В 1979 году Александр Перфильев принялся за первый экспонат для своей будущей коллекции миниатюрных моделей стрелкового оружия. Это был крошечный маузер. Одновременно в работе у него находилась и вторая модель — винтовка Мосина. Именно модели, а не макеты. То есть, полностью действующие механизмы, скопированные с реально существующего оружия, уменьшенного в 4 -4,5 раза. |
Александр Леснянский: Скажите, а вот кто может взять пруток толщиной 3 мм из нержавейки и просверлить в нем дырку диаметром 2 мм. Нет, не поперек, а вдоль прутка на глубину 3 см!? Трудно, но сможете? Ладно, верю. А если взять такой же пруток в сечении 2 мм и просверлить в нем идеальное отверстие в 1 мм на глубину 2 см? Справитесь!? Хорошо. А если у вас при этом нет даже электрической дрели, а имеется только примитивный ручной коловорот, какие были в ходу в конце 70-х? Сможете? Нет? То-то! Да, нет, я не хвастаюсь, я как раз таки тоже не смогу! Но я знаю человека, который проделывал такие штуки не единожды.
Первый раз, более 30 лет тому назад Александр Перфильев — так зовут мастера, — зажав в тисках, выточенную вручную, заготовку миниатюрной копии оружейного затвора пистолета Маузера, просверлил в нем продольное отверстие на весу, ручным коловоротом. В 1979 году Александр принялся за первый экспонат для своей будущей коллекции миниатюрных моделей стрелкового оружия. Это был крошечный маузер. Одновременно в работе у него находилась и вторая модель — винтовка Мосина. Именно модели, а не макеты. То есть, полностью действующие механизмы, скопированные с реально существующего оружия, уменьшенного в 4 -4,5 раза. Передргиваешь затвор, патрон из магазина поднимается и заходит в ствол. Снимаешь предохранитель и нажимаешь на курок. Только выстрела не последует потому что сами патроны — это все же болванки.
АКС. Автомат М.Т.Калашникова
Эта, по истине ювелирная работа была сложна еще тем, что Александр не имел в своем распоряжении настоящие чертежи оружия. Он отыскивал схемы и описания устройств, а многие технические моменты приходилось додумывать самому и фактически заново изобретать. А ведь это, на мой взгляд, сложнее, чем подковать блоху под микроскопом или вырезать силуэт автомата Калашникова размером с игольное ушко. Особенно, если учесть, что у мастера в те годы не имелось нормального инструмента.
Маузер
В 80-е в Чите купить не то что электродрель, а даже ножик, чтобы колбасу порезать преобрести было проблемой. Да что там ножик! Саму колбасу, и ту было не купить. На этом фоне может как-то странным показаться, откуда у Александра взялось такое экзотическое увлечение. Александр Николаевич Перфильев родом из села Мангут Кыринского района Читинской области. В 1977г он окончил Бурятский институт сельского хозяйства и приехал Читу преподавать специальность механизации сельхоза в одном из техникумов.
Английский пистолет-пулемет СТЭН
Однако, для преподавательской деятельности были необходимы соответствующие корочки, и Александр в 1979 г. отправился в Москву за вторым, педагогическим образованием. Этот год учебы, как говорит сам Александр, очень повлиял на формирование его личности. Он с величайшим уважением вспоминает педагогов Московского института инженеров сельхозпроизводства им. Горячкина, особенно преподавателя курса эстетики и те ее многочасовые занятия, которые она проводила со студентами не в инстинутской аудитории, а в Третьяковской галерее.
Советский пулемет ДП системы Дегтярева образца 1927 года
Каждые выходные А. Перфильев непременно ходил по выставочным залам. Ездил несколько раз в Ленинград, в Ясную Поляну, в саму Тулу. Именно экспонаты музея Тульского оружейного завода — миниатюрные копии оружия — и произвели на студента Сашу то самое неизгладимое впечатление. "А ведь и я смогу сделать такие же, и не хуже", — подумал он и выпросил у смотрителя музея книжку — буклет экспозиции.
Пистолет Макаров образца 1951 года
В июне 1980 г всех "лишних" граждан попросили убраться из Москвы до начала Олимпиады-80. Саша вернулся в Читу. Кроме буклета и вдохновения из столицы он привез набор для резьбы по дереву. Чтобы купить такой в Чите, — об этом можно было даже и не мечтать. Тут следует заметить, что у Александра руки с детства растут откуда нужно, Он неплохо рисовал, с самого детства все время что-то мастерил и его увлечения всяческими ремеслами и прикладными искусствами зародились не после экскурсий по Третьяковке, а задолго до возможности попасть в лучшие музеи страны. Но, эти экскурсии стали катализатором творческого роста.
Одним словом, вернувшись домой, Александр взялся за модели мосинской винтовки и маузера при помощи "кувалды, лома и какой-то матери" (с) надфилей и ручного коловорота. На сегодняшний день у Александра в коллекции около пятидесяти моделей, сделанных за 30 лет.
Многоствольный револьверный пистолет Г. Мариетта 1839 год
— То есть, получается, что на одну модель ты затрачиваешь семь- восемь месяцев, — спрашиваю я Сашу. — Кстати, несмотря на то, что мастеру сегодня 56 лет, выглядит очень бодро, свежо и ему как-то не идет величание по имени-отчеству.
