У мастеров Древней Руси резьба по кости была распространена с Х века, ее называли «резьбой руссов». Центром искусства резьбы по кости было село Холмогоры Архангельской области, родина Ломоносова. Норильский мастер Николай Швец занимается резьбой по кости уже много лет. Он режет свои сувениры из рогов оленей и лосей, из бивней и костей мамонта. Сегодня мы расскажем о том, как вручную делаются самые красивые и дорогостоящие сувениры. |
Обычно бивни и кости мамонта находят и в нашей тундре, случайно. Специального промысла, а также аукционов, как в Якутии или на Камчатке, у нас нет. Мастер Николай Швец покупает бивни мамонтов по договорной цене. Большой кусок может стоить сотни тысяч рублей, это очень дорогой материал. Также свои сувениры он режет из рогов оленей и лосей. При подборе материала мастер особо обращает внимание на качество, из потрескавшегося куска большой скульптуры не сделаешь.
Форму будущего сувенира всегда диктует материал. Мастер вписывает позу фигурки в изгибы кусочка, в его сколы и трещины. При этом нужно минимизировать расход материала, но, например, при ажурной резьбе в пыль может уйти до 50 процентов бивня. Николай Швец эскизов на бумаге не делает, а на самом куске карандашом помечает части будущей фигурки. Интересно, что ни одна ручная работа не повторяет другую в точности, даже если мастер этого захочет. Каждый бивень или рог имеет свою фактуру и цвет, двух идентичных кусков не бывает.
Рабочий инструмент резчика — бормашинка, аналогичная стоматологической, а также различные фрезы и боры. Под столом мастера стоит пылесос для сбора костяной пыли. Основная форма фигурке придается крупными вращающимися фрезами. Когда в кусочке уже можно распознать, например, будущего мамонта, начинается прописывание деталей. Более мелкими стоматологическими борами или ювелирными фрезами вырисовываются глаза, шерсть у мамонта или чешуя у рыбы.
Там, где самым миниатюрным бором не «подлезть», где нужно сделать четкие грани, начинается работа штихелями — маленькими стамесочками, какие используют при работе с металлом ювелиры. Мастер на наших глазах придает четкий контур копыту мамонта, детально прорисовывает глаза. Здесь важна аккуратность. Бывает, из–за скрытой микротрещины откалывается кусок материала. Тогда мастеру приходится переделывать сувенир в более мелкую фигурку, но резать заново всегда сложнее.
Каждый сувенир из кости или рога блестит. Но Николай Швец никогда не покрывает фигурки лаком, ведь важно сохранить текстуру кости или бивня. Фигурка тщательно полируется, для этого используется войлочный или фетровый круг, вращающийся на бормашинке, а также полировальная паста. У хорошо отполированного сувенира видна структура материала. На продольной части бивня — она полосатая, с торца куска проступает сложный геометрический узор.
В конце мастер крепит к фигурке мелкие детали. Например, мамонту нужно приклеить бивни. Они вытачиваются и полируются отдельно. Мастер в этих миниатюрных кусочках различает даже левый и правый бивни. Приклеиваются они к фигурке обычным суперклеем. Это, пожалуй, единственный расходник, который свободно можно купить в Норильске. Остальные материалы и инструменты, полировальную пасту, штихели, лобзики, пилочки мастер заказывает по Интернету.
Часто готовая фигурка — только часть большой композиции. Наш мамонт должен встать на костяную площадку вместе с собратьями, похожими, но не идентичными. Для подставки и фона мастер использует дерево, олений мех, пористую часть кости, те же рог и бивень. Части композиции приклеиваются друг к другу, но иногда требуется стяжка шурупами, которые располагаются в потаенных местах. Одна композиция может состоять из десятков частей. На ее изготовление уходит до нескольких месяцев.
Это интересно:
- Бивни и кости мамонтов находят во многих местах земли, даже в средней полосе. Но только на Севере, благодаря вечной мерзлоте, они хорошо сохраняются, хотя их возраст — минимум 10 тысяч лет. Лучше всего, говорят мастера, бивень мамонта сохраняется в северных водоемах.
- Резьбу по кости животных считают одним из первых видов искусства. При раскопках древних стоянок первобытного человека были найдены резные фигурки животных, первые примитивные предметы быта: ножи, ложки, скребки, наконечники для стрел, иглы. Коренные жители Сибири и Крайнего Севера резали из моржовой или мамонтовой кости, зуба кашалота.
- У мастеров Древней Руси резьба по кости была распространена с Х века, ее называли «резьбой руссов». Центром искусства резьбы по кости было село Холмогоры Архангельской области, родина Ломоносова. Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и впоследствии стали лучшими ее косторезами.
- Бивень мамонта — это благородный дорогой материал, обладающий неповторимой цветовой гаммой. Она возникает от воздействия минералов в местах залегания, повторить ее искусственным способом невозможно. Происходит так называемое природное морение, так, торф придает кости мамонта коричневый оттенок, железо — охристый, а медесодержащие породы — синеву.
Светлана Гунина, фото Александра Вакуленко,
Другие статьи на ту же тему:
- Хрен моржовый нынче в цене
- Холмогорская художественная резьба по кости
- В Кении сожгли 5 тонн слоновой кости на 16 000 000 $
- Рыбаки выловили бивень мамонта