Бруно Чиволани

Когда на презентации модели Xanthos в России представитель компании Breda Жан Филиппо Адамати сказал, что эта модель ружья является последней разработкой великого Бруно Чиволани, реакции аудитории не последовало, ибо для большинства это имя – пустой звук. Мало кто знает о конкретном человеке, который стоит за уникальной конструкцией, известной всему миру, – системой Benelli. Как это часто бывает, изобретатель не пожал даже малой толики славы фирмы, на практике реализовавшей его творческое решение.

Когда на презентации модели Xanthos в России представитель компании Breda Жан Филиппо Адамати сказал, что эта модель ружья является последней разработкой великого Бруно Чиволани, реакции аудитории не последовало, ибо для большинства это имя – пустой звук. Мало кто знает о конкретном человеке, который стоит за уникальной конструкцией, известной всему миру, – системой Benelli. Как это часто бывает, изобретатель не пожал даже малой толики славы фирмы, на практике реализовавшей его творческое решение.

Каждый раз, когда владелец «бенелли» нажимает на спусковой крючок своего ружья и происходит выстрел, включающий в работу инерционный механизм перезаряжания, этот выстрел звучит салютом в память об одном из самых выдающихся конструкторов оружия ХХ века – Бруно Чиволани.

Бруно Чиволани родился в 1922 году в крестьянской семье и еще мальчишкой смастерил свое первое ружье. Для его изготовления он использовал имевшиеся под рукой материалы. Так, кусок водопроводной трубы превратился в ствол, канал которого запирался самодельным поворотным затвором собственной конструкции. Ружье заряжалось патронами кольцевого воспламенения. История не сохранила подробностей о том, совпадала ли точка прицеливания с точкой попадания, но факт попадания одного из выстрелов Бруно в случайного прохожего является вполне достоверным, ибо тому есть документальное подтверждение. Для юного оружейника эта история кончилась не так, как он хотел: сразу после рокового выстрела двое карабинеров препроводили его, подобно Пиноккио, в полицейский участок. В полиции не поверили, что мальчишка смог самостоятельно изготовить ружье и уж тем более попасть из него в прохожего, поэтому попросили Бруно выстрелить еще раз по импровизированной мишени. В общем, в тот раз маленькому Бруно удалось отделаться легким испугом, однако с ружьем пришлось распрощаться, так как карабинеры сказали ему, что в принципе могли бы вернуть конструктору его «фузею», но при одном условии: из полицейского участка его должен забрать отец. Надо ли говорить, какой из двух вариантов освобождения выбрал маленький Бруно!

МОДЕЛЬ 121 СПОСОБНА ВЫПОЛНЯТЬ 5 ВЫСТРЕЛОВ МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА ОДНУ СЕКУНДУ.

Семья Чиволани жила в местечке Сан-Джорджио ди Пьяно неподалеку от Болоньи. Принадлежавшая семье земля плодородием не отличалась, и когда Бруно исполнилось тринадцать лет, было решено перебираться в город. В Болонье паренька взяли подмастерьем в оружейную мастерскую Орландо Гранди. Владелец мастерской был неплохим оружейником. Благодаря тому, что в мастерской Гранди выполнялись различные работы по ремонту оружия, Бруно имел возможность на практике изучить основы технологии оружейного производства. Впоследствии Чиволани всегда чрезвычайно высоко оценивал опыт, который он получил у Гранди. Именно в этой мастерской произошла встреча, предопределившая всю его дальнейшую жизнь. Правда, это была встреча не с человеком, а с оружием: в руки Бруно попало ружье конструкции шведского инженера Акселя Шьегрена. (Кстати, в прошлом году исполнилось 105 лет с начала серийного выпуска самозарядного ружья шведского инженера Акселя Шьегрена.) По словам Чиволани, его потрясла идея использовать энергию отдачи для перезарядки ружья, но воплощение этой идеи Шьегреном было далеко от совершенства. Неудачный опыт шведского конструктора подтолкнул фантазию Чиволани.

Сердцем механизма является мощная пружина, расположенная в остове затвора, которая обеспечивает полный цикл работы автоматики ружья.

