В Ветхом Завете есть упоминания об охоте, ловле дичи и зверей. Но обычно ограничиваются при этом ссылкой на следующие библейские персонажи: Нимрода, Измаила и Исава. Так ли это? Во-первых, перед тем как выгнать из рая Едемского Адама и Еву, Господь одел их: « И сделал (именно «сделал», а не «сотворил» — прим. мое.) Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» (Быт. III; 21). Как говориться, без комментариев.
Интересно, что в народной этимологии, согласно агаде, удачу в охоте Нимроду (Нимврод, Немврод) приносили, как раз эти, сшитые Богом кожаные одежды Адама и Евы. Агада (аггада) – «сказание». Слово происходит от еврейского глагола «аггед»- «рассказывать». Завидев эти одежды, звери замирали (в другом варианте становились на колени) перед Нимродом и становились легкой добычей, народ же, видя это, провозглашает его своим царем. Кстати, согласно агаде, на этом история кожаной одежды Адама не заканчивается. Нимрода убивает соперничавший с ним Исав и завладевает Нимродовами одеждами. Так что выходит не такую уж крамольную мысль я высказал, упомянув об кожаных одеяниях, сделанных Господом для первых людей. Если не охотником, то первым скорняком Господь уж точно был.
Итак, первым охотником ветхозаветным охотником был Нимврод (Нимрод, Немврод). Нимврод – богатырь и охотник, сын Хуша (Куша) и внук Хама. Напомню. У Ноя было три сына – Сим, Хам и Иафет. От Сима, согласно библии, пошли семиты, в первую очередь, еврейский народ. От Иафета – иафетиды, народы населяющие Европу. От Хама – хамиты – народы населяющие Азию, Африку. Необходимо отметить, что библейская оценка потомков Хама («Хамиты всегда были в подчинение у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями» Закон Божий., репринтное изд., Свято-Троиц. Серг. Лавра, 1997, стр.144), мягко говоря, противоречит как самой канонической Библии, так и историческим фактам. К потомкам Хама можно отнести древних ассирийцев, мидян, вавилонян, арийцев, хеттов (геттов) и другие народы и племена, относящиеся к индоевропейской группе языков и населяющие в те библейские времена современные территории Ирана, Ирака, Турции, Сирии, Кувейта. А как же быть с вавилонским пленом, в котором иудеи находились семьдесят лет, а как быть с падением царства Израильского (единое Израильско-Иудейское царство распалось на южное, Иудейское с центром в Иерусалиме, и северное, Израильское) под ударом Ассирии. Как-то это все не вяжется с утверждением, что «хамиты всегда были в подчинение у других народов»…
Нимврод, «сей начал быть силен на земле» (Быт.X,8), основатель Вавилонского царства, покоритель Ассирии (книга пророка Михея – 5,6), «сильный зверолов пред Господом» (Быт.X,9), будущий строитель Вавилонской башни («дома Нимврода») и является первым «официально-признанным» библейским охотником. А об охотничьих потехах потомков Нимврода – индо-иранских народов нам хорошо известно еще из школьного курса истории. По мнению многих исследователей, именно среди этих народов зародилась охота с ловчими птицами, собаками, гепардами. Некоторые исследователи возводят Нимврода к имени шумеро-аккадского бога войны и охоты Нинурты, возможно, контаминированного в образе Нимврода с реальным ассирийским царем Тукульти — Нинуртой I, захватившим Северную Месопотамию. Не зря царство библейского Нимврода помещается в Месопотамии (Быт. 10 9-10)» «земля Нимврода» в книге пророка Михея (5,6) отождествляется с Ассирией. Народная этимология связала имя Нимврода со значением «восставать», «противиться». Отсюда толкование его имени – «возмутивший весь народ против Яхве». Нимврод — ярый идолопоклонник, язычник, строитель «Вавилонской башни». Сравните с «Немрут». Немрут, в армянских мифах иноземный царь, вторгшийся в Армению и тоже строивший дворец необычайной высоты.
Искусным стрелком из лука являлся Измаил (Быт.XX,20), который был родоначальником «северных» арабов (хотя он и был сыном Авраама, но его матерью была Агарь Египтянка, сам он тоже был женат на египтянке), с которыми отождествляли ветхозаветных измаильтян, славившихся своим богатством (Суд. XIII, 24). По мусульманскому преданию могила Измаила находится в Каабе, в Мекке. «Двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ» (Быт. XVII, 20). Кстати, кроме 12-ти сыновей у Измаила была еще дочь – Махалафа, которая вышла замуж за Исава – следующего нашего персонажа. Если про Измаила в библии говориться иносказательно «стрелок из лука», то про Исава – вполне конкретно: «искусный в звероловстве, человек полей», воин «и будешь жить мечом твоим» (Быт XXV,27;Быт XXVII, 40).
Исав – сын Исаака и Ревекки, старший брат-близнец Иакова. Приходиться констатировать, что Исав, хотя и был братом-близнецом Иакова – не был иудеем. Перед родами Господь сказал Ревекке, что у нее родятся два сына-близнеца, «два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт XXV, 23), т.е. что вопреки обычному порядку первородный не будет владеть правом первородства. Впрочем, Исаак обнадежил своего старшего сына: «будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей» (Быт XXVII, 40). Имя Исав объясняется тем, что Исав вышел из чрева матери «весь как кожа косматый»; потом вышел брат его, «держась рукою своей за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков» (т.е. державшийся за пяту). Соперничество Исава с Иаковом началось еще во чреве матери, продолжалось на протяжении дальнейшей жизни братьев и отразилось в позднейшей судьбе Исава (второе имя Едом) и его потомков – идумеев. Идумеии – племена враждовавшие с Израилем – потомками Иакова (другое имя Израиль – «богоборец»). Как часто бывает и далеко в не библейских семьях, Исаак (отец Исава и Иакова) больше любил смелого отважного зверолова, между тем как их мать Ревека особенно любила скромного и нежного Иакова. Однажды «Исав пришел с поля усталый» (с охоты?) и очень голодный, и увидев, что Иаков сварил кушанье из чечевицы, он стал настойчиво просить у него дать ему поесть этого «красного». Чувство голода было так сильно, что Исав продал Иакову свое первородство за «красную» чечевицу, чечевичную похлебку, отчего и «дано ему прозвание: Эдом» (красный). Кстати, Исааку очень нравилась вкушать блюда из дичи, которую добывал его сын («дичь его была по вкусу его»). Он даже перед смертью попросил дичинки. «Исаак сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт XXVII, 2,3,4). Кстати, вся эта ветхозаветная история борьбы за первородство – настоящий детектив.
