Национальный костюм – не просто одежда. Через него народ пытается передать свои чувства, характер, привычки, показать особенности. В хакасских национальных костюмах отражается монументальность, через можно увидеть постоянство, наличие спокойного, не взрывного, не воинственного характера. В настоящее время народные костюмы хакасские женщины надевают на сватовство, свадьбу, праздники. |
Стайка длинноногих болтливых девчонок, кто — в мини, кто — в джинсах, прошмыгнула в один из залов центральной библиотеки с лёгкими объёмными коробками. Вышли они оттуда в хакасских костюмах. Черноглазые, длинноволосые, статные, гордо несущие высокие головные уборы. Нет, не вышли — выплыли на импровизированную сцену, открывая фестиваль национальных культур, который традиционно проводится в городе весной. Публика замерла.
Девушки же, белозубо улыбаясь, двигались в такт музыке, выводя рисунок национального танца, плавного и в то же время зажигательного, пробирающего до спрятанных далеко-далеко струнок души.
— В чём секрет, почему так происходит? – спрашиваю после представления-дефиле 26-летнюю Марину Мамышеву, художественного руководителя хакасского театра моды «Алтыр». — Казалось бы, костюм, что такого?
— Не простой костюм, а национальный, вот в чём дело. Через него и я, и девушки чувствуем своё, исконное, глубинное, настоящее. Это похоже на мои ощущения, когда приезжаю в деревню к родственникам в Таштыпский район, где все вокруг говорят по-хакасски. Слушаю их речь, сама говорю, а такое впечатление, будто пою самую любимую песню, или холодную воду пью в знойный день – вкусную до сладости. Наверное, от того, что костюм – не просто одежда. Через него народ пытается передать свои чувства, характер, привычки, показать особенности.
— Платья, пальто, жилеты, наверное, не случайно имеют такие сочные, броские тона?
— Действительно, не случайно! В наших костюмах используются именно чистые оттенки, без полутонов — красный, зелёный, синий, оранжевый. На мой взгляд, это говорит о том, что хакасы проводят чёткую грань между добром и злом, что они не мастера подковёрных интриг.
— Даже так?
— Да, перед тем, как заняться дизайном стилизованных костюмов, я долгое время провела в библиотеках, работала в фонде национального музея, общалась с авторитетными в Хакасии людьми — историками, философами, археологами.
— Наверняка была и какая-то особенная встреча?
— Да, повезло познакомиться с Александром Котожековым – художником, драматургом, философом. С ним обсуждали, что основа всего – мировоззрение народа. Из этого рождается костюм. Для меня важны были советы художника-профессионала в плане пропорций, оформления нарядов.
— Какие детали отличают хакасский костюм?
— Обратили внимание на использование безрукавки особого кроя, с утончённой линией в области лопаток? Это сигидек. Когда женщина её надевает, у неё выпрямляется спина, походка становится величавой, плавной. Она как бы стремится вверх.
— Помогают в этом, смотрю, и головные уборы. Настоящие произведения искусства, своего рода короны. Их надо именно нести, показывать, обращать на себя внимание.
— В наших костюмах отражается монументальность, через которую я, к примеру, вижу постоянство, наличие спокойного, не взрывного, не воинственного характера.
— Если в русской традиции – носить пояса, то на хакасских девушках не заметила ни одного.
— Это ещё одна особенность наших нарядов. Да, пояс не используется. Зато приветствуются многоярусность, свободный крой, вышивки, дополнения украшениями, отделка мехом. Любопытно, что, к примеру, перламутровые пуговицы на одежде рассматриваются как своего рода оберег. А если анализировать костюм по частям, найдём в нём отражение нижнего (потустороннего), среднего (в котором живём) и верхнего мира богов.
— Вы представляете стилизованные костюмы, девушки прибавляют себе роста с помощью высоких каблуков. А национальная обувь – какая?
— Сапоги, носки которых подняты вверх. Сделано это для того, чтобы, когда идёшь по степи, не сильно мять траву. Меня поразила эта деталь, которая свидетельствует о трепетном отношении к природе, окружающему миру. Читала, что наш народ старался не брать лишнего. К примеру, охотники знали меру, загоняли одну косулю, а не стадо. И быт был продуман до мелочей. Взять национальное жилище – юрту. Прямо в ней разжигали костёр, дым уходил через отверстие вверху. Над куполом тем временем сушилось, коптилось дымком загодя подвешенное мясо. Чтобы дым не портил глаза, приспособились принимать пищу, расположившись на полу. А вместо часов служило то же отверстие в потолке юрты. По солнцу ориентировались, разгорается день или клонится к закату.
— Марина, а с чего, собственно, всё началось?
— Помню, бабушка, наблюдая, как я шью, хвалила за терпение. Хобби стало профессией – окончила ХГУ по специальности «педагог профессионального обучения». В студенческую пору пробовала создавать собственные коллекции. Кстати, первая, которую заметили, называлась «Русский гламур». Ездила с ней в Москву, Испанию, участвовала в конкурсе Вячеслава Зайцева. Такой опыт, конечно же, вселил уверенность, подвиг к развитию. Тем более, реализовать идею с изготовлением хакасских костюмов помогли представители министерства культуры Хакасии.
— В каких случаях сегодня надевают национальный костюм?
— На сватовство, свадьбу, праздники. С удовольствием! Вы ведь видели, как нравится девушкам почувствовать себя красотками, несущими, в буквальном смысле слова, на плечах культуру народа. Да что там, это их секретное оружие!
— Заказы от современных модниц есть?
— Да! Недавно заказали шубу особого кроя – чтобы носить в городе. Есть и другие заказы.
Марина улыбается, торопясь за подругами из театра. Все они опять превратились в джинсовых девчонок — до следующего выступления. Но настанет миг, и они снова будут показывать красивые костюмы, наблюдая, как с каждым их шагом зрители шире улыбаются, а глаза их теплеют и ярче светятся.
***
Отдохнуть от городской суеты можно в экологически чистом районе Тульской области, в 130 км от Москвы, на Охотничьей базе "Барсучок". База представляет собой центральную усадьбу с расположенными вокруг домами отдыха для клиентов и баней. Невдалеке удобно спланировано подсобное хозяйство, которое является не только поставщиком экологически чистого питания для клиентов, но и местом отдыха. Здесь можно поохотиться, пострелять по тарелочкам на специальной площадке, покататься на лошадях, полетать на дельталете, отпраздновать событие.
Развлечения на базе:
— бильярд и бар-караоке;
— спортинг и арбалетный тир;
— лошади, пони, фаэтон, экипаж;
— конное фото-шоу с ловчими птицами и борзыми;
— экскурсионные туры в питомник собак и зоопарк.
Другие статьи на эту тему:
- Каслинское художественное литье
- В Архангельске сгорел дом Сутягина
- Русское деревянное зодчество. Храмы
- Жар-птица-2012 и другие фестивали в Москве и регионах
- Деревянное зодчество Руси
- Русские народные инструменты
- Народные промыслы: новости и выставки. Апрель 2012
- Американский бизнес на русских матрешках
- Рыцари оккупируют Кремль
- Прошлое и настоящее Каслинского художественного литья
- Русское деревянное зодчество