Так вышло, что после одной из охот в конце сезона я смазал ружье и снова сложил в чехол, где оно и пролежало несколько дней. После этого я опозорился, достав свой ИЖ-18 из чехла перед хорошим знакомым. Ствол и корпус ударно-спускового механизма были “посыпаны” мелкими точками ржавчины. |
Так вышло, что после одной из охот в конце сезона я смазал ружье и снова сложил в чехол, где оно и пролежало несколько дней.
После этого я опозорился, достав свой ИЖ-18 из чехла перед хорошим знакомым. Ствол и корпус ударно-спускового механизма были “посыпаны” мелкими точками ржавчины. Причина была очевидной: во время последней охоты шел снег, который и попал в чехол. Недорогой чехол из синтетической ткани не дал влаге возможности испаряться наружу, испортив оружие. В тот момент под рукой не было фотоаппарата, но думаю, подобную “сыпь” приходилось видеть многим.
Попытки решить проблему простыми средствами (масло, средство для снятия нагара, губка) ситуацию не исправили. Под пятнышками ржавчины были мелкие рытвины. Кто бы мог подумать, что всего-то несколько дней в мокром чехле приводят к таким последствиям!
Что делает автомобилист со стажем, увидев признаки коррозии на своей машине? Правильно, использует преобразователь ржавчины! Именно так я и рассуждал. Купив в “Эпицентре” бутылку преобразователя на основе ортофосфорной кислоты за 9 гривен, приступил к спасению своего ружья.
Взял ствол, закрылся в ванной, намочил тряпочку в кислоте и провел ею пару раз по металлу. Результат стал заметен через 3-4 секунды – точки ржавчины стали пропадать… вместе с заводским воронением! Что я испытал в тот момент, описывать не стоит – понятно и так.
У меня не было иного выхода, как довести начатую операцию до конца. Ствол и корпус ударно-спускового механизма были тщательно очищены от точек ржавчины при помощи кислоты и стали отливать благородным серым покрытием. После процедуры детали были вымыты под проточной водой и выложены на батарею для просушки.
Но вид металла был далек от идеального – на поверхности присутствовали темные точки. Очевидное решение отшлифовать поверхность было не совсем приемлемо, т. к. пострадало бы декоративное клеймо, которое и без того в некоторых местах было насечено не достаточно глубоко.
Поразмыслив несколько дней, решил, что нужно обратиться в гравировальную мастерскую, что бы клеймо углубили, после чего смело шлифовать поверхность шкуркой. Опуская подробности, скажу, что ничего из этого не вышло. Причины таковы: а) гравировать по стали сложно; б) для качественной гравировки следует сделать шаблоны на основные кривые; в) “я на памятных табличках больше заработаю”; г) 500 гривен за одну сторону. Т. е. только гравировка обошлась бы мне столько же, сколько и покупка всего ружья.
Мастер-гравировщик предложил просто сфотографировать клейма, сошлифовать поверхность, нанести воронение, а потом уже в конце отнести к нему для нанесения узора по фотографии “с нуля”. Этот вариант я и принял в качестве рабочего на случай, если бы и правда пришлось шлифовать корпус УСМ “под корень”.
Параллельно пришлось перечитать статьи по защитным покрытиям на металле. Первое, что меня обрадовало, это факт того, что фосфатное покрытие, образовавшееся в результате обработки преобразователем ржавчины, уже само по себе является защитным. Даже один раз в начале марта выехал в одно из частных охотхозяйств для оценки ситуации. Ружье брал с собой, и оно не пострадало под снегом. Серьезно задумался над тем, что бы полностью либо частично оставить именно серое покрытие, тем более, что в журнале “Оружие и охота” были фотографии довольно красивых старинных ружей именно с покрытием такого цвета. Конечно, ИЖ-18 не “Зауэр”, но помечтать не запрещено.
Что касается воронения, то его способы описаны в интернете довольно исчерпывающе, поисковые системы дадут множество ссылок на десятки рецептов. К сожалению, те из них, которые дают стойкие плотные покрытия (расплавленная щелочь, электролитическая ванна), мне в квартире не доступны. Средства в баночках, продающиеся в оружейных магазинах, не вызывали впечатления реальной замены “настоящим” способам.
Известные мне заводы, где были участки гальваники (КЭЗНО, ИРВА, Радиозавод), уже давным-давно “сдают площади в аренду”. Я нашел несколько телефонов предприятий, которые еще выполняют гальванические работы, но и там ничего не получилось. Где-то не делают воронение по стали; на “Артема” нет заказов, и запустить ванну ради моего одного ствола обойдется не менее тысячи гривен…
Как ни крути, а все-таки нужно было пробовать средства из оружейных магазинов.