В ветхозаветной традиции потомки Исава связываются с хурритами (сравните «Хур»-солнце, божество в осетинском нартском эпосе ). У Исава было три жены: Иегудифа, дочь Беэра Хеттеянина, Васемафа, дочь Елона Хеттеянина и Махалафа, дочь Измаила.
Вот собственно и все ветхозаветные персонажи «племени охотников». Думается, что причина «бедности» библейских сюжетов на охотничью тематику связана в первую очередь с целым рядом религиозных запретов иудеев. Например: «Если кто из сынов Израилевых… на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею» и др. (см. Лев XI, 2-47;XVII,10,13,15;XIV 26; Втор XIV,4-20). Поэтому, может быть, не случайно все упомянутые герои стрелки-охотники – не иудеи, не чистокровные евреи, хотя если следовать библейской логике – иудаизм, как религия еще не сложилась. Кожи различных животных у Израильтян, равно как и в настоящее время, употреблялись для выделки башмаков, сандалий, опоясаний, пергамента и на разные другие хозяйственные цели. Обработкою кож занимался особенный класс ремесленников, именно кожевников. По учению раввинов, ремесло кожевников считалось у Иудеев нечистым. Талмуд, кстати запрещает правоверным иудеям носить одежды красного цвет.
Моя версия этимологии имени Исав (Эдом). Здесь, по-видимому, опять прослеживается связь с развитием скорняжного промысла. Сначала люди носили шкуры (Исав – «волосатый»), затем – одежды из кожи. Существует множество материалов применяемых в кожевенном деле для дубления. Дубовая, ивовая кора, кермек, конский щавель и т.д. Большинство из них после дубления придают коже красноватый, коричнево-желтый цвет. Вспомните хотя бы голливудских легионеров и цвет их кожаных одеяний. Отсюда метаморфоза: Исав — волосатый, Эдом – красный. «Вполне продубленная кожа имеет темную, всего чаще красно-коричневую окраску, одинаковую как на поверхности, так и по всей толще поперечного разреза» (Скорняжное дело. Москва, 1992, стр.,150).
Для продолжения дальнейшего разговора необходимо разъяснить некоторые нюансы. Географические названия перемещались по карте. Было время, когда Сибирь начиналась чуть ли не с левого берега Волги (Ра, Раван, Рос)). В конце концов, какое-то время Новый Свет считался Индией. Кроме того много «однофамильцев» разных топонимов. Неаполь в Италии; Неаполь в Палестине; Неаполь скифский. Ставрополь — на Волге (ныне Тольятти); Ставрополь — краевой центр. Географические названия «переселялись» зачастую вместе с носителями языка, традиций, культуры – племенами, народами. Не буду объяснять, как в Новом Свете оказались населенные пункты «Москва» и «С. Петербург». Интернет сообщил мне, что в США существует 22 населенных пункта с названием Москва (Moscow). Еще один нюанс. Чем длиннее река – тем больше у нее названий. Племя, живущее в верховье, давало одно название, в низовье – другое. А сколько племен жило во времена былинные на берегах, допустим, Волги. Этот казус, кстати, сохранился кое-где и сейчас. Например, река, протекающая через Чехию, называется Лаба (кстати, река Лаба есть в Краснодарском крае, приток Кубани) и она же, неся свои воды через Германию, превращается в Эльбу. Западная Двина начинается среди дремучих тверских лесов, а впадает в Балтийское море уже как Даугава. А уж говорить о переименованиях одних и тех же топонимов, в силу тех или иных причин, и говорить не приходиться. Тувангсте – Кенигсберг — Калининград; Гданьск — Данциг – Гданьск; Санкт Петербург – Петроград – Ленинград – Санкт Петербург (при этом область Ленинградская). А если к этому добавить, что каждый народ, племя давало другому народу, племени, населенному пункту, местности, реке свое название… Тот же Кенигсберг у поляков был Крулевец, у чехов — Краловек, а по латыни – Mons Regius (Царская гора). Все мы знаем кто такие венгры. Но венгры сами себя так не называют. Самоназвание венгров – мадьяры. А представьте, если сейчас жил бы Геродот (в основном он изложил сведения, полученные путем расспросов, а не в результате личных впечатлений), то он, вероятно бы, написал что-то примерно: « На берегах Борисфена живут многочисленные племена: русские, хохлы, евреи, украинцы, кацапы, москали, чурки, жиды. Это основные племена. Есть еще и небольшие. Вина они не знают, а пьют прозрачную жидкость, которая горит. Среди всех племен самые дикие нравы. Они не знают ни судов, ни законов. Говорят они частично на скифском языке, а частично на матерном (межплеменной язык общения). Земледелием и ремеслами почти не занимаются. Но все торгуют. Скифскую одежду из конопли и льна не носят. Зато очень любят носить одежду из Персии и Китая. Зима очень суровая». Это, конечно шутка, но кое-какие цитаты из Геродота, при описании Скифии, взял дословно.
