По-латински Aprilis, назван в честь богини Венеры, точнее – ее греческого аналога Афродиты. Другие варианты: от лат. apricus – «согреваемый солнцем, находящийся на солнце» или aperio – «открывать», т.е. месяц, когда появляются побеги, открываются почки. |
По-латински Aprilis, назван в честь богини Венеры, точнее – ее греческого аналога Афродиты. Другие варианты: от лат. apricus – «согреваемый солнцем, находящийся на солнце» или aperio – «открывать», т.е. месяц, когда появляются побеги, открываются почки. Славянское название – березол, другое – цветень совпадает с укр. квитень. Простонародное русское название – заиграй овражки, говорит о ручьях из тающего снега. Другие названия: снегогон, берёзозол, цветень, зажги снега. Первейшим древнерусским названием, как удостоверяют исторические источники, был “цветєнь”. Подобные параллели являются и у других славянских народов: у болгар – “цветник”, чехов и словаков – “кветень”, поляков – “квецень”, сербохорватов – “цвьотань”. В белорусском языке закрепилось название “красавик”.
1 апреля – Мучеников Хрисанфа, Дарии, Клавдия, Иларии и иже с ними.
Хризанта и Дарии. Дарья Грязные Проруби.
Она называется Грязною Пролубницею (Прорубницею); о ней говорят: “Дарья – оклади пролубы”; “Дарья – заруби пролубы”. Такие прозвания и эпитеты даются св. Дарии потому, что теперь на речных прорубях, где обычно поят скот, моют белье и т. п., заводится грязь и нечистота. Около проруби начинает сильно таять и делается грязь, а вода становится желтая.
2 апреля – Св. мученицы Фотинии Самарянки.
Она считается целительницею от трясавичной болезни. Как известно, весна, особенно март месяц, способствует быстрому развитию лихорадки, отчего в некоторых местах и сама эта болезнь называется “весницею”.
У многих птиц начинается токование (брачный период).
С утра хозяйки вывешивали пестрые льняные изделия на заборы и на ветви деревьев
Не рекомендуются любые работы, связанные с жизнедеятельностью растений (уязвима в первую очередь корневая система).
3 апреля – Преподобного Иакова еп., исп. Свт. Кирилла, еп. Катанского. Свт. Фомы, патр. Константинопольского.
Якова. На св. Якова гусей-кур-уток – к гнезду.
Если на Якова посадить квочку или гуску ли, то все яйца вылупятся.
4 апреля – Священномученика Василия, пресвитера Анкирского.
Василий-солнечник, Василий-парник, теплый, капельник.
Народ называет его Теплым, так как ко дню этого угодника становится все более ощутимо наступление весенней теплоты; называет его Солнечником оттого, что в день этого святого выходят смотреть на восход солнца и гадают по нему о наступающем годе.
Если, например, солнце восходит в красных кругах, то это обещает плодородие.
5 апреля – Прмч. Никона и 200 учеников его, с ним мучившихся. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского.
День преподобного Никона, покровителя шашечной игры.
6 апреля – Прп. Захарии. Свт. Артеомона, еп. Солунского. Мчч. Стефана и Петра Казанских.
Захарии и Якова. На Захарии и Якова весна случайная, и никакая.
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы.
Это один из наибольших весенних праздников. Крестьяне с особым почетом относились к нему, поскольку считали, «что Бог в этот день благословляет все растения», а затем было большой грех браться за любую работу. В особенности предостерегали беременных женщин – так как непременно отрежет ножку своему ребенку. Считалось, что в этот день даже “птица гнезда не вьет, а девка косы не плетет”, то есть работать запрещалось.
На Благовещение неделя – вдовий плуг. Первую пахоту, то есть на протяжении недели после Благовещения, начинали в семьях, где не было хозяина.
8 апреля – архангела Гавриила.
Гавриил. Пост. Санная езда прекращается.
Благовест, зачерпни сапог.
В день Гавриила выверни оглобли из саней.
Все, что на Гавриила родится, – уродливо, неспоро.
9 апреля – св. мученицы Матроны Молунской.
