|
Сколько легенд, поверий и преданий связано с этим необъятным краем величественных гор, бурных рек и фантастически красивых озёр! Недаром турфирмы предлагают множество разнообразных туров на Алтай: от простых пешеходных маршрутов и стационарного отдыха на специально оборудованных базах до конных походов, сплавов по горным рекам, восхождений и комбинированных маршрутов.
|
Добраться на Горный Алтай можно поездом или самолетом (до Новосибирска, Барнаула или Бийска), и далее до точки начала маршрута на автомобиле или вертолётом по Чуйскому тракту. Но, как правило, встречу туристов на вокзале и их трансфер на турбазу берёт на себя туроператор.
Независимо от того, какой из предлагаемых туроператором маршрутов вы выбрали, – восхождение на Белуху, треккинг по Северо-Чуйскому хребту и ущельям Актру и Маашей, пешеходный к Мультинским озёрам, конный переход по тайге плюс сплав по Катуни – купив типовой тур, вы привязываете себя к группе, программе, датам начала и окончания маршрута. К плюсам участия в готовом туре можно отнести наличие определенных гарантий и сервисов, предоставляемых турфирмой, относительно невысокую стоимость участия и отсутствие лишних организационных хлопот – купил путёвку и поехал. Минусы такого решения – невозможность самостоятельно планировать график прохождения маршрута, отставать от группы, подолгу задерживаться у заинтересовавших вас, как фотографа, мест и объектов.
Совет: при выборе маршрута здраво оценивайте свои силы. Вы же не хотите, отправившись в горный пеший поход, изнывая от усталости тащиться в хвосте группы. При таком раскладе у вас вряд ли останутся силы на фотографирование.
Есть и альтернативные варианты. Можно принять участие в специализированном фототуре по Алтаю, если Вы такой найдёте; заказать разработку индивидуального тура или же самостоятельно приехать на Алтай, например, в Тюнгур и, разведав обстановку, на месте нанять себе опытного гида, согласовать с ним маршрут, запастись продуктами, взять напрокат лошадей и отправиться в путь.
Для фотографа-пейзажиста, вероятно, именно второй или третий варианты будут оптимальными. Тем не менее, даже двигаясь в составе туристической группы, вы не будете чувствовать недостатка в сюжетах для съёмки.
Совет: отправляясь в пешее путешествие по Горному Алтаю, не забудьте прихватить с собой хорошую треккинговую обувь, а на сплаве вашим ногам будет комфортнее в гидро-тапочках с прорезиненной подошвой.
Бескрайняя тайга, горы, реки, ручьи и водопады, каменные осыпи, ледники и озёра, поля со стогами сена – всё это прекрасные объекты для съёмки. Кроме того, осенью на Алтае много грибов, цветов и ягод, которые можно не только фотографировать, но и кушать в своё удовольствие, пополняя энергетические запасы организма.
Чем снимать
Какую технику взять с собой в путешествие на Алтай – не такой уж простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Конечно, если в Вашем распоряжении всего одна любительская цифровая зеркальная фотокамера со штатным объективом, то и обсуждать особо нечего. Но возможна прямо противоположная ситуация: фототехники много, и всю её хочется взять с собой. Но делать так – опрометчиво, особенно если Вам предстоит все вещи нести самостоятельно, не прибегая к услугам носильщиков и не обременяя своей поклажей товарищей по группе. Ведь в горах каждый лишний килограмм в рюкзаке может стать серьезной обузой, а кроме фототехники и личных вещей придётся нести и продукты, и кое-что из общественного снаряжения. Так что имеет смысл ограничиться необходимым и достаточным набором.
Что должно в него войти? Камера со стандартным стабилизированным зумом для фотофиксации текущих событий. Широкоугольный объектив для съёмки пейзажей и общих планов. Фиш-ай для «расширения» творческих возможностей. Светосильный фикс-фокал для работы при слабом освещении и дальнобойный зум на тот случай, если вдруг Вам выпадет удача увидеть какое-нибудь интересное животное или просто захочется сосредоточиться на деталях, поместить в кадр какие-либо удалённые объекты. Ну вот, мы уже набрали несколько килограммов оборудования… Теперь посмотрите, какой из перечисленных объективов при Вашем стиле съёмке скорее всего окажется лишним и оставьте его дома.