Исторический анекдот. Считается, что скифы переняли у греков традиции винопития, но вино не разбавляли водой, как это делали греки и поэтому напивались, что называется, до потери пульса. Существовало даже такое понятие «пить по-скифски», а один из спартанских царей, отправившийся к скифам для ведения переговоров, пристрастился пить по их обычаю и, потеряв разум, домой так и не вернулся. Мне думается, что это пример очередного «наезда цивилизованной Европы» на «дикарей- скифов». Те же греки обвиняли скифов в людоедстве, пиратстве и т.п. А пили скифы, скорее всего, мед, брагу (квасы, пиво) – что, несомненно, крепче виноградного вина, тем более разбавленного водой. А если к этому добавить факт (согласно утверждению Геродота) употребления скифами «легких» наркотиков – конопли, то становится все на свои места. Подсел на анашу спартанский царек.
Второе. Я привел примеры, так сказать, причин объективного характера (назовем их условно «географические нюансы»), которые «заводят в дебри» самого пытливого историка. Но есть и еще причины. Назовем их условно «субъективного характера лингвистические нюансы». Во, как! Во-первых, каждый человек находится в плену определенных стереотипов и мифов, которые ему вдолбили со школьной скамьи. Например, скажи кому-нибудь, что не было татаро-монгольского ига – поднимут на смех. Минимум, что скажут – «Начитался А. Фоменко». А ведь еще известный антрополог М.М. Герасимов и его ученики знали, что здесь что-то не то, но вынуждены были молчать и придавать своим реконструкциям «татаро-монгольские» черты. Я же пришел к этому выводу еще студентом. Достаточно было прослушать курс коневодства. Далее. Слова, имена, события могли со временем менять свой смысл. Когда-то термин «ублюдок» имел совершенно противоположный смысл. Ублюсти, усмотреть, уберечь, сохранить. Но уже в словаре В.Даля «ублюдок» трактуется в современном понятии. Не забывайте про сознательную подделку, «очепятки» и – пресловутое – «Я так вижу». И еще. Древняя письменность, по своей сути, сама по себе двусмысленна. Древнее еврейское письмо было консонантным. Консонантное письмо: система письма, состоящая из букв, которые обозначают согласный с произвольным или нулевым гласным. В древнем русском языке также наблюдается консонантность и полуконстонантность (система надстрочных и подстрочных знаков огласовки – титло). Так, например, слова «буран», «баран», «барон» в те времена былинные могли писаться одинаково – БРНЪ. Вот, уж где не море, а океан для импровизаций.
На мой взгляд, в Ветхом Завете есть еще очень интересный охотничий сюжет и связан он с Моисеем. Итак, вспомним кратко предысторию. Моисей, в библейской мифологии предводитель израильских племен, призванный богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства, предварительно запугав египтян «казнями египетскими». Фараон пускается в погоню во главе войска. «И погнались за ним Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его…» (Исх XIV, 9), но евреям удается достичь моря. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суши: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его» (Исх XIV, 21,22,23). А затем море вернулось вспять «и покрыло колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ним в море; не осталось ни одного их них» (Исх XIV, 28). А вот еще описание как море «затвердело»: «От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря» ( Исх XIV, 8). Уж не замерзло ли море?! Дело-то происходит в месяц Нисан (март-апрель). Помните русскую поговорку: «Пришел марток- одевай сто порток». « И в утреннюю стражу воззрел Господь … и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что влекли их с трудом». (Исх XIV, 24,25). Какая-такая «утренняя стража»? Может быть просто – «утренняя стужа» «утренник». А попробуй по льду поездить на колеснице.
Далее, израильтяне во главе с Моисеем двинулись в пустыню Син. Началось 40-летнее странствование в пустыне еврейского народа в поисках «земли обетованной». При слове пустыня сразу у всех мысленно перед взором возникают барханы, черепахи, зной и белое солнце. Но, у этого слова было и другое значение. Пустыня – «необитаемое, обширное место, простор, степи» (В. Даль.). И здесь, в необитаемой степи, происходят следующие события. Побродив всего месяц и пятнадцать дней ( Исх XVI, 1) сыны Израилевы возроптали. Мол, зачем ты нас сюда привел. Мол, в земле Египетской «мы сидели у котлов с мясом, «ели хлеб досыта!» (Исх XVI, 3). «И сказал Господь Моисею, говоря: Я слышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу». ( Исх XVI,11-15). И при этом интересная деталь: это нечто, если его вовремя не собрать, то в нем заведутся черви и оно испортится. «И собирали его рано поутру, каждый сколько съест; когда же обогревало солнце, оно таяло. И (Моисей) сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом». (Исх XVI, 21,23,31). Подобная история повторилась (где-то «во второй год, во второй месяц», т.е. примерно в тоже время года, что и в первом случае) и описана она в Числах. Перед этим сыны Израилевы сильно разгневали Господа и он поджег край их стана. Интересно, как можно поджечь пустыню? А вот степь – запросто. «И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь. И нарекли имя месту сему: Тавера». ( Чис XI, 2,3). И опять стали сыны Израилевы ныть и требовать мяса: «сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом?
Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших. Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах». (Чис XI, 4-7). Моисей обратился опять за советом к Господу. Мол, где я найду столько мяса на всю свою ораву. «Заколоть ли всех овец и волов, чтобы им было довольно? Или вся рыба морская соберется, чтобы удовлетворить их?». (Чис XI, 22). А господь в сердцах говорит: «Даст вам Господь мясо, и будете есть мясо» и что будут они есть мясо не один день, целый месяц «пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным». (Чис XI, 18,20). Как догадался уже пытливый читатель, Господь опять прибег к испытанному способу: «И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. И стал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов». (Чис XI 31,32).
