Как быстро меняется окружающий нас мир! Ведь, кажется, еще совсем недавно охотники и мечтать не могли о том, что в охотничьих магазинах будет представлен широкий ассортимент камуфлированной одежды производства различных компаний и стран. Еще двадцать лет тому назад о камуфляжной одежде знали только понаслышке. |
Потом, когда положение с финансированием армии стало из рук вон плохим, предприятия, производившие одежду для нужд армии, и сметливые бизнесмены пришли к выводу, что армейский камуфляж вполне возможно пустить в продажу под названием «одежда для охотников». Да, на каком-то этапе это было достижением и, если хотите, прорывом вперед.
Когда армейский камуфляж появился в продаже, он сразу же попал в разряд дефицита. Во-первых, стоил дешево, а во-вторых, обыватель пребывал в счастливом заблуждении, что все то, что делается для армии, является самым качественным, надежным и прочным. Но ведь на самом деле это не так! Снабжение армии – дело весьма дорогостоящее, и одежду требуется максимально удешевлять.
Но допустим, вам повезет и вы купите качественный армейский камуфляж для бойцов спецподразделений, пошитый с применением новейших технологий. Но будет ли этот костюм отвечать требованиям охотника, предъявляемым к такому виду одежды?
Всем нам хорошо знакомо чувство разочарования в связи с упущенной возможностью сделать прицельный выстрел по налетающей, но почему-то отвернувшей птице или вышедшему на затаившегося охотника зверя. И стоит охотник вроде неподвижно, и засидка его сливается с окружающим пейзажем, и одет он в новенький, приятно похрустывающий на сгибах армейский камуфляж… Причин неудачи может быть множество, но чаще всего они кроются именно в таком вот «камуфляже».
Хочу заметить, что практически ни в одной стране мира охотники не пользуются камуфляжной одеждой армейского образца. И дело тут не только в особенностях национальной охотничьей культуры. Во-первых, человек и животные видят по-разному. В частности, животные способны воспринимать ультрафиолетовую часть спектра, но не различают цвета (правда, некоторые исследователи считают, что цветовое зрение у животных все-таки есть). Во-вторых, охотникам нет необходимости покупать военный камуфляж, так как в магазинах продается специальная одежда для охотников. В-третьих, ношение военной формы одежды лицами, не имеющими на это права, мягко говоря, не одобряется законом.
На российском рынке не так быстро, но все более отчетливо наблюдается изменение предпочтений охотников: пути армейского и охотничьего камуфляжа расходятся. Может быть, в не очень высокой скорости этого процесса виновата наша бедность. И все же определенные положительные сдвиги есть. Последние восемь или чуть более лет российские производители одежды для охоты, как правило, закупали ткани с нанесенным на них камуфляжным рисунком в Корее. Потом производство тканей было развернуто и на территории России. Не мудрствуя лукаво, отдельные производители не спешили приобретать лицензии на использование популярных рисунков у правообладателей. И появились на бескрайних российских просторах бесчисленные вариации (похожие и совсем непохожие) на тему оригинальных камуфляжных рисунков серий Advantage Timber, Realtree Hardwoods, Realtree Hardwoods Green, Advantage Max-4, AP Green и других.
Однако и российские разработчики камуфляжной одежды не сидели сложа руки. В течение нескольких лет группа энтузиастов, в состав которой входили руководители компании Roshunter, известный своими работами в области анималистики художник Александр Дегтев и специалист в области компьютерного дизайна Дмитрий Зотов, разработала несколько абсолютно новых маскировочных рисунков, в основе которых лежало изучение покровительственной окраски животных и птиц. Уже в 2005 году в продаже появились костюмы с маскировочными рисунками, содержащими в себе элементы окраски таких птиц, как вальдшнеп, болотная выпь и полярная сова.
Подтверждением большого успеха творческого коллектива российских разработчиков является хотя бы то обстоятельство, что «пираты» из стран Юго-Восточной Азии и республик СНГ уже наладили контрафактное производство тканей с маскировочными рисунками и изделий из них, завоевавших широкое признание российских охотников.
В России растет популярность европейского стиля в охотничьей одежде.
