Цвет приманки

Окраска — одна из характеристик приманки, на которую рыболов в первую очередь обращает внимание при анализе своих успехов или неудач. Однако, недостаточно просто поглядеть на блесну внимательно, чтобы однозначно утверждать о данном цвете или сочетании цветов, как о самом эффективном. Необходимо понять, в каких условиях и какими живыми организмами должна будет восприниматься приманка, и как она выглядит «глазами рыбы»?

ЗРЕНИЕ РЫБ И ЦВЕТОПЕРЕДАЧА В ВОДЕ

Для начала попробуем понять, насколько рыба способна воспринять наши изыски в области цвета. Будем отталкиваться от нашей способности различать цвета. Рыбий глаз не так уж сильно отличается от человеческого. В нем есть такие же палочки, отвечающие за «сумеречное» черно-белое зрение, и колбочки, работающие только при значительной освещенности, зато позволяющие видеть детально и в цвете. Диапазон длин волн видимого света у нас и у рыб примерно одинаков. Подобно нам, рыбы воспринимают определенную комбинацию красного, зеленого и голубого цветов, как белый цвет. У нас колбочки сосредоточены, в основном, в центральной области глазного дна; у рыб тоже есть зоны повышенной концентрации колбочек, но колбочки распределены по глазному дну более равномерно. Поэтому у нас зрение острее, зато рыбе не надо крутить головой, отслеживая быстро движущийся объект. У нас изменяется форма хрусталика на более или менее выпуклый, у рыб сферический хрусталик может смещаться вперед- назад (вглубь-наружу). Поэтому рыбы могут во всех деталях рассматривать предметы, находящиеся в пяти и даже меньше сантиметрах от глаз (для людей минимальное расстояние – около 20 см). Рыба не может прищуриться, зато ее глаз защищен от слишком яркого света слоем пигментного эпителия, содержащего меланин. Особенности зрения рыб в значительной степени определяются средой обитания; можно сказать, что живущие в одинаковых условиях рыбы и видят примерно одинаково.

С научных позиций, зрение рыб изучено еще недостаточно полно. Но рыболов-практик имеет право считать, что в прозрачной воде при значительной освещенности, на расстоянии от 25 сантиметров до нескольких метров, рыба видит так, как человек в воздухе. Но поговорим о реальных условиях… Представьте себе: густой, окрашенный туман, сверху – огромное зеркало с дыркой посередине. Это при гладкой поверхности воды. При ряби (тем более волне) появляются блики… и возникает желание вслед за Ю. Шумаковым («Лососевые мушки: цвет и контраст», «Рыболов- Элит») воспользоваться советом профессора М. Харпера: принять аспирин, лечь в постель и подождать, пока противоестественные мысли рассеются.

Цветопередача в водной среде – обширный раздел физики. Если мне удалось убедить Вас в него не углубляться, советую ограничиться констатацией простого факта: с ростом глубины освещенность быстро падает, чем мутней вода, тем быстрей это происходит, чем меньше длина волны, тем глубже свет проникает в воду, чем больше глубина, тем сильнее цвет любого предмета отличается от его цвета на поверхности. Вполне возможно, что одинаково окрашенные на поверхности предметы будут по-разному окрашены на глубине.

При ярком дневном свете различия в их способности отражать короткие световые волны не заметны, но по мере отфильтровывания водой длинных световых волн они становятся все более очевидны (эффект «голубой крови»). Интересную идею выдвинул Ф. Петерсен в статье «Магия красок» («Рыбачьте с нами»). Многие краски под воздействием ультрафиолета светятся. Если рыболовная приманка окрашена такой краской, то это свечение будет восприниматься рыбой на большей глубине, чем цвета видимого спектра.

ВОСПРИЯТИЕ ПРИМАНКИ РЫБОЙ: РОЛЬ ЦВЕТА

Зрение – не единственный орган чувств, на который воздействуют наши приманки. Возможно, даже не основной. В спокойной воде при любой освещенности первыми обнаруживают приманку слух и боковая линия. Если акустический образ приманки рыбу устраивает, она стремится с ним сблизиться (или ждет, пока приманка приблизится) и в некоторый момент начинает видеть силуэт приманки. Если он тоже «нравится» рыбе, сближение продолжается. Увидит ли рыба приманку «в цвете», какой она ее увидит, зависит от освещенности, фона, скоростей приманки и рыбы и т.д. Можно предположить, что в бурно текущей, прозрачной воде роль зрения сравнительно выше, но фактов, подтверждающих это, у меня нет.