И так, начнем «разбор полетов». Что такое манна? И что вообще произошло. Одни толкователи говорят, что манна – это беловатое смолистое вещество – сок (выделения) тамариска (Библейская история Ветхого Завета. А.П. Лопухин, репринтное издание, Монреаль 1986, стр.390). Авторы более продвинутого источника (Жизнь растений, т. 5(2), Москва, «Просвещение», стр. 79) утверждают, что «манна представляет собой белое вещество, падающее с ветвей тамариска, которое образуется из затвердевших сладких выделений тлей». Другие называют манной какие-то лишайники… Вопросы. Как это все можно варить и жарить. Как это все может зачервиветь и протухнуть, а заодно и растаять? А могло ли замерзнуть Красное море?
Справка. Кориандр – зонтичное растение. Известно многим как ароматная зелень – кинза. Название «кориандр» происходит от греческого слова "koris", что означает клоп, так как в незрелом состоянии растение издаёт отвратительный запах клопа. Арабское название кориандра – кюзбара, еврейское – гад, индийское – дхания, греческое — koriannon, korion, старорусское название – кишнец. Для медицинских целей и для кулинарии широко использовалось в Древнем Египте и имело большое ритуальное значение в погребальных обрядах и жертвоприношениях. И семена кориандра светло- коричневые, а не белые, как утверждается в библии и малосъедобные. А вот зелень как приправа к супам и мясным блюдам – это, да! Благодаря характерным светлым ребрышкам на семени, в сочетании с формой и цветом (при должном воображении) – делают семена кориандра действительно похожими на перепела. Пусть съедят мясо …с горькими травами…» (Исх XII, 8).
Хлеб – это не только то, что мы покупаем в булочной. Это вообще пища, еда. «Хлебать. Похлебка, хлебово – похлебка, варево, горячее. (В. Даль).
«Кто не едал ее сочного, мягкого, вкусного, иногда до приторности жирного мяса» (С.Т. Аксаков. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. Москва, 1987,стр.249). Это цитата из С. Т. Аксакова о гастрономической ценности перепелиного мяса.
«По мере приближения к южным окраинам СССР перепела собираются в большом числе в одних и тех же местах отдыха и кормежки. Очень большое скопление перелетных перепелов бывает осенью на всем Крымском полуострове. Сюда собираются птицы, не только выведшиеся в европеской части Союза, но частью и из западных, а может быть даже и из центральных областей Сибири. Перепела летят ночью, постепенно подвигаясь на юг через Крымские степи. В северных холмистых предгорьях Крыма они задерживаются, причем численность их очень возрастает за счет прибывающих с севера птиц. Серьезным препятствием для перепелов служит Черное море, на побережье которого они скопляются в огромном количестве. Перелет через море стоит в тесной зависимости от условий погоды. А.Н. Формозов указывает, что перепела, возвращаясь весной из Африки, перелетев через Черное море, бывают настолько утомлены, что падают в изнеможении, едва достигнув берега. Застигнутые неблагоприятной погодой над обширными водными пространствами перепела, летящие очень низко, гибнут во множестве. Иногда после штормов и тумана, рыбаки специально выходят в море на лодках и собирают перепелов сотнями». (С.С. Туров. Перелетные птицы. Сельхозгиз., 1941, стр.76, 81).
«Много читали и слышали мы от самовидцев, как перепелки бесчисленными станицами переправляются через Черное море и нередко гибнут в нем, выбившись из сил от противного ветра». (С.Т. Аксаков. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. Москва, 1987,стр.254).
«Перепела лежат так крепко, что из-под собаки их нетрудно весьма успешно ловить большим сачком (в аршин диаметром), на длинной палке, крыть наволочной сетью (вдвоем), даже захлестывать хворостиной, или, вернее, широкой метлой. В Крыму татары ловили множество перепелов, объезжая удобные места верхом и накидывая на притаившуюся птицу конусообразную сетку. На Кавказе ловили перепелов ночью с огнем и колокольчиком: птицу, привлеченную светом и звоном, крыли сеткой (сачком). Весенняя ловля (в мае и июне) перепелов на дудочку в охотничьем отношении стоит много выше этих способов добывания». (Л.П. Сабанеев. Календарь природы. Москва, 1964, стр.124). Это, так сказать, классика.
А вот данные из Википедии: «Главная ловля перепела производилась в течение мая, июня и июля, преимущественно на утренней или вечерней заре, но только тогда, когда уже нет росы. Для ловли употребляли сеть и дудки или живую самку перепела. Сеть расстилали по траве или яровому посеву, причем охотник садился у края, противоположного той стороне, откуда был слышен крик перепела, и затем начинал «бить в дудку», которая подражала голосу самки перепела и состояла из костяного пищика с приложенными к нему кожаными мехами. Вместо употребления дудок под сеть в клетке сажали также живую «кликовую» самку перепела, непременно годовалую и перезимовавшую в неволе. Когда перепел, подманенный дудкой или сеткой, подходил под сеть, охотник вставал на ноги, птица вспархивала и запутывалась в ячеях сети. «Ненаманенные», то есть ненапуганные, птицы были чрезвычайно смелы и, не опасаясь человека, нередко вскакивали под сетью на клетку с самкой. Среди пойманных птиц «бойцы» (то есть хорошо кричащие перепела) попадались очень редко, и для добывания их у охотников-любителей имелись особые агенты, которые заранее подыскивали и выслушивали по лугам и полям хороших криковых перепелов.
Криковых перепелов сажали в клетку и вывешивали на щеглах (то есть на высокой жерди), в вершине которой устраивали кровельку с передней и задней стенкой, под которую и подтягивали на веревке клетку. Голос хорошего перепела можно было слышать в тихую погоду версты за две, а по ветру — даже дальше. Летняя охота на перепела начиналась после уборки хлебов и продолжалась до отлёта». Способы добывания перепелов были чрезвычайно разнообразны: кроме охот ружейной и с ястребами, общих для всякой мелкой дичи, перепелов ловили в особые наволочные сети, верхний край которых поднимали на длинных лёгких шестиках. Сеть эта наволакивалась на перепела вместе с собакой, сделавшей над перепелом стойку. В Туркестанском крае перепела ловили сачком. На Кавказе перепела привлекали в настороженные сети огнём и звоном в колокольчик.
