Оказавшись на проходной издательства «Фиш пресс» с целью провести интервью с фоторедактором журналов «Мир подводной охоты» и «Предельная глубина», авторитетным дайвером, инструктором по подводной фотографии, лауреатом Российской национальной премии «Подводный мир» 2008 года и призёром фестиваля «Золотой дельфин», Владимиром Алексеевичем Гудзевым, я застал его объясняющим молодому фотографу, как пользоваться внешней вспышкой при съёмке репортажа. «Дело говорит», – подумал я, «толково объясняет». И сразу стало понятно, что преподавательская и наставническая деятельность – это призвание Владимира. Действительно, у этого человека есть чему поучиться. |
Оказавшись на проходной издательства «Фиш пресс» с целью провести интервью с фоторедактором журналов «Мир подводной охоты» и «Предельная глубина», авторитетным дайвером, инструктором по подводной фотографии, лауреатом Российской национальной премии «Подводный мир» 2008 года и призёром фестиваля «Золотой дельфин», Владимиром Алексеевичем Гудзевым, я застал его объясняющим молодому фотографу, как пользоваться внешней вспышкой при съёмке репортажа. «Дело говорит», – подумал я, «толково объясняет». И сразу стало понятно, что преподавательская и наставническая деятельность – это призвание Владимира. Действительно, у этого человека есть чему поучиться.
– Владимир Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о себе, о том, как зародилось Ваше увлечение подводной фотографией.
В настоящее время я работаю фоторедактором в журналах «Мир Подводной Охоты» и «Предельная Глубина» издательства «Фиш Пресс», развиваю Интернет-проект «Цвета Глубины». Являюсь подводным пловцом системы CMAS**** и инструктором по подводной фотографии CMAS. Работаю также в Московском Авиационном Институте начальником лаборатории подводной фото- и видеосъёмки, где я могу заниматься изготовлением различной техники, связанной с фото и видео. Эта работа у меня для души. Как Пётр I любил вытачивать на токарном станке, так и мне нравится что-то мастерить и опробовать это в воде. Я не считаю себя каким-то знаменитым профессиональным подводным фотографом, а занимаюсь просветительской деятельностью в области подводной фотографии, обучаю желающих по своей авторской программе. Я называю это «натаскивание». Ведь сейчас очень много людей, выросших в «цифровую» эпоху, и в их манере фотографирования зачастую не хватает осмысленности. Многие думают, что если сделать тысячу кадров, то наверняка потом можно будет выбрать из них два-три хороших. Но на самом деле ничего хорошего при таком количественном подходе не получится. Я предлагаю им хотя бы на время ограничить себя флешкой объёмом 256 Мб, на которую влезает около 50 кадров, чтобы отбить у них привычку снимать по четыре или пять сотен кадров за погружение, чтобы заставить думать перед каждым нажатием на спуск. Мои усилия направлены на то, чтобы мои подопечные правильно фотографировали в воде. Потому что, на мой взгляд, только в совершенстве овладев базовыми навыками обращения с фототехникой, можно развиваться дальше и реализовать свой творческий потенциал.
А началось всё в далеком детстве, в 1964 году, когда ездил с родителями и братом на Чёрное море. Вместо того чтобы просто лежать на пляже, я начал нырять с маской и трубкой. Когда захотелось чего-то большего, попробовал охотиться на рыб – не понравилось. Тогда я взял фотоаппарат Зенит, засунул в маску, надел сверху волейбольную камеру и через этот иллюминатор отснял несколько кадров. Получились интересные фотографии, меня это заинтересовало и потащило по жизни. Привлекало, пожалуй, то, что подводная фотография более трудна, чем наземная. И мне нравилось преодолевать эти трудности. После школы поступил в Институт точной механики и оптики, который окончательно сформировал мои технические возможности, которые я по сей день с успехом применяю в подводной фотографии.
