Главная / Статьи / Наука Светописи

Наука Светописи

Остановить Время может далеко не каждый. Для этого, в первую очередь нужна не техника и образование. Для этого нужен Талант видеть Красоту. Научить Искусству невозможно. Учат только ремеслу. А Талант дается от Бога. Но если он есть, – то вот тут без специальной подготовки ему развиться может дать только специальное обучение.

Остановить Время может далеко не каждый. Для этого, в первую очередь нужна не техника и образование. Для этого нужен Талант видеть Красоту. Научить Искусству невозможно. Учат только ремеслу. А Талант дается от Бога. Но если он есть, – то вот тут без специальной подготовки ему развиться может дать только специальное обучение. Фотосъемка творческий процесс, и его успех, прежде всего, зависит от вашего умения решать творческие задачи. А самореализация в творчестве – одно из самых светлых, возвышающих душу чувств, которые присущи человеку.

Жанры

Я сам охотник и рыбак и прекрасно понимаю, как трудно совместить азарт охоты с обстоятельной рассудительностью фотосъемки. Раз вы, дорогие читатели, высылаете в редакцию снимки – значит, у вас есть желание публиковаться и стать нашими авторами. Так попробуйте отнестись к фотосъемке серьезно. 

И ни одного легкомысленного кадра: ружье ли у вас в руках или фотоаппарат – думать, что делаешь нужно всегда. И вы почувствуете трепет зарождающегося творчества и поймете, что не стоит полагаться во всем, что касается фотоискусства, только на свои чувства, не обладая при этом элементарной изобразительной грамотой. Что мастерство зависит не от случайностей «получилось, не получилось», а от ваших способностей основанных на знаниях. Последнего обычно и не хватает… 

На пути изучения фотоискусства вам встретится множество задач чисто технического характера, где вопрос номер один – чем снимать? Идеальной камеры не существует, иначе существовала бы только она. Никакая, даже самая прекрасная камера не сделает за вас хорошего снимка, пока вы сами не научитесь грамотно фотографировать. Так что снимать можно любой камерой, но чем она дороже, тем у нее, как правило, больше функций. А какие функции необходимы, решайте сами, а я в своих статьях постараюсь вам в этом помочь.

Фото Paolo De Faveri

Один из самых распространенных и поэтических жанров – пейзаж. Пейзаж – это портрет природы, его можно снимать в любую погоду и даже ночью. Конечно, при съемке пейзажа нужно уметь в каждом состоянии освещения найти свою прелесть. Так, солнечное освещение хорошо подчеркивает, выявляет объемные формы предметов. Наоборот, при рассеянном освещении объемы выявляются слабо, преобладает бестеневое освещение. Но в этом случае, особенно при наличии воздушной дымки, хорошо передается пространство, отчетливо воспринимается расстояние между предметами, находящимися на разном удалении от нас. Фотографируя пейзаж с большой водной поверхностью, можно усилить впечатление от картины восхода или заката.

Результат будет лучше, если снимать с более высокой точки. Если вы снимаете в дождь с выдержкой порядка 1/60 с., то дождь получится таким, как мы его видим – струями, а не застывшими каплями. При снегопаде выдержка должна быть еще длиннее, иначе снежинки будут застывшими. Когда вы хотите передать застывшее движение воды так, чтобы была заметна каждая капля, нужно использовать очень короткие выдержки – порядка 1/2000 с. При съемке с выдержками 1/30, 1/60 c. Создается эффект движущейся воды.

Снимая со штатива с выдержкой в несколько секунд, эффект нерезкости можно усилить до такой степени, что вода будет выглядеть как туман. Выдержка около 1/250 с. Позволяет запечатлеть текущую воду в таком состоянии, как ее видит человек. Природа вся красива, и вы будете сталкиваться с трудностью выделить главное на снимке. В умении это сделать, в умении не только «смотреть», но и «видеть» и найти изобразительные средства, чтобы это усилить и заключается мастерство фотографа.

Фото Marius Sabo

Знание темы, наблюдательность, художественный вкус автора, его умение видеть свет, оценить его выразительные качества особенно проявляются в постановочных снимках. Этот жанр в бытовой фотографии и журналистике самый популярный. В работе над постановочным снимком фотограф имеет время подумать и даже проверить различные варианты композиции, оценить смысловую и композиционную значимость каждого элемента сюжета, выбрать нужную точку съемки.

