Что вы знаете о баянах? Нет, не о тех, которые в интернете, а о тех, которые согласно народной присказке рвут на похоронах тещи. Первые гармони появились в России в начале девятнадцатого века и быстро стали популярными. Фотоблоггер Сергей Мухаммедов отправился в Тулу, на фабрику, где их изготовляют. |
1. На этой неделе фотоблоггер Сергей Мухаммедов, терзаемый вопросом: "Сложно ли порвать баян?", отправилась на родину российского оружия, пряника и самовара, в гости на предприятие "Тульская гармонь".
2. Без сомнения, этот музыкальный инструмент, несмотря на свою относительную молодость, самый упоминаемый в интернете. Первые гармони появились в России в начале девятнадцатого века и, благодаря оригинальному звучанию и внешней привлекательности, быстро стали популярными. Количество мастеров гармонного дела выросло настолько, что промысел по их изготовлению стал в Туле вторым по значимости.
В 1870 году Николай Иванович Белобородов, стараясь расширить музыкальные возможности инструмента, изготавливает двухрядную гармонь с полной хроматической гаммой, включающей не только семь основных нот, но и пять полутонов.
3. Так как все частные фабрики в дореволюционной России были основаны на надомном производстве, и не годились для преобразования в промышленные предприятия, в 1930 году в Туле начинается строительство гармонной фабрики, на которой через несколько лет было налажено серийное производство.
В былые советские времена этот самый крупный в союзе завод выпускал 5 000 баянов и аккордеонов в месяц, теперь же только 300. Самая дешевая модель — одноголосая однорядная сувенирная гармонь стоит 5 000 рублей, а концертный многотембровый четырехголосый баян 420 000 (я не ошибся в нулях), ученические от 25-ти.
4. На заводе три цеха: столярный, слесарный и сборочный. Удивительно молодой главный конструктор водит нас по этажам. В моем представлении он должен был быть, как минимум, стариком.
— Сколько нужно времени, чтобы спроектировать новую модель?
— Если использовать готовые детали – месяц.
— Так быстро?
— А что тут сложного? Если разобраться, баян – вещь достаточно простая.
— Так все-таки, сложно ли порвать баян? – спрашиваю я у главного инженера.
— Ну, тут все от количества зависит, но, к слову, если на инструмент пролить стакан водки, то он испортится. Меха размокнут и порвутся в итоге. Гармонисты, например, не любят в Китай на гастроли ездить – баян через неделю разбухает от влажности, если сделан не из выдержанной пять лет древесины.
— А порванные пополам приносят чинить?
— Нет, ни разу не было.
— На новый год, восьмое марта играете на работе когда празднуете?
— За столом нет, бывает приглашаем коллектив какой, они выступают.
— Играть, естественно, все сотрудники умеют?
— Зачем? Далеко не все, тут же технология производства важна, но на проверке и настройке, конечно, играют.
5. По традиции, баяны отделываются целлулоидом. Все модели выглядят классически. Никакого кевлара, полированного алюминия и карбона — звук будет не тот. "Модники" же привозят корпуса из Италии, они интереснее, и уже здесь вставляют наши внутренности "потому, что тульский звук еще никто не отменял".
6. Сначала целлулоид отмачивают в ацетоне. Затем, когда он станет мягким, обтягивают детали и полируют. За обрезками целлулоида советские тульские мальчишки специально ходили на фабричную помойку и, добавив к ним тюбик из под зубной пасты, получали отличную ракету. Московские же были вынуждены тратить деньги на целлулоидные пеналы и теннисные шарики для дымовушек. Вот сейчас пишу и расстраиваюсь, что не прихватил с собой пару листов. Дочке бы показал мастер-класс, а то нынче китайскую петарду купить проще, чем самому что-то сделать.
7. Все детали собственного производства
8. Изготовление баяна на 95% ручной труд. Единственная деталь, где используется станок с ЧПУ — декоративная решетка.
9. Высококлассные мастера работают в отдельных помещениях, среди красного дерева и самодельных рубанков, а не в общем цехе.
10. Считается, что по-настоящему хороший баян собирается одним мастером. Это модель с семью подбородочными регистрами — кнопками, расположенными сверху и нажимаемыми в процессе игры не руками.
11. Так изготавливается кусковая голосовая планка. Именно она и издает звук. Баян относится к язычковым музыкальным инструментам. Проходя через отверстия, воздух колеблет металлические планочки.
12. Каждая настройщица сидит в отдельной кабинке.
На кусковую голосовую планку из трубок подается воздух, встроенный в стенд микрофон фиксирует частоту. Компьютер сообщает о погрешности. Далее кончик язычка легким прикосновением надфиля спиливается на ничтожную часть, меняется его вес, а значит и звук.
— А если слишком сильно спилить? – спрашиваю у настройщика.
— Тогда спиливаешь язычок ближе к началу и так по кругу.
13. Но в финале, когда баян собран целиком, его все равно настраивает мастер уже на слух. На сборку одного полукорпуса уходит минимум 3-4 недели, каждая работница собирает свой от начала и до конца.
14. Левый полукорпус содержит 2000 деталей.
15. — Целый месяц собираете! Потом его, наверное, видеть не можете?
— Что вы! Мы переживаем, к настройщику заходим, узнаем, не хочется чтобы потом на переделку возвращался.
16. Все, что имеет 2 ряда клавиш — гармонь, у бояна 3-5 рядов, аккордеон с клавишами как на рояле. В Европе еще встречается кнопочный аккордеон, который внешне от баяна неспециалисту не отличить.
17. Расписывание и нанесение логотипа. Названия всех моделей — кириллические.
18. — Рисунки отличаются от настроения?
— Конечно, я ж не машина.
— Хочется, наверное, какой-нибудь свой узор придумать?
— Так я и придумываю иногда, я здесь уже шесть лет работаю.
Присматриваюсь к ромашкам, действительно, все разные.
19. Последний этап — упаковка. Баян протирается и укладывается в чехол. Все.