Очень важным является понятие фона. Допустим, мы проводим приманку вполводы вдоль стены тростника. Она будет выглядеть по разному для рыб, находящихся в тростнике или на открытой воде, у дна или у поверхности. Наиболее заметной приманка будет на контрастном по отношению к ней фоне. Если рыба стоит вполводы на границе тростника, то самым большим расстояние «визуального контакта» будет не просто для самых ярких приманок, но для тех, цвет которых близок к цвету воды, выполняющей роль цветофильтра. В мутном торфянике рыба оранжевую приманку заметит легче, чем голубую, а в глубоком прозрачном озере – наоборот. «Спрятать» же приманку можно, точно подобрав ее цвет под цвет воды, либо выбрав неяркий цвет противоположной тональности.

Когда рыба видит приманку на фоне дна, неба или водной растительности, ситуация существенно усложняется. Из-за неоднородности фона выбрать «правильный» цвет чрезвычайно трудно. Проще работать с разноцветными приманками: контрастными двухцветными – для повышения «заметности», камуфляжными многоцветными – для снижения.

Трудно сказать, в какой степени скорость и неравномерность движения приманки влияет на восприятие рыбой ее цвета. Ю. Шумаков (в вышеупомянутой статье) высказывает мнение, что за счет многоцветности можно «размыть» контур приманки и создать таким образом иллюзию быстрого движения, побуждающую рыбу к немедленной атаке.

Большинство специалистов рыболовов сходятся во мнении, что малозаметные для человека нюансы окраски существенно влияют на восприятие приманки рыбой; то есть речь идет скорее об оттенках, чем о цветах, и скорее о деталях окраски, чем об общем ее тоне. В статье «Цветы для бронзового басса» («Рыбачьте с нами») Мэт Стро цитирует эксперта-рыболова Гвидо Хидена: «Не знаю, почему всего лишь незначительные изменения цвета так привлекают окуня, но я уверен, что это на самом деле так. Проблема как раз в том, что многие рыболовы красят всю приманку или весь хвостик, тогда как небольшая подрисовка обычно более продуктивна».

ЗАМЕТНОСТЬ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Скорее всего, не существует цвета, который рыба (пусть даже определенного вида) предпочитает всегда и везде. Рискну предположить, что все известные нам на сегодняшний день универсальные цветовые пристрастия рыб есть результат однобокого понимания иных, более глубоких особенностей рыбьего поведения. Например, Ф. Петерсен («Рыбачьте с нами») утверждает, что цвет «шартрез» — наилучший для судака. В развитие его идеи о свечении приманок К.Кузьмин проверял бледно-розовые твистеры с близким к «шартрезу» свечением в ультрафиолете и нашел, что они ничуть не хуже («Цвет: минимум магии и максимум объективности», «Рыбачьте с нами»). Не знаю, каким будет следующий шаг на пути приближения к истине, но не сомневаюсь: этот шаг – не последний.

Встречаются и прямые противоречия. Д. Зворыкин на основании «лабораторных экспериментов», на которые не худо бы дать более развернутую ссылку, утверждает в статье «Какой цвет «вкуснее» («Рыбачьте с нами»), что для радужной форели, атлантического лосося, большеротого окуня и других (!) рыб наибольшей привлекательностью обладает красный цвет, а наименьшей – зеленый. С другой стороны, по словам М. Стро («Рыбачьте с нами»), исследования в лаборатории доктора Л. Хилла показали явное предпочтение окуня (по всей видимости, большеротого) к зеленому цвету по сравнению с красным и, особенно, с желтым.

Более убедительны высказывания с привязкой к типу водоема. Вот что пишет М. Стро («Рыбачьте с нами»,): «Как правило, окуневые приманки красного цвета бывают очень уловистыми на юге, оставляя окуня почти равнодушным к ним на севере. Причина может заключаться в том, что обычно дно многих южных рек и водохранилищ покрывает слой красной глины, придающий воде красноватый или ржаво-коричневый оттенок».

Не стоит забывать о фоне. Д. Зворыкин в упоминавшейся выше статье пишет: «Оказалось (? – Неймарк А.), что чем выше контрастность приманки относительно фона, тем чаще она вызывает у рыбы недоверие и испуг». Как будто правдоподобно, но… Г. Дуве и К. Хюзер окрашивают мертвую рыбку на снасточке в самые яркие цвета и утверждают, что клев от этого улучшается («Уловистые цветовые эффекты», «Рыбачьте с нами»).

В условиях реальной рыбалки трудно оценить привлекательность приманки в чистом виде. Далеко не всегда можно сказать с уверенностью, что, во-первых, приманка замечена рыбой, а во-вторых, наше присутствие на поведение рыбы не влияет.