В те времена увлечение подводной съёмкой было достаточно сложным, поскольку в нашей стране в 70-е годы никакой специальной подводной фототехники не выпускалось. Приходилось всё мастерить самому, и это здорово подстёгивало воображение: люди сами делали подводные боксы, вспышки. И я пошел по этому же пути: сам делал, испытывал, от чего-то отказывался, что-то развивал, усовершенствовал. Потом мне подсказали, что надо переходить с узкой пленки на средний формат, потому что ни одна полиграфия тогда с узкими кадрами не работала. С дикими трудами и сложностями я перешел на средний формат 6х6. Но со временем от него пришлось отказаться, потому что немножко не хватает 12 кадров, доступных при среднеформатной съёмке.
Я считаю, что фотографировать нужно целесообразно. Для некоторых целей вполне достаточно компактной камеры Nikon COOLPIX P6000, в каких-то случаях нужна Nikon D300, следующий качественный скачок – это Nikon D3x или пленочный средний формат. Так вот сейчас я не нахожу, что и для чего можно было бы снимать на камеру среднего формата. Использовать ее для подводных съемок – всё равно, что стрелять из пушки по воробьям.
– Чем отличаются подводные условия съёмки от надводных?
– Вода – это другая среда, менее прозрачная, и это на многое накладывает ограничения. И на расположение вспышки, которую нельзя устанавливать близко к камере, иначе она создаёт световой туман. Когда отодвигаем вспышку от камеры, устанавливая её на кронштейны, растёт вес аппаратуры. Малейшая оплошность в эксплуатации подводной техники грозит ей затоплением. Поэтому нужна тщательность и разумная целесообразность: если меня устраивает, как снимает Nikon D200 или Nikon D80, то мне незачем искать себе что-то другое.
— Какие трудности и опасности подстерегают фотографа при работе с фотокамерой под водой?
Подводный фотограф – это, как правило, человек творческий, увлеченный. И естественно он под водой может чем-то увлечься. Опасность исходит скорее не от внешнего мира, а связана с тем, что человек сам что-то не рассчитал или неправильно сделал. Также огромную роль играют работы с техникой. Представляете себе, каково это затопить Nikon D700 или D3!? Я знаю немало людей, которые покупали себе дорогущие камеры и оборудование, а потом из-за какой-то нелепой оплошности в один момент лишались всего. Мне их жалко. В конце концов, могли бы обратиться ко мне, проконсультироваться и, возможно, ничего плохого бы с ними не случилось. Но некоторые считают, что они сами с усами, раз могут купить такую дорогую технику, нанять корабль, думают, что у них всё будет хорошо.
Но, как говорится, даже самая совершенная техника в руках дикаря – это кусок железа. Поэтому в подводной фотографии огромную роль играет культура, техническая подготовка и обучение. Я знаю не так уж много случаев, когда с подводными фотографами случалось что-то экстремальное, поскольку подводной фотографией занимаются, как правило, опытные ныряльщики, у которых плавание и обслуживание легкого водолазного оборудования происходит на подсознательном уровне. Но бывает. Конечно, некоторую опасность представляют акулы. Есть вероятность потеряться в море, натолкнуться в тропиках на ядовитое животное, которое гораздо опаснее акул, и это может в течение короткого времени закончиться смертью. Опытные подводные фотографы это знают и стараются ничего не трогать в воде. И тогда опасность сведена к минимуму.
– Какие камеры, объективы, аксессуары Nikon, предназначенные для подводной съёмки, прошли через ваши руки? Что больше всего понравилось, запомнилось?
Раньше я снимал на Зенит-12СД, потом у меня был Киев-88. Но наступил момент, когда мне захотелось иметь хорошую зеркальную камеру. Купив некий справочник по фотоаппаратам, я долго выбирал, анализировал, сравнивал их возможности и технические характеристики. И так получилось, что из всех камер, которые в нём были представлены, меня удовлетворила только камера Nikon FE2. У нее достаточно скоростной затвор, синхронизированный со вспышкой, система работы с TTL-вспышкой, она могла безотказно работать на морозе. Я приложил определенные финансовые и организационные усилия, чтобы её приобрести и до сих пор не жалею об этом. Это одна из лучших в мире фотокамер, она исключительно надежна. Вот уже столько лет она у меня находится, иногда беру её в руки, любовно поглаживаю и ставлю обратно на полочку, потому что сейчас, к сожалению, ей не находится применения. Хотя, я думаю, что если будут какие-то особо сложные климатические условия, то я ей снова буду снимать. Последний раз пользовался этой камерой на рекламно-постановочной съёмке года три назад. Снимал на слайд со вспышкой на природе, и она идеально отбила все 36 кадров. Когда разворачиваешь пленку – всё идеально чисто и красиво. Так чётко у нее работает экспозамер. Хорошо была сделана камера!