Но просто мазать составы на уже нанесенное фосфатное покрытие нельзя, т.к. сталь должна быть очищена до “белого блеска”. Этим и пришлось заняться.
Имеющиеся места точек бывшей коррозии зачистил наждачной бумагой малых номеров. Скажу, вам, сталь на оружии довольно плотная и шлифовать ствол – занятие трудоемкое. Для ускорения процесса решил использовать металлическую щеку и дрель.
Щетка для зачистки металла.
Дело пошло веселее. В целом, работая в свое удовольствие, зачистить металл до блеска удалось где-то за час. Потом еще несколько раз при дневном свете осматривал и дочищал дефекты. Но щетка в дрели – инструмент коварный. В тех местах, где прижимал сильнее обычного, остались царапины, которые пришлось снова-таки дочищать руками. Но и после этого они окончательно не ушли.
Зато в районе крепления антабки покрытие снималось щеткой идеально.
Разумеется, в таком виде наносить новое покрытие было рановато. Пришлось оружие полировать. Пригодилась все та же дрель и круг с пастой ГОИ.
Сталь ружья ИЖ-18 полируется очень плохо. Сперва я даже засомневался в качестве круга и проверил его на другой железяке. С целью недопущения перегрева дрели ее приходилось отключать. В целом не спешно, за несколько вечеров я привел металл в более-менее пристойный вид.
Состав для воронения.
Обойдя несколько мест и выслушав комментарии продавцов, остановился на каком-то средстве польского производства, которое купил за 96 гривен в магазине УТМР на Крещатике. Почему именно на нем? Да просто продавец лично им пользовался. Он сказал, что паста дает плотный синий цвет, но очень капризна к качеству предварительной обработки поверхности.
Внутри была плотная влажная кашица с оттенком медного купороса.
Выбрал упаковку 50 грамм, просто больше не было денег в кармане. Но и того хватило для моих экспериментов.
Принцип работы со средством довольно простой: поверхность обезжиривается ацетоном, паста наносится на мокрый металл при помощи влажного тампона. Результат проявляется на глазах. Поверхность сперва приобретает темно-синий цвет, далее превращается в темно-вишневый вплоть до черного. Но во время нанесения пасту нужно постоянно “развозить” по поверхности. В результате корпус ударно-спускового механизма покрылся красивым темным покрытием, но… оно было не похоже на заводское. Это был не ровный черный цвет, а переливы от темно-синего до темно-коричневого и черного. А в тех местах, где недостаточно тщательно снял фосфатное покрытие, остались более светлые места.
В инструкции написано, что для усиления средство нужно наносить несколько раз. У меня ничего не получилось. Повторное нанесение не давало более темный цвет. Т.е. как вышло с первого раза, так оно и осталось.
Кроме того, когда я попробовал с силой протереть покрытие жесткой губкой, часть покрытия просто истерлась, оставив на губке темный след. Возможно, это из-за того, что я не обработал свежий слой маслом, как об этом сказано в инструкции. Во всяком случае, позже после протирки нового покрытия маслом, я больше не пробовал интенсивно тереть, но и слой сам по себе не слазил. После обработки детали промывал и сушил на теплой батарее.
В результате получилось следующее. Маленькие места (дульный срез, антабки) выглядят идеально.
Там, где некачественно зачистил после обработки преобразователем ржавчины, проступают более светлые места (слева от “гребешка”):
Ствол выглядит ничего, если не рассматривать пристально вблизи. Если присмотреться, то видны неравномерные разводы:
Корпус УСМ на “троечку”, т.к. заметна неравномерность покрытия. Зато обошелся без глубокой шлифовки и клеймо не пострадало:
Ствол в казенной части очень хорошо:
Освежилось зеркало, хотя это и не надолго:
Лучше всего смотрится узел спускового крючка и предохранителя:
В целом, как для первой пробы и ружья за 1000 гривен, то нормально.
А вот для серьезного восстановления более-менее дорогого оружия я бы не стал так делать и обратился бы к специалистам.
Хочу отдельно перечислить ошибки, которые я допустил:
- держал оружие во влажном чехле – появилась коррозия,
- снимал ржавчину ортофосфорной кислотой – смыл воронение,
- при зачистке щеткой на дрели сильно нажимал – появились царапины,
- определял качество очистки поверхности “на глазок” – не полностью снял фосфатную пленку,
- начинал наносить средство слабыми мазками – схватилась первая тонкая пленка и покрытие было неравномерным.
Ну и самое главное, для больших поверхностей “домашнее” воронение вряд ли заменит заводскую гальваническую ванну.
Буду рад, если кому-то пригодился мой опыт.