Любой промысел связан со всевозможными приметами, обрядами и строгой регламентацией действий. В Коми рыбаки тоже соблюдали определённые нормы поведения во время лова рыбы. Печорские рыбаки знают много странных историй. Например, они считали, что рыба понимает человеческую речь. |
Печорские рыбаки знают много странных историй. Например, они считали, что рыба понимает человеческую речь. Поэтому коми-зыряне слегка оглушали первую пойманную рыбу обухом топора, клали её в лодку и говорили: «Бейся, бейся, плещись! Зови отца, мать, деда, бабушку, прадеда, всех родственников. Не то на том свете одна без родных скучать будешь, не с кем будет тебе резвиться, играть! Зови всех!» Удорские коми верили, что если при ударе рыба пискнет, то лов будет удачным – это она созывает друзей.
Печорские рыбаки при артельном лове сёмги, когда круг невода оставался уже небольшим, по команде «хозяина» артели одновременно брали в рот что-нибудь: кто листик, кто кончик платка. Делали это на случай, если в артели окажется случайно человек с «жёстким сердцем», испугавшись которого сёмга может сильно рвануть и порвать сеть. Когда же такой человек возьмёт что-нибудь в рот, его «жёсткое сердце» направлено уже не на сёмгу, а на то, что у него во рту.
Впрочем, в наши времена многие забывают о правилах, которые соблюдали предки. И тогда таинственные силы природы могут сами напомнить о себе, напугать или даже погубить. Множество странных историй и сегодня рассказывают люди, которые рыбачат на Печоре.
Вот несколько историй, которые поведал нам житель поселка Щельяюр Ижемского района.
Хозяин озера.
— Помню, как-то мы пошли на рыбалку, – делится воспоминаниями рыбак. – Пришли к реке, рядом с которой находилось и небольшое озеро. Нашей целью был островок, образовавшийся во время разлива. Мы перебрались туда на лодке. На «острове» нашли настил из еловых веток, а неподалеку – избушку. Уже вечером около костра друг рассказал нам историю. Не так давно он с четырьмя любителями рыбалки тоже ездил на этот же «остров». Взяли лодку и переехали. У берега, от которого они отчалили, других лодок не осталось, и у кого-то другого не было возможности добраться до этого места. Рыбаки разожгли костер у избушки, сели. Вдруг послышались какие-то звуки, похожие на пение. Звук стал приближаться, как будто кто-то ходил кругами вокруг костра. Вскоре они заметили мужскую фигуру в белой шапке. Вооружившись, рыбаки стали звать странного пришельца к костру, но фигура вскоре исчезла. Всю ночь они спали по очереди, выставляя караульных.
Мы выслушали его историю и легли спать. Через некоторое время услышали странный громкий звук. Кто-то пронзительно и страшно кричал. Одним из нас крик показался похожим на человеческий, другие утверждали, что это была собака. Как выяснилось позже, ничего мистического в странном звуке не было. Кричала чайка, по стечению обстоятельств одиноко жившая на озере, что этим птицам при их любви к большому и шумному обществу совершенно не свойственно.
А ещё в одной избушке неподалёку людям, как только они начинают засыпать, слышится пронзительный детский плач.
Река забрала.
— Также у нас то и дело загадочным образом пропадают лодки с людьми, – продолжает щельяюрец. – Ежегодно только в Ижемском районе Печора забирает 5-10 человек. Вот один из таких случаев.
В начале осени 2008 года трое друзей поехали порыбачить. Взяли с собой выпивки и отправились на тоню – специально расчищенное место, где можно забрасывать донную сетку. А тоня находилась в месте, которое здешние жители называют «шара», – это рукав реки, впадающий в основное русло. Течение в шаре гораздо медленнее.
Товарищи рыболовов промышляли на соседней тоне. Они знали, что их друзья выпивают, а потому беспокоились за них и постоянно им названивали. Благо, сотовая связь доступна сейчас почти повсеместно. Но в какой-то момент телефоны рыбаков-соседей одновременно перестали отвечать. На следующий день, когда любители выпить не вернулись с рыбалки, начались их поиски. На месте, куда отправились трое друзей, была обнаружена прибитая к берегу лодка. В избушке нашлись вещи рыбаков и початая бутылка водки. Однако людей так и не смогли найти ни на берегу, ни на острове. Поисковая команда обшарила дно реки, отыскивая утопленников. Но рыболовы пропали бесследно. Массовые поиски, проводившиеся в течение двух недель, ни к чему не привели.
В сетях страха.
А эту историю мне рассказал один мой старый знакомый. На дальних озерах, где нет поблизости населенных пунктов, рыбачили как-то двое друзей – занимались подлёдным ловом. Ставили сети по определенной технологии. Кинули они как-то зимой сети на озере. А надо сказать, что менять их следовало раз в день. И та сеть, которая вытаскивалась, должна была оттаивать в избушке. Так вот, один из рыбаков жил в избушке и раз в день менял сети. А второй – раз в неделю приво-зил еду и увозил рыбу.
Однажды тот, что оставался жить рядом с озером, извлек из воды очередной улов, поставил новую сетку, а старую понес в избу сушиться. Сделал дело и захотелось ему выйти по малой нужде. Возвращаясь в избушку, он заглянул в окно и увидел, что внутри двигаются какие-то тени.
Страшно стало, а ружьё в избе – никак не зайти. Ходил он кругами, ходил, зайти боязно, а на улице мороз в сорок градусов. Стал незадачливый рыбак замерзать. Делать нечего, преодолел страх и заскочил в избу. Смотрит, а никого нет. Ладно, думает, взял ружьё, вышел, походил, следов никаких, а в окне опять тени пляшут.
Долго рыболов думал, а потом дошло! Сетка на палках под потолком висит, оттаивает, лед свисает, падает. В общем, движется, ну и тень, само собой, отбрасывает. Да, недаром в народе говорят: «У страха глаза велики».
Счастливый крюк.
У народа коми есть известная традиция – выпивать на рыбалке. Например, во время забрасывания сетей пьют, пока сплавляются на лодке. А чокаются при этом с веревкой, к которой сеть крепится. Крюк, которым цепляют и глушат рыбу, сначала окунают в стакан с водкой, а перед тем как доставать сеть, его бьют о борт лодки, чтобы «работал хорошо».
Как раз про один «хорошо работающий крюк» есть небольшая история.
Жил один мужик в Усть-Цильме. И был у него счастливый крюк, который многие хотели купить, да хозяин не продавал. А удачливость крюка заключалась вот в чем. Однажды, когда сеть доставали из воды, после того как с ней прошлись по участку реки, сёмга вырвала крюк и ушла под воду. Вернулся мужик на берег – ждать своей очереди. А надо сказать, что на Печоре рыбачат многие, потому и существует очередь на рыбную ловлю на тонях. Подождал мужик несколько часов и вновь закинул сети. И надо же такому случиться, что попалась ему та же самая сёмга, с его крюком. И это после того, как многие в том же месте уже прошлись с сетями. С тех пор стал мужик самым удачливым рыбаком в Усть-Цильме.
Источник: komikz.ru