Поэтому в большинстве случаев приходится иметь дело с результатом совместного воздействия на рыбу привлекательности и заметности приманки. На основе собственного опыта, общения со знакомыми и анализа рыболовной периодики, предлагаю принять, как рабочую гипотезу: чем приманка незаметнее, тем она привлекательнее.

Не берусь категорически утверждать, что это верно всегда и везде. Однако, гипотеза правдоподобна, подтверждена значительным объемом фактического материала и весьма удобна тем, что позволяет свести выбор приманки к поиску компромисса между привлекательностью и заметностью.

На первый план в этом поиске выходит вопрос активности рыбы. Многие авторы пишут, да и само по себе кажется очевидным, что для ловли активной рыбы приманка должна быть максимально заметной. Например, при благоприятном прогнозе клева поиск рыбы, особенно стайной, лучше осуществлять максимально шумной и вызывающе окрашенной приманкой.

Когда же стая найдена и локализована, есть смысл перейти на более скромный вариант приманки и техники ее анимации, чтобы не только «снять сливки» в виде самых активных рыб, но и соблазнить на поклевку менее активных.

То же самое можно сказать об условиях ловли. На широких просторах Рыбинского моря или Нижней Волги нет смысла «мельчить» и осторожничать с цветом, интенсивный поиск активной рыбы почти наверняка даст результат. И наоборот, на небольшой акватории, особенно при ограниченной сложным рельефом дна или зарослями травы видимости, да еще если погода меняется, выбор между заметностью и привлекательностью однозначно следует делать в пользу привлекательности.

СПЕЦИФИКА «ВЕРТУШКИ»

Из всех рыболовных приманок «вертушка» меньше всего похожа внешне на кормовой объект рыб, вообще на что-либо, привычное рыбе. Объяснить интерес рыбы к такой блесне с вращающимся лепестком можно либо «узнаваемостью» акустического образа вертушки, либо отсутствием прямой связи между этим интересом и сходством приманки с каким-либо водным организмом.

Это первая причина, по которой я считаю цвет вертушки третьестепенным параметром уловистости.

Вторая причина – наличие быстро вращающегося конструктивного элемента (лепестка), рассмотреть который, как следует, рыба не может.

Третья – отсутствие в проводке вертушки пауз, позволяющих рыбе детально ее рассмотреть.

Отношение к цвету приманки – забавная психологическая иллюстрация на тему вечной человеческой неудовлетворенности. Металлический лепесток привлекательно блестит, и степень яркости этого блеска легко регулировать. Так нет же, мы наносим на лепесток красивый узор, причем на внешнюю его сторону, хотя внутренняя сторона бывает обращена к атакующей рыбе гораздо чаще. В то же время, мормышки и вертикальные блесны проще всего отлить и раскрасить, но они нам не милы без металлических коронок, причем особенно ценятся наиболее трудные в изготовлении «двусторонние» мормышки и блесны с двумя коронками из разного металла.

Лично я считаю металлический блеск очень желательным. Яркий или тусклый, исходящий от лепестка или от сердечника, но он нужен. Блесна должна блестеть! Д. Шабалин описывает даже случай («Окунь не так прост, как кажется», «Рыболов-Элит»), когда окунь клевал исключительно на вертушки с рефлекс-фольгой на лепестке. И, пожалуй, трудно оспорить девиз В. Андреева «Внешний блеск и внутренняя скромность». Вполне логично сделать внешнюю сторону лепестка — яркой, чтобы привлечь рыбу с максимальной дистанции, внутреннюю – тусклой, чтобы не отпугнуть приблизившуюся и готовящуюся к атаке «сбоку-сзади» хищницу или хищника.

Неплохо согласуется с этим мнение президента компании «Luhr Jensen» Фила Дженсена: «Я считаю, что у вертушек цвет тела важнее цвета лепестка. По гаммам всегда предпочту желтый, зеленый, иногда черный. Если есть возможность ловить на посеребренные блесны… успех обеспечен, ведь отражающий эффект от хромовоникелевых поверхностей очень резкий» (Великанов А., «Последний железный могиканин», «Спортивное рыболовство»).

Поиску связи между клевом и цветом различных деталей сердечника я посвятил много времени. Толчком к экспериментам послужили мимо- ходом брошенные слова М. Зенкова, будто легендарный И. Челищев исключительно высоко оценивает бусины «медового» цвета. Зная, насколько важны мельчайшие детали в оснащении крючка зимней безмотыльной мормышки, я попробовал использовать свои «зимние» наработки в конструировании вертушек.