Постановочно снимается и натюрморт. Снимки такого жанра радуют зрителя выразительностью, лаконизмом композиционного решения. Предметы, объединенные авторским замыслом, приобретают поэтичность, становятся символическими и могут вызвать у зрителя ассоциации, выходящие за пределы представлений, вызываемых каждой вещью отдельно. Родственные элементы сюжета создают среду, обстановку и с родным фоном обладают большой характеризующей силой.

Пожалуй, самый трудный жанр по исполнению, но самый ценный по результату – фоторепортаж. Фоторепортажный снимок, обладая силой неоспоримой документальности, своей выразительностью, эмоциональностью порой переносит нас из мира фактов в мир поэзии. Такова сила воздействия этого жанра. К одному из самых сложных видов репортажной съемки я бы отнес жанровую фотографию. Трудность съемки различных жизненных ситуаций состоит в том, что они чаще всего исключают возможность повторения снимка. На репортажной съемке фотограф постоянно должен быть на чеку, ибо интересная ситуация часто возникает совершенно неожиданно. Удачно справиться с замыслом здесь, как ни в каком другом жанре, помогает техника. Фотокамера с многокадровой фотосъемкой, с автофокусом и с зуммом – объективом с переменным фокусным расстоянием, облегчает работу. Знание темы любовь к ней имеют не меньшее значение. Фоторепортаж обычно состоит из серии снимков, которые в состоянии раскрыть и показать событие, развивающееся во времени. Умение снимать событийный фоторепортаж – это выход фотографа в фотожурналистику.

Композиция

Фото Angel Pulido Domínguez

Композиция – это продуманное построение изображения. Она непосредственно связана с изобразительными приемами, с их помощью композиция и строиться. Весь изобразительный строй снимка, включая композицию, служит для раскрытия его содержания. Композиционное построение фотоснимка начинается с выбора точки съемки. Именно она определяет границы кадра, деля его на общие, средние, крупные и сверхкрупные – фрагменты. С изменением высоты точки съемки меняется и высота горизонта в кадре: при нижней точке съемки линия горизонта опускается, при верхней – поднимается. Положение линии горизонта на снимке имеет существенное значение в композиционном равновесии снимка. Композиция разрушается, если кадр будет рассечен линией горизонта на две части. С нижней точки съемки можно спроецировать на небо фигуры и предметы и тем самым выделить их в кадре, сделать их монументальными. При верхней точке съемки хорошо выявляется пространство и расположение на нем фигур и предметов. Верхние или нижние точки съемки близкие к объекту, создают необычную перспективу – ракурс.

Когда согласно замыслу автора, главный объект съемки найден, вместе с выбором точки выбирается формат кадра. Их обычно два – вертикальный и горизонтальный. К вертикальному формату прибегают, например, при съемке поясного портрета или когда главный объект изображения – фигура человека в полный рост. Горизонтальный формат кадра используется для изображения пространства, при съемке объектов имеющих значительную протяженность.

Фото Stefano Unterthiner

Правильно найденное фотографом соотношение правой и левой частей кадра, верха и низа, т. е. его элементарной геометрической слаженности, называется композиционным равновесием, от которого во многом зависит гармоничность, завершенность и выразительность снимка. Бывает такое построение кадра, когда левая часть не равна правой – это когда в направлении происходящего в нем движения или взгляда человека оставляется свободное пространство, куда должно произойти перемещение объекта съемки. Это пространство приводит в равновесие всю композицию. Если у автора есть иной изобразительный замысел, существующая закономерность может быть нарушена. Но ее нарушение необходимо мотивировать.

Один из способов достижения композиционного равновесия – размещение в центре кадра главного объекта изображения. Для раскрытия идеи снимка обычно приходится вводить в кадр дополнительные элементы, которые, участвуя в разработке композиции, прежде всего, несут смысловую нагрузку. И здесь основная ошибка фотографов – заполнение снимка множеством второстепенных деталей, от которых он становится перегруженным, пестрым, и зритель порой не в состоянии отделить главное от второстепенного.

Композиционный рисунок кадра берет свое начало от его смыслового центра, следовательно, нужно найти и использовать способы, которые помогут фотографу создать акцент на главном. Главное изображение можно усилить выразительной силой светового акцента, размещением его на переднем плане, созданием акцента на главном путем выделения по резкости, а также правильного выбора крупности плана. Помогает выделить главное и правильно используемая оптика.

Композиция – одно из важнейших изобразительных средств в фотографии. Знание основных принципов построения кадра способствует выражению авторских замыслов, дает возможность легче преодолевать трудности начальных этапов творчества.

