Главная / Статьи / Там, где не пройдет пехота

Там, где не пройдет пехота

Организация охоты невозможна без качественного транспорта, и здесь хороший внедорожник – универсальное средство, позволяющее охотникам доехать от своего дома прямо до охотничьей заимки. Но в бескрайнем море предложений ведущих автомобильных компаний есть свои рифы и мели. Как их избежать? Поговорим подробнее…

Организация охоты невозможна без качественного транспорта, и здесь хороший внедорожник – универсальное средство, позволяющее охотникам доехать от своего дома прямо до охотничьей заимки. Но в бескрайнем море предложений ведущих автомобильных компаний есть свои рифы и мели. Как их избежать? Поговорим подробнее…

Для начала попробуем дать определение понятию «внедорожник для охоты», потому как охотники каждый по-своему оценивают качества своих автомашин. Кто-то называет «внедорожником» специальный полноприводный автомобиль только для поездок в лес, у кого-то он вообще один на все случаи жизни – на нем и в лес, и на работу по столичным улицам, и с семьей на дачу. Кому-то нужно везти только себя, а кому-то еще и компанию друзей и трофеи. Но все сходятся в одном: такой автомобиль должен быть реальным, «непаркетным» внедорожником с достаточно высоким уровнем проходимости. Поэтому здесь и сейчас мы будем говорить именно о таких машинах. Как же их отличить от всего остального?

У настоящих вездеходов – внушительный дорожный просвет (клиренс), высокая посадка относительно дороги, большие углы въезда и съезда. К сожалению, таких машин с каждым годом становится все меньше. «Асфальтовые» настроения большинства потенциальных покупателей внедорожников перекрывают одинокие голоса тех, кто использует эти авто по прямому назначению. Мы провели опрос среди охотников с большим стажем и среди организаторов охоты. Вопрос был один: «На какой машине вы лично передвигаетесь на охоте»? Вот пять самых популярных ответов:
Land Rover Discovery 3
(или другие модели)
Nissan Pathfinder
Jeep Cherokee
(преимущественно старые модели)
Mitsubishi Pajero
Ваз 21213 («Нива»)

В летних номерах нашего журнала мы планируем провести полномасштабный тест-драйв перечисленных моделей (на местности в реальных условиях…) и обязательно расскажем о наших впечатлениях. А пока предлагаем читателям краткий обзор транспортных средств для настоящих охотников, подготовленный экспертами Независимой ассоциации покупателей России (НАП РФ).

Патриархи

Настоящие «проходимцы» вымирают прямо на глазах, словно мамонты с наступлением глобальной зимы. Асфальт, как сползающий ледник, закатывает их в прошлое. В России из «патриархов» сейчас можно купить только: Nissan Patrol, Land Rover Defender, Jeep Wrangler, Mercedes-Benz G-class и УАЗ (новое название – UAZ). Естественно, речь идет о новых машинах. Внедорожники в списке мы расставили по порядку, соотнеся цену и качество. Начнем с конца.

Ульяновский автозавод выпускает, как и старую модификацию (прошедшую модернизацию и получившую заморское прозвище Hunter), так и модификацию новую, получившую название Patriot. Если говорить о Hunter, то завывание ветра в щелях автомобиля при движении способно, конечно, разжигать охотничий азарт, напоминая о вое волков, да и льющаяся в дождь из печки на ноги вода может рассматриваться как тренировка перед долгим стоянием на номере, но скверная курсовая устойчивость и управляемость вкупе с посредственной проходимостью способны вызвать разве то ностальгию по временам «союза нерушимого». Больший интерес для охотника, которому важна проходимость, представляет пока еще продающаяся старая модификация УАЗ-31519 с трехлитровым мотором и «военными» мостами. Она имеет те же минусы, но зато хотя бы едет по бездорожью и служит хорошей основой для тюнинга, если нужно создать «внедорожного монстра». Модель Patriot больше похожа на современный автомобиль, однако не лишена ряда недостатков в управляемости, курсовой устойчивости и тяговых способностях. Главное, что заставляет задумываться при покупке UAZ, – низкое качество и высокая стоимость, сопоставимая с ценой подержанной иномарки в приличном состоянии.

Mercedes-Benz G-class – это классика жанра, автомобиль-легенда, харизматичный и очень дорогой. Именно цена и статус делают его малопригодным для настоящей тяжелой работы. Он напоминает бывшего спецназовца, дослужившегося до генеральского чина и отрастившего пузо, но не забывающего раз в месяц заходить в спортзал… Вроде все знает, все умеет, может даже показать пару «финтов», но на задание уже не пойдет – возраст, проклятые годы!

