Нож – одно из важнейших хозяйственно-бытовых орудий наших предков. Уже в X–XI веках русские мастера успешно освоили сложные технологии пакетной ковки клинка, что подтверждают многочисленные археологические находки. |
Нож – одно из важнейших хозяйственно-бытовых орудий наших предков. Уже в X–XI веках русские мастера успешно освоили сложные технологии пакетной ковки клинка, что подтверждают многочисленные археологические находки.
ОСОБЫЙ СТАТУС НОЖА
Роль ножа в жизни славян трудно переоценить. Он всюду сопровождал людей: им пользовались мужчины и женщины, представители всех социальных и профессиональных групп. Именно ножи чаще всего встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. Так, при раскопках культурных слоев в Новгороде их находили сотнями. Изъеденные ржавчиной металлические пластины были мало похожи на ножи, но результаты металлографических исследований* позволили не только подтвердить их назначение, но и определить технологии ковки, которые применялись в то время.
Результаты археологических раскопок в ряде регионов свидетельствуют о том, что ножи являлись обязательной принадлежностью в захоронениях славян – как мужчин, так и женщин. Нож, как символ домашнего очага, дарил на свадьбе жених невесте. Все это подтверждает значимость ножей в жизни людей.
Современная реконструкция древнерусского ножа, выполненная мастерской В.Михеева (г.Ижевск). Материал клинка – сталь 110Х18МШД, материал рукояти – орех с пропиткой льняным маслом; всадные ножны из натуральной кожи.
ВКЛАД НОВГОРОДСКИХ КУЗНЕЦОВ
Если вспомнить основные исторические события, происходившие на рубеже X–XIII веков, не приходится удивляться, что расцвет ремесел (в том числе кузнечного дела) связан прежде всего с северными землями Руси. С освоением пашенного земледелия, пришедшего на смену огневому, или подсечному земледелию, резко возрастает значение кузнечного ремесла.
Здесь уместно вспомнить, как производилась в те далекие времена ковка железа и все предшествующие этому операции. Процесс превращения бурой массы болотного железа в ножи, топоры и мечи овеян мифами и легендами от первого и до последнего шага. Найти скопление железных руд было непросто. Сначала вбивали кол в болотную зыбь и по специфическому звуку определяли свою удачу. Приставшую к колу массу пробовали на язык. Наличие кисловатого привкуса подтверждало находку. Содрав мох, снимали рудоносный слой и загружали его в заплечные корзины, чтобы перенести на сухое место. Потом массу, сочащуюся ржавой жидкостью, сушили, дробили, просеивали, обогащали и загружали в домницу с древесным углем. Так получали крицу. Кузнец многократно проковывал железо, выжимая из него шлаки и уплотняя его внутреннюю структуру. Путем насыщения кричного железа углеродом его превращали в сталь.
Изучение кованых изделий из новгородских раскопов позволяет сделать вывод о высоком технологическом уровне обработки металла. Существует гипотеза, согласно которой эти технологии были освоены новгородскими мастерами не без помощи скандинавов. Но это только гипотеза, а неоспоримым фактом остается то, что именно новгородская Русь стала крупнейшим центром обработки металла, влияние которого распространяется затем на все окрестные регионы, включая Волго-Камское междуречье.
Ведущей технологической схемой обработки клинков можно считать трехслойный пакет, когда сваривались три полосы металла – две (железные) по бокам и одна (стальная) в центре. При многократной заточке на острие всегда выходит более твердая сталь. Новгородские мастера умело применяли кузнечную сварку и термообработку (то есть закалку). В подавляющем большинстве сварочные швы тонкие и свободны от шлаковых включений. Для того чтобы качественно сварить железо и сталь с различным содержанием углерода, необходимо знание температурных режимов сварки. До сих пор сварка клинка, когда сталь проковывается в пакете, считается одной из сложных технологических операций.
Внешне ножи новгородских мастеров были просты и узнаваемы. Однако их форма отрабатывалась в течение длительного времени, что позволило создать практически универсальный инструмент для любых хозяйственных работ. Большинство найденных в Новгороде ножей имеют клинок длиной около 70–80 мм и шириной 18–25 мм, при этом толщина обуха составляет 3–4 мм. В поперечном сечении клинок имеет форму прямого клина (отсюда и происходит слово «клинок»). Обух клинка выдержан либо по прямой линии, либо приспущен к острию. Рукоять, как правило, изготовлена из дерева или кости, повсеместно применялось крепление рукояти внасад.
а) Состояние большинства дошедших до нас ножей оставляет желать лучшего: иногда даже трудно узнать клинок в безликой металлической полоске, полностью изъеденной ржавчиной.
б) К счастью, отдельные образцы сохранились лучше, они-то и представляют для нас наибольший интерес. Рукоять с накладками из кости оказалась в меньшей степени, по сравнению с деревянной, подверженной воздействию неумолимого времени. Хорошо сохранились медные заклепки и обоймица, на клинке можно видеть клеймо мастера в виде человечка.
