Издревле охота с ловчей птицей была не столько способом добычи охотничьих трофеев, сколько искусством и развлечением одновременно. |
Сакральность действа, когда ловчая птица, как бы по мановению свыше, действует в интересах ловчего, завораживает. Именно поэтому саму охоту всегда возводили не просто к преследованию дичи, а как бы к демонстрации благоволения Небес к воле самого охотника. От результата такой охоты выводили и благорасположенность Бога ко всей деятельности самого охотника – удастся ему самому закогтить избранную добычу или нет.
Соколиная охота на Руси – это не только яркая страница истории России, но и символ национальной традиции, отмеченный царскими указами и даже покровительством православного святого. Русские люди, будучи охотниками по своему исконному происхождению, не просто любили охоту, возводя ее символику в сферу духовности, но и связывали с ней весь свой быт с незапамятных времен, включая главные потехи царского двора, о чем повествуют древние предания, летописи, песни и сказания. На Руси соколиные дворы держали еще князья Олег и Игорь. Судя по былинам, существовала соколиная охота и при князе Владимире – крестителе Руси, который не искоренил ее, посчитав языческим пережитком. Так, в одной былине об Илье Муромце сказано: «Подъехал Илья Муромец к Сафат-реке, и увидел он богатыря в чистом поле … спускал с руки ясного сокола …»
Не смотря на то, что соколиная охота существовала еще в древние времена, период ее небывалого рассвета пришелся на время правления царя Алексея Михайловича Романова. По приказу царя в столицу ежегодно привозили более двухсот ловчих птиц — соколов, ястребов, кречетов, сапсанов, копчиков и балобанов. Круглые сутки при птицах в дворцовых селах – Покровском, Коломенском, Сокольниках, находилось более ста сокольничих. Причем увидеть таинственных птиц в кретчатне не удавалось никому из посторонних. Связующая нить ловчей охотничьей птицы и царской власти прослеживается даже в геральдике. Орел, как символ царской власти появился во времена Ивана Грозного далеко не случайно, а как символ давно укоренившейся древней традиции, унаследованной еще от Византии.
Сокольничий был не просто доверенным лицом царя, но и постоянным спутником, а зачастую и советчиком, поэтому поступить на эту службу было очень не просто. Зачисление на службу производилось по присяге, при которой присутствовали не только люди, но и птицы – именно они были главными гостями церемонии. Процедура открывалась «Наряжанием птиц» — символическим надеванием на птиц обнасцов, клобучков и колокольцев. Не забывали в этот торжественный момент и о том, что нет настоящего сокольничего без коня – для этого в избе, где ждали государя, помещался стог сена, накрытый попоной. Вокруг сена – четыре стула для четырех лучших птиц. Весь ритуал был исполнен глубоким смыслом, сокольничему вручалась перчатка, и только после этого он брал на руку сокола.
Процедура была настолько торжественна и полна таинственного смысла, что ее неоднократно запечатлевали на своих картинах не только знаменитейшие русские художники, например Лесков, Сверчков, но и иностранные живописцы, специально приезжавшие для этого ко двору. Более того, имеются даже картины, на которых изображены сами западные мастера, пишущие с натуры сокольников, расположившись в царских палатах вместе с Алексеем Михайловичем, благосклонно взирающим на тех и других.
Охотился царь почти каждый день, а то и чаще: «после раннего кушанья» или «до и после столового кушанья». Не торопясь, в сопровождении сотни служителей – воинов, охотников, конюхов, царь приезжал на место охоты, где уже были готовы шатры и все необходимое для его забавы. По сигналу царя, от громких звуков охотничьих рожков птицы взлетали в небо, после чего один за другим срывались ловчие птицы с рук сокольничих, и поражали добычу. После охоты самого удалого сокола преподносили царю, что бы тот полюбовался хорошей птицей.
Надо сказать, что во времена Алексея Михайловича охота стала не только излюбленной забавой, но и приобрела политическое значение – налаживать контакты с соседними странами было намного приятней именно во время охоты. Присутствовали на царской охоте члены царской семьи и приглашенные иностранные послы. Ловчие птицы преподносились в качестве ценнейшего дипломатического подарка, а обмен охотничьими трофеями приводил к добрым отношениям между соседями. Даже в современном мире хорошая ловчая птица стоит куда больше хорошего автомобиля.
Любили охоту Петр II, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна, любят ее по всей России до сих пор. Сегодня не просто найти людей, возрождающих традиции национальной конной охоты с ловчими птицами, потому что это «удовольствие» совсем не из дешевых. Для этого нужно иметь не только профессиональных егерей-ловчих, станции по выращиванию и натаске ловчих птиц, станции по разведению дичи, конюшни, псарни, да и собственно охотничьи угодья, где все это содержать, но и быть энтузиастом возрождения национальных традиций, так как никакого дохода с такими затратами от всего этого занятия получить просто невозможно. Но настоящие ценители национальных русских традиций еще остались, и старательно возрождают охоту с ловчими птицами. Именно этим и занимается Национальный Фонд Святого Трифона, покровителя охотников и рыболовов.