В современной охотничьей одежде есть еще одна интересная тенденция: растущая популярность так называемого европейского стиля в охотничьей одежде.
Охотничья одежда, по мнению европейцев, должна быть зеленого, темно-зеленого или оливкового цветов; она кроится и шьется по специальным лекалам и имеет «цивильный» внешний вид, но при этом вы можете стрелять, не испытывая никаких затруднений в движениях. Покрой и дизайн разработаны на основе многолетнего охотничьего опыта; и, конечно, при пошиве этой одежды используются самые современные материалы. Выбор тех или иных видов тканей и утеплителей определяет функциональные свойства одежды.
Хотим мы того или нет, но камуфляжная одежда вышла за узкофункциональные рамки и прочно укоренилась в нашем быту, став чем-то вроде повседневной одежды.
Сегодня охотникам предлагается широкий выбор камуфляжных расцветок, задача которых помочь охотнику слиться с естественным фоном. К выбору камуфляжной одежды необходимо подойти максимально серьезно. Прежде всего, следует уяснить, что нет и не может быть универсальной расцветки, подходящей для всех видов охоты. Для осенней охоты на утку оптимально подойдут расцветки с преобладанием желтого и коричневого цветов. Среди образцов расцветки, хорошо зарекомендовавших себя, можно назвать новые разработки под товарными знаками Advantage Max-4, Advantage Timber, в хорошо известной многим российским охотникам серии Mossy Oak – Duck Blind и ряд других. Расцветки с преобладанием коричневого и серого цветов рекомендуются для осенних охот (в серии Realtree — Hardwoods, Advantage Timber, в серии торговой марки Mossy Oak – New Break-Up, Treestand и др.), а для зимних охот, естественно, следует использовать предназначенную для этого времени года камуфляжную одежду с преобладанием серого и белого цветов (Realtree APS, Skyline, Predator Winter White).
Вышеперечисленные образцы камуфляжной расцветки могут использоваться на различных видах охот. Так, например, расцветка Duck Blind в серии Mossy Oak специально разработана именно для охоты на водоплавающую дичь или расцветки Realtree Hardwoods, Advantage Timber — для охотников на копытных, предпочитающих охоту скрадыванием зверя (с подхода), а не стрельбу по нему из засидки. Среди заслуживших признание образцов расцветки можно отметить Vertical Reed компании Browning, а также Marsh компании Cabelas. Для тех, кто охотится на скошенных кукурузных или пшеничных полях на оленей или гусей на осеннем пролете, созданы такие расцветки, как Cornfield и Backland.
На нашем рынке широкий спектр лицензионных камуфляжных расцветок представлен в одежде торговой марки HuntLandia.
Некоторые компании приступили к выпуску одежды для охотников, обладающей трехмерным эффектом, что переводит искусство камуфляжа в новое измерение. Эффект объемности достигается различными способами, в частности применением аппликации в форме листьев деревьев, нашивкой на основу, состоящую из легкого сетчатого материала, полосок ткани или за счет особого способа шитья, в результате которого на одежде образуются складки. Благодаря этому размываются очертания фигуры человека. В модели Leafy-Wear (выпускается в вариантах расцветки Realtree X-tra и Advantage) нашитые листочки колеблются от малейшего дуновения ветерка, обеспечивая потрясающий эффект. В модели Chillie Suit, первоначально предназначавшейся для снайперов, пришитые полоски ткани размывают очертания фигуры человека за счет создания теней и движения. Отечественные производители выпускают на рынок ставшие популярными модели костюмов «Леший» и «Кикимора».
Насколько хорошо камуфлированная одежда выполняет свое предназначение, во многом зависит от того, из какой ткани она изготовлена. Когда свет падает на поверхность предмета, он либо поглощается, либо отражается ею. Такие ткани, как шерсть, сукно и хлопок, поглощают лучи света. Как следствие этого, они кажутся невыразительными, но зато сливаются с естественным фоном даже тогда, когда освещаются прямым светом.