Сродни ему и Jeep Wrangler, «культовый» автомобиль любителей «плейбойского» стиля. Пусть он и дешевле в три раза, но маленькая вместимость, низкая посадка и слишком сильная «пляжность» вызывают некоторый скепсис. Новая пятидверная модификация может заставить охотников взглянуть на этот автомобильчик по-другому. Его цена сопоставима с ценой серьезного конкурента – Land Rover Defender. Теперь эти два родоначальника жанра смогут бороться почти в одинаковых весовых категориях: ставший пятидверным Wrangler продается с дизельным мотором объемом 2,7 литра, в то время как обновленный Defender поступает на рынок с 2,4-литровым дизелем. В проходимости «англичанину» не откажешь – она у него одна из лучших среди серийных внедорожников, кроме того, за долгие годы его жизни самые разные производители освоили выпуск огромного количества комплектующих для тюнинга. И всем бы Defender был хорош, если бы не несколько ложек дегтя. К сожалению, он не очень надежен, и в этом плане прозвище «английский уазик» как нельзя более кстати. У Defender слабые полуоси, редукторы, нередки проблемы с электрикой. Кроме того, у Defender крайне неудобный салон. Прошедшая модернизация вроде как должна была его улучшить, но даже если англичане под надзором корпорации Ford и сделали его более тихим, непродуваемым и нормально отапливаемым, то вряд ли что-либо сильно изменилось в посадке водителя, пассажиров и в удобстве погрузки крупногабаритных вещей в багажник. Но стиль, который старина Defender подарил миру, дорогого стоит и заставляет его почитателей закрывать глаза на все недостатки.
Последним из могикан в клане «настоящих внедорожников» остается Nissan Patrol – для России 90-х годов прошлого века автомобиль совершенно «знаковый», даже упомянутый в произведения Виктора Пелевина, правда под псевдонимом «Харбор Пирл». Этот классический внедорожник обладает всеми качествами, которые и должны быть присущи современному автомобилю подобного класса. Он комфортабелен, достаточно вместителен, мощен и «проходим». В России он продается с бензиновым и дизельным моторами, первый идет в паре только с автоматической коробкой и отличается завидным аппетитом, а в лесу, как известно, с заправочными станциями весьма напряженно. Что касается дизеля, то он доступен и с механической коробкой передач и, несмотря на возможные проблемы, вызываемые российской соляркой низкого качества, практически не оставляет выбора любителям комфортабельных полноприводных машин.

Универсалы

Редкая автомобильная компания в нынешние времена не производит «внедорожник», однако не все, что производят автомобильные компании можно действительно назвать «внедорожником». К сожалению, большинство таких «внедорожников» либо не поставляются в Россию вообще, либо поставляют, но в простеньких «рабочих» комплектациях. За примерами далеко ходить не надо: Toyota Land Cruiser Prado, доступная в Объединенной Европе с дизелем или Chevrolet Trail Blazer, имеющий в России бензиновый мотор 4,2 литра, коробку-автомат, низкие пластиковые бамперы. Некоторые машины, такие, как Jeep Cherokee, Grand Cherokee, обладая неплохим внедорожным потенциалом, имеют слишком стильный городской вид и попросту не ассоциируются с ездой по бездорожью.

Из настоящих «рабочих лошадок» на отечественном рынке пока еще можно купить Toyota Land Cruiser в комплектации VX Comfort. Эта модель внешне ничем, кроме стальных дисков, не отличается от всем привычного VX. Вся разница – внутри. VX Comfort пришел на смену Land Cruiser 105. Он оснащается дизельным двигателем объемом 4,2 л с турбонаддувом, механической коробкой передач, принудительной блокировкой заднего дифференциала и независимой передней подвеской (главное отличие от 105-й серии). В салоне – необходимый минимум – электропакет и кондиционер. Двигатель «крузака» почти лишен «умной» электроники (а дизели всех «внедорожников» сегодня ею буквально нашпигованы), славится своим колоссальным ресурсом, надежностью и способностью работать на некачественном российском топливе, а сам автомобиль обладает высоким уровнем комфорта, неплохой проходимостью, вместительностью, способен легко буксировать за собой тяжелый прицеп, можно сказать, что сегодня это лидер среди универсальных внедорожников. Жаль, что подвеска независимая и цена немаленькая, но что делать…

Следом за ним идет Mitsubishi Pajero Sport в комплектации с дизельным двигателем. Машинка эта – твердый середнячок во всем: в динамических и тяговых характеристиках мотора, в ресурсе, во вместимости и удобстве салона, в проходимости. Автомобиль чрезвычайно неприхотлив: мотор прост, лишен электроники, «ест» солярку любого качества, а подвеску «убить» просто невозможно, даже по российскому бездорожью. Но главное преимущество Pajero Sport – его цена: от 29 350 долларов за машину с кондиционером, электропакетом и подушками безопасности. У нее нет только литых дисков, пластиковых расширителей и ABS. Они присутствуют в более дорогой комплектации, но насколько они нужны при жесткой эксплуатации «охотничьего» автомобиля? Такая цена ставит ее в один ряд с традиционно недорогими машинами, изначально задуманными для тяжелой работы: пикапами.