В Крыму охотники высматривали ожиревших к осени, а потому тяжёлых на подъём перепелов верхом на лошади и крыли их с лошади конусообразной сетью. Кроме того, перепелов ловили в громадном количестве силками, расставлявшимися в клеверных и других полях, а также «переметными сетями», растягивавшимися, наподобие перевесов, на пролётном пути между высокими деревьями, в просеках и ущельях. По действовавшим до 1917 года законам охота на перепела воспрещалась с 1 марта по 15 июля, за исключением охоты с сетью на самцов-перепелов, которая разрешалась с 1 мая». И еще из классики. «Пойманных … перепелок сажают в садки, то есть в большие клетки, где они живут очень хорошо и отъедаются весьма жирны. В таких клетках можно перевозить их живыми на далекое расстояние. Для предохранения от порчи жирного мяса травленных перепелок их слегка просаливают и заливают в кадках или бочонках коровьим маслом; по мнению многих, свежепросольные перепелки лучше свежих». (С.Т. Аксаков. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. Москва, 1987,стр.254).
Вопросы. Первый. Не ясен сам маршрут «путешествия» древних иудеев, даже для теологов. Наверное, поэтому в юбилейном издании, посвященном тысячелетию Крещения Руси, есть карта «путешествия» апостола Павла, карта Палестины времен Иисуса Христа, план Иерусалима, а схемы передвижения сынов Израилевых в поисках земли обетованной – нет. В книге «Библейская история (репринтное издание 1887 года А.П. Лопухина. Монреаль, 1986 г., стр. 389) прямо сказано: «Хотя большая часть этих станов еще не определена с точностью, т.к. и в самом определении направления пути израильтян существует между учеными исследователями большое разногласие …». Второй. Что мы знаем о библейском Египте? Что была некая страна Египет, где, разумеется, жили египтяне, цари-фараоны. Дома и хозпостройки строились из глины с добавлением соломы (саман – прим.мое). Как тут не вспомнить о казачьих, южно-русских хатах-мазанках («Мазанка – изба, хата из мелкого леса или камыша, с обмазкою глиной, иногда с навозом и сечкой; особо употребляемые в южной Руси» В.Даль). Из библейского текста мы узнаем, что там есть некая река (без названия), там разводят овец, коз, лошадей, верблюдов, волов (Исх IX, 3), выращивают лен, ячмень, пшеницу, полбу (полба – виды пшеницы с ломким колосом (при созревании распадается на колоски с члениками стержня) и не вымолачиваемым из пленок зерном – прим. мое).
Из библейского текста мы также узнаем, что в Египте выпадает град с дождем и громом, а всю растительность, которая сохраниться после такой напасти – может сожрать саранча. (Исх IX, 23.24.25; X, 10.13.14.15). Завершает картину «Библейского Египта» явно не спокойная сейсмологическая обстановка: землетрясения, вулканическая деятельность (Исх III,1.2; XII, 21,22;XIV, 24) как в самом Египте, так и на ближайших территориях. Вот, например, как описывается гора Синай: «…были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный» (Исх XIX,16). «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх XVI, 18).Начнем с того, что современные арабы называют свою страну Миср, Гумхурия Миср аль-Арабия, хотя официальное название страны – Арабская Республика Египет (АРЕ). Египет – это бренд для туристов. Считается, что название Египет этой территории дали греки. Впрочем, греки нашу Волгу называли Ра. Но Бог с ним, с Египтом.
И если все средиземноморье периодически «трясет», и все мы знаем о вулкане Везувий, Санторин, Этна и др., то вопрос о действующих вулканах в библейских землях проблематичен. Со стороны библейской истории нас, конечно, больше всего интересует вулкан в Турции (когда-то это была Армения) Немрут около озера Ван. И гора Арарат там не далеко… Но, ландшафт там явно не пустынный, хотя и присутствует в том районе Араратская равнина (высота 850-1000 м), но самое главное – на пути к вулкану Немрут (как не идти) вулканов больше нет. Да, и Немрут никак не подходит по описание горы Синай – высота 3050 метров, в кратере озеро и рядом большое озеро Ван. Немрут – единственным вулкан (в Турции есть еще три потухших вулкана), который сохраняет активность, а также является вообще единственным вулканом Анатолии (Малая Азия), который извергался в исторический период. Других вулканов на Ближнем Востоке нет. Третье. А кто сказал, что Моисей переходил Чермное море, т.е. Красное море. И как не крути, а оно замерзло.
Происхождение названия – туманно. Есть версия, что происхождение названия этого моря от неправильного чтения семитского слова, состоящего из трех букв: «х», «м» и «р». Из этих букв в древних надписях составлено имя семитского народа — химьяриты,— жившего в Южной Аравии до её завоевания арабами. В древней южноаравийской письменности краткие гласные звуки графически не изображались на письме (мы уже об этом говорили). Поэтому можно предположить, что при расшифровке арабами южноаравийских надписей сочетание «х», «м» и «р» было прочитано как арабское «ахмар» (красный).
Иные производят от имени Идумеев, живших подле этого моря, так как Идумеи происходят от Эдома, как назывался Исав, родоначальник их, а Эдом, как мы уже говорили, значит в переводе красный. Греки называли Красное море Эритрейским морем.
Есть одна странность в тексте библии. «Красное» пишется как красное, например «красное дерево» (3Цар X,11,12; 2ПарIX,10,11) или червленое (Исх XXV, 3), но только название моря –Чермное. А может быть Черное? А почему бы и нет.
