Главная / Статьи / Секретное оружие: Хакасский национальный костюм

Секретное оружие: Хакасский национальный костюм

Секретное оружие: Хакасский национальный костюм

Национальный костюм – не просто одежда. Через него народ пытается передать свои чувства, характер, привычки, показать особенности. В хакасских национальных костюмах отражается монументальность, через можно увидеть постоянство, наличие спокойного, не взрывного, не воинственного характера. В настоящее время народные костюмы хакасские женщины надевают на сватовство, свадьбу, праздники.

Стайка длинноногих болтливых девчонок, кто – в мини, кто – в джинсах, прошмыгнула в один из залов центральной библиотеки с лёгкими объёмными коробками. Вышли они оттуда в хакасских костюмах. Черноглазые, длинноволосые, статные, гордо несущие высокие головные уборы. Нет, не вышли – выплыли на импровизированную сцену, открывая фестиваль национальных культур, который традиционно проводится в городе весной. Публика замерла.

Девушки же, белозубо улыбаясь, двигались в такт музыке, выводя рисунок национального танца, плавного и в то же время зажигательного, пробирающего до спрятанных далеко-далеко струнок души.

– В чём секрет, почему так происходит? – спрашиваю после представления-дефиле 26-летнюю Марину Мамышеву, художественного руководителя хакасского театра моды «Алтыр». – Казалось бы, костюм, что такого?

– Не простой костюм, а национальный, вот в чём дело. Через него и я, и девушки чувствуем своё, исконное, глубинное, настоящее. Это похоже на мои ощущения, когда приезжаю в деревню к родственникам в Таштыпский район, где все вокруг говорят по-хакасски. Слушаю их речь, сама говорю, а такое впечатление, будто пою самую любимую песню, или холодную воду пью в знойный день – вкусную до сладости. Наверное, от того, что костюм – не просто одежда. Через него народ пытается передать свои чувства, характер, привычки, показать особенности.

– Платья, пальто, жилеты, наверное, не случайно имеют такие сочные, броские тона?

– Действительно, не случайно! В наших костюмах используются именно чистые оттенки, без полутонов – красный, зелёный, синий, оранжевый. На мой взгляд, это говорит о том, что хакасы проводят чёткую грань между добром и злом, что они не мастера подковёрных интриг.

– Даже так?

– Да, перед тем, как заняться дизайном стилизованных костюмов, я долгое время провела в библиотеках, работала в фонде национального музея, общалась с авторитетными в Хакасии людьми – историками, философами, археологами.

– Наверняка была и какая-то особенная встреча?

– Да, повезло познакомиться с Александром Котожековым – художником, драматургом, философом. С ним обсуждали, что основа всего – мировоззрение народа. Из этого рождается костюм. Для меня важны были советы художника-профессионала в плане пропорций, оформления нарядов.

Хакасский национальный костюм

– Какие детали отличают хакасский костюм?

– Обратили внимание на использование безрукавки особого кроя, с утончённой линией в области лопаток? Это сигидек. Когда женщина её надевает, у неё выпрямляется спина, походка становится величавой, плавной. Она как бы стремится вверх.

– Помогают в этом, смотрю, и головные уборы. Настоящие произведения искусства, своего рода короны. Их надо именно нести, показывать, обращать на себя внимание.

– В наших костюмах отражается монументальность, через которую я, к примеру, вижу постоянство, наличие спокойного, не взрывного, не воинственного характера.

– Если в русской традиции – носить пояса, то на хакасских девушках не заметила ни одного.

– Это ещё одна особенность наших нарядов. Да, пояс не используется. Зато приветствуются многоярусность, свободный крой, вышивки, дополнения украшениями, отделка мехом. Любопытно, что, к примеру, перламутровые пуговицы на одежде рассматриваются как своего рода оберег. А если анализировать костюм по частям, найдём в нём отражение нижнего (потустороннего), среднего (в котором живём) и верхнего мира богов.

– Вы представляете стилизованные костюмы, девушки прибавляют себе роста с помощью высоких каблуков. А национальная обувь – какая?

– Сапоги, носки которых подняты вверх. Сделано это для того, чтобы, когда идёшь по степи, не сильно мять траву. Меня поразила эта деталь, которая свидетельствует о трепетном отношении к природе, окружающему миру. Читала, что наш народ старался не брать лишнего. К примеру, охотники знали меру, загоняли одну косулю, а не стадо. И быт был продуман до мелочей. Взять национальное жилище – юрту. Прямо в ней разжигали костёр, дым уходил через отверстие вверху. Над куполом тем временем сушилось, коптилось дымком загодя подвешенное мясо. Чтобы дым не портил глаза, приспособились принимать пищу, расположившись на полу. А вместо часов служило то же отверстие в потолке юрты. По солнцу ориентировались, разгорается день или клонится к закату.

– Марина, а с чего, собственно, всё началось?

– Помню, бабушка, наблюдая, как я шью, хвалила за терпение. Хобби стало профессией – окончила ХГУ по специальности «педагог профессионального обучения». В студенческую пору пробовала создавать собственные коллекции. Кстати, первая, которую заметили, называлась «Русский гламур». Ездила с ней в Москву, Испанию, участвовала в конкурсе Вячеслава Зайцева. Такой опыт, конечно же, вселил уверенность, подвиг к развитию. Тем более, реализовать идею с изготовлением хакасских костюмов помогли представители министерства культуры Хакасии.

– В каких случаях сегодня надевают национальный костюм?

– На сватовство, свадьбу, праздники. С удовольствием! Вы ведь видели, как нравится девушкам почувствовать себя красотками, несущими, в буквальном смысле слова, на плечах культуру народа. Да что там, это их секретное оружие!

– Заказы от современных модниц есть?

– Да! Недавно заказали шубу особого кроя – чтобы носить в городе. Есть и другие заказы.

Марина улыбается, торопясь за подругами из театра. Все они опять превратились в джинсовых девчонок – до следующего выступления. Но настанет миг, и они снова будут показывать красивые костюмы, наблюдая, как с каждым их шагом зрители шире улыбаются, а глаза их теплеют и ярче светятся.

Марина Кремлякова

***

Отдохнуть от городской суеты можно в экологически чистом районе Тульской области, в  130 км от Москвы, на  Охотничьей базе "Барсучок". База представляет собой центральную усадьбу с расположенными вокруг домами отдыха для клиентов и баней. Невдалеке удобно спланировано подсобное хозяйство, которое является не только поставщиком экологически чистого питания для клиентов, но и местом отдыха. Здесь можно поохотиться, пострелять по тарелочкам на специальной площадке, покататься на лошадях, полетать на дельталете, отпраздновать событие.

экологический туризм, агротуризм - охотничья база Барсучок

 Развлечения на базе:
– бильярд и бар-караоке;
– спортинг и арбалетный тир;
– лошади, пони, фаэтон, экипаж;
– конное фото-шоу с ловчими птицами и борзыми;
– экскурсионные туры в питомник собак и зоопарк.

Подробнее об охотничьей базе Барсучок  >>

Другие статьи на эту тему:

Adblock
detector