Главная / Статьи / Охотничья живопись графа Муравьева

Охотничья живопись графа Муравьева

Веру Федоровну Комиссаржевскую, величайшую актрису начала ХХ века, называли «чайкой русской сцены» и «солнцем России». Много зная о ней самой, мы зачастую совершенно упускаем очень интересных людей, которые так или иначе очень многое значили не только в жизни актрисы, но и были сами по себе людьми незаурядными.

Веру Федоровну Комиссаржевскую, величайшую актрису начала ХХ века, называли «чайкой русской сцены» и «солнцем России». Много зная о ней самой, мы зачастую совершенно упускаем очень интересных людей, которые так или иначе очень многое значили не только в жизни актрисы, но и были сами по себе людьми незаурядными.

Сама по себе – завидная партия, девятнадцатилетняя Вера остановила свой выбор на самом блестящем кандидате в женихи – графе Муравьеве. Граф Владимир Муравьев был красив, обаятелен и талантлив – он был неплохим художником-пейзажистом и в то время обучался в Академии художеств. В 1883 году сыграли свадьбу. Вера обожала своего мужа. Но счастье, как это часто бывает, оказалось непрочным.

Вера  Федоровна и Владимир Леонидович Муравьев
Вера Федоровна и Владимир Леонидович Муравьев

Вскоре после свадьбы выяснилось, что Владимир не был создан для семейной жизни. Навязчивая опека и избыточная любовь жены его раздражала. Он пил, устраивал скандалы, постепенно отдалялся от Веры, перестал с ней разговаривать – а ведь их разговоры о жизни, об искусстве значили для нее очень много. Однажды Владимир заявил ей в сердцах: «Да что ты понимаешь в искусстве? Наводи красоту в гостиной, занимайся своими туалетами – что тебе еще?»

Владимир Леонидович Муравьев был сыном герольдмейстера Леонида Михайловича и внуком первого графа Муравьева, получившего свой титул за подавление восстания в Польше. Владимир Муравьев отринул блестящие карьерные перспективы ради служения искусству. Он в 1881 году бросил Пажеский корпус и записался вольноприходящим учеником в петербургскую Академию художеств. Муравьев посещал пейзажный класс, которым официально руководил Михаил Клодт – правда, в те годы Клодт по состоянию здоровья уже осуществлял свое руководство лишь номинально, и Муравьев сам искал себе учителей среди признанных в те годы художников-пейзажистов. Возможно, он посещал сеансы К.Я. Крыжицкого, хотя никаких данных об этом не сохранилось.

Не испытывая нужды в средствах, Муравьев вел жизнь гуляки и повесы, ни в чем себе не отказывая. Он с детства обожал охоту и отдавал своему увлечению все свободное от гулянок время.

Женился он на Вере Комиссаржевской, еще состоя учеником Академии, еще не получив ни признания, ни более-менее нормального образования. В жене он хотел обрести обыкновенную светскую супругу: красивую, скромную, занимающуюся домом и детьми, пока муж ведет светскую жизнь. Однако Вера Федоровна мыслила свой брак по-иному: она искренне собиралась служить искусству в лице мужа, собиралась сопровождать его на этюдах, вдохновлять и советовать, а он искренне был убежден, что женщине в искусстве, как и на охоте, не место. Жена упрекала его в том, что он готов ради очередной гулянки бросить незаконченную картину, «предать искусство ради праздности» – то, что она ненавидела всю оставшуюся жизнь. Естественно, что уже скоро этот брак дал трещину величиной с Великий каньон: Муравьев сошелся с сестрой Веры Федоровны Надеждой, прижил с нею ребенка и в итоге тайно обвенчался с нею в 1885 году. Впрочем, через пять лет распался и этот брак.

Своеобразным итогом расставания с Верой Федоровной стала первая картина Муравьева на выставке. В это же время Муравьев находит себе нового кумира – пейзажиста Юлия Клевера. В свое время он бросил Академию художеств , поскольку считал, что там его ничему не смогут научить, и быстро добился успеха – в том числе и коммерческого – своими пейзажами, в которых сочетал виртуозную технику и новые сюжеты: природа Крайнего Севера, сказочные зимние пейзажи и особенно прославившие автора лесные закаты. Муравьев настолько преклонялся перед Клевером, что даже работал, как его кумир: ставил рядом с мольбертом бутылку вина и бутерброд (правда, Клевер предпочитал коньяк).

Охотничья живопись графа Муравьева

Ю.Ю. Клевер. Деревня на острове Нарген. 1887 г.

Муравьев писал не только закаты «в духе Клевера», но и разработал собственную нишу – сцены охоты, полные романтики и глубокого знания охотничьих премудростей и повадок животных. Недаром его поклонниками были в основном представители дворянской верхушки, так же отдававшие дань этому увлечению, вплоть до царской семьи.

Творческая биография Муравьева не знала взлетов и падений, не увлекался он и новомодными течениями. Даже после 1917 года Муравьев продолжал писать тетеревиные тока и медвежьи охоты, лишь сменив подпись с «Графъ Муравьевъ» на просто «Муравьев», да возводя свой род не к укротителю Польши, а к известному декабристу. Во время гражданской войны он оказался в Ростове-на-Дону, где Климент Ворошилов, сам страстный охотник, устроил его художником в красноармейскую военную часть. В 1922 году он работал в Драматическом театре, однако из-за невостребованности и отсутствия перспектив он постепенно опустился, начал пить, за бесценок продавал свои картины на ростовском рынке. Муравьев скончался в 1940 году, почти полностью забытый. Его имя упоминали лишь в связи с Верой Комиссаржевской и только как «отъявленного негодяя» – однако как не вяжется с этим определением оскорбленной женщины светлый и поэтический мир его картин…

Охотничья живопись графа Муравьева

 Зимняя ночь, 1905 г.

Охотничья живопись графа Муравьева
Поединок

Охотничья живопись графа Муравьева
Русак выскочил, 1910 г.

Охотничья живопись графа Муравьева
Тетерева, 1913 г.

Охотничья живопись графа Муравьева
Пейзаж с костром

Охотничья живопись графа Муравьева
Возвращение ночью, 1913

Охотничья живопись графа Муравьева
Лисица мышкует

Охотничья живопись графа Муравьева
Глухари, 1913 г.

Охотничья живопись графа Муравьева
Сумерки, 1914 г.

Охотничья живопись графа Муравьева
Охота, 1914 г.

Охотничья живопись графа Муравьева
Охота на уток

Охотничья живопись графа Муравьева
Лесной пожар

Охотничья живопись графа Муравьева
Рыбная ловля

Охотничья живопись графа Муравьева
Лось

Охотничья живопись графа Муравьева
Зубр, 1913 г.

От sugneddin

Adblock
detector