Главная / Статьи / Наедине с тайгой: В шаманов верят не только эвенки

Наедине с тайгой: В шаманов верят не только эвенки

Наедине с тайгой: В шаманов верят не только эвенки

Увлечение культурой разных народов нашло отражение в профессиональной деятельности. Пролить свет на тайны древнего народа и познакомиться с культурой эвенков помогла научный сотрудник научно-методического центра лингвистики и межкультурной коммуникации БГПУ, преподаватель декоративно-прикладного искусства в Благовещенском педколледже Светлана Кушнарёва.

Кто достоин?

— Шаман среди эвенков — уважаемый человек. А как его выбирают? Неужели, шаманом может стать любой человек?

— Шаман — своего рода сверхчеловек. Он и болезнь диагностирует, и излечит, и совет мудрый даст. К тому же шаман постоянно контактирует с духами, что само по себе уже внушает уважение.

Выбрать нового жреца может только его предшественник. В юном возрасте он осматривает всех детей на наличие каких-либо отметин. Это могут быть пятнышки, лишние или сросшиеся пальцы. Говорят, у шамана всегда в запасе лишняя косточка. Избранный ребёнок сначала становится помощником. До 33 лет он находится рядом, учится, расчищает место для обряда, готовит бубен, разжигает костёр. По достижении нужного возраста будущий шаман впадает в летаргический сон, который может длиться до нескольких дней. Во сне к нему приходят духи в образе тотемных животных, насекомых, умерших предков, даже инопланетян. Облик значения не имеет, главное — знания, которые они передают начинающему.

Просыпается шаман обновлённым. Эвенки считают, что во сне духи полностью меняют человека. Он как бы умирает в старом обличии и рождается в новом. С этого момента эвенк становится настоящим шаманом. Теперь он может камлать — совершать ритуалы.

— Может ли избранный отказаться от своего предназначения?

— В теории может, но только никто не отказывается. Дело в том, что перед избранным духи ставят выбор: либо он становится шаманом, либо через несколько дней умрёт.

— А вы сами верите в то, что существуют настоящие шаманы?

— Верю. Более того, иногда мне кажется, что в прошлой жизни я сама была шаманом. Мне часто снятся вещие сны, несколько раз во сне являлись шаманы. Один даже настойчиво звал замуж. Но я сказала, что замуж за него не пойду. Муж у меня уже есть.

— Как эвенки представляют себе загробную жизнь? Наверняка есть какое-то сходство с нашими представлениями?

— Я интересуюсь культурой разных народов, не только эвенков. Действительно, часто приходится сталкиваться с тем, что многие представления о загробной жизни схожи, повторяются некоторые мифы.

По верованиям эвенков, существует три мира. В высшем обитают духи-помощники, в среднем — люди и животные, в образе которых духи помогают людям. То же и у нас. Верхний мир — это Бог и ангелы, в среднем мире живём мы, люди, и животные. Но к животным у эвенков отношение особое, к природе они относятся с трепетом.

К примеру, медведя этот народ называет «дедушкой». Они верят, что косолапый — прапредок людей. В качестве оберега на одежду вешают металлическую лапу медведя. Иногда в обрядах используется настоящая выпотрошенная лапа, которую надевают на руку, как рукавичку. Особое место в культуре эвенков занимает олень, особенно белый. Среди народа даже ходит пословица «Нет оленя — нет эвенка». Мясо этого животного употребляют в пищу, из тёплых шкур шьют одежду, стелют их на пол. Ворс у оленя внутри полый, за счёт этого тепло сохраняется даже в самые суровые морозы.

Третий мир населён нечистью. Кандыках — злой дух, которым пугают непослушных детей. Мол, появится его рука из-под земли и утащит тебя с собой. Вместо одной руки у него культя, на другой — маленькая голова. Вдобавок одна нога короче другой. У нас эту функцию выполняет Баба Яга. Но не все духи подземного мира злые. Там же обитают умершие предки.

Шаман — проводник, он связывает между собой все три мира, передаёт послания духов-помощников и ограждает от влияния тёмных сил.

эвенки
Эвенкийская культура очень интересно, правда, не всех они к себе пускают.

Что русскому хорошо, то эвенку не очень

— Со временем эвенков становится всё меньше. Может быть, причиной этому стало вмешательство в их культуру русского народа?

— Отчасти да. Русский народ внёс свои коррективы в культуру эвенков. И не все они положительные. Мы привили изначально кочевому народу оседлый образ жизни, приучили пить алкоголь. Ценные собольи меха меняли на водку, теперь эвенки спиваются. Дело в том, что их организм устроен несколько иначе, всё, что в него попадает, быстро всасывается в кровь. За счёт этого привыкание происходит быстрее, формируется алкогольная зависимость.

Всевозможные льготы и пособия избавили эвенков от необходимости много работать. Они обленились. Я знакома с одной семьёй, в которой русский женился на эвенкийке. Их ребёнок постоянно уходил кормиться к хозяйственной русской бабушке, а мать-эвенкийка лежала целыми днями на диване.