— Ну, да, получается примерно так. Хотя, я же не одним только оружием увлекаюсь…
Александр кроме оружейных миниатюр увлекается резьбой по дереву, постоянно что-то конструирует и даже изобретает велосипеды. Первый велосипед он сконструировал в 80-е, когда маленький сын (а у Саши их двое) вдруг перестал ходить гулять во двор. "Все катаются на мокиках, а мне не дают". — объяснил мальчик родителям. — "Ничего мы сейчас тебе такой аппарат соберем, что все за тобой будут бегать" — пообещал папа. Два дня провозились в гараже и из каких-то старых деталей и запчастей собрали велосипед необычной конструкции, ка котором можно было сидеть как в автомобильном кресле.
Пехотная винтовка Мосина образца 1891/1910 гг.
И на самом деле, не только дети из округи обзавидовались, но и взрослые любопытнытствовали. А китайцы с соседнего рынка стали просить: "Продай!"
Сегодня почти все миниатюрные модели Александра Перфильева можно увидеть в двух больших витринах в центральном зале Забайкальского художественного салона. Интересно, что многие посетители спрашивают: "А можно ли купить?", и чаще всего хотят купить опять же китайцы.
Кроме стрелковых моделей экспонируются, изготовленные руками А. Перфильева миниатюрные боевые мечи, топоры и пушки. А из маленьких пушек вообще даже можно выстрелить по настоящему, если зарядить их порохом и крошечным ядром.
Револьвер системы Нагана образца 1895 года
Очень гордится Александр мечем, завязанным в узел. Этот символ "Конец войнам" он начинал несколько раз — добивался эстетики узла. Высоколегированная сталь никак не ложилась в красивую петлю.
Это — не первая выставка мастера оружейных миниатюр. Работы всегда вызывают интерес у зрителя, а иногда к их автору обращались с неожиданными вопросами. Позвонил человек, представился майором милиции из разрешительной системы и спросил:
— Вы там оружие выставили. Действующее? А можно посмотреть, в руках подержать?
— Можно даже и пострелять, если патроны принесете боевые, — пошутил Саша.
— А какого калибра?
— Два миллиметра.
Револьвер системы Кольта образца 1851 года
Вообще модели руками трогать нежелательно. Как-то отец Александра без ведома сына понес коллекцию на работу похвастаться перед сослуживцами. Мужики своими грубыми пальцами свернули предохранители, погнули затворы у половины моделей.
У Александра пальцы тоже далеко не девичьи, руки мозолистые, что называется — трудовые. Он разбирает Калашникова и кажется, что детали затеряются в складках его ладоней.
Русский пистолет с кремниевым замком, Тульский завод 1812 год
Я лично совсем не увлекаюсь оружием, но модели меня сильно впечатлили: их ювелирное качество, точность и эстетика не могут оставить равнодушным ни одного зрителя. Представляю, как на них реагируют люди, связанные по жизни с армией и, тем более, участвовавшие в боевых действиях.
На первой своей уличной выставке на День города в 1983 году, рассказывает Александр, он выложил на столе на Театральной площади всего лишь 5-6 моделей. Вокруг миниатюрного оружия, среди которого был "калаш", крутились в основном пацаны:
— Дя-анька, а калаш правда, как настоящий?
— Конечно
— Не-е, он не такой! А дайте разобрать!
— Нет, не могу дать, вы детали уроните или сломаете.
— А как докажете, что настоящий!? Не-е не настоящий!
Русская ручница конца 14 — начала 15 века
1983 год — это было время войны в Афганистане. Раненые советские бойцы лечились по всем госпиталям СССР, также и в Чите. К столу подошел молодой солдат в форме рядового, с нашивкой за ранение. И тоже проявил интерес к "калашу": "Можно посмотреть?".
— Вот, — сказал Саша пацанам, — сейчас солдат посмотрит, если он скажет, что настоящий, поверите? Парень разобрал, собрал автомат, положил на место, потом со слезами на глазах полез в карман, достал горсть семечек и протянул Саше:
— Давай руки, брат
— Да не надо мне твоих семечек!
— Но у меня же больше ничего другого нет!
Револьвер-винтовка системы Смита-Вессона
Самых разных людей задевают за душу перфильевские работы.
Александр преподавал в техникуме, после трудился в золотодобывающей артели, восстанавливал церковь в селе Доно Калганского района, учительствовал школе повышения квалификации работников сельского хозяйства. Потом одиннадцать лет руководил конструкторским бюро мебельной фабрики "Ант". Там, в торговом отделе фабрики стояла витрина с Сашиными работами. Приходили покупатели за мебелью, останавливались у витрины. Такая небольшая, постоянная выставка. "Однажды прихожу в отдел, — рассказывает Александр, — а мне парни грузчики говорят: "Подставляй две ладони" и высыпают в них пол дюжины медалей Второй Отечественной. Говорят, приходила пожилая женщина с внуками, смотрела, смотрела…. Потом ушла, вернулась через час и сказала: "Передайте Перфильеву. Они ему лучше пригодятся". Теперь я эти награды на витрину кладу вместе с орденами моего деда, который воевал. Вот такая история".
Да, вот такая история забайкальского Левши. Вот такой человек — Александр Николаевич Перфильев живет в Чите и продолжает традиции русских умельцев, способных подковать блоху. Текст, фотографии