Итак, предварительный вывод. Допустим, что странствия евреев происходили где-то в причерноморских степях, где-то между Волгой и Днестром.
Черное море. Со времени первых упоминаний о Черном море в исторических документах (около 3000 лет назад) известно свыше двадцати названий самого моря и черноморского бассейна. Чёрное море (болг. Черно море, укр. Чорне море рум. Marea Neagra, тур. Karadeniz, древние племена, говорившие на иранских языках — Ахшаена (темное). Скифы называли Тама, что также связано со значением «темный»).
Древнегреческое название моря — Понт Аксинский ( «Негостеприимное море»). В «Географии» Страбона предполагается, что такое название море получило из-за трудностей с навигацией, а также диких враждебных племён, населявших его берега. Позднее, после удачного освоения берегов греческими колонистами, море стало называться Понтом Эвксинским (греч. «Гостеприимное море»). Впрочем, у Страбона есть упоминания о том, что в античности Чёрное море называли и просто «морем» (pontos).В Древней Руси X—XVI веках в летописях встречалось название «Русское море», в некоторых источниках море носит название «Скифского».
Черное море практически не покрывается льдом (льды образуются зимой в заливах сев.-зап. И сев.-вост. частей Черного моря), однако в средневековых источниках есть сведения о том, что холодной зимой 762-763 годов Черное море замерзло, по толстому льду можно было ездить на санях, «как по суше». В византийских летописях есть упоминания о полном замерзании Черного моря (Понта) в 401 г. и в 762 г. н.э. Зимой здесь дует сильный холодный ветер с Севера, который местные жители называют Бора или Норд-Ост. В январе температура на северном побережье Черного моря иногда опускается до -30°C. В книге «О ветрах» Теофраст (372-278 гг. до н.э.) указывает, что на побережье Черного моря «борей бывает так холоден, что сковывает воду льдом и не позволяет ему таять». Одним из «заливов» Черного моря можно считать Азовское море.
Азовское море (укр. Азовське море, крым. Azaq deñizi) — северо-восточный боковой бассейн Черного моря, с которым оно соединяется Керченским проливом (Босфор Киммерийский в древности, шириною в 4,2 км). В древности оно называлось у греков Меотийское озеро (у римлян Palus Maeotis, у скифов Каргалук, у меотов Темеринда (зн. мать моря); далее у арабов Нитшлах или Бараль-Азов, у турок Барьял-Ассак или Бахр-Ассак (Тёмно-синее море; в современном турецком Azakdenizi), у генуэзцев и венециан Mare delle Zabacche (Mare Таnе). Азовское море получило свое название от города Азов. Вода содержит очень мало соли. По этой причине море легко замерзает, и поэтому до появления ледоколов оно было несудоходно с декабря до середины апреля. «Лед в этих местностях столь крепок у устья Меотийского озера озера (Керченский пролив – прим. мое), что в том месте, где зимою военаначальник Митридата победил варваров в конной битве на льду» Страбон (ок. 63 г. до н.э.-ок.20 г.н.э.) Кстати, всем хорошо известен сюжет из «Одиссеи» Гомера, когда аргонавты встретили скалы, блуждающие у самого выхода из Босфорского пролива, которые чуть не раздавили «Арго». Историки, какие только объяснения не дают этим «чудесам». В основном все сводится к узости пролива Мраморного моря. Моя версия. Речь идет не о Боспоре Фракийском, а о Боспоре Киммерийском (Керченский пролив). А речь идет не о скалах, а о льдинах, эдаких айсбергах, которые могли выноситься в Азовское море Доном или Кубанью, даже если море уже освободилось ото льда.
А вот выдержки из русских летописей. «Под Батуриным (Черниговская обл. – прим. мое) 16 мая (1966 г) в поле земля кровью и так держалась три дня; потом опять кровь вблизи озера на землю как бы росою пала и семь дней видима была вокруг того озера, свежею стоя на траве». (И.Е. Бучинский. О климате прошлого русской равнины. Л.,1957,стр.92). «… 16 мая (1648 г) сильный зной под Корсунем (др.-рус. назв. Херсонеса – прим.мое)… Весной в Крыму голод большой. Сильное нашествие саранчи на всей Украине, которая причинила большой вред; урожай и травы поела» (Там же, стр.91) «28 августа (1095 г) пришла саранча и покрыла землю, и было смотреть страшно, шла в северные страны, пожирая траву и просо» (Там же. Повесть временных лет. Стр. 61). «…переливалось небо и было красное, как кровь; людям казалось также, что на домах и на снегу пролита кровь. Иные видели, что и звезды отрывались и падали на землю» Такая же запись (1203 г) с указанием, что данное явление (красный снег) наблюдалось в Киеве. «Во Пскове (1487 г) выпал град величиной в садовое яблок» (Там же. Стр. 82). «На солнце (1371 г) места черные, как гвозди, а мгла стояла подряд два месяца; так сильна была мгла, что за две сажени перед собою нельзя было рассмотреть человека в лицо; птицы по воздуху не могли летать, потому что не видели, падали на землю» (Там же стр.71). Здесь я привел примеры «природных катаклизмов» — они же «казни египетские». А как быть с землетрясениями и вулканами? Здесь моя версия, что Моисей водил свой народ где-то в причерноморских степях, сужается до Крыма.