Следующей моей плёночной зеркалкой стала Nikon F8008, сделанная в США. Она имела систему автоматической фокусировки, электромотор. Естественно, как и Nikon FE2, я затащил её под воду. Много снимал ей в режиме макро и на широком угле, а потом решил попробовать, что такое цифровая фотография. Взял с ходу Nikon Coolpix 5400. Очень мне нравилась эта камера, да и сейчас нравится. Я для неё сделал подводный бокс, под водой много чего снял, мои дети до сих пор ей пользуются.
Далее я приобрёл цифровую зеркалку Nikon D70, которую мне путем модернизации переделали в Nikon D70s. Причем я сразу понял, как этим аппаратом надо пользоваться, чтобы избежать всяких сложностей, возникающих при синхронизации подводных вспышек с зеркальными камерами (режим TTL очень трудно обеспечить). Просто приобрел бокс фирмы Sealux, для никоновской вспышки Speedlight SB-800 и мог в полной мере пользоваться в воде всеми любимыми мной настройками камеры Nikon D70s и его родной вспышки. Мне эта система нравится и сейчас. Я считаю, что самый правильный способ подводной съёмки независимо от того, на Nikon вы снимаете или чем-то другим – это боксирование родной вспышки, потому что при этом вы имеете более широкие возможности. Да и проблем меньше – ведь случись что с подводной вспышкой, её, возможно вообще не удастся отремонтировать, или придется долго ждать, а если какие-то проблемы возникнут со вспышкой Nikon, я пойду в сервис-центр, мне её быстро починят и никаких проблем. В общем, я сторонник того, чтобы пользоваться односистемной техникой.
Потом я дозрел до камеры Nikon D200 и купил её одним из первых в России. На самом деле, в России её тогда еще не было, и мой друг доставил мне эту камеру из Японии вместе с объективом 18-200. Это мой любимый репортажный зум: им можно и на широком угле снимать, и портрет сделать. Имея такой объектив на камере, его можно практически никогда не снимать и это большой плюс, потому что каждый раз, когда вы снимаете объектив с камеры, появляется вероятность, что какая-нибудь пылинка внутрь попадёт и т.д. Была у меня мысль «забоксировать» Nikon D200, чтобы понырять с ним, но он мне так полюбился, что мне стало жалко тащить D200 под воду, поскольку достался он мне не очень дёшево, хотя дешевле, чем в России, ведь в Японии другие цены, но всё равно он мне дорог. Потом я занял выжидательную позицию и дождался появления Nikon D80. И сейчас моя основная концепция: в воде снимать на Nikon D80 и на компактную пленочную камеру-амфибию Nikonos-V, которая выпускалась компанией Nikon на протяжении многих лет.
Я считаю, что система амфибийных камер Nikon – лучшая в мире для подводной съёмки, потому что японцы разработали для неё специальные гидрообъективы. Никакие другие камеры не обеспечивают такое же высокое качество. Потому что во всех других случаях мы идём на некий компромисс: берём обычный наземный объектив, помещаем его за плоский или сферический иллюминатор, надеемся, что всё будет хорошо, а на самом деле на качество снимков влияют различные искажения и погрешности. В то же время подводный объектив Nikkor 15mm Fisheye дает такую изумительно качественную картинку, что глядишь на неё и хочется просто рыдать от восторга! Поэтому в цене он практически не упал. Те, кто знает, те понимают, что это за объектив и до сих пор снимают им на пленочные «Никоносы».