Свет

Свет – не только техническое, но и важнейшее изобразительное средство фотографии. Световые рисунки, возникающие в природе, интересны и разнообразны. Свет восходящего солнца высвечивает росы, цветы, дымка смягчает дали. Солнечный яркий день – резкие светотени. Низкое вечернее солнце выявляет рельефы и зажигает огненный закат в полнеба. А состояние погоды, время года… Природа нам предлагает бесконечные варианты рисунков света.

Фото Marius Sabo

Когда на объекте есть отчетливая светотень от прямого солнечного света, то результатом нашей съемки станет фото со светотеневым рисунком изображения, в основе которого направленный «рисующий» свет. Направленный свет всегда в той или иной мере дополняется светом рассеянным, который называют «заполняющим». Этот свет, отраженный от облаков, снега, предметов, смягчает тени. И здесь контраст изображения в разных условиях съемки колеблется в очень широких пределах. При самом малом контрасте, обычно в пасмурную погоду, снимаемый объект имеет мягкие тональные переходы, и количество света почти одинаково на всех его участках. Такое освещение называется «светотональным». При этом рисунке изображения хорошо выявляются объемы за счет нежности тональных переходов.

Для передачи объема особенно благоприятно контровое освещение, но при изображении человека крупным планом необходима подсветка лампой-вспышкой. При контровом свете, зеркально отражающемся от освещаемой поверхности, прекрасно выявляются рельефы и фактура, а высвеченная дымка создает иллюзию объема – тональную перспективу. Объем, пространственную протяженность наравне с тональной перспективой передает перспектива линейная.

Фото Marius Sabo

Линейная перспектива это не только параллельные линии, направленные от переднего плана вдаль, но и, например, фигуры людей, о которых мы знаем, что они имеют одинаковые размеры, но на переднем плане они изображены крупно, а на дальнем – мелко. И чем больше разница в величинах расстояний, тем более заметным станет различие в масштабах изображения близких и удаленных фигур, тем выразительнее передача пространства. Чтобы найти самый необходимый по замыслу световой рисунок кадра, порой достаточно изменить точку съемки. Важно, чтобы выбранный свет соответствовал содержанию снимка и был использован для раскрытия этого содержания. Это может быть усиление светового акцента на главном, рождение фактуры, выявление пластики объемов или ритмичность теней, насыщенность цвета или нежность цветотональных переходов. Все решает свет, и кто это понимает, легче находит световой рисунок своего кадра.

Один из важнейших изобразительных приемов для выразительности снимка – его тональность. Светлая или темная тональность. Светлая или темная тональность изображения, прежде всего, определена в выбранном объекте для съемки. Например, когда на снимке с зимним пейзажем большую часть занимает белая, снежная поверхность, то он выполнен в белой тональности, а когда на снимке преобладает темное – в темной тональности. Часто, чтобы создать определенный эффект при дневной съемке, фотографы используют технические приемы для принудительного изменения тональной структуры кадра. Световой рисунок, как и материальные предметы, может использоваться в качестве элементов композиции для заполнения свободного пространства.

Итак, чтобы получить грамотный по свету снимок, нужно методом наблюдения и выбора правильно решить техническую, изобразительную и композиционную задачи освещения. И только комплексное решение этих задач способно привести к получению художественного результата.

Съемка зимой

За городом восхищают зимние лесные пейзажи – это после вчерашнего влажного ветра иней красиво опушил лес. Входишь в него словно в белый волшебный дворец. Иней облепил ели и сосны. И сквозь это сверкающее на солнце серебро проглядывает малахитовая хвоя. А березовый лес, как никогда, наполнен светом, самое темное здесь синее небо, украшенное хрустальными кружевами тонких веток. Снимать пейзажи в такой день легко и интересно: куда ни повернешь объектив – готовая фотокартина.

Фото Stefano Unterthiner

А вот на охоте и рыбалке погоду выбирать не приходиться: на дворе то мороз, то метель, то снегопад. Можно ли снимать в плохую погоду, не рискуя испортить камеру? Современная фотокамера достаточно хорошо переносит морозы, а вот батарейки и аккумуляторы, к сожалению, плохо. Перед важной съемкой имеет смысл заменить батарейки и зарядить аккумуляторы, а запасные желательно держать поближе к телу. В сильный мороз и при высокой влажности воздуха на окуляре во время долгой наводки часто образуется иней, а случайное дыхание на объектив покрывает его слоем изморози. Старайтесь избегать этих неприятностей. Н а фотоаппарате, занесенном открытым в теплое помещение, немедленно образуется конденсат, сначала на внешних деталях, а затем и на внутренних. И если непрогретую камеру снова вынести на мороз, то мельчайшие капельки конденсата, образовавшиеся в теплом помещении, тут же превратятся в лед. После работы на морозе в таком состоянии камере наверняка потребуется сложный и дорогостоящий ремонт. С сильного мороза холодный фотоаппарат нужно заносить в теплое помещение в кофре, сумке или чехле и не доставать минимум часа два. Следите за отображением информации на дисплее – если она начинает пропадать, то видимо, надо прекращать съемку. Большинство производителей гарантируют работоспособность дисплеев своей фототехники только до минус 20 градусов. Если держать в снегопад камеру «за пазухой», то снег во время съемки тает при соприкосновении с ней. Особенно это опасно при сильном ветре и мелком снеге, который забивается в тонкие щели. При этом он тает на теплых деталях, затем замерзает и может блокировать работу точных механизмов.

