В 1755 году в великолепном Царскосельском дворце, построенном знаменитым Растрелли, была смонтирована Янтарная комната. Это удивительное произведение искусства, на протяжении столетий восхищавшее каждого, кто сюда попадал, имеет сложную, даже трагическую историю. В годы Великой Отечественной войны она была утеряна, но благодаря кропотливому труду реставраторов Янтарная комната в Царском Селе восстановлена и доступна посетителям Екатерининского дворца. |
Впервые о Янтарном кабинете стало известно еще во времена Петра I. Этот кабинет был сделан по приказу прусского короля Фридриха I для его дворца в Шарлоттенбурге по эскизам талантливого немецкого архитектора Андреаса Шлютера. Прежде янтарь использовали только как материал для отделки — в украшениях, инкрустациях, для оформления мебели. Для Янтарного кабинета мастера впервые сделали целые панели и мозаичные картины, которые должны были крепиться на стены. Но в Пруссии Янтарная комната так и не была собрана. От Шлютера, приехавшего в Петербург, Петр и узнал о янтарном чуде и захотел иметь сокровище в своей коллекции в Кунсткамере. Во время европейского путешествия в 1716 году Петр имел деловую встречу с прусским королем и получил Янтарный кабинет в подарок.
Панно были тщательно упакованы и с большой осторожностью доставлены в Россию. В середине 1717 года они прибыли в Петербург в Летний дворец. Ценный груз принимал генерал-губернатор. Однако когда Петр вернулся из европейской поездки и внимательно рассмотрел полученные в подарок драгоценности, он был сильно разочарован: янтарные панно были еще не совсем закончены, не хватало многих деталей. До сих пор неизвестно, была ли смонтирована Янтарная комната в петровское время.
В 1743 году Екатериной было начато "Дело о Янтарном кабинете, который состоит в новом Зимнем доме". Стало известно, что "ея императорское величество именным указом изволила указать имеющийся… Янтарный кабинет, каков он в своем состоянии находится, для убирания в Зимнем ея императорского величества доме". Монтаж янтарных панелей был поручен итальянскому мастеру Мартелли, общее руководство осуществлял Растрелли. Работа предстояла сложная: надо было изготовить многие детали, даже целые панно. Только к 1746 году рядом с опочивальней императрицы в Зимнем дворце появился небольшой зал для официальных приемов, отделанный янтарем. Янтарный кабинет стал местом, где императрица принимала иностранных послов и знатных вельмож.
Однако в 1753 году была задумана перестройка Зимнего дворца. Янтарный кабинет снова демонтировали. Последовал указ: "Означенный Янтарный кабинет мастеру Мартелли собрать, и уложить в ящики, и, как надлежит, отправить в Царское Село".
В августе 1755 года Растрелли и Мартелли начали монтаж уже в Царском Селе. Снова потребовались дополнительные работы, потому как помещение, отведенное для отделки, было больше, чем в Зимнем дворце, практически пришлось создавать совершенно новый парадный зал. Работа длилась полтора месяца. Были переделаны некоторые панели, добавлены новые декоративные детали, вдоль стен поставили столики с янтарными статуэтками и другими поделками из янтаря.
Янтарная комната в Царском Селе впоследствии много раз переделывалась, но основные архитектурные идеи Растрелли бережно сохранялись. Посетители дворца в Царском Селе восхищались Янтарной комнатой на протяжении двух столетий. В годы Второй мировой войны после оккупации Царского Села комната была разобрана, упакована в ящики и отправлена в Германию.
С исчезновением Янтарной комнаты связано множество легенд.
Согласно одной из них, сразу после подписания Пакта о ненападении 1939 года А. Н. Толстой предложил Сталину для укрепления намечавшейся дружбы с Германией преподнести ей в подарок Янтарную комнату, ссылаясь на то, что она находится в плачевном состоянии. Но Сталин не решился расстаться с оригиналом, а вместо этого замечательному реставратору и резчику по камню А. О. Баранову было предложено сделать копию Янтарной комнаты. Одновременно делались две янтарные комнаты: копия Баранова и макет в масштабе 1:1, который делали его ученики. За 20 дней до начала Великой Отечественной войны подлинник Янтарной комнаты разобрали, а на его место установили копию. Её сфотографировали, размонтировали, уложили в ящики, которые спустили в подвалы Екатерининского дворца. А макет установили в зале, где Янтарная комната стояла два века. Таким образом, в Царском Селе оказались три янтарные комнаты. Дальнейшая судьба их всех неизвестна.
Другая версия выглядит так. В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Это и стало роковой ошибкой, предопределившей трагическую судьбу шедевра, поскольку гитлеровцы, ограбив Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату.