Чиволани нравились автоматические ружья, о достоинствах и недостатках которых он знал абсолютно все. Бруно постоянно бывал на стенде, но не потому, что его интересовало мастерство стрелков или он сам увлекался стендовой стрельбой. Он наблюдал за тем, как ведут себя ружья при выстреле, и думал над тем, как можно было бы использовать энергию отдачи для перезаряжания ружья.
Бруно Чиволани посещал вечернюю школу, но из-за проблем со здоровьем так и не сумел ее окончить. Несмотря на отсутствие свидетельства об окончании школы, навыков механической обработки металлов, полученных у оружейника Гранди, оказалось достаточно, чтобы перед ним открылись двери многих мастерских.
В начале войны Бруно работал слесарем-инструментальщиком в крупной болонской металлообрабатывающей фирме Minganti. Из-за любви к механике он согласился на перевод в городок Палаццоло сулл’Олье (провинция Брешиа), где у компании Minganti было подразделение. Цех, где работал Чиволани, располагался по соседству с фирмой Manzoli, производившей оружие и патроны. После окончания войны Бруно Чиволани основал свой цех по изготовлению деталей из листового проката. Именно там во время работы на прессе он лишился трех пальцев на левой руке.

Главный вклад в изучение движения тела по инерции внес Галилео Галилей, который сформулировал свой «Принцип инерции». Однако обобщил выводы Галилея и закрепил понятие инерции в своем законе Исаак Ньютон. Закон инерции, который называют еще первым законом динамики Ньютона, гласит: «Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние».

Работать над инерционным ружьем Чиволани начал с приобретения серийного полуавтомата. После некоторой доработки изобретатель установил на нем созданный им инерционный затвор и стал отстреливать ружье. Выстрелов было сделано очень много. После каждого Чиволани проверял ход затвора. Так он сумел найти параметры пружины и добиться нормального функционирования затвора. Пружины Бруно Чиволани изготавливал самостоятельно, закаливая их, как вспоминал потом внук Чиволани Андреа, дома на кухне.
Экспериментировать пришлось долго, но Чиволани проявил незаурядное упорство и скрупулезность и в конечном счете пришел к тому результату, который был ему нужен. Чиволани вспоминал, что при первом же выстреле механизм заблокировало и ему пришлось распилить ружье пополам. В конце концов Чиволани добился того, чтобы ход затвора превышал 80 мм.

Уникальность системы, предложенной Чиволани, заключалась в том, что для перезаряжания оружия использовалась не энергия части пороховых газов или подвижных частей оружия (системы с длинным или коротким ходом ствола), а отдача оружия в целом. Работа автоматики ружья Бруно Чиволани основана на отдаче составного затвора с так называемым инерционным телом. (Справедливости ради необходимо отметить, что принцип действия автоматики, основанный на использовании энергии отдачи всего оружия в сочетании с инерционным затвором и накопительной пружиной, впервые был реализован в проекте самозарядного ружья шведского инженера А. Шьегрена (с 1904 по 1914 год). Но сходство ружей Benelli Armi и Шьегрена в основном этим и исчерпывается. Конструктивно они различаются в своей основе, начиная от узла запирания и УСМ до своего внешнего облика.) Сердцем механизма является мощная пружина, расположенная в остове затвора, которая, накапливая энергию при отдаче оружия, затем обеспечивает полный цикл работы автоматики ружья. Таким образом, в оружии отсутствуют детали газового двигателя, его механизмы меньше загрязняются, ружье не требует особо тщательного ухода, а простота конструкции служит залогом его надежности.

ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЕ РУЖЬЕ XANTHOS 12-ГО КАЛИБРА СТАЛО ПОСЛЕДНЕЙ РАЗРАБОТКОЙ БРУНО ЧИВОЛАНИ.

Пять лет ушло на создание работающего опытного образца. Подобно другим прирожденным механикам, которые начинают воплощать идею сразу же в металле, минуя этап проектирования, Чиволани редко делал чертежи, предпочитая как можно скорее подойти к фрезерному или токарному станку. И он не изменял себе и позже, занимаясь своими последующими разработками. Чиволани считал, что есть только один способ заявить о своих идеях – доказать их ценность на деле.