Кстати, вспомните рекламные ролики о непревзойденных качествах стиральных порошков, в состав которых входят компоненты, повышающие коэффициент отражения одеждой ультрафиолетовых лучей, так называемые оптические отбеливатели. Если вы постираете таким порошком ваш камуфляжный костюм, то после охоты вам будет объявлена благодарность за вклад в сохранение дикой природы!
Крупнейшие мировые производители камуфляжной одежды учли результаты научных исследований и стали выпускать одежду из ткани, не подвергавшейся обработке оптическими отбеливателями, а также специальные составы-блокираторы, снижающие интенсивность ультрафиолетового свечения, для обработки ткани в домашних условиях.
Для охотников на крупного зверя особое значение приобретает такая характеристика одежды, как ее бесшумность. В последние несколько лет на рынке появились модели нового поколения камуфлированной одежды, обладающие, по мнению их создателей, уникальными характеристиками (водонепроницаемость, ветрозащищенность и бесшумность). В большинстве случаев в качестве водонепроницаемого компонента используются мембраны Gore-Tex, Water Wind Tex или Dry Plus, а верхний слой из шерсти или сукна обеспечивает требуемый уровень бесшумности. Gore-Tex, Water Wind Tex и Din-Tex представляют собой материалы, которые, будучи соединены с другой тканью, делают ее водонепроницаемой, сохраняя при этом способность пропускать образующийся конденсат. Применение современных материалов предохраняет охотника от знакомого многим ощущения «запаренности».
Водонепроницаемая и в то же время «дышащая» одежда уже пользуется заслуженной популярностью у многих ружейных охотников как на крупную, так и на водоплавающую дичь. Речь идет, конечно, о тех случаях, когда некоторый уровень производимого одеждой шума (с учетом условий охоты: ветер, дождь, снег) не является критичным. Однако если вы находитесь рядом с чутким зверем при полном безветрии, то недопустим даже малейший шорох.
В современном высокотехнологичном мире мало кто охотится для обеспечения пропитания своей семьи. Я не говорю о промысловиках и профессиональных охотниках, я говорю о тех, для кого охота – это хобби, занятие, дарящее радость общения с природой и спасающее от превращения в раба и заложника современных технологий. Именно им и адресуют свою продукцию крупнейшие мировые производители камуфлированной одежды.
НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ –
НА СЛУЖБУ ОХОТНИКАМ
Большинство охот в России проводится в осенне-зимний период, поэтому для охотничьей одежды актуален вопрос об утеплителе. Нужно иметь в виду то, что утеплитель так же, как и мембранная ткань, которая используется в одежде, должен позволять телу дышать, иначе замечательные свойства мембраны будут просто-напросто сведены к нулю.
В ряде моделей Deerhunter фирма F.Engel применяет в качестве утеплителя серию материалов под общим названием Outlast. В основу концепции положена идея использования термочувствительных микрокапсул, которые выполняют двоякую роль. При повышении температуры тела они поглощают излишки тепла, и состав, который их наполняет, расплавляется, превращаясь в вязкую жидкость. В этом случае Outlast не дает охотнику перегреться при интенсивных физических нагрузках. При понижении температуры тела (например, охотник встал на номер) Outlast остывает, возвращаясь в начальное состояние. В это время он отдает накопленное тепло охотнику. Таким образом, в отличие от других утеплителей, Outlast играет «активную» роль и способен меньшим объемом выполнять те же задачи. Естественно, это позволяет уменьшить вес одежды и получить большую свободу движений.
Помимо того, что в одежде Deerhunter используются современные материалы, покрой одежды также разработан до мелочей. Взять хотя бы расположение утеплителя. Поскольку температурный режим различных частей тела человека неравномерен, то и количество утеплителя в разных элементах одежды – разное.
Кондрат СОЛОДОВНИКОВ
Фото автора
Журнал «Охотничий двор» № 8 (август) 2010 г.
ВНИМАНИЕ!
Использование материалов сайта на некоммерческих интернет-сайтах и сайтах общественных организаций разрешается только с указанием источника и установкой гиперссылки на сайт Национального Фонда Святого Трифона.
Размещение всех материалов Фонда в СМИ и с коммерческими целями осуществляется на договорной основе.