Самое древнее на территории Крыма и современной Украины землетрясение, подтвержденное источниками — Пантикапейское землетрясение (63 до н. э.). Современник события сообщает: «В то время, когда Митридат справлял на Боспоре праздник Цереры, внезапно случилось столь сильное землетрясение, что за ним последовали ужасные разрушения городов и полей». Это свидетельство подтверждают и данные археологических раскопок, которые фиксируют значительные повреждения каменных построек не только в столице Боспорского царства, но и в городах Нимфей, Китей, Порфмий (все — на Керченском полуострове), датированные I веком до н. э. Свидетельство об этом землетрясении есть и у Геродота. Описана и катастрофа 480 года нашей эры. Она произошла примерно в сентябре-октябре и продолжалась примерно 40 дней. Событие известно из дошедшей до нас надписи в Херсонесе, который потерпел большие разрушения. Всем известно землетрясение 11-12 сентября 1927 года (9 баллов), хотя бы из романа «12 стульев». Вот описание тех событий очевидца: В горах произошли обвалы и оползни, следы которых, как, например, на горе Демирджи, в горах под Судаком, находят и сейчас. В течение 11 часов произошло 27 сильных толчков. Всего за несколько дней было зарегистрировано более 200 толчков.
На море под Севастополем появились огромные столбы дыма и огонь. Земля как бы билась в лихорадке. То и дело возникала паника. Сильные разрушения наблюдались и в Симферополе, многие деревни в предгорной и степной части Крыма были превращены в груды развалин. Землетрясение продолжалось несколько дней, даже 15 сентября еще ощущались его толчки. В горах гремели обвалы, море отошло от берега и вновь обрушилось на него бурной волной. По свидетельствам очевидцев, во время землетрясения, они наблюдали «огонь красного цвета в виде сильной зарницы» в западном направлении, где грозовых туч тогда не было. Получается, что огненные вспышки действительно имели огромные размеры, поскольку были видны на расстоянии до 60—70 км. На мысе Лукулл наблюдалась огненная вспышка высотой около 500 м и шириной около 1,8 км. Эти вспышки были видны даже из Евпатории. Также из рассказов очевидцев из Феодосии, известно, что в 30 км по направлению к Анапе (то есть по другую сторону от основного очага и также на большом от него удалении), в море, тоже были замечены огненные столбы. Разумеется, это не последнее крымское землетрясение. В Крыму есть и магматические вулканы, но уже потухшие. Это -Аю-Даг, Кара-Даг. Но зато много грязевых вулканов.
Грязевые вулканы встречаются на земле реже, чем магматические и география их ограничена. Скажем, в России они есть только в районе Тамани и на Сахалине, на территории бывшего СССР – лишь в Азербайджане. А вот в Украине грязевые вулканы обосновались только в Крыму, только на Керченском полуострове.
Грязевые вулканы, по научным меркам, молодое явление – им «всего» 25-30 миллионов лет. Расположены они в нефтегазоносных областях, потому как присутствие в недрах земли больших запасов газа под высоким давлением – одно из непременных условий для образования грязевого вулкана. Хотя это не аксиома – например, в Западной Сибири нефти и газа в избытке, а грязевых вулканов днем с огнем не сыскать.
Внешне грязевой вулкан похож на вулкан обычный, магматический: гора с кратером на вершине. Только у грязевого вулкана из кратера извергаются не потоки магмы, а газ (чаще всего метан) и перемешанная с водой глина. Выбрасывает вулкан на поверхность и обломки пород – сидерит, песчаник, кальцит, буру, пирит. Ученые пришли к выводу, что корни грязевых вулканов уходят на глубину 5-6 км от поверхности земли.
На Керченском полуострове не один – два и даже не десять-двадцать, а больше 50! Правда, в это число входят и действующие грязевые вулканы, и потухшие. Среди действующих, в свою очередь, есть те, что работают постоянно, а есть такие (их два), что дают о себе знать с большими перерывами. Один из них – Джау-Тепе – расположен на юго-западе полуострова, возле села Вулкановка, второй — Восходовский – неподалеку от Керчи.
Джау–Тепе – это вообще самый крупный грязевой вулкан Крыма
Он возвышается над равниной на 60 метров, а его диаметр в основании превышает 500 метров. В переводе с крымско-татарского Джау – Тепе означает «враг-вершина», «вражья гора». Такое « ласковое» название вулкан получил неслучайно – в XVII веке катастрофическое извержение Джау–Тепе уничтожило селение на склоне горы. В XX веке Джау–Тепе буйствовал шесть раз (последний раз – в 1942 году). Наиболее впечатляющим было извержение 1914 года. Длилось оно всего 20 минут, но напугало окрестных жителей не на шутку. Проснувшись от гула невероятной силы, они высыпали на улицу, и их глазам предстала жуткая картина. Вражья гора выплевывала грязь на высоту 40-60 метров. Ширина образовавшегося при этом грязевого потока достигла 120 метров, толщина – двух метров, а длина – почти полкилометра. Над кратером вулкана поднимались белое облако газа и темный столб дыма. В общем, зрелище было не для слабонервных. В последние 60 лет Джау – Тепе не подавал признаков жизни, но затих ли он навсегда или затаился на время, науке неизвестно. Например, его коллега – Восходовский вулкан – побуянив в 1930 году, молчал долгих 52 года. А в марте 1982 вдруг пришел в себя, загудел, задрожал. Гул был мощным – как будто взлетает реактивный самолет, а сельские домишки, стоявшие прямо на склоне вулкана, пережили небольшое землетрясение. Вслед за этими устрашающими эффектами вулкан выбросил из недр земли камни, газ и несколько тысяч кубометров грязи. Последняя растеклась на 200 метров от кратера, залила железную дорогу, да так, что пришлось останавливать движение поездов и расчищать пути. Иногда извержение грязевого вулкана сопровождается огненным столбом, землетрясением.