В те годы семья изобретателя жила в Болонье. Внук Чиволани Андреа позже рассказывал, что одна из комнат дома была отведена под мини-мастерскую, где его дед проводил значительную часть своего времени. В комнате находились кульман, верстак с тисками и кучей напильников. По словам Андреа, Чиволани часами мог рассказывать домашним, над чем он в данный момент работает, а жена, сын и внук увлеченно внимали его рассказам.

Действующий образец был изготовлен. И перед Чиволани, как и перед любым другим свободным художником, со всей остротой встал вопрос: кому продать свое творение. Он обратился ко всем итальянским производителям охотничьего оружия, но везде получил отказ. Сейчас остается только гадать, почему ведущие производители оружия, среди них были такие компании, как Beretta и Franchi, отвергли предложение Чиволани. Можно предположить, что конструкция Чиволани не была принята основными производителями оружия, поскольку у них не было никакого желания изготавливать оружие, которое бы превосходило выпускаемые ими модели самозарядных ружей, функционирующие по принципу длинного хода ствола или отвода пороховых газов. А может быть, дело совсем в другом: вполне вероятно, что техническое оснащение оружейных заводов в то время просто не позволяло выпускать оружие, требовавшее минимальных допусков при обработке, а уверенности в том, что инвестиции в приобретение нового оборудования оправдаются, не было.

Чиволани продолжал совмещать работу по доводке ружья с изготовлением штамповок. Этот этап его жизни пришелся на пятидесятые – шестидесятые годы – период подъема экономики и бурного роста производства мотоциклов. Мастерская Чиволани изготавливала заглушки для баков и ручки газа для одного предприятия в регионе Марке, которое производило мототехнику. Это была компания Benelli.

История фирмы Benelli начинается в 1911 году. Некую синьору Терезу Бони Бенелли, жившую в городе Пезаро и вырастившую шестерых сыновей, мучили раздумья, чем будут заниматься ее мальчики в жизни Какие варианты приходили ей в голову, доподлинно неизвестно, но деньги семьи были вложены в покупку металлообрабатывающих станков. Рядом с домом была построена мастерская, и Джузеппе, Джованни, Франческо, Филиппо, Доменико и Антонио, не мудрствуя лукаво, назвали предприятие Fratelli Benelli Spa. В самом начале братья занимались ремонтом автомобилей и ружей. Потом на предприятии стали не только ремонтировать мотоциклы и мопеды, но и разрабатывать двигатели внутреннего сгорания для мопедов и мотоциклов собственной конструкции.
Славу компании Fratelli Benelli принесли именно гоночные мотоциклы, чем, собственно говоря, и сейчас славится фирма. Братья Бенелли явились настоящими пионерами в области разработки двигателей внутреннего сгорания в Италии. Их спортивные мотоциклы (с 1923 года) постоянные участники набирающих все большую популярность гонок. Еще до войны компания Benelli стала одной из самых знаменитых мотоциклетных фирм в Италии.
Один из братьев Бенелли – Джованни – увлекался охотой и еще в 1920-е годы изготовил двуствольное курковое ружье, а в 1940 году сконструировал самозарядное ружье 12-го калибра. В основе конструкции лежала принципиальная схема Джона Браунинга, реализованная им в Auto 5, но по сравнению с Auto 5 ружье Джованни Бенелли обладало более совершенным ударно-спусковым механизмом. Инновации в конструкции УСМ Джованни Бенелли даже были защищены четырьмя патентами. Кто знает, в каком направлении стала бы развиваться компания, если бы в Европе в то время не полыхала Вторая мировая война: фирма была загружена военными заказами, до охотничьего оружия ли было в таких условиях.

Война закончилась, страна вернулась к мирной жизни. Экономический подъем 1950–1960-х годов не обошел стороной и Италию. Компания Benelli Fratelli уверенно развивалась и прочно занимала свою нишу среди предприятий, выпускающих мотоциклы.

И в это время к братьям Бенелли обратился конструктор из Болоньи Бруно Чиволани. Вполне вероятно, что он расценивал свое обращение в эту компанию как последний шанс: ведь Бруно Чиволани уже обращался со своим изобретением ко всем итальянским производителям оружия, но все было безуспешно. Вполне вероятно, что и компании Benelli Armi никогда не существовало бы, если бы братья Бенелли не поверили в перспективность разработки Чиволани.

