Туристический бизнес: точка замерзания

Туристический бизнес: точка замерзания

Сезонный фактор — долгая зима и короткое лето — одно из главных препятствий в развитии турбизнеса в Иркутской области. Именно "сезонное проклятие" не позволяет по максимуму задействовать ресурсы, которыми обладает Прибайкалье. Спрос на зимний отдых в регионе весьма невелик — всего 10-15% от числа тех, кто приезжает полюбоваться байкальскими красотами летом.

http://baikal-eco.ru/photogallery/photos/54/baikal-2007-270.jpg

Впрочем, возможность увеличить турпоток в зимние месяцы есть, считают специалисты: необходимо развивать инфраструктуру гостиниц и туристических баз. Ведь в 30-40-градусные морозы жить в палатке — сомнительное удовольствие.

Зимняя маржа

По оценкам участников туристического рынка, зимой обороты отрасли снижаются примерно в десять раз по сравнению с летним сезоном. "В зимние месяцы приходит примерно 10-15% клиентов от общего числа летних туристов. Конечно, раз на раз не приходится: случаются неожиданные подъемы, но чаще всего количественные показатели зимой раз в десять ниже летних", — отмечает директор туристической компании "GreenExpress" Вадим Копылов.

С коллегой отчасти согласен директор турфирмы "Байкалит" Павел Сафронов: "Количество клиентов, конечно, сезонно снижается. Но я бы не сказал, что в десять раз: максимум — в два".

Зато зимой увеличивается средняя продолжительность пребывания на отдыхе, утверждают собственники туристических баз и горнолыжных комплексов. "В любой другой сезон туры "выходного дня" (а это всего двое суток) обеспечивают чуть ли не половину наших заработков. Зимой, напротив, отдых на два дня — редкость. Меньше чем на неделю мало кто останавливается", — признается владелец базы "Приморская" на 90 мест (поселок МРС) Антон Комников.

Собеседнику вторит председатель Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма (СБАТ) Игорь Коваленко: "В среднем зимой люди приезжают к нам на отдых дней на десять. Но диапазон намного шире — от 7 дней до месяца". Причиной продолжительности зимнего отдыха участники рынка называют длинные новогодние каникулы и протяженные маршруты, которые наиболее интересны для зимних путешествий. По словам региональных туроператоров, это частично компенсирует количественное снижение заказов в зимний период.

Вместе со спросом на туристические услуги зимой снижается и чистая прибыль туроператоров. По словам Вадима Копылова, средняя маржа на зимних видах отдыха составляет 15%. "Для сравнения: на летних развлечениях мы зарабатываем до 25%", — делится Копылов и объясняет низкий заработок на зимних видах туризма более высокой себестоимостью самих мероприятий, а также низким спросом со стороны клиентов.

Притяжение снежного экстрима

Зимой иркутские туристические компании предлагают более десятка различных вариантов для отдыха: горнолыжные туры, экспедиции на снегоходах, собачьих упряжках, квадроциклах, багги, поездки на "Хивусе" (быстроходный катер-амфибия на воздушной подушке, — прим.СИА) по льду Байкала, вертолетные туры, подледное погружение на Байкале, охота и рыбалка, посещение пещер.

Примерно половина отдыхающих зимой предпочитают горнолыжные туры. "В основном едут иногородние россияне. Местные не нуждаются в услугах туроператоров — сами добираются до места и снимают жилье, — говорит Сафронов. — Нашей фирме перепродавать путевки на горнолыжку не слишком интересно. Но некоторые туроператоры этим в основном и зарабатывают по зиме".

Корпоративные выезды на природу — еще одна составляющая зимних доходов туроператоров. "Коллективные туры включают в себя те же экспедиции на каком-то виде транспорта, выбранном компанией-заказчиком, плюс несколько тимбилдинговых игрищ — сумобол (футбол в костюмах сумоистов), веревочные тренинги. Несколько раз готовили игру в гольф на льду Байкала", — рассказывает Копылов.

Самый необычный заказ, по словам предпринимателя, сделали молодожены, пожелавшие перейти по льду Байкал с ночевкой на середине озера. "Сложность идеи заключалась не в том, что мы бы не смогли организовать нечто подобное — в этом нет ничего сложного. Проблема была в отсутствии опыта у самих клиентов — до этого они ни разу в жизни не ночевали в палатке. Но все обошлось благополучно", — улыбается Копылов.

С приходом зимнего сезона у туристических компаний сильно меняется круг клиентов. "Резко увеличивается число зарубежных туристов, — сообщает проводник Иван Других, работающий с рядом региональных туроператоров. — Больше 50% всех клиентов — иностранцы. Много немцев, англичан. Часто приезжают австралийцы". Вадим Копылов добавляет, что стереотип о завышенном ценнике для иностранцев действительности не соответствует: "Часто бывает, что приезжий просит уменьшить плату, и мы идем навстречу его пожеланиям".

Собеседник также отмечает, что физическая и моральная подготовка зарубежных туристов к сибирским морозам зачастую лучше, чем у наших соотечественников.

На рынке туруслуг "потепление"

В кризис региональный рынок туристических услуг сильно просел: в сезон 2008-2009гг., когда произошло максимальное снижение спроса, клиентов стало на 30% меньше. Представители некоторых компаний рассказывают, что на стыке 2008-2009гг. падение спроса достигало 50-60%.

В туристическом сезоне 2010-2011 гг. показатели немного не дотягивают до докризисных, говорят игроки. По подсчетам Сафронова, фирме не достает еще 4-5 клиентов в месяц, чтобы вернуться к уровню 2007 года. Комников отмечает, что турбазе "Приморская" не хватает 5-10% клиентов, чтобы догнать успех сезона 2007-2008гг.

Количество гостей, приезжающих поодиночке или небольшими компаниями в несколько человек, в этом году даже превышает уровень докризисного сезона, говорит Копылов. А вот число корпоративных заказчиков не дотягивает до времен экономической стабильности: "У многих бюджеты заложены вперед на год-два, поэтому они по инерции не отдыхают и в этом году, — рассказывает собеседник. — Или обращаются, но с опозданием. К примеру, летом некоторые московские компании выразили желание приехать в самый разгар сезона, когда все уже было раскуплено".

В целом региональный рынок туристических услуг постепенно (хотя и медленно) приходит в себя после кризисного падения. По информации СБАТ, вместо 30 туроператоров, специализирующихся на региональных маршрутах (в том числе в зимний период), к середине 2009 года осталось порядка 20. На данный момент их количество подросло до 23.

Но при этом не растет количество маршрутов, которые местные операторы предлагают зимой: большинство из них не обновляли линейку туров с 2007 года. По словам игроков, этому препятствует отсутствие инфраструктуры: "Неподготовленного туриста зимой не поселишь в палатке. И зимовье не подходит — это не коммерческий объект, он может быть занят. Поэтому все зимние маршруты жестко привязаны к гостиничным комплексам, которых у нас очень немного".

Оцените статью
Adblock
detector