Матрена-наставница. Матрона называется Настовицею, или Наставницею и Полурепницею. Первые два прозвания объясняются тем, что в это время замерзает от утренних морозов оттаявший днем снег, так что при этом бывает возможность ходить “по насту”. Имя же Полурепницы происходит оттого, что в этот день отбирают от всего зимнего запаса лучшую часть репы для посева на семена.
Завершается прилет ранних птиц.
Щука хвостом лед разбивает.
10 апреля – св. Илариона, Илариона Нового.
Народ зовет его: Выверни оглобли, ибо тогда конец санному пути.
Апрель сипит да дует – тепло бабам сулит, а мужик гладит, что-то будет.
11 апреля – Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла дьякона и иных.
Марка, Кирилла. В этот день слушали березы, собирали и пили березовый сок.
Весна сухая – осень ранняя.
12 апреля – Прп. Иоанна Лествичника.
Иоанн Лествичник. В этот день полагалось печь из теста лесенки – для будущего восхождения на небо.
Средний срок начала тяги вальдшнепов. Если тяга вдруг прекращается – жди скорого похолодания или снега.
13 апреля – священномученика Ипатия Чудотворца.
Ипатий, целебник Печерский. Он почитается разрешителем неплодства и бесчадия, а кормящим матерям молока прибавит и в известном «Сказании о святых» ему полагается особая молитва о разрешении неплодства и бесчадия.
14 апреля – преподобной Марии Египетской.
Мария Египетская считается покровительницей раскаявшихся блудниц и блудников и судьей на Страшном суде тех, кто не раскаялся, поэтому почиталось за грех в этот день есть что-либо, кроме пустых щей. О дне св. Марии Египетской замечают: “Марья – пустыя щи”, давая этим знать, что теперь истощился годовой запас капусты нашего поселянина. О ней народ говорит: “Марья Египетская – зажги снега, заиграй овражки”, и этим указывает на все оживляющее действие весенней теплоты.
Лед на реке изникнет или на берегу останется – год будет тяжелым.
Ива цветет – ерш на крючок идет.
15 апреля – Прп. Тита Чудотворца. Мчч. Амфиана и Едесия. Мц. Поликарпа.
Тит-Поликарпов день. Этот день в среде торговцев назывался «барыш-день» и праздновался особенно усердно – для получения барышей в течение всего года.
Если лед не ушел, лов рыбы будет плохим.
С Тита начинается интенсивное токование глухарей.
Если в этот день коростели поют – к урожаю.
Перепела кричат – будет много хлеба и хороший сенокос.
16 апреля – Прп. Никиты исповедника. Мч. Феодосии девы.
Никитов день. Никита-водопол. Никита Ледолом, Водопол.
Разливаются реки. Праздник рыболовов, водяному – угощенье. Чтобы летом рыба ловилась, его нужно было задобрить. Водяной после этого берег для рыбаков рыбу и спасал их от потопления. Когда наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, говорит: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби нашу семью да жалуй». Возвращаясь с этой тризны, рыболовы с радостью проводят всю ночь в пьянстве.
17 апреля – Прп. Иосифа песнописца и Георгия. Прп. Зосимы Ворбозомского.
Иосиф-песнопевец. Иосиф-Песнопевец в народном сознании оправдывает свое название тем, что с этого дня начинает звучать сверчок и впервые подает голос журавль.
18 апреля – Мчч. Феодула, Агафопода и иже с ними. Прп. Феодоры Солунской.
Федул-Ветряник. Он слывет под именем Теплого, или Ветренника, потому что, по наблюдению опытных стариков, с этого дня начинают дуть теплые весенние ветры. Говорят: Святой Федул тепляком подул. А, если в этот день ненастье, то говорят: «Федул губы надул».
19 апреля – Св. Евтихия, архиепископа Константинопольского. Свт. Мефодия, архиепископа Моравского. День памяти Мефодия, проповедника христианства, славянского просветителя, создателя славянской азбуки.
Евтихий. В этот день Солнце встречается с месяцем.
20 апреля – Прп. Георгия исп., еп. Милитинского. Прп. Даниила Переяславского.
Акулина. Светлое облако перед восходом солнца – к хорошей погоде.
Окунь нерестится, когда распускаются листья березы.
Начинают высаживать груши.
21 апреля – Апп. Иродиона, Агава, Руфа, Ерма. Свт. Нифонта, еп. Новгородского.