Назван Фонд в честь покровителя охотников и рыболовов Святого Великомученика и Чудотворца Трифона. Согласно Житию, Святой Трифон с юных лет был распространителем христианской веры и прославился чудесами. У него был дар исцелять болезни, изгонять бесов. Существует предание, что однажды на охоте у Великого князя Московского и всея Руси Ивана Калиты, улетел любимый кречет, и князь приказал сокольнику, во что бы то ни стало, разыскать его. На третий день безуспешных поисков уставший сокольник уснул под деревом с молитвой к Святому Трифону на устах. Во сне к сокольнику явился Трифон с княжеским кречетом, а когда сокольник проснулся, потерянная птица была в его руках. На месте где сокольничему явился Святой, недалеко от Марьиной рощи в 1492 году была построена белокаменная церковь Святого Трифона.
Не смотря на столь активную и разностороннюю деятельность Национального Фонда Святого Трифона, реализация его главной задачи – это возрождение традиций русской национальной охоты. «С каждым днем все больше и больше почитателей и ценителей охоты с ловчими птицами обращаются в Фонд как для самой охоты, так и для того, чтобы оказать посильную помощь во всех наших начинаниях, рассказала исполнительный директор Национального Фонда Святого Трифона Евгения Георгиевна Ткач. — Ведь ловчая птица – это воплощение самых смелых людских представлений о свободе, справедливости и красоте. У ловчих птиц нет инстинкта подчинения лидеру, они лишь достигают общих целей на равных основаниях – именно к этому и стремится человек в наше время, именно это помогает осуществлять наш Фонд».
Национальный Фонд Святого Трифона не одинок в своих устремлениях. Например, «Соколоффонд» ставит перед собой не менее амбициозные цели и задачи, реализуя «Программу Возрождения Соколиной Охоты России». В Фонде считают, что программа — это система взаимосвязанных по ресурсам и содержанию, идей и действий, направленных на возрождение в России искусства охоты с ловчими птицами, как важной части культурного наследия и нравственного возрождения российского общества. Фонд не более не менее стремится: — сделать Россию XXI века лидером искусства Соколиной охоты; — сделать охоту с ловчими птицами цивилизованной, популярной и доступной всем гражданам России (в т.ч. женщинам и детям); — восстановить и сохранить численность диких хищных птиц; — воспитать современного охотника и гражданина, в духе патриотизма, демократических ценностей и экологического мышления.
Глубоко символично, что в Кремле существует целая служба, занимающаяся содержанием ловчих птиц, которые охраняют символ России от ворон. Пятнадцать лет назад в Кремле была организована Орнитологическая служба биозащиты, взявшая на вооружение опыт соколиной охоты. Во время утренних и вечерних «выгулов» сородичи сапсанов – соколы-балабаны и ястребы-тетеревятники забивают 10-15 ворон. Министерство Обороны регулярно заказывает для ее нужд белых нелинейных мышей (особей женского пола), что даже внесено в Госсзаказ с проведением тендеров.
По всей России действуют питомники хищных птиц и клубы любителей охоты с ловчей птицей. Например, Питомник хищных птиц заповедника «Галичья гора» (ВГУ) работает с 1990 года. Основным направлением деятельности является восстановление популяций редких видов хищных птиц путем реинтродукции в природу выращенных в неволе молодых особей. Выпускать слетков соколов-балобанов, рожденных в питомнике, питомник начал с 1990 года. Всего выпущено на волю около 200 особей.
Съезд любителей соколиной охоты прошел 3-7 сентября на берегу Дона именно в липецком заповеднике «Галичья гора». Заведующий питомником хищных птиц заповедника Петр Дудин, сообщил, что на съезд прибыло около 40 сокольников со своими птицами из России, Белоруссии, Украины и других стран. «За последние годы это уже шестой съезд российских любителей соколиной охоты, три из которых в разное время проходили на базе нашего заповедника», — подчеркнул П. Дудин. — Сегодня на «Галичьей горе» в научных целях и для воспроизводства содержатся около 70 хищных птиц 14 видов.
К великому счастью хищные птицы до сих пор водятся даже в самой Москве. Лучшее место в Москве для сокола-сапсана – окрестности МГУ на Воробьевых горах. И это – символично! Именно отсюда – с красивейшего и самого высокого берега реки Москвы в черте современного города — князь Юрий Долгорукий впервые обозрел окрестности и подумал: «Верно, — подсказало явившееся перед этим знамение, – здесь стоять граду великому!» Это решение князя оказалось судьбоносным, пророческим, на что обратил внимание Антон Павлович Чехов, который сказал о Воробьевых горах: «Кто хочет понять Россию – должен посмотреть отсюда на Москву».
Сокольники, Соколиная гора, Сокольничья улица. Эти названия — дань памяти древней русской забаве. На Руси даже монеты чеканились с изображением ловчего и сокола-сапсана. Птицы гнездились на колокольнях, а в советские времен облюбовали сталинские высотки с их многочисленными карнизами и башенками. Но к середине 60-х годов почти исчезли в Московском регионе.
