14 февраля, в день памяти св. мученика Трифона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. По окончании чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился ко всем собравшимся с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы вспоминаем имя святого мученика Трифона. В этом святом храме его чудотворный образ с частицей мощей из того самого московского храма, которого, к сожалению, сегодня уже нет, но который был построен на месте чуда, совершенного святым мучеником Трифоном.
«Служение Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти мученика Трифона» в Фотогалерее
Это было в XVI веке при царе Иоанне Грозном. И чудо было очень простым, почти домашним, семейным, человеческим. Потерялся у царя сокол во время охоты, которого он любил. И поручил царь Иоганн Грозный найти эту птицу одному из своих слуг. Несчастный юноша по имени Трифон никак не мог выполнить приказ царя и, сильно помолившись своему небесному покровителю, во сне имел видение, как некий юноша на коне указывал ему место нахождения потерянной птицы. И, пробудившись от сна, нашел ее в том месте, где позже была построена известная московская церковь.
Какая удивительная связь: XVI век, Москва, Русь ― и век III, Малая Азия, Римская империя. Другой юноша по имени Трифон жил в то время. История донесла до нас мало сведений о его жизни. Но был он личностью совершенно незаурядной. Он прославился тем, что исцелял людей силой Господа Иисуса Христа. Он был христианином, лечил и исцелял людей, и совершал другие удивительные деяния. Например, когда на его деревню напали некие опасные насекомые, способные истребить весь урожай, то по молитвам Трифона это нашествие было остановлено, и урожай был спасен.
История доносит до нас сведения о том, как силой Божией Трифон исцелил душевно больную дочь Римского императора. Он помогал многим, и, конечно, прославился среди людей.
В III веке ко власти в Риме пришел император Декий. И всего-то он правил два года, но успел за время своего правления оставить страшный кровавый след на теле народа. Он решил по примеру некоторых своих предшественников поднять гонения на христиан. И, конечно, тут же чей-то указующий перст был направлен на Трифона ― христианина, известного во всей округе.
И когда потребовали от Трифона отказаться от веры, он не отказался. Перед тем как казнить, власти подвергли его страшным мучениям. Его тело рвали железными крючьями, но это казалось недостаточным мучителям. И тогда к этому истерзанному телу стали подносить открытый огонь, прикасаться раскаленным металлом. И даже этих страшных мучений оказалось мало гонителям. Они приказали вбить в стопы святого железные гвозди, и требовали, чтобы он шел на этих гвоздях.
Никакие самые страшные муки не могли сломить святого Трифона. И тогда повелел правитель отсечь ему голову. Склонился мученик со смирением и духовной силой перед палачом, но Господь взял душу святого Трифона, до того, как меч коснулся его тела.
Какая удивительная история. Для нас, современных людей, даже картину этих мучений представить трудно. Но ведь все было именно так. И возникает вопрос о том, какой же силой святой Трифон переносил эти страдания?
Многим из нас приходилось обжигаться, кому обо что: о горящую ли свечу, об утюг. Знаем, как реагируем в таком случае: резко отрываем руку от раскаленного предмета. Потому что нестерпимая боль ― даже мгновение кажется вечностью. Но как же можно было терпеть прикосновения огнем к разорванному крюками телу, и даже не кричать?
Но найдите сейчас такого сильного человека, который выдержал бы эту пытку, который не издал бы ни одного звука. Такого человека найти невозможно, потому что боль, которая была нанесена мучителями святому Трифону, превышает возможность человеческой психики справиться с этой болью. Эта боль уже за пределами человеческих возможностей. Какой же силой преодолевал святой Трифон эту беспредельную боль? И ответ, конечно, только один ― силой Божией.
Мы почитаем святых мучеников, не за их терпение, потому что никаким человеческим терпением невозможно стравиться с мучением. Мы почитаем святых мучеников за то, что через их мучения и страдания явлена всем нам великая и спасающая сила Божия. Пример мучеников помогает нам понять, что означает сила Божия, применительно к человеческой жизни, человеческой личности. И мы видим на этом примере, как Бог возвышает человека, как Он делает его сильным и непобедимым, как Он дает ему способность сопротивляться злу, гонителям, и даже самой страшной боли. Мученики предстоят нам, как действительно герои духа, и мы со смирением преклоняем перед ними нашу главу, мы молимся им, как живым примерам того, что Бог совершает с человеком, когда человек открывает свой ум и сове сердце навстречу Богу.
Кто-то может сказать, что ну да, чего только в истории ни было, какие только подвижники, герои ни жили в стародавние времена. А вот выйдем мы сейчас из этого храма, окажемся в центре большого города. И как это трудно — все то, что мы слышали сегодня в храме о святом мученике Трифоне, соотнести с этим нашим опытом жизни в современной стране, в столичном городе.
На самом деле все то, что было актуально во времена святого Трифона, не теряет своей силы, своего значения и смысла сегодня. И обстоятельства жизни, внешне меняясь, остаются теми же. Человек живет со своими страстями, грехами, слабостями, и одновременно, каждому человеку, даже самому грешному подается помощь, благодать и сила, если человек способен принять это и желает принять.
И одновременно для того, чтобы стать исповедником веры христовой, чтобы быть верным Спасителю, не обязательно доказывать это физическими мучениями. Конечно, велик соблазн был, когда гонители веры предлагали христианам либо отказаться от Христа и обрести спокойную жизнь, вернуться в свои дома, жить так, как живут все, или принять страдания и мученическую смерть.