Сейчас эвенки уже не живут в чумах. В деревнях они селятся в бараках советской постройки. Обстановка в жилище скромная, мебели мало. Живут в основном натуральным хозяйством. Во время Великой Отечественной войны русские обучили соседей земледелию. Но рыбалка и охота продолжают оставаться занятиями первостепенной важности.

— И что, совсем не осталось тех, кто ещё живёт в тайге?

— Некоторые продолжают жить в тайге, но домом им служит уже не чум, а брезентовая палатка. В центре горит не костёр, а печка-буржуйка, через отверстие, обитое металлом, трубу выводят наружу. Осовременились. Но на пол по-прежнему кладут лиственницу и оленьи шкуры. Лиственница обеззараживает жилище. Как говорят эвенки, «что ни пылинка, то витаминка». Все природные ресурсы они стараются использовать по максимуму.

Кстати, это русские показали эвенкам, что можно есть грибы. До этого среди них считалось, что грибы — пища оленей. А уж эти товарищи грибы любят, в тайге растёт особый, «олений» гриб. Как только животные его видят, от радости просто сходят с ума. Пока не объедят всю поляну, не уйдут.

Знают, но не скажут

— Вы два раза были в экспедициях в эвенкийских поселениях. Удалось повидаться с настоящим шаманом?

— К сожалению, нет. Получилось поговорить только с внуком шамана, но он мало что мог рассказать. Не помнил или просто не хотел. Сейчас настоящих шаманов почти не осталось. Сказались долгие годы жизни при советской власти, навязываемая медицинская помощь.

Эвенки — скрытный и нелюдимый народ. На моей памяти всего пять студентов-эвенков, которые учились в педколледже. О своей культуре они практически ничего не рассказывали, говорили, что ничего не знают. На самом деле, конечно, знают, просто не хотят пускать в свою жизнь посторонних. Да и сам язык у эвенков довольно скудный, словарный запас минимален. Нет такого богатого выбора синонимов, как в русском. Например, наше русское «солнце взошло» можно выразить и по-другому — «заря», «светает», «наступило утро» и т. д. У эвенков всё это отражено в одном ёмком слове.

Им трудно адаптироваться в городских условиях. По признанию самих эвенков, в городе они себя чувствуют как загнанный зверь в ловушке.

— Как эвенки относятся к гостям?

— Нас эвенки хорошо приняли, мы с ними подружились. Хотя многие предупреждали, что они даже пристрелить могут, если что-то не понравилось.

— А национальной кухни удалось отведать?

— Удалось, правда, питание у них особое, для нашего брата странное. Мясо едят слегка недоваренное. Русскому с непривычки может «поплохеть», как случилось с одним из членов нашей экспедиции. Потом долго мучился несварением, а эвенку — в самый раз. В ход идёт мясо оленя или лося, по-другому — сохатина. Вместо хлеба они сами стряпают незамысловатые лепёшки. Тесто замешивают на воде, ничего лишнего не добавляют. Полакомиться эвенки любят йогуртом, но не обычным, а самодельным. В ёмкости долго взбивается оленье молоко с голубикой. Предложили нам целый тазик этого своеобразного десерта. Мы сначала удивились — куда же столько? Но, попробовав, оторваться от тазика с «йогуртом» уже не смогли, пока всё не съели.

Справка «АиФ»

Где живут эвенки в Амурской области:

  • село Ивановское (Улгэн), Селемджинский район
  • село Бомнак, Зейский район
  • посёлок Усть-Нюкжа, Тындинский район
  • посёлок Усть-Уркума, Тындинский район
  • село Первомайское, Тындинский район

Немного из истории

На Амурскую землю эвенки пришли в XVII веке. Откуда пришли — есть разные версии. То ли из Маньчжурии, то ли с Алтая. Тайга стала для них родным домом. Рыбачили, разводили оленей, с природой жили в полной гармонии. Сейчас их осталось всего около 1300. Древний самобытный народ вымирает.

Досье

Светлана Анатольевна Кушнарёва родилась в Благовещенске 11 августа 1975 года. Первое образование получила в Амурском педколледже по специальности «учитель рисования и черчения». Высшее образование получила в Амурском педуниверситете по специальности «учитель русского языка и литературы». Преподаёт в педколледже декоративно-прикладное искусство. В экспедициях в поселения эвенков была два раза.

Юлия Янушевская

***

Отдохнуть от городской суеты можно в экологически чистом районе Тульской области, в  130 км от Москвы, на  Охотничьей базе "Барсучок". База представляет собой центральную усадьбу с расположенными вокруг домами отдыха для клиентов и баней. Невдалеке удобно спланировано подсобное хозяйство, которое является не только поставщиком экологически чистого питания для клиентов, но и местом отдыха. Здесь можно поохотиться, пострелять по тарелочкам на специальной площадке, покататься на лошадях, полетать на дельталете, отпраздновать событие.

экологический туризм, агротуризм - охотничья база Барсучок

 Развлечения на базе:
– бильярд и бар-караоке;
– спортинг и арбалетный тир;
– лошади, пони, фаэтон, экипаж;
– конное фото-шоу с ловчими птицами и борзыми;
– экскурсионные туры в питомник собак и зоопарк.

Подробнее об охотничьей базе Барсучок  >>

Другие статьи на эту тему:

Adblock
detector