В период своего правления Екатерина II привила всему российскому двору любовь к охоте. Вслед за императрицей вельможи покупали лучшие ружья и выезжали стрелять соколов. Но мало кто знал причины этого увлечения великой княгини. |
На портрете Екатерина совсем юная. Грациозная постановка фигуры подчеркнута покроем приталенного камзола, слабый поворот головы, украшенной цветком прически, низкое декольте, с ажурной оторочкой, – все это придает легкость и изысканность. Екатерина скорее похожа на фарфоровую куколку», – говорит Сергей Криводенченков. Действительно, на портрете Екатерину трудно узнать, она совсем не похожа на свой знаменитый облик грузной и мудрой властительницы. Однако именно такой юная немка в 16 лет приехала в Россию. И то, как прошли ее первые годы на чужбине, во многом определили как и ее судьбу, так и российскую историю.
«Когда она прибыла в Россию, двор не совсем любезно принял ее. Иностранка, к ней относились с подозрением. Нелюбимый муж, не совсем хорошее отношение к ней императрицы Елизаветы Петровны. И в минуты грусти и отчаяния будущая императрица с ружьем бродила по лесам», – рассказывает искусствовед. Оказывается, сохранилась переписка юной Екатерины, в которой она признается, что по тринадцать раз на день выезжала на охоту в леса. В охоте Екатерина искала утешения, пытаясь прижиться на русской земле во враждебном окружении.
«Ружейному занятию Екатерину, видимо, научил одним из первых ее супруг, нелюбимый муж, наследник престола Петр III. Он научил ее стрелять, обращаться с ружьем – правда, это было в довольно необычной форме. Когда они были в Петергофе, супруг время от времени заставлял Екатерину стоять, будто на карауле, с ружьем, между спальнями. Такие у него были причуды. Играл в куклы, солдатиков», продолжает свой рассказ Сергей.
Пытаясь хоть на короткое время вырваться из странной атмосферы, царившей во дворце, Екатерина иногда убегала на охоту ранним утром. Есть свидетельства, что, находясь в императорской резиденции в Ораниенбауме, она в три часа утра с проводником шла к Финскому заливу и на лодке отправлялась к тростникам, где охотилась на уток.
На портрете будущая императрица гладит рукой собаку. Хотя известно, что Екатерина не любила псовую охоту. Она активно участвовала в ней, но предпочитала не гоняться за добычей, а просто быстро скакать – Екатерина была великолепной наездницей. Елизавета Петровна запрещала ей скакать по-мужски – перекидывая обе ноги через седло. Тем не менее, будущая императрица уже тогда проявила изобретательность, заказав себе специальное английское седло. Оно было переделано таким образом, что садиться на него можно было грациозно – по-женски, свесив обе ноги на одну сторону, а потом незаметно перекинуть ногу и принять классическую «мужскую посадку». Отдав дань требуемым правилам приличия, Екатерина потом разгоняла на лошади бешеную скорость, чем приводила в удивление всех участников охоты.
«Можно позавидовать силе воле этой тогда еще хрупкой девушки. В таких сложных условиях она решила поставить себе цель – я буду императрицей – и таковой и стала. Она проявила мудрость и стала вести себя так же, как приближенные Елизаветы. Ублажать кого-то, играть в карты, сплетничать, заниматься бесконечным флиртом. Для нее как для иностранки все это было немного дико, как она говорила – вольное времяпрепровождение. Но тем не менее, она приняла правила игры: стала делать подарки, что любили при дворе, проигрывать в карты, если надо. И через какое-то время ее стали принимать практически как русскую», – рассказывает Сергей Криводенченков.
Вскоре после смерти Елизаветы Петровны Екатерина свергла нелюбимого мужа с престола и стала императрицей. От хрупкости и изящества девушки, изображенной на портрете, не осталось и следа. Екатерина стала законодательницей моды на охоту, оставалась великолепной наездницей. В последние годы правления она присутствует на соколиных охотах, но как зритель. И практически больше не позволяет писать свои портреты в охотничьих костюмах – борьба за власть и постоянные дворцовые интриги безвозвратно лишили бывшую немецкую принцессу шарма, запечатленного на картине художника Гроота.
Послесловие.
Единственное известное нам изображение Екатерины в охотничьем костюме (1740-е годы, Художественный музей, Нижний Новгород), связываемое с именем немецкого живописца Г.Х. Гроота. Натюрморт с битой дичью и животные исполнены вполне профессионально. Возможно, внезапная смерть помешала художнику закончить портрет. Завершить его мог брат портретиста Иоганн Фридрих Гроот, замечательный художник-анималист.
Великая княгиня представлена на фоне пейзажа. Она сидит под раскидистым деревом. Рядом изображены ее трофеи: битые утки и кулички. «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме» по своей типологии относится к так называемым «костюмированным» изображениям. В них отразилась характерная черта эпохи стиля рококо – любовь к игре, переодеваниям, непостоянству.
Жунал "охотничий Двор" № 3 Март 2009