Но ведь и сегодня есть соблазны, которые предлагают нам либо остаться со Христом и переносить испытания, идти узким путем по жизни, или отказаться от Него и идти широким путем, по которому идут почти все, ни о чем не думая, наслаждаясь жизнью, видя главную цель своего бытия, чтобы жить богато, чтобы больше потреблять благ.
Сегодня никто не требует от нас испытывать физические страдания, чтобы доказать верность Спасителю, но искушения сегодняшнего дня не меньше, чем тех древних лет. Как сильно звучат слова Господа, обращенные к апостолам, а через них и ко всем нам: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убити, но бойтесь тех, кто душу способен погубить в геенне огненной».
И сегодня от христианина требуется такое же мужество, терпение, сила воли, но самое главное — доверие Господу и принятие Его в свое сердце, чтобы противостоят соблазнам жизни. Как во времена Трифона требовались терпение, и воля, и сила веры, чтобы вынести физические мучения за Господа и Спасителя. И сегодня от нас требуется вера во Христа и верность Господу. И требования сегодняшнего дня не меньше чем тех древних дней. Только искушения и соблазны более утонченные.
Сегодня нет выбора между верить ― не верить, сегодня никто не требует отказаться от Господа, никто не наказывает нас за то, что мы посещаем храмы, крестим своих детей, открыто проявляем свою религиозность. И, тем не менее, в этих условиях религиозной свободы другие искушения — не меньшие, а, может, даже утонченнее и сильнее воздействуют на наше сознание и нашу волю, отрывая от нас Господа.
Все хорошо знают, что во многих процветающих богатых странах, на которые нам показывают пальцем, как на пример для подражания, происходит массовый отход людей от веры, и не потому, что их кто-то гонит, и не потому, что быть верующим опасно. Совсем нет. Стоят открытые храмы, есть высшие богословские заведения, много семинарий и духовных школ, но все это стоит пустым, народ уходит из храмов. И страны, которые еще недавно называли себя христианскими, сегодня боятся или не желают сказать о том, что они христианские страны. Сегодня даже слово Рождество, которое является в этих странах самым известным праздником, изгоняется из обихода, а в некоторых странах даже запрещают публично ставить рождественские елки, потому что они напоминают о Рождестве. И ведь никто никого не принуждает силой.
Какой же силой отрываются человеческие души от Бога? Соблазном, указанием ложных жизненных путей. Как они представляют иные ценности и цели жизни, когда и не столько говорят, но сколько показывают привлекательность жизни не по закону духа, а по закону плоти. Вот эта жизнь по закону плоти, по похоти человеческой становится идеалом жизни. Ешь как можно больше, вкуснее, делай то, что хочешь, наслаждайся жизнью, нет никаких условностей, зачем нужно хранить чистоту семейных отношений, целомудрие ― все это пережитки прошлого. Живи по закону инстинкта.
И как же просто человеку жить по этому закону! Не требуется никаких волевых установок, не требуется никакого самоограничения, не требуется никакого контроля ― все возможно. И люди с легкостью, без всякой идеологической пропаганды, без всякого насилия, без всякого принуждения постепенно как бы обволакиваются этой страшной и губительной трясиной, которая засасывает, как бездонное болото. Человек не успевает даже понять, что с ним происходит, а он уже там, в той трясине, где нет кислорода, где нет жизни.
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убити».
Вот этот образ жизни, стандартной мысли, эта жизненная философия является великим соблазном для молодежи. И ведь на эту ложную и опасную идею работают сегодня СМИ, эти красивые глянцевые журналы с рекламами, которые погружают нас в нереальный, несуществующий виртуальный мир. Но ведь как они притягивают взор, как они возбуждают человека, как они толкают человека на то, чтобы он покупал что-то новое, непременно другое, чтобы он стремился к тому, чего у него еще нет!
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убити».
Вся эта индустрия, направленная на поддержку ложных ценностей и целей убивает душу, засасывая в трясину, в болото, где нет духовного кислорода, необходимого для жизни человека.
Легко ли противостоять всем этим соблазнам, особенно в там молодом возрасте, как вот эти мальчики и девочки, которые сегодня с нами? Когда на них обрушивается пропаганда, так легко отходящая к человеку, как бы без всякого конфликта захватывающая его ум и его сердце. Совсем нелегко. Никогда нелегко идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное. Но, только идя по этому пути, мы дышим кислородом веры, мы напитываем свою душу силой, мы становимся непобедимым, как был непобедим мученик Трифон.
Быть христианином сегодня ― это значит быть исповедником веры без видимых физических усилий каждый день. И в этом исповедничестве великий подвиг. И, конечно, сердце радуется, когда в Отечестве нашем, в исторической России, мы видим переполненные храмы. И молодежь нашу, которая идет по пути веры. Радуется сердце и к Богу возвышается молитва, чтобы никакие соблазны, никакие искушения не остановили это поступательное движение нашего народа, который пройдя через физические мучения за веру, сегодня понимает смысл того, что означает быть христианином. И мы должны высоко нести это звание христианина, для того, чтобы пример христианской жизни был сильнее соблазнов, которые обрушивают на нас современные СМИ. Чтобы пример христианской жизни был притягателен для людей, чтобы этот пример помогал понять, в чем, собственно, состоит смысл человеческой жизни. Чтобы с этим осознанием являлась нам сила Божия, укрепляющая нас на нашем жизненном пути. Аминь.