На Воробьевых, русский сокол «держался» во второй половине ХХ века до последнего. С 1953 года, когда было построено высотное здание Московского университета, соколы-сапсаны даже облюбовали для гнезд его многочисленные шпили и карнизы. Так продолжалось около десяти лет, до начала 1960-х. На эти годы приходится пик применения печально известных пестицидов. Вскоре от этого смертельно опасного средства борьбы с сельхозвредителями отказались. Но было уже поздно: пестициды «подорвали экологию» не только бывшего СССР, но и многих других стран и, как считают ученые, нанесли непоправимый урон популяции русских соколов. В столице последнее гнездо птицы — живого символа Москвы — нашли в 1968 году на территории национального парка Лосиный остров. Сейчас, — говорит Александр Сорокин, руководитель Русского соколиного центра, — соколы из их питомника вновь обустраиваются в столице. Наблюдатели Союза Охраны Птиц России, к счастью, отмечают, что сокол действительно живет в черте Москвы.
Популяцию сокола-сапсана уже в течение нескольких лет пытаются восстановить специалисты Русского соколиного центра ВНИИ охраны природы. В их питомнике обитает около 20 видов пернатых хищников, в том числе и подвид, завезенный из Германии, Швейцарии и других стран. А вот отечественного генофонда русского сокола здесь нет. Однако на помощь профессионалам разведения соколов выступают и многочисленные любительские организации.
Питерский Сокольничий Клуб "Кречет" был создан в 1997 году, как объединение людей, интересующихся соколиной охотой. Клуб "Кречет" работает по нескольким направлениям. Развитие соколиной охоты не является целью существования Клуба, а служит средством достижения природоохранных, образовательных, просветительских и воспитательных задач. Как утверждают организаторы в своих анонсах: «Для нас понятие "Сокольник" — больше, чем просто человек с птицей на руке, занимающийся любимым делом. Он должен взять на себя ответственность за судьбу хищных птиц и природы в целом. Он, прежде всего, должен быть Человеком с большой буквы и понимать, что сокольничество не развлечение, — а серьезное благородное дело. Поэтому мы по-новому смотрим на соколиную охоту и стараемся быть авангардом сокольничей культуры 21 века». Некоторое время «Кречет» даже проводил «Слеты сокольников Северо-Запада России» и снимал фильмы. Однако со временем эти инициативы заметно угасли.
Однако не только в Москве и Питере растет число поклонников соколиной охоты. Чуть ли не в культовое занятие она превращается в арабских странах. Поэтому, как рассказал Александр Сорокин, контрабанда сапсанов становится рядовым явлением. Сотрудники Центра разводят редких соколов-балабанов, черных коршунов не только для охоты. Специально обученные ястребы-тетеревятники отпугивают бесцеремонных столичных голубей и ворон от архитектурных памятников Кремля, разгоняют опасное скопление птиц на аэродромах.
Если соколиная охота распространена и в других странах, то охота с беркутом на зайцев и лис является достопримечательностью Средней Азии. В этом году казахские охотники собрались в Астане, чтобы продемонстрировать свое мастерство, которое было практически предано забвению в советские времена. По словам охотников, они хотят донести молодому поколению традиции их предков. Соколиная охота была всегда популярна среди правителей Казахстана. Наездник с хищной птицей, сидящей у него на запястье, давно стал символом азиатских степей. При советском режиме охота считалась элитным занятием, и власти пытались препятствовать ее распространению. Однако после того как Казахстан получил независимость 13 лет назад, интерес к охоте в стране стал расти. Сегодня в Казахстане насчитывается около 40 официально зарегистрированных сокольничих. Многие казахские охотники живут в соседней Монголии.
Хорошо видно, что сама по себе идея соколиной охоты как таковая в России находится в состоянии разрозненной реализации любителями-энтузиастами да в качестве неосновной деятельности для некоторых профессионалов. Именно поэтому Национальный Фонд Святого Трифона, покровителя охотников и рыболовов, избрал возрождение соколиной охоты на Руси одним из основных направлений своей деятельности по восстановлению русских традиций. Фонд ставит своей целью объединение профессионалов и энтузиастов этого редкого национального искусства под своей эгидой и оказание им помощи в нелегкой миссии реинсталляции исконных традиций нашей Великой Страны.
Подробно о методике вынашивания, тренировки и обучении ловчей птицы можно узнать из специальной литературы, а также проконсультироваться у егерей Фонда. Из книг и публикаций мы можем порекомендовать статьи казанского сокольника Ильдара Еналеева в журнале «Охота и рыбалка XXI век», труды В.Е.Флинта и А.Г.Сорокина «Сокол на перчатке» и В.М.Федорова, О.Л.Малова «Соколиная охота».
Все, кто желает оказать посильную помощь в деле возрождения соколиной охоты на Руси может в любой момент обратиться в Национальный Фонд Святого Трифона. Вместе мы возродим исконные традиции России.