Зимой, наверное, самой интересной творчески увлекательной является съемка пейзажа. Выразительность и естественность зимнего пейзажа во многом зависит от того, как на снимке воспроизведена фактура снежной поверхности. Для того чтобы снег на фото выглядел естественным, необходимо правильно выбрать освещение, точно рассчитать глубину резкости и заснять пейзаж или этюд с разными вариантами экспозиции. Поверхность снега никогда не бывает ровной, как стекло, но воспроизводится на снимках только в солнечную погоду.

Куда бы вы ни отправились в солнечный день на съемку, в поле или лес – везде открываются захватывающие панорамы с ярким, ослепительным снегом. Но вот глаза немного привыкают, и снег уже не кажется таким гладким и белым. Присмотритесь внимательнее, и окажется, что на этой монотонной поверхности отчетливо видна тонкая и разнообразная фактура. Мягкие, голубоватые тени деревьев лежат на пышных сугробах. Вспыхивают и гаснут искры-блески. Вас заманит лыжня, уходящая вглубь сказочного леса и, уже в движении вы будете восхищаться игрой сверкающего света еще холодного низкостоящего солнца.

Макросъемка

Фото Leon Baas

Этот жанр фотографии откроет вам дверь в мир новых, удивительных сюжетов, в фантастическую страну растений, насекомых цветов и микропейзажей. Вы поневоле станете исследователем неистощимых тайн природы, многие явления которой мимолетны, еле уловимы и не разгаданы. Вы убедитесь в совершенстве каждого создания и поймете, что этому обилию нет конца и завтра уже будет все не так, как сегодня, до того разнообразен и динамичен макромир.

Некоторые современные объективы позволяют без дополнительных приспособлений заниматься макросъемкой, то есть фотосъемкой средних и мелких объектов. Для зеркалок применяют макрообъективы, конверторы или удлинительные кольца, с которыми съемка технически совершеннее – они не влияют на качество изображения. Документальность, красоту и качество макросъемки определяет, прежде всего, изображенная на нем подробность сюжета. Если фотографировать со штатива в пасмурную погоду, максимально диафрагмируя объектив, то мы получим проработку не только на хорошо освещенных участках, но и в тенях. При макросъемке в пасмурную погоду с рук с применением встроенной вспышки, которая находится очень близко от оптической оси объектива, все снимки будут неудачно освещены безобъемным, плоским светом с тонкими линиями теней. Чтобы избежать этих недостатков, нужно снимать со вспышкой в солнечную погоду против света. Тогда фон на снимке проработается за счет естественного освещения, а главный объект съемки приобретет объем. Таким образом, в солнечную погоду желательно пользоваться вспышкой, а в пасмурную – нет, но применяя штатив, вы получите во втором случае лучшие результаты, без тяжелого черного фона. Исключение – когда вы снимаете шустрых насекомых (вспышка останавливает их движение). Да и многие из них, особенно яркоокрашенные прекрасно выглядят на черном фоне.

Фото Игорь Сиванович

Ягоды и цветы желательно снимать утром, пока ветер не начал раскачивать растения. Днем, чтобы не мешал ветер, иногда применяют прозрачный экран – полиэтиленовую пленку, растянутую на колышках, воткнутых в землю. Преимуществом при фотографировании грибов является то, что они неподвижны и не раскачиваются ветром, как цветы и ягоды. Грибы объемные объекты, и для передачи резкости всем деталям приходится максимально диафрагмировать объектив, а для этого применять настольный штатив. При съемке со штатива при контровом свете вместо вспышки для подсветки теней лучше использовать отражатель – лист белого картона или пластика. Повысить выразительность сюжета поможет портативный пульверизатор: капельки воды оживят цветы, ягоды и грибы, передав атмосферу раннего утра.

Бильд-редактор журнала «Охотничий Двор» Владимир Киселев
 

Adblock
detector