Как исполнить неисполнимое?

25 февраля с.г. правительство обязало Минсельхоз в 2-недельный срок утвердить форму путевки (разрешения) на добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты.

 

охотники

25 февраля с.г. правительство обязало Минсельхоз в 2-недельный срок утвердить форму путевки (разрешения) на добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты. Те из вас, уважаемые охотники, кто решил получить данное разрешение, надеюсь, проверили форму бланка: вам выдали именно то, что утвердил Минсельхоз.

Термин «добывание» основными понятиями федерального закона не установлен, соответственно неизвестны действия, которые можно совершать при выполнении Правил добывания. Законом принято понятие «пользование животным миром – юридически обусловленная деятельность граждан,

индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира», «охота – вид пользования животным миром».

Из текста Правил добывания следует, что «добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты производится на основании охотничьего билета в соответствии с путевкой, представляющей собой разрешение для охоты в охотничьих угодьях». Понятия «любительская и спортивная охота», «охотничьи угодья», «охотничий билет», «путевка (разрешение), выдаваемая общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами» в статье 40 не применяются, нет их и в основных понятиях федерального закона.

Охота в России традиционно связана с образом жизни народа и имеет пользовательное предназначение: съедобное мясо употребляется в пищу, а мех – для одежды или продается. Каким образом следует понимать «добывание в любительских и спортивных целях»? Добывать, ради того чтобы убивать? Не знаю, как другие охотники, но я хожу на охоту не в любительских или спортивных целях, а за дичью – используемыми человеком в личных целях дикими зверями и птицами, соответственно Правила добывания ко мне никакого отношения не имеют.

В силу главы V федерального закона, определяющей порядок пользования животным миром, объекты животного мира предоставляются в пользование органами государственной власти юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Существование иных разрешений (охотничий билет, путевка как разрешение на посещение охотничьих угодий) федеральным законом не предусмотрено, а право пользования охотничьими животными, обитающими в состоянии естественной свободы и являющихся государственной собственностью, предоставляют органы государственной власти, но не общественные охотничьи организации или иные лица.

В силу п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом и только в конституционно значимых целях. Принятые в Правилах добывания правовые нормы, не предусмотренные федеральным законом, не могут ограничивать права граждан.

По неизвестным причинам долгосрочное лицензирование в Правилах добывания не упоминается. Соответственно, юридические лица и индивидуальные предприниматели – владельцы долгосрочной лицензии, вкладывающие свои средства и труд в воспроизводство и обеспечение охраны объектов животного мира, обитающих в состоянии естественной свободы, Правилами добывания лишены права пользования охотничьими животными, предоставленного им федеральным законом.

Вместо примененного в статье 40 федерального закона термина «орудий и способов добывания», к которым относятся капканы, ловушки, самоловы различных типов, Правила добывания регламентируют использование огнестрельного, пневматического и холодного клинкового оружия. Федеральный закон «О животном мире» и принятые на его основе иные нормативные правовые акты регулируют отношения в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон «Об оружии», во исполнение которого Правительство РФ, постановлением от 21.07.98 г. № 814 утвердило Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации. Правила добывания не могут регламентировать использование оружия и патронов к нему, а термин «охотничий билет» употребляется в законе об оружии как разрешение на приобретение оружия и к охоте никакого отношения не имеет.

Конституция – правовой акт, имеющий юридическое верховенство, на его основе принимаются все последующие законы, акты палат, указы, постановления и иные документы. Вторым пунктом постановления 18/171 признано утратившим силу постановление Совета Министров – Правительства РФ № 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» (далее – 728 постановление).

В условиях современной России новый порядок выдачи удостоверения на право охоты утвержден приказом нынешнего Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25 мая 1998 года № 302, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июля 1998 года № 1560 и официально опубликован для всеобщего сведения в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 18 от 10.08.98 г. Пункт второй данного приказа признал утратившей силу Инструкцию от 24 декабря 1993 года, предоставлявшую право общественным охотничьим организациям выдавать членские охотничьи билеты. Выдачу удостоверений на право охоты государственного образца осуществляют специально уполномоченные государственные органы. С августа 1998 года общества охотников лишены права выдавать членские охотничьи билеты как удостоверения на право охоты, в стране введен единый ГОСОХОТБИЛЕТ.

В то же время общественные объединения охотников, не имея соответствующих полномочий, используя утвержденную форму государственного удостоверения на право охоты, при полном отсутствии надзора и контроля со стороны уполномоченных государственных органов, на платной основе продолжают распространять свои членские охотничьи билеты. Без комментариев.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, исходя из того, что оказание услуг представляет собой предпринимательскую, осуществляемую самостоятельно и на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли коммерческими организациями. Общественные объединения охотников по определению являются некоммерческими формированиями и не могут оказывать услуги лицам, осуществляющим охоту – заниматься коммерческой деятельностью. Созданная в условиях общенародной собственности для ведения хозяйственной деятельности система общественных объединений охотников непригодна в новых экономических условиях и законодательства современной России. Невозможно сосчитать объем денежных средств, изъятых у рядовых охотников под видом оказания услуг штатными работниками общественных (некоммерческих!) объединений, деятельность которых должна быть квалифицирована как «Незаконное предпринимательство».

Содержание постановления 18/171 ограничивает права граждан, устанавливает понятия и правовые нормы, не предусмотренные федеральными законами, и не может быть исполнено гражданами России: в силу п. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Как исполнять Правила, которые противоречат федеральному Закону? Более того, Уголовный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают какой-либо ответственности за нарушения Правил добывания.

В тему с Правилами добывания невозможно не упомянуть Правила охоты в Московской области, утвержденные РАСПОРЯЖЕНИЕМ Минсельхозпрода МО. В силу ст.23 Федерального конституционного закона от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме ПОСТАНОВЛЕНИЙ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Для чего нужны Правила, которые не имеют нормативного характера?

Действительно, в угоду ограниченного круга заинтересованных лиц в ФЗ «О животном мире» были внесены поправки, предоставившие субъектам Федерации полномочия принимать законы и иные нормативные правовые акты в области охраны и использования животного мира. При этом в силу статьи 41 отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе ФЗ «О животном мире», где иных разрешений (охотбилет, путевка), кроме лицензий, не предусмотрено. Как исполнять Правила, которые противоречат федеральному закону?

С уважением, рядовой охотник

Валентин БОДУНКОВ
Фото Виктора Гуляева

Опубликовано в: "Российская Охотничья Газета" №18(770) от 29.04.2009

Оцените статью