось даже во время богослужения и длилось два дня и одну ночь. Отпевание совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Петр в сослужении 62 архиереев. Духовенства в Соборе было так много, что народ не мог туда вместиться и стоял на площади. Перед тем как началось погребение, митрополит Петр обратился к народу: «Братья и сестры, на мне лежит вся ответственность за погребение Святейшего. Прошу вас оставаться на своих местах и не двигаться. Одно ваше движение может повлечь за собой много смертей, так как из-за большого скопления людей в любой момент может начаться давка». Вcе провожали своего пастыря и отца в благоговении. Его похоронили в древнем Малом Соборе, который в далеком XVI в. положил начало основанию Донского монастыря.

В 1989 г. решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Патриарх Тихон был прославлен в лике святых в чине святителя. В 1992 г. в склепе Донского монастыря были обнаружены его нетленные мощи. Патриарх Алексий II 22 февраля совершил у гроба святителя молебен, по окончании которого мощи были перенесены в Большой Собор Донского монастыря, где, упокоясь телом и предстоя душой Богу, великий пастырь молитвенно пребывает со своим многострадальным народом.

Журнал «Покров» издается в рамках программы благотворительной помощи Национального Фонда Святого Трифона Институту экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. Приобрести православный журнал «Покров» можно в редакции журнала «Покров». Адрес редакции: 109028, г. Москва, ул. Солянка, д. 9-А, стр. 1. Тел./факс: (495)625-9320, 625-7226.

Другие статьи на тему Православие:

Adblock
detector