С 1942 по весну 1944 года она была выставлена для обзора в Королевском замке Кёнигсберга. В августе 1944 года в результате массированного налёта английской авиации здесь случился пожар, но считается, что панели при этом не пострадали, комнату упаковали и спрятали в подземельях замка. Ящики с панелями хранились в подвалах замка вплоть до начала штурма города советскими войсками.
После штурма советскими войсками Кёнигсберга в апреле 1945 года Янтарная комната бесследно исчезла. Её дальнейшая судьба до сих пор остаётся загадкой.
Поиски Янтарной комнаты, организованные сразу же после окончания войны, не дали результатов. Сначала полагали, что она сгорела в руинах Кёнигсбергского замка, но уже с 1946 года всё чаще стали высказываться мнения, что Янтарная комната пережила пожар. Выдвигаются множество гипотез, где она сегодня может находиться: от Кёнигсберга до Кобурга, от соляных шахт Восточной Германии до секретных хранилищ и американских банковских сейфов. Предполагалось даже, что Янтарная комната была на потопленном Маринеско пароходе «Вильгельм Густлофф», или же на переданном США в счёт репараций крейсере «Принц Ойген».
Основными версиями судьбы Янтарной комнаты являются следующие:
1. Комната сгорела при пожаре, возникшем по вине советских солдат, штурмовавших Кёнигсберг (этой версии придерживаются исследователи Адриан Леви и Кейси Скотт-Кларк). Однако, эти утверждения опровергаются свидетелями, утверждающими, что пожар действительно был, но задолго до появления советских войск, после чего комната была разобрана, упакована в ящики и спрятана в подвалах замка, как говорится «от греха подальше».
2. Комната была спрятана немецкими войсками на территории Кёнигсберга и до сих пор находится там. По версии немецкого журнала «Шпигель» («Spiegel»), который финансировал проводившиеся в 2001—2008 годах раскопки, знаменитые сокровища находятся под руинами бывшего Королевского замка, уничтоженного в 1969 году. Сотрудники издания нашли очевидцев, которые утверждают, что видели, как за несколько дней до штурма Кёнигсберга 30 ящиков с янтарным панно были спрятаны в подвалах северного флигеля. В этом случае, к сожалению, комната может считаться утраченной, поскольку специалисты, изучающие свойства янтаря, утверждают, что ни в одном из подземелий знаменитая Янтарная комната не смогла бы сохраниться до наших дней: для её хранения необходим специальный режим влажности и температуры, иначе «солнечный камень» просто начнёт разлагаться.
3. Комната всё же была эвакуирована из Кёнигсберга и впоследствии оказалась в одном из до сих пор не найденных тайников на территории Германии, Австрии, Польши или Чехии. В этом случае она также может считаться утраченной — по той же причине.
4. Тайник оказался на территории, оккупированной после окончания войны союзниками (американскими, английскими или французскими войсками). Комната была обнаружена специальными подразделениями американской армии, занимавшимися поисками похищенных нацистами предметов искусства, и тайно вывезена в США, после чего попала в руки частных коллекционеров.
5. Нацистам удалось тайно вывезти Янтарную комнату в Южную Америку и она до сих пор находится в руках потомков нацистов, которым удалось скрыться после краха Третьего рейха. Поскольку о владельцах «всплывших» предметов практически ничего неизвестно, этот факт может служить подтверждением и этой версии.
С другой стороны, эти предметы могли быть просто похищены немецкими военнослужащими, а подавляющее большинство элементов комнаты были спрятаны в тайнике. Поэтому, вероятнее всего, Янтарная комната всё же погибла — либо при штурме Кёнигсберга, либо впоследствии — в результате длительного пребывания в совершенно неподходящих условиях хранения.
С 1981 года были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты (в период с 1981 по 1997 год проводились под руководством Журавлёва А. А.).
Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья.
В 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из калининградского янтаря), в т. ч. на деньги немецкой стороны. Сейчас она доступна для посещения в Екатерининском дворце.
По материалам ruvr.ru
Другие статьи на эту тему:
- Белорусские национальные музыкальные инструменты: дуды, цимбалы, гармошки и бубны
- Музеи Подмосковья: Как делали раньше коломенскую пастилу
- Выставки охотничьего оружия в Туле и в Тюмени (ВИДЕО)
- Музеи России: Музей коломенской пастилы
- Как появилось и развивалось холмогорское искусство резьбы по кости
- Ледяная подземная красота Якутска — Царство вечной мерзлоты
- Московский Кремль получит новые площади, а Новгородский — стеклянную башню. Новости о музеях