Непременно стоит взять с собой набор светофильтров. Как минимум поляризационный, защитный и ультра-фиолетовый. Любителям пейзажной съёмки пригодится штатив, но пусть он будет лёгким и компактным. Вспышка вряд ли потребуется, но не лишними будут один или два запасных аккумулятора для фотоаппарата, быстрые и ёмкие карты памяти, чистящие средства для оптики и кофр с хорошей защитой от ударов и влаги. Если на маршруте планируется сплав по бурной горной реке, придётся позаботиться о более серьезной защите от воды – специальном герметичном боксе для техники или мешке.
Совет: необходимо также тщательно защитить от влаги паспорт, обратные билеты, деньги и мобильный телефон – они Вам ещё пригодятся.
Сюжеты
Фотографируя роскошные пейзажи горного Алтая не забывайте пользоваться светофильтрами. Поляризационный фильтр даёт возможность усилить насыщенность безоблачного голубого неба и водных поверхностей, выявить облака и снизить контраст между землёй и небом, чтобы избежать на снимках пересвеченных и проваленных в чёрное областей. Защитный фильтр предохранит переднюю линзу объектива не только от ударов и грязи, но и от коварных брызг или капель дождя, которые, задержавшись на линзе, создают мутные не сразу заметные пятна, а с защитного фильтра капли воды будут просто скатываться, не оставляя следов. Не забывайте ставить на объектив бленду, чтобы избежать паразитных бликов, которые далеко не всегда смотрятся как высокохудожественный эффект.
Остановившись у быстрого ручья или водопада, задайтесь вопросом – как на снимке должна будет выглядеть вода. Если хочется «заморозить» отдельные брызги и потоки, передать их фактурность, ставьте выдержку покороче (1/500 сек и меньше), если поток воды должен получиться плавный, текущий, то нужна длинная выдержка (1/30 сек и длиннее).
Чтобы иметь возможность выставить длинную выдержку, не сильно закрывая диафрагму в ясный солнечный день, возможно, придётся воспользоваться светофильтром нейтральной плотности, уменьшающим проходящий сквозь объектив световой поток в соответствии со своей кратностью.
Будьте внимательны к деталям. Иногда интереснее снять не всю скалу, а отдельный её фрагмент, не весь лес, а отдельное дерево, веточку, листик… Этот навык нужно вырабатывать, чтобы уметь видеть интересные сюжеты разного масштаба, тогда ваши фоторепортажи из поездок станут более разнообразными и интересными для просмотра.
Выбор масштаба съёмки напрямую связан с умением быстро выбирать подходящий для того или иного сюжета объектив и фокусное расстояние. Видовые снимки, как правило, требуют широкого угла обзора, но не стоит забывать и о длиннофокусной оптике, сжимающей перспективу и позволяющей визуально уменьшить дистанцию между объектами, находящимися на переднем, среднем и заднем планах.
Общие рекомендации
Следите за композицией: некоторые сюжеты гармоничнее ложатся в горизонтальный кадр, некоторые просятся в вертикальный, а то и вовсе в квадратный формат.
Упаковывая фототехнику, позаботьтесь о том, чтобы всё самое необходимое (в первую очередь объективы) во время прохождения маршрута были у Вас под рукой, например, в поясной сумке.
Не просматривайте слишком часто отснятый материал, а лучше вообще отключите автоматический просмотр снимков после съёмки. Иначе у вас очень быстро разрядятся аккумуляторы, и снимать станет невозможно.
Фотографируйте в формате NEF, чтобы иметь возможность максимально гибко и эффективно редактировать свои снимки без потери качества.
Не отставайте от группы и не забывайте о личной безопасности – ведь жизнь даётся один раз, а на Горный Алтай можно возвращаться многократно, шаг за шагом открывая для себя его сущность.
Материал и фотографии — фирма Никон Nicon