Регата традиционных судов состоится в Кижах 6 августа. Гонка на лодках проводится ежегодно с с 1999 года. Перед регатой проводится традиционный конкурс мастеров-лодочников «Народная лодка». Всего на участие в Кижской регате заявлено 47 лодок, из них 21 – народные лодки. Чукотские гребцы для участия в Кижской регате построят для регаты лодку из ПВХ вместо моржовых шкур. |
"Любовь" ушла на Кижскую регату
Ладья "Варвара" и лодка-кижанка "Любовь" отправились в путь к острову Кижи, для участия в Кижской регате традиционных судов. "Младшая сестра" именитой Онежской парусной регаты вспенит вёслами воды Онего в субботу, 6 августа.
Несколько дней осталось до открытия Кижской регаты, однако к ней ещё предстоит основательно подготовиться. Так же основательно, как строили восьмивёсельную ладью, которая отправляется в свой первый путь. Строительство заняло примерно полгода, рассказал участник клуба "Люди моря" Николай Сидоров. По словам морехода, не так сложен сам технологический процесс, как выбор качественного материала.
В ход пошли ель и сосна, а процесс оказался несложным, потому что строили лодку профессионалы – участники клуба "Люди моря": студенты, выпускники и преподаватели факультета технологии и предпринимательства Карельской государственной педагогической академии. Строили прямо во дворе ВУЗа.
В этом году их команда уже в четвёртый раз примет участие в Кижской регате. До сих пор ходили на одной лодке – сойме "Святая Татьяна" (и, кстати, в 2009-м победили в номинации "трёхвёсельные народные лодки"), в этом году решили увеличить флот. А почему нет, говорит председатель клуба "Люди моря" Тарас Тюпко: занимаемся народным судостроением, историческим судостроением, сойма есть, кижанка есть, вот, ладью ещё захотелось – более древний тип судна.
По традиции, имя лодке даётся не заранее, а при первом плавании. В зависимости от того, какой она проявит характер. Впрочем, у этой ладьи имя уже есть: Варвара, в честь дочери морского царя из баллады Жуковского. Есть на лодке и сама Варвара: это кукла-оберег. Женщина на корабле – редкость, Варвара – это скорее исключение из правил. Экипаж ладьи составят мужчины, которые умеют управляться не только с водной стихией, но и с оружием.
У клуба исторической реконструкции "Скимен" нет опыта участия в Кижской регате, зато уже есть свои традиции. Одну из них использовали при спуске лодки, сообщил участник клуба Борис Сизанов: пускали братину с напитком по кругу, и каждый говорил какое-то напутствие, либо пожелание…
Вместе с "Варварой" в сторону острова Кижи готовится отправиться кижанка "Любовь". Её тоже построили в этом году по обмерам одного из последних кижских мастеров, Ивана Вересова. "Любовь" стала дипломной работой студентов всё того же факультета технологии и предпринимательства. Ребята говорят, что уже успели испытать ходовые качества кижанки на озере Кончезеро (не на одну рыбалку сходили, пояснил участник клуба "Люди моря" Игорь Савин), и верят, что у "Любви" есть все шансы на победу. Результаты "ходовых испытаний" вдохновили на новое строительство: есть планы построить ещё одну лодку.
Лодки уже ушли в сторону Кижей. Остаётся надеяться, что результаты регаты подарят её участникам ещё больше вдохновения.
"Кижская регата" проводится ежегодно в первую субботу августа, начиная с 1999 года, когда в Кижской акватории прошла первая в России гонка на лодках. Большой успех соревнований среди местных жителей и туристов помог сделать состязания деревянных вёсельных судов регулярными. В последние годы наряду с традиционными народными лодками в регате участвуют и современные суда. Праздник народного судостроения и яхтинга проводится Государственным музеем-заповедником "Кижи" при участии других государственных и общественных организаций. Главной целью "Кижской регаты" является возрождение традиций народного судостроения Северо-Запада России.
Справка. "Кижанка" – так ласково называют жители Кижской волости свою лодку. Как будто она живет с ними в одной деревне. В озерном краю без лодки никуда. И сено перевезти, и корову, и к соседям в гости. В течение веков конструкция "кижанки" остается неизменной – ведь ее тип идеально подходит к условиям Онежского озера.
— Острый нос, развалистые широкие борта, и острая же корма, – получается, что лодка острым носом режет волну, принимает остойчивость от проходящей под бортами воды, — пояснил особенности "кижанки" старший научный сотрудник музея-заповедника "Кижи" Юрий Наумов.
Традиции старых мастеров живы и по сей день. По-прежнему говорится, что "кижанку" шьют. Хотя, уже давно никто не использует для скрепления ее корпуса вымоченные корневища. Но на фоне современной техники она не выглядит анахронизмом.