в) Клинок данного образца, как и у всех остальных ножей, заметно сточен; это говорит о том, что нож постоянно находился в работе и его владелец пользовался им в течение длительного времени. Сохранился декор ножа – витые бронзовые полоски перед ограничителем, припаянные на олово.ЭКСПОРТНЫЙ ВАРИАНТ
Наверное, лучшим подтверждением качества и высоких функциональных свойств новгородских ножей является тот факт, что они неизменно участвовали в торговых обменах с соседними регионами, где большинство населения занималось охотой и рыболовством. Поскольку здесь не было собственного развитого производства изделий из металла, трехслойные клинки, которые служили долго и были очень надежны, всегда пользовались спросом.
Постепенно, наряду с торговлей готовыми изделиями, осуществлялось заимствование форм и технологий. Так, сходство технологий изготовления ножей у удмуртов, карел и веси можно объяснить в первую очередь влиянием Великого Новгорода, где наиболее ранние находки трехслойных ножей датируются VIII-X веками. Например, результаты археологических раскопок городища Иднакар (бассейн р. Чепцы), крупнейшего центра железоделательного и кузнечного ремесла в Прикамье, полностью подтверждают идентичность ножей местного производства с теми, которые изготавливали новгородские мастера*.
Одной из особенностей ножей, найденных в Иднакаре, является наличие клинков с односторонней заточкой – под правую или левую руку. Тем не менее большинство ножей имели симметричную заточку и практически полностью повторяли новгородские клинки. Рукоять обычно делалась из кости или бересты.
В начале сентября г. Ижевск отметит свое 250-летие. По заказу администрации города мастерская В. Михеева разработала подарочный вариант модели пурта. Партия таких ножей будет изготовлена к юбилею города. Длина клинка – 130 мм, материал клинка – сталь 95Х18 или дамаск Владлена Дурова, материал рукояти – орех с пропиткой льняным маслом или наборная береста.
Мы говорим о древнерусских ножах, от которых нас отделяют столетия. Но они живы и сегодня. Большую работу по реконструкции ножей Иднакара провел Владимир Михеев, известный реставратор из Ижевска**. Внимательно изучив образцы, найденные при раскопках, он стал изготавливать собственные ножи в той же стилистике. Строго говоря, они не являются исторической реконструкцией, поскольку наличествуют современные материалы и отсутствует специфика средневековой ковки. Но стоит взять такой нож в руку, как сразу ощущаешь его особую энергетику. Мистика, да и только!
Ножи Владимира Михеева, воспроизводившие образцы средневековых ножей, не остались без внимания. Фирма «БАСКо» (г. Ижевск), художественные ножи которой были отмечены высшими наградами на международной выставке IWA, стала производить пурты. (На удмуртском языке «пурт» значит – «нож».) Всем понравились простота и удобство пурта, созданного Владимиром Михеевым, поэтому сразу после получения сертификата началось их производство. Одновременно завод «Ижмаш» освоил выпуск модели НО-8 на основе этого же ножа.
Сказанное выше убеждает в том, что наши далекие предки были искусными мастерами и умело применяли сложные техники кузнечной ковки. Реконструкции древнерусских ножей, выполненные современными мастерами, и сегодня пользуются популярностью среди охотников, рыболовов, туристов как надежный инструмент, пригодный для самой тяжелой работы.
* В изучении древнерусских ножей и других изделий из металла огромная заслуга принадлежит профессору Б.А. Колчину, впервые применившему в археологии методы естественных наук.
* Завьялов В.И. «Ножи городища Иднакар»,1985
** Позволю себе небольшой комментарий. Владимир Андреевич Михеев является одним из лучших реставраторов в нашей стране, и это не только мое мнение. Ножи – это так, для души. Увидев впервые его ножи на выставке «Клинок», я был поражен их гениальной простотой и совершенством линий. Ничего лишнего, абсолютно рабочий инструмент. Конечно, сталь 95Х18 или 110X18МШД не идет ни в какое сравнение с материалами XI–XIII веков. Тогда я и понятия не имел, какие замечательные корни имеют эти ножи. Но одного взгляда на них было достаточно, чтобы понять, что они настоящие. Потом, когда мы разговорились и познакомились, многое прояснилось. Основной критерий Мастера: если нож режет лист бумаги (на весу), после того как с его помощью обработали мешок пойманной рыбы, значит, это хороший нож. Вероятно, тем же путем шли кузнецы древней Руси, разрабатывая и совершенствуя технологии пакетной ковки клинка.
Мини-пурт (современная реконструкция). Ножи с клинком длиной 50–60 мм являются высоко функциональным инструментом. С его помощью можно эффективно выполнять практически все виды работ, так как небольшой размер клинка обеспечивает его высокую управляемость.
Андрей ВОЛОВИК
Фото Алексея ЗАЙЦЕВА
Журнал "Охотничий двор" № 9 (сентябрь) 2010 г.