Главная / Статьи / Трофеи Купидона

Трофеи Купидона

С появлением колесцового замка и повышением при этом точности стрельбы огнестрельное оружие начинает всё шире использоваться для охоты. Сложность конструкции и высокая трудоемкость изготовления предопределяли то, что огнестрельным оружием для охоты пользовалась исключительно феодальная знать. К тому же охота на крупного зверя (олень, кабан) была привилегией высших слоёв общества. Отголоски этого сохранились до сих пор в немецком языке, где крупную дичь называют Hochwild (высокая дичь), а мелкую дичь – зайца, лису   Niederwild (низкая дичь). Естественно, что сановные владельцы оружия стремились подчеркнуть свой статус и за счет уникальности художественного оформления оружия.
В эпоху Возрождения искусство художественного оформления оружия особенно интенсивно начинает развиваться в Центральной Европе. В те времена ещё не выделилось в отдельную сферу искусство декора огнестрельного оружия. Оружейники стали пользоваться наработками выдающихся художников того времени   Леонардо да Винчи, Микельанджело, Дюрера и других, которые вдобавок к своим всемирно известным шедеврам занимались и разработкой эскизов оформления мебели и  других элементов интерьера. Именно оттуда на оружие хлынули сюжеты античной и христианской мифологии из живописных произведений этих мастеров и приёмы резьбы и инкрустации, применявшиеся в декоре мебели того времени, так как поверхности огнестрельного оружия, в отличие от холодного, значительно больше и предоставляют огромное поле деятельности для разработки сложных сюжетов.

Трофеи Купидона

У средневековых гравёров не было ни времени, ни возможностей, чтобы достичь уровня мастерства живописца в построении сюжета и композиции, и поэтому они смело брали разработанные композиции современных им мастеров. Именно этим и объясняется высокий художественный уровень старинного оружия в смысле сюжетных и орнаментальных решений.
Со временем эта традиция была утрачена. Особенно сегодня, в ситуации повсеместного распространения цифровой фото- и видеосъемки, многие гравёры не утруждают себя поиском пластики в композиции сюжета, а просто используют стоп-кадры видеосъемки с доработкой их в Photoshop. Разумеется, можно говорить о неотвратимости технического прогресса, но с точки зрения авторов истинные шедевры появляются только тогда, когда сюжетное и композиционное решение возникает не как результат простого копирования, а художественного переосмысления окружающего мира.
Но художественное мастерство, уровень художественного мышления – это необходимое, но ещё не достаточное условие появления оригинальной и высокохудожественной граверной композиции. Необходимо также знание граверных техник, их изобразительных возможностей, чувство металла – понимание того, как будет выглядеть сюжет на поверхности размером со спичечный коробок. Не всегда то, что производит впечатление на большом живописном полотне, будет смотреться в граверной миниатюре. Другой масштаб, ограниченная (по сравнению с художником-станковистом) цветовая гамма.
Именно поэтому решили объединить свои усилия, свои творческие потенциалы Никонов Денис Владимирович, получивший хорошую живописную подготовку в Российской Академии Живописи Ваяния и Зодчества, и гравер Центра высокохудожественного оружия (ЦВО-90) Ижевского механического завода Александр Коробейников.
Первой ласточкой этого сотрудничества стало ружьё, которому авторы дали название "Трофеи Купидона".

Источником вдохновения стало творчество французского живописца XVIII века Франсуа Буше. Тема любви актуальна во все времена, а античная мифология   это возможность выразить свои чувства и идею изобразительными средствами, не скатываясь в столь характерную для современного "масскульта" пошлость. Александр предложил  свою идею Денису и рассказал о тех моментах, которые представлялись ему сложными в графическом исполнении.
В ходе совместной работы живописец и гравер параллельно работали над эскизами граверной композиции и живописным полотном. В итоге получилась связанная идейно и сюжетно комбинация картины, задающей основную идею гравировки на ружье, и своеобразного триптиха на поверхностях ружейной колодки. Сюжет охоты авторы красиво связали с Купидоном, имеющим славу меткого стрелка в сердца людей.