Пикапы-внедорожники обрели популярность в России сравнительно недавно (хотя Mitsubishi L200 официально продается уже около десяти лет), причем поначалу просто как дешевую альтернативу «нормальным джипам». Теперь же среди охотников, рыбаков и путешественников пикапы начинают вытеснять «традиционные» внедорожники. Главный их плюс – большая вместимость грузового кузова и его отдельная компоновка от салона. Что бы ни лежало в кузове, в пассажирской части автомобиля всегда будет тихо, чисто, уютно и ароматно. Немаловажно, что эти машины обладают значительной грузоподъемностью: в кузове можно увезти до 750 килограммов амуниции, припасов и охотничьих трофеев! До недавнего времени главным минусом пикапов было тесное заднее сиденье. Однако новые модели лишены этого недостатка, спинку сиденья, конечно, назад не откинешь, но достаточно комфортно ехать на большие расстояния вполне возможно. В России сейчас официально продаются: новый Mitsubishi L200, Nissan Navara и «старушка» Mazda B2500. Последняя модель интересна не только ценой. Она, по меткому выражению авторов «Золотого теленка», «из прежнего времени»… У нее обычный дизельный мотор без электрики, в вот у Mitsubishi и Nissan двигатели оборудованы системой Common-Rail, то есть управляются компьютером, имеют все присущие бензиновому мотору датчики и впрыскивают топливо высокопроизводительными, управляемыми компьютерными «мозгами», насос-форсунками. Такие двигатели мощнее, машина становится динамичнее, у нее возрастает максимальная скорость, но эти моторы предъявляют более высокие требования к качеству дизельного топлива, ремонтируются только на фирменном сервисе и заставляют искать пути без глубоких бродов (электронные «мозги» очень не любят сырости!) Будущее в любом случае за ними, так уж устроен мир, но приятные ощущения от «прямого» управления мощным двигателем испытать иногда тоже хочется! Еще одно слабое место пикапов – не очень хорошая геометрическая проходимость. У них всегда длинная база и длинный задний «свес», а это сильно затрудняет перемещение по тяжелому бездорожью. Наиболее «продвинутые» тюнинговые мастерские, специализирующиеся на внедорожной подготовке пикапов, научились решать и эти проблемы. Машины «лифтуются», на них ставятся усиленные подвески, защиты днища, блокировки, лебедки, что делает их проходимыми не хуже самых «проходимых» «джипов», а иногда проходимость «тюнингованных» пикапов превосходит проходимость «джипов» за счет их (пикапов) небольшого веса. Рынок дополнительного оборудования для пикапов, за последние несколько лет, не стоял на месте – взыскательный владелец сегодня может позволить себе любые «навороты». В продаже есть все: пластиковые «кунги» и крышки на кузова, силовые бамперы и пороги, шноркели и расширители крыльев, покрышки и диски. Все это вместе с крепкой конструкцией и разумной ценой делает пикап очень привлекательным автомобилем для людей, ведущих активный образ жизни.

Памятка всем, покупающим внедорожник

  • Проконсультируйтесь у независимых экспертов, что именно вы собираетесь купить;
  • Прочитайте инструкцию – даже полноприводный автомобиль с высоким клиренсом имеет ограничения в эксплуатации (максимальный «градус» подъема, профиль дороги, тяговое усилие);
  • Поговорите со специалистами из центра технического обслуживания – для каждого автомобиля есть «пограничные» условия, несоблюдение которых влечет потерю гарантии на двигатель, трансмиссию и ходовую часть;
  • Не бросайтесь форсировать самое глубокое болото на только что купленном внедорожнике, научитесь управлять автомобилем на «проходимом» бездорожье или на специальных курсах (есть и такие);
  • Еще раз прочитайте инструкцию и если перед движением по пересеченной местности нужно подготовить автомобиль надлежащим образом – сделайте это заранее.
Евгений Беломорский
Автор благодарит экспертов компании «Независимость»
за предоставленную информацию
Журнал "Охотничий двор" № 03 Март 2009
Adblock
detector