Хотя «цифра» удобнее. Я её тоже полюбил за оперативность, за то, что она дает возможность наглядно и быстро проанализировать свои ошибки. С появлением цифровых фотоаппаратов стало гораздо удобнее обучать людей. Без отнимающих много времени этапов проявки и печати можно человеку сразу сказать: тут ты недодержал, тут завалил композицию и т.д. «Цифру» ждёт большое светлое будущее, а пленка будет постепенно отмирать, наверное. Хотя, в инженерной практике есть такое понятие, как идеальная модель. Вот если бы когда-нибудь сделали такую цифровую камеру, как я хочу, тогда я бы навсегда отказался от пленки, но пока что её никто не торопится делать. Наверное, меня бы устроила трехматричная фотокамера, каждая из матриц которой имела бы разрешение 36 мегапикселей (как в дорогих видеокамерах – на каждый цветовой канал своя матрица), с быстродействующей системой автоматической фокусировки, экспозиции и т.д.
– Значит, сейчас для подводной съёмки Вы пользуетесь Nikon D80 и плёночной Nikonos-V, а ещё что-нибудь никоновское хотелось бы приобрести?
Приобретать прямо сейчас я бы, пожалуй, ничего не стал. В ближайшее время хотелось бы протестировать и понять, на что способна Nikon D700 в паре с каким-нибудь хорошим подводным боксом. Приобретать что-либо новое не готов ещё и потому, что меня полностью устраивает то, что у меня уже есть. Меня очень устраивает камера Nikon COOLPIX P6000. Ношу её с собой как записную книжку. Она при хороших условиях дает почти такое же качество, как зеркальная камера, но она более оперативна в использовании. Её можно моментально включить и сфотографировать то, что нужно, не привлекая к себе особого внимания. Эту камеру я люблю и часто ей пользуюсь в оперативной наземной съёмке. Хотя для серьёзной работы я по-прежнему использую Nikon D200.
– Может быть, как эксперт, дадите несколько советов новичкам: как выбрать, как обращаться с фототехникой для подводной съёмки?
Что касается подводных сюжетов, я бы выделил две распространенные темы: широкий угол и макро. Для широкоугольной съёмки вполне достаточно будет объектива Nikkor 10,5mm Fisheye или AF-S NIKKOR 10-24mm. Макрообъективы у Nikon тоже отличные. Можно взять объектив 60mm или 105mm макро. Оптимальны модели с фиксированными фокусными расстояниями. Зумы, на мой взгляд, не очень подходят для подводной фотографии, хотя я не отрицаю применение широкоугольных зумов, позволяющих при необходимости быстро сузить или увеличить угол зрения.
Новичкам я бы советовал определить со своими реальными потребностями. Если им надо печать работы размером 60х90 см., это один вариант. Если карточки 10х15см. – это другая песня. Далеко не всегда для подводной съёмки нужны цифровые зеркальные камеры. Они в первую очередь для тех, кто сильно увлечён и имеет далеко идущие планы. Да, зеркалки более быстродействующие, но иногда с зеркальной камерой в здоровом боксе и кучей аппаратуры не залезешь туда, куда можно залезть с цифровым подводным компактом. Начинающим подводным фотографам имеет смысл проконсультироваться со знающими людьми, не делать культа из дорогущей техники, а помнить о том, что всё должно быть целесообразно и оптимально. Многие из моих друзей и учеников до сих пор снимают под водой на Nikon D70 или даже D50 и у них всё хорошо.
Фотограф: Владимир Гудзев
Темы: Дайвинг, подводная фотосъёмка
Использует: Nikonos-V c объективами Nikkor 15mm Fisheye, Nikkor 80mm f/4, W-Nikkor 35mm f/2.5 и подводными вспышками SpeedLight 105; Nikon D80 и D200, объектив Nikkor 18-200mm, вспышку Nikon SB-800; Nikon COOLPIX P6000.
Почему Nikon: Я люблю постоянство, я однолюб. Мой выбор – Nikon. Однажды мне хотели подарить очень дорогую камеру другого производителя с подводным боксом, объективами, вспышками… Но я отказался – меня во всём устраивают камеры Nikon, которыми я снимаю.
Беседовал Антон Мараховский