В качестве базовых для тела сердечника были выбраны цвета латуни, свинца и матово-черный, с каждым цветом пробовались сочетания белых, желтых, оранжевых, зеленых, черных и, конечно, медовых стеклянных бусин разного размера.

«Тестировал» мои вертушки, в основном, окунь, то есть я пробовал их на всякой рыбе, но только окуня удалось поймать статистически значимое количество, выражающееся четырехзначным числом.

Получен любопытный побочный результат: смена приманки заметно активизирует клев. Чередуя две приманки (в нашем случае – две одинаковые вертушки разного цвета), всегда поймаешь больше, чем при ловле на любую из них.

Что же касается цвета — никакой внятной зависимости обнаружить не удалось. Точнее, не удалось сформулировать гипотезу, в которую уложились бы накопленные факты. Для себя я решил только, что «пестрый» сердечник лучше одноцветного. Но даже это скорее ощущение, чем результат статистического анализа.

Справедливости ради надо сказать, что такой результат был с самого начала предсказан А. Акимовым, да и сам я сомневался, что зависимость будет легко выявлена. В подледной рыбалке гораздо проще поставить чистый эксперимент. Можно поочередно опускать приманки в одну лунку, в то время как в спиннинге сделать две абсолютно одинаковые проводки нельзя. Можно наблюдать через лунку за рыбой, не пугая ее, а при ловле на спиннинг, видимая тобой рыба тоже тебя видит и как-то на тебя реагирует. Да и сама по себе ограниченность зоны «вертикальной» ловли делает эксперимент чище. Поэтому я не огорчаюсь отсутствию быстрого результата, а продолжаю поочередно ловить на вертушки, отличающиеся только цветом бусины перед тройником, и активно пользуюсь водостойкими маркерами. Различные украшения на тройнике вертушки – отдельная тема.

Я ей практически не владею, последние 10 лет ловлю на вертушки с голым тройником. Могу сказать только, что голый тройник не обязательно пугает рыбу, он вполне может обладать и привлекающим эффектом, а если уж очень надо объединить в одной приманке мушку или «резинку» с вращающимся лепестком, лучше соединить их не последовательно, а через коромысло, как в «уголке» (спиннербейте). Попробую подвести итог, то есть сформулировать в виде тезисов свое мнение о цвете вертушки.

Попробую подвести итог, то есть сформулировать в виде тезисов свое мнение о цвете вертушки.

1. Чем больше акватория ловли, и чем выше ожидаемая активность рыбы, тем заметней должна быть вертушка.

2. Привычное правило «ниже освещенность – ярче приманка» не то, чтобы неверно, но истиной в последней инстанции не является.

3. Общий тон вертушки должен быть близок к тону воды, этим будут обеспечены и достаточная заметность, и сходство с расцветкой привычного для рыбы «живого корма».

4. Наиболее универсальны двух-трехцветные вертушки.

5. Внешняя сторона лепестка должна быть ярче внутренней – или, во всяком случае, не тусклей.

6. Красивый узор на лепестке не нужен, важны лишь степень яркости и общий тон лепестка. Проще всего менять эти параметры, частично закрашивая лепесток водостойкими маркерами.

7. Пестрый сердечник лучше однотонного. С учетом п.4 лучше делать сердечник частично в тон лепестка, частично в тон (или, наоборот, в контраст) к ожидаемому фону.

8. Металлический блеск не надо убирать полностью.

Могу уверенно рекомендовать такие схемы: латунный лепесток с флюооранжевой внешней стороной, латунный сердечник, оранжевая или черная бусина; хромированный лепесток с черной (зеленой) сеткой на внутренней стороне (как вариант – черная сетка на внешней стороне и сплошь черная внутренняя), свинцовый сердечник, желтая, зеленая или черная бусина.

И не могу удержаться, чтобы не сказать напоследок: проблема цвета вертушки безгранична, я и не надеялся раскрыть ее глубоко в рамках статьи. Остались за кадром зависимости цвета от сезона, температуры воды, вида рыбы. Например, П. Бидрон («Серебряный ноябрь», «Рыбачьте с нами») рекомендует в период листопада крупные серебристые вертушки. А В. Ольшанников («Разбор полетов, или в чем вина «вертушки», «Рыбалка на Руси») описывает рыбалку, на которой крупный хариус клевал исключительно на вертушки с ярко раскрашенным лепестком, а щука на них не ловилась, ловилась на другие.

Тот, кому удастся объединить все это в систему, войдет в историю рыбной ловли. Да, что там скромничать, войдет в историю человечества.

А. Неймарк. "Рыбацкое подворье"

Оцените статью