Родион Ледолом, Ледокол, Ревучие воды, Агафы-Руфы, Руфов день.
Св. Иродион, попросту Родион, известен под именем Ледолома, оттого что в северных областях Украины нередко ломается и тает лед. В этот день хозяйки старались впервые вынести на двор маленьких цыплят или гусей с завязанными глазами – это для того, чтобы “вороны и коршуны слепли”. А, увидев впервые журавлей, брали комочек земли, размешивали ее с просом, и если его высеять, то оно щедро и урожайно; или же вокруг себя собирали соломинки и клали в гусиное гнездо “на приплод и носкость”. О св. Руфе говорят: «Со дня Руфы земля рушится». Это намек на то, что теперь земля отходит от мороза и начинает давать прозябание траве, деревьям и другим растениям.
22 апреля – Мч. Евпсихия. Прмч. Вадима Архимандрита.
Евпсихия. В эти дни зацветают одуванчики.
23 апреля – Мчч. Терентия, Максима, Александра, Феодора, Помпия и иже с ними.
Терентий. Его считают целителем разных человеческих болезней и в особенности утешителем зубной боли.
24 апреля – Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского.
Антип Половод, Водопол, Вудогон, Половодье. Антип – целитель зубов.
В древних месяцесловах к имени св. Антипы прибавляется замечание: “иже благодать имать от Бога целити болезнь зубную”. Св. Антипа еще называется Водополом, так как в это время происходит разлив весенних вод и начинается половодье – грязь, ни проехать, ни пройти, распутица, снег растаял. Вода северным деревням давала приработок: если реки вскрывались, то мужики багры ладят.
25 апреля – Преподобного Василия, епископа Парийского. Преподобного Исаака Сирина. преподобного Василия Парийского (в Мизии).
Василий Парийский, Парийский день, Василий Парильщик. Василий Парийский – землю парит.
В этот день считалось, что заяц бегает и никого не подпускает. Для того, чтобы его поймать, нужно было позвать: «Заяц, заяц, выскочи из куста».
26 апреля – Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского.
27 апреля – св. Мартина-исповедника, папы Римского.
Лисогон. Такое название дано св. Мартину от того, что в это время обычно, лисицы переселяются из старых нор в новые. В это время на них нападает слепота, называемая куриной, и они становятся очень легкою добычею охотников.
28 апреля – Апп. Аристарха, Пуда и Трофима. Мцц. Василисы и Анастасии.
Пуд-пчельник. В день этого апостола осматривают пасеки и говорят для складу прибавляя: “На день св. Пуда вынимай пчел из-под спуда”.
29 апреля – Мучениц Агапии, Ирины и Хионии (Галины). Мученика Леонида.
Ирина (Арина) Рассадница. Урви берега. Разрой берега. Урви снега.
Ее называют Рассадницей, так как в день ее памяти сельские хозяйки сеют в посадах и срубах капусту для рассады. Еще об Ирине говорят: «Арины – урви берега», намекая на обрывы речных берегов, происходящие вследствие весенних стоков воды и особенно обнаруживающиеся после ее сбывания. Не устоять берегу против Ирининой воды. Полая вода подмывает берега.
30 апреля – Священномученика Симеона, епископа Персидского. Преподобного Акакия, епископа Мелитинского. Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого.
Зосима-пчельник, Зосима-Савватий. День пасечников. Св. Зосима, заводя на пустынном и диком Соловецком острове общежитие и занимаясь там разным хозяйством, вместе с тем положил начало и пчеловодству. Пчеловоды называют преподобного Зосиму Пчельником и считают его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из древних стихов читаем:
Попаси Зосим Соловецкий пчелок
Стаями, роями, густыми медами.
В этот день пчел кормят просфорою, освященною накануне Благовещения, что делается по примеру самого преподобного Зосимы. Пчеловоды вынимают ульи из омшаника и выставляют на лето в пасеки. При этом почти повсюду ведется обычай ставить один улей среди других; он обыкновенно называется Зосимом; на нем поставляется образ св. Зосимы, который изображается здесь всегда с ульем пчел.
В этот день примечали: на что пчела садится – того и урожай будет хорош.
Если пчелы летят на цвет, то будет из цвета плод.
На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош.
Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет – вишен не будет.