И все же почему братья Бенелли вдруг решили рискнуть и начать производство охотничьего оружия? Одни источники упирают на романтически-эмоциональный аспект: мол, братья были страстными охотниками и хотели иметь скорострельное оружие, а кроме того, они задумали совершить благодеяние и помочь безвестному конструктору. Другие, напротив, утверждают, что братьями руководил холодный расчет: в 1967 году цена хорошего ружья равнялась цене мотоцикла, но при этом масса мотоцикла составляла около 200 кг, тогда как ружье весило не больше четырех килограммов, а следовательно, исходя из количества металла, потраченного на изготовление этих товаров, ружье обеспечивало гораздо большую прибыль. В пользу второй версии говорит и то обстоятельство, что когда европейские рынки подверглись массированному нашествию японских производителей мотоциклов в 1970-х годах, то для спасения мотоциклетного производства, которое семья Бенелли считала для себя основным, было принято решение продать дочернее предприятие, занимавшееся производством охотничьего оружия. В 1983 году предприятие было продано холдингу Beretta. Кстати, и сама компания Benelli Fratelli семье Бенелли больше не принадлежит. Но все это случится позже, а в 1967 году в Урбино была создана компания Benelli Armi, продукции которой, как рычагу Архимеда, предопределено было полностью перевернуть представления об охотничьем полуавтоматическом оружии и стать своеобразным символом качества.

В результате реализации проекта на свет появилось уникальное охотничье оружие, основанное на принципе использования силы инерции массы вместо традиционного газоотводного механизма. Так было начато производство ружья модели 121, способного выполнять 5 выстрелов менее чем за одну секунду, даже несмотря на некоторое несовершенство в работе УСМ, исправленное, впрочем, в последующих моделях.

В первых прототипах ружья при стрельбе патронами с легкими зарядами энергии отдачи оказывалось недостаточно для сжатия буферной пружины затвора и, вследствие этого, автоматика не срабатывала: ведь кинетическая энергия отдачи ружья зависит от трех величин: массы снаряда, начальной скорости снаряда и скорости горения порохового заряда. Первые образцы ружей Benelli при стрельбе патронами с массой снаряда менее 32 г и малой начальной скоростью не отличались высокой надежностью. Не могли они надежно функционировать и с патронами мощнее, чем полумагнум. Поиск необходимых величин жесткости буферной пружины и массы инерционного тела затвора, а также доработка конструкции ружья в целом дали желаемый результат: ружья Benelli стали спокойно «переваривать» как патроны с массой дроби 24 г, так и супермагнумы с массой дроби 55 г. Последующие модели, сошедшие с заводского конвейера, были способны вести стрельбу патронами, снаряженными 55 г стальной и 65 г свинцовой дроби.

Первые ружья компании Benelli выпускались только 12-го калибра, а вместимость магазина составляла 4 или 5 патронов. Патронник ружья имел длину 70 мм. Стандартная длина ствола с вентилируемой прицельной планкой или без таковой составляла 70 см. Цевье и приклад выполнялись из высококачественного, тщательно обработанного ореха. Погиб ложи составлял от 50 до 60 мм.

Стволы для первой модели ружья Benelli производились в Сент-Этьене (Франция) на заводе компании Manufrance методом горячей ковки. Необходимая форма ствола достигалась посредством ковки трубчатой заготовки до тех пор, пока она не принимала форму внутренней оправки. Затем канал ствола подвергали хонингованию и хромированию.
Первые самозарядные ружья Benelli выпускались в трех вариантах исполнения (Standard, Lusso и Extra Lusso) и имели стальную ствольную коробку, однако очень скоро для производства ствольной коробки стали применять легкий сплав.

Модель 121 положила начало созданию нового поколения самозарядного оружия. Эта модель ружья уже давно стала легендой и занимает особое место в сердцах охотников и ценителей оружия.
Слава болонского изобретателя со временем достигла даже берегов далекой Японии. Один его знакомый, имевший торговых партнеров в Азии, рассказал о нем японцам, которых не устраивало качество выпускаемого ими оружия. Японцы приехали в Болонью и увезли Чиволани с собой в Токио, где он в течение месяца работал над ружьем с газоотводным механизмом, поскольку действие патента на инерционную систему перезаряжания еще не истекло.