ружье Трофеи Купидона

Орнаментальное оформление ружья, выполненное в барочном стиле, очень характерно для  итальянского стиля оружейного декора. Итальянские мастера традиционно для оформления подобных образцов ружей применяют штрих-пунктирную технику «булино» или штихельные работы c комбинацией  инкрустации золота и сплавов.
Александр Коробейников предпринял несколько иной ход. Орнаментальное оформление ружья выполнено в технике невысокой обронной гравировки с прорезанием резцом основных направляющих орнамента и выборкой фона. Фактуру, объем и пластику стеблей подчеркивает легкая штриховка. Понижение фона вокруг цветов, инкрустированных золотом и сплавами, придает им живость и объемность.
Сюжетные композиции расположены на фоне, выполненном плоскостной всечкой золота, благодаря этому плотный барочный орнамент не акцентирует на себе внимание, а служит связующим элементом, подчеркивающим стилевую направленность, характерную для сюжетов и орнаментов конца XVII   начала XVIII веков. Мягкость тональных переходов  к инкрустированным драгоценным металлам и своеобразный эффект старины подчеркивается благодаря частичному осветлению оксидного покрытия.
Традиционно первое впечатление от богато украшенного ружья складывается от образа, увиденного на личинке. Личинку ружья венчает фигурка Купидона, выполненная на фоне из всеченного золота. Она является своеобразной завязкой всей сюжетной линии ружья. Объемность, анатомия и пластика тела Купидона блестяще выполнены в штрих-пунктирной технике «булино».

ружье Трофеи Купидона

Сюжетные композиции на боковых поверхностях ружья выполнены в тех же техниках, что и сюжет на личинке ружья. Но при этом гениальной задумкой авторов явился мастерски выполненный переход от орнаментального оформления к ландшафтам сюжетных композиций. Листья, цветы и стебли растений из стилизованной системы барочного орнамента, плавно переходят в сюжетную композицию, приобретая более естественные очертания и изгибы.
Сложные многофигурные композиции, выполненные на накладных досках, одновременно передают и динамику страсти охоты, и напряженный покой ожидания. Элементы ландшафтов, шерсть и анатомия животных, складки одежды, их фактура, мимика на лицах «охотников» мастерски выполнены в штрих пунктирной технике «булино».
Легкая россыпь цветов, инкрустированных сплавами золота, на фоне орнамента покрывает детали ружья, придавая легкое, непринужденное настроение общему оформлению ружья.
В этой первой совместной работе авторами была реализована идея создания единого художественного ансамбля – гравированное ружье, размещённое в красивом кейсе, на внутренней стороне крышки которого находится картина. Это – первое, что увидит зритель, который откроет кейс. Сюжет картины задает общее настроение; он, подобно оперной увертюре, вводит "зрителя" в образный мир граверной композиции. А состоящая из трёх частей (две боковины и личинка) граверная композиция развивает сюжет и образы картины, но уже средствами граверных техник.

ружье Трофеи Купидона

Архитектуру называют "застывшей музыкой". Желание создать гармоничное целое, "музыкальное произведение" в металле двигало и авторами этого проекта. Не случайно один из них (Денис Никонов) дал проекту название "Увертюра". Следующим шагом в реализации проекта "Увертюра" стало ружье, созданное в ознаменование 450-летия вхождения удмуртских земель в состав Российского государства,   "За Камень Уральский", которое было представлено широкой публике во время юбилейных торжеств осенью прошлого года. (/Драгунов М.Е., Ломаева Л.Г./ Фото Горбунова А.С.)

ружье За камень Уральский

Третий проект Увертюры – ружье Утиная охота (2009г.).  Художник Никонов Д., гравер-художник Рябов В., слесарьсборщик Бормин С.

 ружье Утиная охота

Ружье выставлялось в Германии на IWA & OutdoorClassics – Международной ярмарке "Охотничьи и спортивные ружья, аксессуары для отдыха на открытом воздухе". Выставка IWA является безусловным лидером в ряду аналогичных отраслевых событий, ее история насчитывает уже более 30 лет с 1974 года.

ружье Утиная охота

Список представленных на IWA разделов включает в себя огнестрельное оружие и запасные части к нему, луки и снаряжение для стрельбы из лука, амуницию, оптические приборы, ножи, одежду, сувенирную продукцию, общие средства для отдыха на открытом воздухе, аксессуары для спортивной стрельбы, охотничьи аксессуары, средства личной безопасности и др.

ружье Утиная охота

Adblock
detector