Теперь самое время опять вернуться к манне и перепелам. Песах, праздник в память об Исходе из Египта, начинается на 15 день месяца нисан, в еврейском календаре первый месяц библейского и седьмой гражданского года. Созвездие, связанное с месяцем Нисан – Овен. Начало месяца нисан соответствует 15 марта. Отсюда не трудно вычислить, когда произошли два события со «сбором» перепелов во время исхода сынов Израилевых из плена египетского. Вычисляем и получаем: где-то 28 апреля в первом случае и 25 апреля – во втором, что в принципе, совпадает со сроками появления весной перепелов в Причерноморье. Я, конечно, мог немного ошибиться с датами, но для нас это не принципиально. Самое главное – это весна, конец апреля, начало мая. И перепела в это время могли лететь только в одном направлении: с юга на север. И оказались они около стана Моисея и его народа после перелета через море («И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов»). Согласно данным о сезонной миграции перепела, Соturnix cоturnix летящий в Причерноморье (Крым, Кавказ), не мигрирует через Красное море (почти), а если и летит, то в районе близком к Суэцкому каналу, т.е. далеко не через самую широкую акваторию.
Основной поток идет по маршруту: африканские зимовки – Египет — страны Ближнего Востока — Азиатская Турция – Черное море — Европейская часть России (Миграции птиц Восточной Европы и Северной Азии. М, Наука, 1982, стр. 184-196). Да, и по срокам, указанным в Библии, перепела должны уже пересечь Черное море. «Помеченные в Египте (нижнее течение р.Нил) во время пролета с 11 по 25 марта особи были встречены примерно через месяц после кольцевания – во второй половине апреля – в Грузии и на восточном побережье Черного моря, близ г. Новороссийска, а также в окрестностях Краснодара» (Там же. Стр.193-194). Теперь о манне. По моему разумению, здесь произошло, то, что я назвал «субъективного характера лингвистические нюансы». В этих двух сюжетах смешалось много понятий и явлений. Первый вариант. Манна=соль. В Библии конкретно говориться: «роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле». Другими словами, конденсат испарился – сухой остаток остался. В Крыму много солончаков, соленых озер.
А как важна соль для организма животных и человека – говорить не приходиться. При соляном голодании соль и в правду может показаться манной небесной. Вспомните «соляные бунты». Второй вариант. Это по- настоящему был снег или лед. В безводном месте – это тоже может показаться манной. Это и питье, это и похлебка. Третий вариант. Это добыча перепелов на манную дудочку, на манок. Дело-то происходит весной, а, как мы уже выяснили, весенняя охота на перепела практиковалась с манком или с манным перепелом. При этом перепела покрыли стан (в Острожской библии – шатер). Так, может быть, перепелов накрыли сетью, шатровой? Но, по мне — четвертый вариант. Что касается того, что манну мололи и толкли, то — этому тоже есть объяснение. Вспомните еврейскую кухню (из вторых блюд предпочтение отдается фаршированным блюдам), украинские сиченики – котлетообразные блюда из фаршей (сеченых, дробленых мяса, яиц, моркови, капусты, грибов и т.д.).
Молоть – мельчить, крошить мелко, рубить. Русская окрошка (крошить). Четвертый вариант. При многократном переписывании текстов все эти варианты (манок, перепел, снег, соль) трансформировались в манну небесную. К тому же если переписчики были далеки от этих понятий. Писал же Геродот о каких-то перьях, которые падают с неба в земле Скифской. А теперь еще один «нюанс». Аскеназ (род Ассов, или Яссов; Быт X, 3) — внук Иафета и вероятно родоначальник народов Аскеназских (Иер LI, 27), населявших страну, лежащую на восточном и юго-восточном берегах Черного моря. Считается, что от Иафета произошли европейские народы. А от Аскиназа – скифы. «…об эволюции имени «Ашкеназ». В Библии оно означало индоевропейский народ, вероятно скифов. Затем название было перенесено на европейских тюрков, жителей Малой Азии и Причерноморья, позже обозначало Восточную Европу и славян … а лишь затем на самих евреев – жителей Восточной Европы» (Евреи и жизнь. Как евреи произошли от славян. М.Дорфман. стр.118). «Однако, более пятнадцати лет назад профессор факультета лингвистики Тель-Авивского университета Пол Векслер, выдвинул теорию, относящую идиш в группу славянских, а не германских языков.
Ашкеназийские евреи не пришельцы с Ближнего Востока, а коренной европейский народ, состоящий в основном из потомков принявших иудаизм западных славян и, вероятно, небольшого числа выходцев из Ближнего Востока и Балкан (это уточнение, скорее всего, реверанс в сторону евреев сефардов и ортодоксов – прим. мое, впрочем, скифы доходили во время своих военных походов до Египта и могли, конечно, взять в полон и иудеев). Другой крупной группой, давшей начало ашкеназийскому еврейству, стали евреи, издавна жившие в Киеве и Полесье, а также тюрко-иранские выходцы из Хазарии. Лишь позже, вместе с немецкой колонизацией западнославянских земель, восточноевропейские евреи вместе с другими западными словянами перешли на немецкий язык и усвоили элементы германской культуры … в идише около 20% славянизмов (в литературном языке – прим. мое). В народном языке славянизмов несравненно больше.» (Там же. Стр.83-84, 122). Вот такой нюанс. Кстати, в Крыму в диком виде встречается полба, смоковница, черемша, кориандр, лук. Есть в Крыму Сингория (Син гора), был город Ор (ор — орать – пахать, ров) около перекопа. Чуфут-Кале переводится как «Иудейская крепость». Старое названия Азова – Тира (библейский город Тир?). На черноморском побережье был еще город Тира – нынешний Белгород-Днестровский. И вообще, древний Крым полон загадок. А Тамань? Справка. К сожалению, море постоянно наступает и многие древние города, поселения уже на морском дне. Происходит это потому, что уровень Черное моря находится ниже Мраморного, Средиземного морей.
Может быть не случайно, все-таки, когда встал вопрос о создании в СССР Еврейской республики (автономии), советские евреи хотели обосноваться в Крыму. Может быть, кто-то из них обладал какими-то сакральными знаниями.
Так, все-таки, был Моисей первым ветхозаветным охотником на перепелов?
Игорь Поляков,
специально для журнала "Охотничий двор"