В Болонье семья изобретателя проводила только зимние месяцы. В начале 70-х годов Чиволани построил дом в Апеннинах, между Болоньей и Флоренцией. В доме, утопавшем в зелени, Чиволани жил летом. Там же находилась и его мастерская. Каждое лето в течение долгого периода в горы на грузовике доставлялись станки, и там продолжалась работа. Бруно относился очень ревностно к своим проектам. Чертежи делались только в тот момент, когда он работал над формой ружья. Потом он изготавливал уже действующий опытный образец, который оставалось только запустить в производство.

25 сентября 1997 года любимое детище Бруно – ружье – отняло у него сына. Произошел несчастный случай, в результате которого погиб Мауро Чиволани. От этой трагедии Бруно не оправился до конца своей жизни. В течение двух лет после гибели сына изобретатель не брал в руки оружия. К счастью, с ним рядом в это время была его семья, особенно внуки Андреа и Стефания. Все понимали, что конструирование оружия составляло смысл всей его жизни, и вскоре Чиволани-старший все-таки смог вернуться к работе.

В 1999 года Бруно представил новую систему перезаряжания с газоотводным механизмом. Принцип работы механизма основан на отводе пороховых газов из канала ствола в два симметрично расположенных под стволом газовых цилиндра. Сначала этот механизм был установлен на охотничьем ружье, однако настоящий успех пришел, когда дробовик Benelli M4 Super 90, оснащенный механизмом перезаряжания нового типа, был принят на вооружение армией США в качестве оружия боевого применения. Тогда о Чиволани писали едва ли не все газеты мира.

В 84 года изобретатель сконструировал для компании Breda полуавтоматическое ружье Xanthos 12-го калибра. Хотя, если говорить точнее, то компания Breda заключила контракт с Бруно Чиволани на использование в конструкции модели Xanthos двух его патентов (узел запирания и система досылания), с обязательным участием конструктора в создании прототипа и последующим авторским надзором.

В основе работы автоматики – инерционный принцип, но с патентованной инновационной системой питания. Патентованная затворная группа Xanthos отличается от системы Benelli. Главное отличие – запирание затвора осуществляется личинкой, перемещающейся в вертикальной плоскости и входящей в соответствующий паз хвостовика ствола, а не поворотным затвором. В остальном принцип действия инерционной системы прост и понятен: при выстреле под воздействием отдачи происходит смещение затворной рамы вперед и сжатие мощной пружины, расположенной между рамой и затвором, которая в дальнейшем, разжимаясь, отбрасывает затворную раму назад, вследствие чего и происходит весь цикл перезаряжания оружия.

Также обращает на себя внимание тонкостенная стальная ствольная коробка, штампованная из трубчатой заготовки (Чиволани сделал для ружья стальную ствольную коробку, тем самым перекинув мостик к своему прошлому штамповщика). Аналогов по технологичности изготовления среди гладкоствольных полуавтоматов классической компоновки просто не существует. Ствольная коробка получилась крайне легкой и одновременно жесткой, что самым положительным образом сказалось на массе ружья в целом и изяществе внешнего вида.

Участие в работе над новой моделью компании Breda не добавило Бруно Чиволани мирской славы. Имя конструктора все также оставалось мало известным широкой публике. Нам приходится только гадать, искал ли признания и славы Бруно Чиволани или бежал от них, ибо на этот вопрос мог бы ответить только он сам, но, увы, ответа на этот вопрос мы от него уже не получим, как не появятся и новые модели оружия, в создании которых принял участие Бруно Чиволани.

Виктор АНДРЕЕВ
Фото из архива автора
Журнал «Охотничий двор» № 8 (август) 2010 г.

 

ВНИМАНИЕ!

Использование материалов сайта на некоммерческих интернет-сайтах и сайтах общественных организаций разрешается только с указанием источника и установкой гиперссылки на сайт Национального Фонда Святого Трифона.
Размещение всех материалов Фонда в СМИ и с коммерческими целями осуществляется на договорной основе.

Оцените статью