— 10 человек можно перевозить, что не сделаешь на пластиковой. Капитан будет спокоен, практически, при любой погоде, — успокоил Юрий Наумов.
petrozavodsk.rfn.ru
***
Кижская регата расширяет границы
5 августа проходит ставший уже традиционным конкурс мастеров-лодочников «Народная лодка». В конкурсе участвуют 14 мастеров из Карелии, Вологодской области, Чукотского Автономного округа и г. Тольятти Самарской области.
Все заявленные в конкурсе лодки будут участвовать и в гонке на одну морскую милю вокруг южной оконечности острова.
Всего на участие в Кижской регате заявлено 47 лодок, из них 21 – народные лодки: кижанка, сойма, карбас, логмозёрка, сямозерка, карельская шоутавене, пряжинка, чукотская байдарка; современные лодки: фофаны, ялики, тузики и другие, а также лодки вне номинации: каноэ, ушкуй, кочи, ладьи, шлюпки.
Как всегда, основу для гонки народных лодок составляют кижанки. В этом году предполагается, что на старт выйдет 13 кижанок, построенных опытными и молодыми мастерами.
С каждым годом расширяется география участников, которых привлекает музейная регата, охватывающая не только Медвежьегорский район и историческую Кижскую волость, на территории которой расположен музей «Кижи». Регата—2011 собирает участников из Калевальского, Пудожского, Пряжинского, Прионежского районов и Петрозаводска.
Российская Федерация будет представлена лодками из Москвы, Тольятти, Чукотского Автономного округа, Вологодской области. Лодки из Самарской области — 12-ти весельные ладьи «Храбр», «Витязь», «Славяна» и 6-ти весельная лодка «Кижанка» после регаты уходят в Международную научно-исследовательскую экспедицию-поход «Хоженье из Руси в Сербску землю».
izdat.karelia.ru
***
Чукотские гребцы построят для регаты лодку из ПВХ вместо моржовых шкур
Чукотская команда для участия в Кижской регате сделает гоночную байдару из ПВХ вместо сгнивших при транспортировке моржовых шкур, сообщил заместитель председателя чукотского комитета по спорту и туризму Евгений Тихомиров.
Команда чукотских гребцов, победившая в июле на парусно-весельной регате чукотского фестиваля "Берингия", примет участие в Кижской регате, которая пройдет 6-7 августа в Онежском озере. Команда состоит из семи мужчин от 17 до 22 лет, этнических чукчей из национального поселка Лорино. Все они по профессии — охотники на морского зверя. Байдару для гонки планировалось построить на месте по традиционной технологии с использованием привезенных с Чукотки моржовых шкур.
"Моржовые кожи, почти 200 килограмм, буквально "сгорели" при транспортировке из-за жаркой погоды — рвутся в руках и протыкаются пальцем. Мы искали парусину на замену — так посоветовали наставники команды, оставшиеся на Чукотке — но быстро удалось найти только ПВХ", — сообщил руководящий чукотской делегацией Тихомиров.
Байдара традиционно использовалась береговыми жителями Чукотки для охоты на моржей и китов. По исконной технологии шкуры самок моржа натягивают на деревянный каркас, гибко скрепленный веревками, а в современном исполнении — и гвоздями. Подобная конструкция, а также габариты байдары (максимальная глубина борта около 60 сантиметров при длине девять метров и ширине 1,5 метра) позволяют выдерживать волнение при выходе в открытое море. Современная промысловая байдара отличается от гоночной большей грузоподъемностью.
"За три неполных дня ребята собрали каркас байдары из сосновых заготовок и сделали весла. Когда привезли шкуры, и стало ясно, что они испорчены, я предложил чукотской команде прекратить работу и приехать на следующий год. Они приняли приглашение, но, посоветовались со старшими на Чукотке, решились на эксперимент — будут использовать ПВХ с прокрашенными швами. Вот такие чудо-богатыри, воспитанные родителями на сохранившихся традициях, доказывают, что "Россия начинается с Чукотки", — прокомментировал организатор Кижской регаты Юрий Наумов.
"Кижская регата" проводится музеем-заповедником "Кижи" (Карелия) с 1999 года как гонка традиционных лодок из окрестных деревень. Задача мероприятия, приуроченного к местному празднику — "Дню Кижской волости" — привлечь внимание к историческому деревянному судостроению, популяризировать его с целью сохранения и передачи будущим поколениям.
Чукотская команда приглашена на регату впервые в рамках проекта "Арктика — территория открытий", призванного усилить межрегиональное сотрудничество в русской Арктике и поддержать традиции коренных малых народов Севера.
ria.ru
Другие статьи на тему Регата: